О ПРИЗНАНИИ КОРРЕКТИРОВКИ ОТОПЛЕНИЯ ЗА ПЕРИОД С 01.01.2008 ПО 31.05.2008 НЕЗАКОННОЙ



Гр. дело № 2-639/2011 (вступило в силу 12.09.2011) Изготовлено 20 июня 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июня 2011 года г. Апатиты

Апатитский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Енцовой В.Е.,

при секретаре Афанасовой П.А.,

при участии прокурора Каношкиной О.М.

представителя ответчика Ладана В.В.,

представителя третьего лица Митенева А.А.,

представителя третьего лица ОАО ТГК-1 Прокофьева П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Апатиты в интересах неопределенного круга лиц к МУП г. Апатиты «Управление жилищно-коммунального хозяйства» о признании незаконным расчета корректировки платы за отопление,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Апатиты обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУП г. Апатиты «Управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее - УЖКХ) о признании незаконным расчета корректировки платы за отопление за период с <дата>. по <дата>. в многоквартирных домах г. Апатиты, не оборудованных общедомовыми приборами учета, путем применения значения P k.p., расчет которого произведен на основании Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000, утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105, за период - <.....>.

В обоснование требований указал, что по многочисленным обращениям граждан в прокуратуру г. Апатиты проведена проверка законности и обоснованности проведения МУП г. Апатиты УЖКХ корректировки платы за отопление за период с <дата>. по <дата>.

В ходе проверки установлено, что в соответствии с приказом конкурсного управляющего МУП гор. Апатиты «УЖКХ» от <дата> <№> «О корректировке размера платы за отопление» МУП гор. Апатиты «УЖКХ» произведена корректировка размера платы населению многоквартирных домов за указанный выше период.

В многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, величина корректировки рассчитывалась по формуле № 2 Приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006.

Количество фактически потребленной тепловой энергии определялось управляющей компанией на основании ежемесячно представляемых ресурсоснабжающей организацией МУП «Апатитыэнерго» (в дальнейшем РСО) счетов-фактур и расшифровок к ним по каждому дому отдельно в соответствии с договором теплоснабжения (в горячей воде) <№> от <дата>

При этом ресурсоснабжающей организацией расчет за фактически потребленную теплоэнергию производился на основании «Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000», утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105, то есть без учета нормативов потребления коммунальных услуг.

Полагает, что при проведении расчета корректировки ответчиком не соблюдены требования действующего законодательства, а именно п.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ и п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006.

В соответствии с п.п. 2 п.1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрен порядок определения размера корректировки и рассчитывается по установленной формуле, в которой одной из величин является показатель платы Р к.р. – размер платы за потребленную в многоквартирной доме тепловую энергию. Данный показатель определяется ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством РФ.

Поэтому метод определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.

Определение объема фактического потребления тепловой энергии для расчетов корректировки на основании Методики №105 является неправомерным, что подтверждено соответствующей судебной практикой арбитражных судов, поскольку указанная методика является практическим пособием, не прошедшим в установленном порядке государственную регистрацию.

При этом Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрено право исполнителя на корректировку размера платы за отопление 1 раз в год.

Согласно п. 8 Правил условия договора о приобретении коммунального ресурса, заключаемого с ресурсоснабжающей организацией, не должны противоречить Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам и иным правовым актам Российской Федерации.

С учетом указанной нормы закона, метод определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться, исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.

Согласование сторонами метода определения количества поставленной исполнителю тепловой энергии, не соответствующего положениям Жилищного кодекса РФ и Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, противоречит ст. 426 ГК РФ и влечет ничтожность таких условий.

В силу положений Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, в не зависимости от метода определения норматива потребления отопления (метод аналогов; экспертный метод; расчетный метод) пользователи отопления (население) производит ежемесячно в течение года оплату за отпущенное им отопление исходя 1/12 годового объема потребления тепловой энергии в горячей воде.

Право потребителя вносить плату за потребленную на отопление жилого помещения тепловую энергию в размере 1/12 вытекает из формулы 1, установленной подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к Правилам № 307, так как входящий в состав формулы норматив рассчитывается как 1/12 от годового нормативного потребления (приложение № 1 к постановлению администрации г. Апатиты от 19.12.2006 № 727).

Поэтому расчеты между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией должны осуществляться исходя из 1/12 годового объема потребления тепловой энергии в горячей воде в месяц.

Согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1009 от 13.08.1997, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Методика № 105 не является нормативным правовым актом и не зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации, следовательно, она не может быть использована при разрешении этого спора.

Иного, принятого в установленном порядке правового акта, регламентирующего расчетный метод определения количества поставленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета, в настоящее время не имеется.

Считает, что корректировка платы за отопление, основанная на применении значения P k.p., расчет которого произведен на основании Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000, утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105, является незаконной.

Указывает, что ответчиком в нарушение подпункта 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам № 307, корректировка размера платы за отопление произведена не по количеству коммунального ресурса, поставленного в течение года, как требуют указанные нормы Правил № 307, а в течение иного периода, в частности, за пять месяцев 2008 года.

Нормативных правовых актов, допускающих корректировку платы по отоплению за иной период, не имеется.

Право потребителя вносить плату за тепловую энергию в размере 1/12 вытекает из формулы 1, установленной подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к Правилам, так как входящий в состав формулы норматив (независимо от метода его определения) рассчитывается как 1/12 от годового нормативного потребления. Поэтому нормативное расчетное потребление в месяц не соответствует фактическому потреблению данной услуги за тот же период.

В силу положений Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, в не зависимости от метода определения норматива потребления отопления (метод аналогов; экспертный метод; расчетный метод) пользователь отопления (население) производит ежемесячно в течение года оплату за отпущенное им отопление исходя 1/12 годового объема потребления тепловой энергии в горячей воде.

В этой связи данные о размере платежей за теплоэнергию по нормативу до окончания именно календарного года не могут использоваться для корректировки платы за отопление.

Ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41 «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию» определено, что срок действия тарифов не может быть менее одного финансового года. Определение финансового года дано в ст. 12 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Тарифы на тепловую энергию действовали с <дата>. по <дата>. (постановление Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 28.11.2007 № 37/2).

В силу ст. 157 ЖК РФ нормативы потребления и тарифы являются составной частью платы за отопление, установлены на календарный (финансовый) год, поэтому плата за указанный коммунальный ресурс подлежит ежегодной корректировке только в случае разницы между годовым (с 01 января по 31 декабря) нормативным и фактическим потреблением.

Расчет за поставленную тепловую энергию управляющая компания с ресурсоснабжающей организацией и за коммунальные услуги население с управляющей компанией производят исходя из показателей (тарифа, норматива, планового объема), определенных на календарный год.

Из этого следует, что корректировка размера платы за отопление должна производится управляющей компанией за календарный год, а не за 5 месяцев работы управляющей компании.

Кроме того, населению оплата за полученную тепловую энергию в горячей воде, предъявлялась к оплате на протяжении всего календарного <.....>, получателем данных денежных средств до <дата>. являлось МУП г. Апатиты «УЖКХ», а с <дата> ООО «УК «Апатиты-Комфорт».

При оплате населением коммунальных платежей за календарный <.....> плата за отопление поступала ежемесячно (в равных 1/12 долях), но при переходе многоквартирных домов с <дата>. в управление другой управляющей компании ООО «УК «Апатиты-Комфорт», получателем денежных средств за поставленную услугу было как МУП г. Апатиты «УЖКХ» за первые <.....>., так и ООО «УК «Апатиты-Комфорт» за последующие <.....>

В этом случае усматриваются долговые обязательства ООО «УК «Апатиты-Комфорт» перед МУП г. Апатиты «УЖКХ», при отсутствии поставок тепловой энергии в многоквартирные дома в летние месяцы (<.....>) а также <.....>., получателем денежных средств за отопление являлось ООО «УК «Апатиты-Комфорт».

При проведении корректировки МУП гор. Апатиты «УЖКХ» размера платы за <.....>. нарушаются права населения, поставленного в рамки двойной оплаты полученного в <.....> коммунального ресурса – отопления. Поэтому расчет МУП гор. Апатиты «УЖКХ» корректировки за период <.....> работы компании с <дата> по <дата> является незаконным.

До начала судебного заседания прокурор г. Апатиты представил заявление об уточнении исковых требований с учетом издания МУП УЖКХ приказа <№> от <дата> «О проведении окончательного расчета с потребителем коммунальных услуг», которым определено произвести окончательный расчет по оплате отопления с потребителями коммунальных услуг многоквартирных домов, перешедших с <дата> в управление ООО «Апатиты-Комфорт» за период с <дата>. по <дата>. и признан утратившим силу приказ от <дата> <№>.

Прокурор просит признать незаконным корректировку размера платы за отопление за период с <дата> по <дата>, произведенную МУП города Апатиты «УЖКХ» (конкурсное производство) в многоквартирных домах города Апатиты.

В судебном заседании помощник прокурора Каношкина О.М. дополнила уточненные исковые требования и просила обязать МУП города Апатиты «УЖКХ» прекратить выставление требований и взыскание корректировки размера платы за отопление за период с <дата> по <дата>, основанном на таком расчете.

Суду пояснила, что количество фактически потребленной тепловой энергии определялось УЖКХ на основании ежемесячно представляемых ресурсоснабжающей организацией ОАО «Апатитыэнерго» счетов-фактур и расшифровок к ним по каждому дому отдельно в соответствии с договором теплоснабжения (в горячей воде) от <дата> <№>

Расчеты между МУП УЖКХ и ОАО «Апатитыэнерго» осуществлялись ежемесячно за фактически отпущенную тепловую энергию в горячей воде, количество которой в гикокаллориях (гКал) определялось согласно Методике определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000, утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105.

Несмотря на издание УЖКХ приказа <№> от <дата> «О проведении окончательного расчета с потребителем коммунальных услуг» и признании утратившим силу приказа от <дата> <№>, ответчик фактически произвел корректировку размера платы за отопление за период с <дата> по <дата> в многоквартирных домах г. Апатиты, не оборудованных общедомовыми приборами учета, путем применения значения P k.p., расчет которого произведен на основании Методики МДС 41-4.2000, утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105, за период - <дата>

Представитель ответчика Ладан В.В. суду пояснил, что в целях обеспечения жителей многоквартирных домов тепловой энергией между МУП г. Апатиты «УЖКХ» и МУП «Апатитыэнерго» был заключен договор энергоснабжения за <№> от <дата>. на отпуск тепловой энергии в горячей воде.

На основании пункта 3.1.1. договора МУП «Апатитыэнерго» (далее РСО) было обязано отпускать МУП г. Апатиты «УЖКХ» тепловую энергию в горячей воде в соответствии с установленными указанным договором условиями и объемами потребления тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 9.1 договора он был заключен на срок до <дата> и считался пролонгированным на следующий год, если за месяц до истечения срока его действия ни одна из сторон не заявит о его расторжении. Указанный договор действовал по <дата>

Договор был заключен до принятия «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительством РФ от 23.05.2006 № 307, поэтому при заключении договора стороны руководствовались Гражданским кодексом РФ и иными нормативными актами, имевшими для сторон обязательную силу.

С 1 июня 2008 года многоквартирные дома перешли в управление ООО «Апатиты-Комфорт», поэтому плата за отопление с 1 <дата> вносилась потребителями на счет указанной управляющей компании, в результате чего у МУП г. Апатиты «УЖКХ» перед РСО (и соответственно у потребителей перед «УЖКХ») образовался долг в сумме <.....> рублей за отопление многоквартирных домов, перешедших под управление УК «Апатиты-Комфорт» за период с <дата>.

Плата за отопление в <.....> предъявлялась населению в соответствии с нормативами отопления, утвержденными Постановлением администрации города Апатиты от <дата> <№> (с изменениями от <дата> <№>). Норматив отопления рассчитывается таким образом, чтобы вся стоимость потребленной в течение отопительного периода тепловой энергии потребителем была оплачена, при этом потребитель оплачивает отопление по нормативам и в те месяцы, когда оно отсутствует, то есть часть объема потребленной в отопительный период тепловой энергии потребитель оплачивает тогда, когда отопление отсутствует.

Долг за потребленную тепловую энергию у МУП г. Апатиты «УЖКХ» перед РСО за период с <дата>. по <дата>. составил <.....> рублей. Следовательно, указанный долг был бы погашен населением в течение 2 месяцев – <.....> В <.....> население вносило бы уже предоплату за отопление, для оплаты тепловой энергии после возобновления отопительного сезона в <.....>.

Указывает, что объем тепловой энергии, затраченный на отопление многоквартирных домов и предъявляемый к оплате РСО, соответствовал установленным в расчете на 12 месяцев нормативам на отопление, а задолженность МУП г. Апатиты «УЖКХ» перед РСО и, соответственно, населения перед МУП «УЖКХ» явилась следствием прекращения правоотношений между исполнителем и потребителями коммунальных услуг по инициативе последних.

Жилищным законодательством, в том числе Жилищным кодексом и «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительством РФ от 23.05.2006 № 307, вопрос об окончательных расчетах между исполнителем и потребителями коммунальных услуг при прекращении между ними правоотношений не регламентирован.

Корректировка платы за отопление, так как она предусмотрена «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», может быть проведена при условии, что плата за отопление с населения взималась в течение 12 месяцев по нормативу, рассчитанному на годовой объем потребляемой тепловой энергии.

В рассматриваемом случае предъявляемый РСО к оплате объем тепловой энергии соответствовал нормативному, но количество месяцев, в течение которых МУП «УЖКХ» должно было предъявлять потребителям плату за указанную тепловую энергию, не по вине предприятия было сокращено.

Полагает, что при сложившихся обстоятельствах необходимо руководствоваться положениями о договоре энергоснабжения, установленными Гражданским кодексом РФ, так как пунктом 1 статьи 548 ГК РФ установлено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Считает, что РСО в соответствии с условиями договора энергоснабжения на отпуск тепловой энергии в горячей воде от <дата> <№> предъявляла к оплате МУП г. Апатиты «УЖКХ» стоимость тепловой энергии, количество которой соответствовало нормативному, что подтверждается расчетами за 5 месяцев отопительного периода <.....>.

Величина Р к.р., размер платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, определялась в порядке, установленном договором энергоснабжения на отпуск тепловой энергии в горячей воде от <дата> <№> в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам».

Решением арбитражного суда Мурманской области по делу <№> от <дата> МУП г.Апатиты «УЖКХ» признано банкротом, открыто конкурсное производство.

В соответствии со ст.126, 129 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ (в ред. от 16.10.2002г.) с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия (в рассматриваемом случае МУП «УЖКХ»).

Ст. 129 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» обязывает конкурсного управляющего предъявить к лицам, имеющим задолженность перед МУП г.Апатиты «УЖКХ» требования о ее взыскании, принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат.

Разница между принятыми должником услугами и выставленными потребителю счетами является имуществом (дебиторской задолженностью) МУП г.Апатиты «УЖКХ», подлежит включению в конкурсную массу и взысканию для расчетов с кредиторами. Непринятие мер по окончательному расчету с потребителями является сокрытием имущества должника, влекущее ответственность арбитражного управляющего за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

Наличие дебиторской задолженности подтверждается решением Арбитражного суда Мурманской области от <дата> по делу <№>, исполнительным листом <№> от <дата>, счетами – фактурами <№> от <дата>, <№> от <дата>, а также актом сверки расчетов задолженности от <дата>

Указанная сумма задолженности включает в себя <.....> рублей за оказанные услуги по отоплению многоквартирных домов за период с <.....>

С учетом изложенного конкурсным управляющим издан приказ от <дата> <№> «О проведении окончательного расчета с потребителями коммунальных услуг» пунктом 2 данного приказа приказ от <дата> <№> «О корректировке размера платы за отопление» признан утратившим силу.

Приказ конкурсного управляющего о проведении окончательного расчета за отопление с потребителями коммунальных издан в пределах его полномочий, в соответствии с Гражданским и Налоговым кодексами РФ, Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) и не противоречит жилищному законодательству.

МУП «УЖКХ» с <дата> не является исполнителем коммунальных услуг, соответственно на него не распространяются указанные Правила, и предприятие, находясь в стадии банкротства (ликвидации) не может ими руководствоваться.

Представитель третьего лица ОАО «Апатитыэнерго» Митенев А.А. суду пояснил, что между МУП г. Апатиты «УЖКХ» и МУП «Апатитыэнерго» был заключен договор энергоснабжения за <№> от <дата>. на отпуск тепловой энергии в горячей воде.

При отсутствии в многоквартирных домах приборов учета для определения потребленной тепловой энергии и теплоносителя применялся расчетный метод учета.

Согласно Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденным Минтопэнерго РФ 12.09.1995 № Вк-4936 и зарегистрированным в Минюсте РФ 25.09.1995 года за № 954, взаиморасчеты энергоснабжающей организации с потребителями, у которых временно отсутствуют узлы учета, осуществляется на основании нормативных документов Главгосэнергонадзора. Методика определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения (МДС 41-4.2000) утверждена приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 за № 105.

Выработка тепловой энергии Апатитской ТЭЦ имеет сезонный характер с максимальным отпуском тепловой энергии в зимний период и минимальный – в летний период. В городе Апатиты реализована открытая двухтрубная система теплоснабжения с отбором теплоносителя на нужды горячего водоснабжения непосредственно из тепловой сети, поэтому организовать отдельный учет тепловой энергии и теплоносителя на нужды горячего водоснабжения технически невозможно. При реализации тепловой энергии потребителям, не оборудовавшим свои объекты приборами учета, и рассчитывающихся по расчетным значениям, необходимо осуществлять балансовое распределение тепловой энергии между потребителями пропорционально их проектным или расчетным тепловым нагрузкам, что и было реализовано МУП «Апатитыэнерго» для определения величин потребляемой тепловой энергии МУП г. Апатиты «УЖКХ».

В целях исполнения постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 и соблюдения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, между МУП «Апатитыэнерго» и МУП г. Апатиты «УЖКХ» было заключено дополнительное соглашение к договору электроснабжения <№> от <дата>, согласно которому стоимость тепловой энергии, потребленной каждым многоквартирным домом, фактически не оборудованных общедомовым прибором учета тепла, определялась исходя из выставляемых энергоснабжающей организацией счетов-фактур в соответствии с порядком определения стоимости тепловой энергии, потребленной многоквартирными домами, являющимися приложением к договору.

Потребители коммунального ресурса (тепловой энергии) оплачивают отпущенную им тепловую энергию исходя из 1/12 годового объема потребления тепловой энергии в горячей воде. Норматив на отопление рассчитывается исходя из полной стоимости тепловой энергии, поставляемой энергоснабжающей организацией в течение отопительного периода потребителям, при этом оплате подлежат и те периоды, когда отопление фактически отсутствовало (летний период).

Объем фактически потребленной ответчиком тепловой энергии за спорный период подтвержден решением Арбитражного суда Мурманской области по делу <№> от <дата>.

Представитель третьего лица - ОАО «ТГК-1», не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика, иск прокурора не признал, пояснил, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным правовым актам Российской Федерации.

Согласно позиции Высшего Арбитражного суда РФ арбитражными судами признается то обстоятельство, что, рассчитываясь с энергоснабжающей организацией в течение года, исходя из установленных нормативов теплопотребления, которые являются лишь расчетной величиной и не отражают фактическое теплопотребление, по результатам календарного года исполнитель коммунальных услуг, с учетом обязанности по корректировке платы перед потребителями, обязан оплатить фактически потребленную тепловую энергию, объем которой определяется расчетным путем, в том числе и на основании «Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000», утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105.

Указанный приказ Госстроя отнесен к перечню нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, и применяется в текущей деятельности. Мнение прокурора, что при производстве корректировки отопления ответчик необоснованно применил размер платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем, полагает необоснованным.

Действующее жилищное законодательство предусматривает, что в течение определенного периода, например, календарного года, коммунальные услуги собственникам жилого дома могут быть оказаны несколькими исполнителями коммунальных услуг при смене одного исполнителя на другого в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ.

При этом, ни нормами ЖК РФ, ни Правилами не предусмотрен какой-либо порядок взаимодействия исполнителей коммунальных услуг друг с другом, а также потребителями по предоставленным услугам за какой-либо период, оплаты этих услуг и т.д. Исполнители являются самостоятельными хозяйствующими субъектами и не связаны друг с другом какими-либо императивными нормами.

Управляющая организация вправе в одностороннем порядке изменить размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги, который рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, по установленным тарифам. Поскольку тарифы являются составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.

МУП г. Апатиты «УЖКХ» являлось исполнителем коммунальных услуг по домам с <.....> и обязано произвести корректировку размера платы по отоплению за <.....> за весь период оказания соответствующей услуги, в данном случае, за пять календарных месяцев.

Правила не содержат императива о том, что корректировка возможна только в том случае, если исполнитель осуществлял оказание услуг весь календарный год непрерывно и все 12 месяцев.

Как следствие, период корректировки за соответствующий год может включать ни только 12 месяцев календарного года, но и меньший период, например, в случаях, когда менялся исполнитель коммунальных услуг или услуги были оказаны не в течение всего календарного года, например, в случае ввода дома в эксплуатацию в середине календарного года.

Считает, что при проведении корректировки, с учетом позиции прокурора, она как таковая невозможна, так как необходимо корректировать объем тепловой энергии, рассчитанный по нормативу, на такой же объем, что всегда дает нулевое значение корректировки, то есть по сути истцом корректировка вовсе отрицается.

Третье лицо – конкурсный управляющий МУП г. Апатиты РИЦ в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен. Письменных возражений по иску не представил.

Суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица МУП РИЦ в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, представителей третьих лиц, исследовав представленные доказательства, суд считает, что исковые требования прокурора г. Апатиты подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц предусмотрено ст. 45 ГПК РФ.

Судом установлено, что между МУП г. Апатиты «УЖКХ» и МУП «Апатитыэнерго» был заключен договор энергоснабжения за <№> от <дата>. на отпуск тепловой энергии в горячей воде.

В соответствии с пунктом 3.1.1 договора МУП «Апатитыэнерго» (далее РСО) было обязано отпускать МУП г. Апатиты «УЖКХ» тепловую энергию в горячей воде в соответствии с установленными указанным договором условиями и объемами потребления (приложение 1,3) актом аварийной технологической брони и в соответствии с параметрами, качеством и количеством, вырабатываемом Апатитской ТЭЦ.

На основании пункта 9.1 договора он был заключен на срок до <дата> и считался пролонгированным на следующий год, если за месяц до истечения срока его действия ни одна из сторон не заявит о его расторжении. Указанный договор действовал по <дата>

Договор был заключен до принятия «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительством РФ от 23.05.2006 № 307.

В целях исполнения постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 и соблюдения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, между МУП «Апатитыэнерго» и МУП г. Апатиты «УЖКХ» было заключено дополнительное соглашение от <дата> к договору энергоснабжения <№> от <дата>, согласно которому стоимость тепловой энергии, потребленной каждым многоквартирным домом, фактически не оборудованным общедомовым прибором учета тепла, определялась исходя из выставляемых энергоснабжающей организацией счетов-фактур в соответствии с порядком определения стоимости тепловой энергии, потребленной многоквартирными домами (приложение № 9 к договору).

При отсутствии в многоквартирных домах приборов учета для определения потребленной тепловой энергии и теплоносителя ОАО «Апатитыэнерго» применялся расчетный метод учета, что не отрицается представителем третьего лица ОАО «Апатитыэнерго» и представителем ответчика. Не отрицается указанное обстоятельство также и представителем ТГК-1.

Согласно Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 № Вк-4936 и зарегистрированных в Минюсте РФ 25.09.1995 года за № 954, взаиморасчеты энергоснабжающей организации с потребителями, у которых временно отсутствуют узлы учета, осуществляется на основании нормативных документов Главгосэнергонадзора.

При этом ОАО «Апатитыэнерго» расчет за фактически потребленную теплоэнергию производился на основании «Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000», утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105, то есть без учета нормативов потребления коммунальных услуг. Указанная Методика использовалась также и ТГК-1.

Количество фактически потребленной тепловой энергии определялось МУП УЖКХ на основании ежемесячно представляемых ресурсоснабжающей организацией МУП «Апатитыэнерго» счетов-фактур и расшифровок к ним по каждому дому отдельно в соответствии с договором теплоснабжения (в горячей воде) от <дата>. <№>

Коммунальный ресурс приобретался МУП УЖКХ у ресурсоснабжающей организации не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам – потребителям коммунальной услуги.

На момент начисления платы гражданам за отопление части 1 и 2 статьи 157 ЖК РФ действовали в следующей редакции: размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ).

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.

Редакция ч. 1 и 2 ст. 157 ЖК РФ на момент рассмотрения спора предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ).

Согласно п. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

В силу ч. 2 ст. 18 Федерального закона РФ от 29.12.2004 № 189-ФЗ ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положением раздела VIII Жилищного кодекса РФ, то есть до заключения договоров управления с управляющими организациями.

Таким образом, на основании указанных положений Закона и статей ЖК РФ ответчик обязан был предоставлять коммунальные услуги и определять размер платы за отопление, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

Постановлением администрации муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией от <дата> <№> утверждены нормативы потребления коммунальных услуг, а постановлением администрации муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией от <дата> <№> внесены изменения в Постановление от 19.12.2006 № 727.

В силу п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 размер платы за горячее водоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В спорный период действовали тарифы, утвержденные постановлением комитета по тарифному регулированию Мурманской области от <дата> <№> «О внесении изменений в постановление комитета по тарифному регулированию Мурманской области от <дата> <№>».

На основании п. 19 Правил от 23.05.2006 N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:

а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

При отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке:

1) размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:

, (1)

где:

- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

- норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);

- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал);

Таким образом, произведение суммы площадей всех квартир дома (кв. м) и норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал./кв. м) является величиной постоянной и составляет норматив потребления тепловой энергии на отопление домом.

Как следует из представленных суду расчетов плата за отопление по всем домам, в соответствии с нормативами отопления, ежемесячно начислялась в сумме <.....> рубля <.....> копеек в месяц.

Судом установлено, что до корректировки размера платы за отопление ответчик начислил плату за отопление в соответствии с указанной формулой, то есть граждане в <.....> получили квитанции, в которых была указана плата за отопление в соответствии с нормативами потребления тепловой энергии на отопление.

При этом в п. 19 Правил указано, что исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам (ред. от 29.07.2010).

Согласно п. 2 Приложения № 2 размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле:

, (2)

где:

- размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.);

- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

- общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м);

- общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.)

С учетом анализа действующего законодательства, вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.

Судом установлено, что ОАО «Апатитыэнерго» приобретало тепловую энергию у ОАО «ТГК-1» и количество потребленной тепловой энергии в связи с отсутствием приборов учета ТГК-1 и ОАО «Апатитыэнерго» определялось на основании договора <№> от <дата> (срок действия с <дата> по <дата>) в соответствии с «Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000», утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105, которая не предусматривает учет нормативов потребления коммунальных услуг.

Так, например, в счете – фактуре <№> от <дата> за <дата> ОАО «Апатитыэнерго» предъявлено УЖКХ к оплате <.....> гКал - это количество тепловой энергии в горячей воде. Указано количество поставленного тепла и за последующие месяцы по другим счетам – фактурам.

Тариф за единицу измерения <.....> руб. х на указанное количество гикокалорий <.....> = <.....> руб. – это стоимость тепловой энергии без НДС.

С начислением НДС в размере 18 % в сумме <.....> руб. стоимость тепловой энергии составила за <.....> - <.....> руб. Аналогичный расчет произведен и по следующим месяцам <.....> включительно по май месяц.

Далее УЖКХ при получении счета – фактуры от ОАО «Апатитыэнерго» из указанной стоимости тепловой энергии вычитало стоимость тепловой энергии по объектам с приборами учета, в том числе по жилым домам с приборами учета; затем вычитал стоимость горячего водоснабжения (ГВС), отпущенного по договору УЖКХ.

После этого получается стоимость тепловой энергии, поставленной для домов, не оборудованных приборами учета и для арендаторов.

Из этой стоимости вычитается стоимость тепловой энергии для арендаторов, которые рассчитывало УЖКХ. В конечном итоге остается стоимость отопления для населения по жилым домам, не оборудованными приборами учета.

Эта полученная стоимость отопления умножается на коэффициент, который рассчитывается из формулы

, где:

Qо - количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами или жилыми домами, не оборудованными приборами учета (Гкал/год);

- общая площадь жилых помещений многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, или помещений жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии.

В силу п. 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II, то есть по вышеуказанной формуле.

После проведения всех вышеперечисленных расчетов остается стоимость полученной тепловой энергии на отопление на конкретный дом за 1 месяц, то есть показатель - размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном не действующим законодательством РФ, а согласно Методике определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000» от 06.05.2000 № 105, которая не предусматривает учет нормативов потребления коммунальных услуг.

Далее таким же образом расчеты производились за следующие месяцы, накапливались за 5 месяцев, а правильно за 12 месяцев, если бы дома с <дата> не были переданы управляющей компании ООО «Управляющая компания «Апатиты-комфорт».

Таким образом, при накоплении стоимости за отопление хоть за 5 месяцев, хоть за 12 месяцев года получается стоимость фактически поставленной тепловой энергии в горячей воде, то есть показатель , который закладывается в показатель в расчет корректировки по формуле

, (2)

где в этом случае - размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем не в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.), а в соответствии с Методикой от 06.05.2000 № 105, что подтверждается расчетами корректировки отопления по квартирам, указанным в приложенных в дело обращениям граждан.

Ссылку ответчика и представителей третьих лиц на «Методику определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000», утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105, суд не принимает во внимание, поскольку в Министерстве юстиции Российской Федерации указанная Методика не зарегистрирована.

Согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Методика № 105 от 06.05.2000 не является нормативным правовым актом и не зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации, следовательно, она не может быть использована при разрешении этого спора.

Иного, принятого в установленном порядке правового акта, регламентирующего расчетный метод определения количества поставленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета, в настоящее время не имеется.

Таким образом, корректировка размера платы за отопление, основанная на применении значения P k.p., расчет которого произведен на основании Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000, утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105, является незаконной.

Доказывается это также последующим постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которое введено в действие с 9 июня 2011 года, но с учетом последующего утверждения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению субъектами РФ.

Таким образом, размер платы за отопление в дальнейшем будет рассчитываться только по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению.

Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг № 307 от 23.05.2006 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором, на него распространяются норма п. 4 ст. 426 ГК РФ, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, а также норма п. 5 ст. 426 ГК РФ о ничтожности условий публичного договора, не соответствующих указанным правилам.

Таким образом, РСО и МУП г. Апатиты «УЖКХ» при исполнении договора теплоснабжения был согласован метод определения количества поставленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета на основе Методики, не учитывающей нормативы потребления для населения, которая противоречит ст. 157 ЖК РФ и п. 19 Правил.

Нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Администрации муниципального образования город Апатиты от <дата> <№> (с учетом изменений), вступили в законную силу с <дата> и действуют в настоящее время.

При этом ответчик, не являющийся производителем поставляемой энергии, при заключении договора теплоснабжения жилого дома действует в интересах граждан-жильцов дома, поэтому условия обеспечения их данным видом коммунальных услуг не должны быть определены в договоре энергоснабжения иначе, чем в нормативном акте, регулирующем предоставление коммунальных услуг гражданам, как непосредственным потребителям.

Суд приходит к выводу, что метод определения количества тепловой энергии, потребляемой без приборов учета гражданами (в части показателя Ркр), производимый ТГК-1 в соответствии с рекомендациями Приказа Госстроя № 105, в спорном случае не соответствует формуле для расчета корректировки, предусмотренной в Приложении № 2 к Правилам № 307.

В результате корректировки, произведенной ответчиком на основании выставленных ресурсоснабжающей организацией счетов-фактур в размере платы за фактическую потребленную тепловую энергию, рассчитанную в отсутствие приборов учета без учета нормативов потребления коммунальных услуг, происходит изменение размера платы граждан за коммунальные услуги по отоплению относительно размера платы, определенного согласно действующему законодательству исходя из нормативов потребления.

При применении такого расчета возникают обязанности для лиц (в спорном случае для граждан), не являющихся стороной договора теплоснабжения <№> от <дата>, что противоречит закону, а именно ч. 3 ст. 308 ГК РФ, чем нарушаются законные интересы граждан как потребителей коммунальных услуг.

Доводы представителя ответчика, что объем потребленной тепловой энергии за спорный период между МУП г. Апатиты «УЖКХ» и ресурсоснабжающей организацией был проверен арбитражным судом Мурманской области в рамках рассмотрения исковых требований ОАО «Апатитыэнерго» о взыскании с МУП г. Апатиты «УЖКХ» задолженности по оплате за спорный период, не принимаются судом во внимание по следующим основаниям.

Суд соглашается, что данные для расчета корректировки, определенные ресурсоснабжающей организацией в рамках договора энергоснабжения могут быть использованы ответчиком, поскольку в силу положений ст.ст. 421, 422 ГК РФ стороны свободны в выборе условий договора и определили методы расчета за поставленную тепловую энергию, но указанный метод не должен противоречить положениям ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг № 307 от 23.05.2006. Договор вступил в законную силу и обязателен для исполнения сторонами. В силу чего МУП г. Апатиты «УЖКХ» произвело расчеты с ОАО «Апатитыэнерго».

В случае выявления несоответствия условий такого договора действующему законодательству МУП г. Апатиты «УЖКХ», как сторона по договору теплоснабжения, не лишено возможности разрешить разногласия путем проведения переговоров, как это указано в п. 8.3 договора теплоснабжения, и обратиться в суд в случае не урегулирования таких разногласий, не возлагая ответственность на потребителя по оплате корректировки в размере, не соответствующем нормам действующего жилищного законодательства.

Законность методики расчета объема фактической потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета, согласованной сторонами в заключенном договоре, а также законность применения Методики № 105 в своих расчетах, не была предметом рассмотрения арбитражным судом Мурманской области в деле <№>

Применение МУП г. Апатиты «УЖКХ» расчета корректировки (в части показателя Рк.р.) в спорном случае, на основе данных, определенных ресурсоснабжающей организацией, возлагает на граждан обязанность по уплате корректировки в необоснованном размере, что также влечет неправильное определение стоимости платы за отопление, предъявленной потребителям - гражданам. Поскольку граждане не являются стороной договора теплоснабжения, то не имеют возможности оспаривать содержание условий указанного договора.

Действующим законодательством предусмотрена обязанность управляющей организации произвести оплату тепловой энергии, потребленной в спорный период, при отсутствии приборов учета для предоставления населению коммунальной услуги по отоплению по находящимся в управлении организации многоквартирным домам, по нормативам потребления коммунальных услуг населением.

Судом установлено, что для проведения корректировки отопления конкурсным управляющим МУП гор. Апатиты «УЖКХ» издан приказ от <дата>. <№> «О корректировке размера платы за отопление», на основании которого ответчик фактически произвел корректировку размера платы населению по отоплению многоквартирных домов за период с <дата> по <дата>.

После этого ответчик направил гражданам квитанции с требованием оплаты именно корректировки отопления с <дата> по <дата>, что подтверждается квитанциями, приложенными в дело.

В дальнейшем, конкурсным управляющим МУП УЖКХ издан приказ <№> от <дата> «О проведении окончательного расчета с потребителем коммунальных услуг», которым определено произвести окончательный расчет по оплате отопления с потребителями коммунальных услуг многоквартирных домов, перешедших с <дата> в управление ООО «Апатиты-Комфорт» за период с <дата>. по <дата>., а приказ от <дата> <№> признан утратившим силу.

После этого новые квитанции гражданам не направлялись, прежние квитанции по оплате корректировки по отоплению не отозваны.

Таким образом, судом установлено, что МУП УЖКХ фактически произведена корректировка размера платы за отопление за период <дата> по <дата>, а не окончательный расчет с потребителями коммунальных услуг за указанный период.

Доводы представителя ответчика в указанной части суд не принимает во внимание, поскольку судом установлено, что ответчиком фактически проведена корректировка размера платы за отопление по формуле в соответствии с п.п. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам № 307 от 23.05.2006.

Кроме того, факт корректировки размера платы за отопление подтверждается протоколом собрания кредиторов от <дата>. которым решено предъявить населению корректировку размера платы за тепловую энергию за период с <дата> по <дата> в размере <.....> рублей в срок до <дата>

Суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что на МУП г. Апатиты «УЖКХ» не распространяются положения ст. 157 ЖК РФ, так как УЖКХ не является управляющей организацией по следующим основаниям.

Согласно п. 5.1 Устава, утвержденного распоряжением Комитета по управлению имуществом администрации г. Апатиты 20.06.2003 г, целями ответчика являются удовлетворение общественных потребностей в жилищно-коммунальных услугах населения, благоустройство и текущее содержание территории города.

В соответствии с п. 5.3 Устава для достижения указанных целей УЖКХ оказывает услуги населению в пределах уставной деятельности, осуществляет сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги, предоставляет компенсации (субсидии) по оплате жилья и коммунальных услуг, выполняет другие функции, связанные с жилищно-коммунальной деятельностью, заключает договоры на обслуживание и эксплуатацию жилищного фонда.

Это подтверждается договором от <дата> на обслуживание приватизированной квартиры <.....> в г. Апатиты.

Суд приходит к выводу, что МУП г. Апатиты УЖКХ является управляющей организацией и исполнителем коммунальных услуг по отоплению; оно ранее отвечало за управление, содержание и ремонт многоквартирных домов, поэтому ранее возникшие обязательства сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положением раздела VIII Жилищного кодекса РФ, то есть до заключения договоров управления с управляющими организациями.

Суд приходит к выводу, что требования прокурора о признании незаконной корректировки размера платы за отопление именно за период с <дата> по <дата>, произведенной МУП города Апатиты «УЖКХ», также подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Размер платы за отопление, согласно подпункта 1 пункта1 приложения № 2 к Правилам, в жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле, в которой общая площадь помещения (квартиры) в многоквартирном доме умножается на норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м) и тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление по формуле (подпункт 2 пункта 1 приложения № 2), в которой стоимость платы за отопление равна разнице между размером платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенную ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.), с учетом общей площади жилого помещения и общей площади всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома и общего размера платы за отопление жилого помещения за прошлый год.

Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с указанным Федеральным законом.

Порядок определения конкретного размера платы граждан за коммунальные услуги установлен статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", согласно которой размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренный статьей 157 Жилищного кодекса РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым по муниципальным образованиям на очередной финансовый год.

Предельные индексы согласно пункту 20 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ) - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года.

Тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления, и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 данного Федерального закона (пункт 1 статьи 13 (в ред. от 18.10.2007)).

Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса (пункт 3 статьи 13).

Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" также установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (части 1, 4 статьи 2).

С учетом требований вышеуказанных нормативных правовых актов, размер платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям, рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, по установленным тарифам.

Поскольку тарифы, являющиеся составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, корректировка размера платы за отопление должна производиться за финансовый (календарный год), при этом плата за коммунальные услуги подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.

Кроме того, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам от 23 мая 2006 г. N 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами (пункт 16). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (пункт 13).

Тарифы на тепловую энергию действовали <дата> по <дата> (постановление Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от <дата> <№>, от <дата> <№> ) и составляли <.....> рублей /Гкал.

Право потребителя вносить плату за тепловую энергию в размере 1/12 вытекает из формулы 1, установленной подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к Правилам, так как входящий в состав формулы норматив (независимо от метода его определения) рассчитывается как 1/12 от годового нормативного потребления. Таким образом, нормативное расчетное потребление в месяц не соответствует фактическому потреблению данной услуги за тот же период.

В этой связи расчеты за тепловую энергию по нормативу до окончания именно календарного года не могут использоваться для корректировки платы за отопление.

Конкретные нормативы установлены в соответствии с приложением № 1 к постановлению администрации г. Апатиты от <дата> <№>

Поскольку в силу ст. 157 ЖК РФ нормативы потребления и тарифы являются составной частью платы за отопление, установлены на календарный (финансовый) год, плата за указанный коммунальный ресурс подлежит ежегодной корректировке только в случае разницы между годовым (с 01 января по 31 декабря) нормативным и фактическим потреблением тепловой энергии.

Расчет за поставленную тепловую энергию управляющая организация с ресурсоснабжающей организацией и за коммунальные услуги население с управляющей организацией производят исходя из показателей (тарифа, норматива, планового объема), определенных на календарный год.

Таким образом, доводы прокурора о том, что корректировка размера платы за коммунальные услуги (в частности отопление) должна производиться за календарный год, а не за 5 месяцев работы управляющей организации, являются обоснованными.

Кроме того, населению оплата за полученную тепловую энергию в горячей воде, предъявлялась к оплате на протяжении всего календарного <.....>, получателем данных денежных средств до <дата>. являлось МУП гор. Апатиты «УЖКХ», а с <дата> ООО «УК «Апатиты-Комфорт».

При оплате населением коммунальных платежей за календарный <.....> плата за отопление поступала ежемесячно (в равных 1/12 долях), но при переходе многоквартирных домов с <дата>. в управление другой управляющей компании (ООО «УК «Апатиты-Комфорт»), получателем денежных средств за поставленную услугу было как МУП гор. Апатиты «УЖКХ» за первые 5 месяцев <.....> так и ООО «УК «Апатиты-Комфорт» за последующие 7 месяцев <.....>

При отсутствии поставок тепловой энергии в многоквартирные дома в летние месяцы (<.....>) а также в <.....>., получателем денежных средств за отопление являлось ООО «УК «Апатиты-Комфорт».

Доводы представителя ответчика о долговых обязательствах ООО «УК «Апатиты-Комфорт» по договору от <дата>, признанному недействительным постановлением тринадцатого арбитражного апелляционного суда от <дата>, не могут быть приняты судом во внимание, так как не являются предметом рассмотрения данного спора.

При произведении корректировки МУП гор. Апатиты «УЖКХ» за 5 месяцев <.....> нарушаются права населения, поставленного в рамки излишней оплаты полученного в 2008 году коммунального ресурса – отопления.

Суд приходит к выводу, что расчет МУП гор. Апатиты «УЖКХ» корректировки за период 5 месяцев работы УЖКХ с <дата> по <дата> является незаконным, поскольку ни ресурсоснабжающая, ни управляющая организация не вправе устанавливать иной порядок расчета количества потребленной тепловой энергии, иной порядок производства корректировки размера платы за коммунальные услуги, отличный от предусмотренного Жилищным кодексом РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

При этом объем отпущенной тепловой энергии ввиду отсутствия приборов учета должен определяться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг для граждан, а не расчетным путем по балансовому методу.

Расчет МУП г. Апатиты УЖКХ корректировки за период с <дата> по <дата> путем сложения месячных показаний ресурсоснабжающей организации за фактически поставленный объем теплоносителя по каждому дому произведен без подтверждения сверхнормативного потребления населением тепловой энергии за весь 2008 год.

На основании вышеизложенного с учетом, что иск прокурором города Апатиты предъявлен в интересах неопределенного круга лиц, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме в отношении неопределенного круга лиц.

Суд также находит подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора об обязании МУП города Апатиты «УЖКХ» прекратить выставление требований и взыскание корректировки размера платы за отопление за период с <дата> по <дата>

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от ее уплаты, в доход государства, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая имущественное и финансовое положение ответчика, суд считает возможным в соответствии с ч. 2 ст. 333.20 НК РФ снизить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию до <.....> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора г. Апатиты в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию города Апатиты «Управление жилищно-коммунального хозяйства» (конкурсное производство) удовлетворить.

Признать незаконной корректировку размера платы за отопление за период с <дата> по <дата>, произведенную МУП города Апатиты «УЖКХ».

Обязать МУП города Апатиты «УЖКХ» прекратить выставление требований и взыскание корректировки размера платы за отопление за период с <дата> по <дата>

Взыскать с МУП города Апатиты «УЖКХ» государственную пошлину в доход государства <.....> руб.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд путем подачи кассационной жалобы в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения.

Председательствующий В.Е.Енцова