О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ ВЫСТАВЛЕНИЕ СЧЕТА ПО КОРРЕКТИРОВКЕ ПЛАТЫ ЗА ОТОПЛЕНИЕ ЗА ПЕРИОД С 01.06.2008 ПО 31.05.2009



Дело № 2-526/2011 (вступило в законную силу 06.07.2011)

Изготовлено 17.05.2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 мая 2011 года г. Апатиты

Апатитский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Стрелецкой Н.В.

при секретаре Солуяновой Ж.Е.

с участием истца Имашевой С.Б.

представителя третьего лица Гришановой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Имашевой Светланы Бариевны к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Апатиты-Комфорт» о признании незаконным расчета корректировки платы за отопление за период 12 месяцев с 01.06.2008 по 31.05.2009,

У С Т А Н О В И Л:

Имашева С.Б. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Апатиты-Комфорт» (далее по тексту – ООО «УК «Апатиты-Комфорт») о признании незаконным выставления счета по корректировке платы за отопление за период с 01.06.2008 по 31.05.2009 и его отмене.

В обоснование заявленных требований истец указала, что в <дата> ей ответчиком была выставлена квитанция на оплату коммунальных услуг, в которой в строке под названием «корректировка отопления с 01.06.2008 по 31.05.2009» к оплате значилась сумма <.....> рублей <.....> копеек. До настоящего времени указанная сумма ею не оплачена, т.к. по ее мнению ответчиком расчет корректировки платы за отопление за указанный период произведен незаконно, поскольку сделан без учета нормативов потребления коммунальных услуг, что противоречит пункту 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307.

Кроме того, корректировка платы за отопление произведена ответчиком с 01.06.2008 по 31.05.2009, а должна производиться, согласно действующего законодательства, за календарный год.

В ходе судебного заседания истец уточнила заявленные требования и просила признать незаконным по указанным выше основаниям расчет корректировки платы за отопление за период 12 месяцев деятельности управляющей компании с 01.06.2008 по 31.05.2009, произведенный ООО «УК «Апатиты-Комфорт».

Представитель ответчика ООО «УК «Апатиты-Комфорт» о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие с учетом позиции, изложенной в письменном отзыве. Согласно отзыву исковые требования не признают в полном объеме.

Корректировка за отопление была выполнена на основании счетов, выставленных ресурсоснабжающей организацией, в которых указан размер платы за фактическую потребленную тепловую энергию домом <адрес>. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг корректировка размера платы за отопление производится исполнителем по приведенной в приложении № 2 Правил формуле с использованием показателя Р k.р., то есть на основании данных ресурсоснабжающей организации, которые получены расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В условиях отсутствия в жилых домах приборов учета, количество фактически отпущенной тепловой энергии определяется ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в соответствии с пунктом 6.7 договора теплоснабжения № 800 от 01.09.2008 и Приложением № 4 к нему. Таким образом, данные для расчета корректировки, определенные ресурсоснабжающей организацией в рамках договора энергоснабжения, должны быть использованы ООО «УК «Апатиты-Комфорт».

В части определения периода предъявления корректировки также считают их действия соответствующими действующему законодательству. Так, к управлению домом <адрес> ООО «УК «Апатиты-Комфорт» приступило с 01.06.2008, заключив с собственниками помещений многоквартирного дома договор управления, в связи с чем, отношения между собственниками помещений и управляющей организацией являются договорными, поэтому к ним применяются нормы Гражданского кодекса РФ. С учетом положений ч. 1 ст. 192 ГК РФ ООО «УК «Апатиты-Комфорт», приступившее к исполнению обязательств в части предоставления коммунальных услуг (отопления) с 01.06.2008, обязано было произвести корректировку платы за отопление до 01.06.2009. Порядок проведения корректировки платы за отопление разъяснен Письмом Минрегион развития РФ от 28.05.2007 № 10087-ЮТ/07, согласно которого исполнитель производит корректировку размера платы за отопление один раз в год. Подтверждением того, что ООО «УК «Апатиты-Комфорт» законно проводит корректировку отопления без учета периода в календарный год является также то обстоятельство, что в соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными нормативными актами или соглашением сторон. Данная норма применяется в соответствии со ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергии через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Кроме того, согласно рекомендациям Министерства регионального развития РФ, изложенным в письме от 08.06.2007 № 10967-ОК корректировку платы за отопление целесообразно производить после отопительного периода. Таким образом, поскольку ООО «УК «Апатиты-Комфорт» стало непосредственно управляющей организацией по итогам отопительного сезона, то оно обоснованно произвело расчет годового потребления теплового ресурса.

Представитель третьего лица МУП г. Апатиты «Расчетно-информационный центр», не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, не явился, об уважительных причинах неявки суд в известность не поставил.

В соответствии с ч. 5 и ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и третьего лица.

Представитель третьего лица – открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 1», не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика, иск не признала, и поддержала позицию ответчика, изложенную в его письменном отзыве. Дополнительно пояснила, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным правовым актам Российской Федерации. Арбитражными судами признается то обстоятельство, что рассчитываясь с энергоснабжающей организацией в течение года исходя из установленных нормативов теплопотребления, которые являются лишь расчетной величиной и не отражают фактическое теплопотребление, по результатам календарного года исполнитель коммунальных услуг, с учетом обязанности по корректировке платы перед потребителями, обязан оплатить фактически потребленную тепловую энергию, объем которой определяется расчетным путем, в том числе и на основании «Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000», утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105. Данный приказ Госстроя отнесен к перечню нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, и применяется в текущей деятельности.

Заслушав объяснения истца и представителя третьего лица, исследовав представленные доказательства, суд считает, что исковые требования Имашевой С.Б. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что согласно Уставу ООО «УК «Апатиты-Комфорт», утвержденному <дата>, одним из видов деятельности данного общества является обеспечение населения питьевой и горячей водой, теплом из систем питьевой воды и отопления в соответствии с требованиями Правил эксплуатации и пользования системами коммунального водоснабжения и отопления и другими нормативными документами.

Поставка тепловой энергии за период проведенной истцу корректировки отопления регулировалась договором <№> от <дата>, заключенным между ОАО «Территориальная генерирующая компания № 1» (далее по тексту - ТГК № 1) - «Энергоснабжающая организация» (далее по тексту - ЭСО) и ООО «Управляющая компания «Апатиты-Комфорт» (далее по тексту - Исполнитель), согласно п. 1.1 которого ЭСО обязуется подать Исполнителю тепловую энергию в горячей воде в точку поставки через присоединенную тепловую сеть в объемах и на условиях, установленных настоящим договором, а Исполнитель обязуется принять и оплатить тепловую энергию в горячей воде, в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.

Согласно п. 6.1 указанного договора учет и расчет объемов потребления тепловой энергии производится в соответствии с указаниями «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя», утвержденных Минтопэнерго 12.09.1995.

Из п. 6.7 следует, что при отсутствии у Исполнителя приборов учета или их наличии без допуска в эксплуатацию ЭСО объем количества тепловой энергии, потребленной за расчетный период всеми Потребителями, не имеющими узлов учета, определяется на основании показаний приборов учета ЭСО на источнике за вычетом:

- объемов тепловой энергии, израсходованной на хозяйственные нужды ЭСО;

- объемов потерь в тепловых сетях ЭСО;

- объемов теплопотребления Потребителей, присоединенных непосредственно к тепловым сетям ЭСО;

- объемов потерь в тепловых сетях теплосетевой организации;

- объемов тепловой энергии, отпущенной Потребителям, имеющим узлы учета.

В соответствии с п. 7.2 договора расчет фактического отпуска тепловой энергии производится в соответствии с «Порядком расчета размера платы за поданный теплоснабжающей организацией коммунальный ресурс», согласованный обеими сторонами (Приложение № 4). В предъявленном ЭСО счете-фактуре указывается размер оплаты за фактически отпущенную Исполнителем тепловую энергию в расчетном периоде (за месяц). В предъявленном ЭСО счете указывается сумма оплаты, равняющаяся разнице между суммой, предъявленной Исполнителем потребителям в многоквартирных домах за расчетный период (1/12 годового объема теплопотребления) и суммой, предъявленной к оплате по счету-фактуре.

Как установлено в судебном заседании, истец Имашева С.Б. является потребителем коммунальных услуг по адресу фактического проживания в <адрес>, что подтверждается справкой формы 9с от <дата> и свидетельством о государственной регистрации права на указанное жилое помещение от <дата>.

Приказом <№> от <дата> генерального директора ООО «УК «Апатиты- Комфорт» произведена корректировка платы за отопление в период с 01.06.2008 по 31.05.2009 в многоквартирных домах не оборудованных общедомовыми приборами учета в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.

За период с 01.06.2008 по 31.05.2009 показания потребляемой домом <адрес> тепловой энергии производились расчетным путем в соответствии с фактически отпущенной тепловой энергии, определенной ресурсоснабжающей организацией.

Согласно ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Частью 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ) определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Часть 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренный частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006, регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, установлены их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Согласно п. 15 Правил, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

В соответствии с п. 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:

а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам;

б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Размер платы за отопление, согласно подпункта 1 пункта 1 приложения № 2 к Правилам, в жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле, в которой общая площадь помещения (квартиры) в многоквартирном доме умножается на норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м) и тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

При этом, согласно подпункта 2 пункта 1 приложения № 2, исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление по формуле, в которой стоимость платы за отопление равна разности между размером платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенную ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.), с учетом общей площади жилого помещения и общей площади всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома и общего размера платы за отопление жилого помещения за прошлый год.

Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с указанным Федеральным законом.

Порядок определения конкретного размера платы граждан за коммунальные услуги установлен статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", согласно которой размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым по муниципальным образованиям на очередной финансовый год.

Предельные индексы согласно пункту 20 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ) - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года. Тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления, и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 данного Федерального закона (пункт 1 статьи 13 (в ред. от 18.10.2007)). Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса (пункт 3 статьи 13).

Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" также установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (части 1, 4 статьи 2).

Исходя из требований вышеуказанных нормативных правовых актов, размер платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям, рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, по установленным тарифам.

Поскольку тарифы, являющиеся составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги также подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.

Кроме того, согласно пункт 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам от 23 мая 2006 г. N 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами. Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (пункт 13).

Постановлением Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 14.11.2007 № 34/7, от 21.11.2007 № 36/3 в период с 01.01.2008 по 31.12.2008 был установлен тариф на тепловую энергию в размере 790,92 рублей /Гкал. Постановлением Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 26.11.2008 № 44/12, от 26.11.2008 № 44/2 в период с 01.01.2009 по 31.12.2009 тариф на тепловую энергию составлял 974,46 рублей/Гкал (с НДС). Таким образом, за период корректировки за 7 месяцев 2008 года и 5 месяцев 2009 года тарифы были разными.

Право потребителя вносить плату за тепловую энергию в размере 1/12 вытекает из формулы 1, установленной подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к Правилам, так как входящий в состав формулы норматив (независимо от метода его определения) рассчитывается как 1/12 от годового нормативного потребления. Таким образом, нормативное расчетное потребление в месяц не соответствует фактическому потреблению данной услуги за тот же период.

В этой связи расчеты за теплоэнергию по нормативу до окончания именно календарного года не могут использоваться для корректировки платы за отопление.

Поскольку в силу ст. 157 ЖК РФ нормативы потребления и тарифы являются составной частью платы за отопление, установлены на календарный (финансовый) год, плата за указанный коммунальный ресурс подлежит ежегодной корректировке только в случае разницы между годовым (с 01 января по 31 декабря) нормативным и фактическим потреблением.

Таким образом, доводы истца о том, что корректировка размера платы за коммунальные услуги (в частности отопление) должна производиться за календарный год являются обоснованными.

Ссылка ответчика на рекомендации, изложенные в Письме Министерства регионального развития РФ от 08.06.2007 № 10967-ОК о проведении корректировки платы за отопление после окончания отопительного сезона, судом не могут быть приняты, поскольку указанное письмо носит рекомендательный характер, а вывод суд делает исходя из анализа совокупности вышеприведенных норм действующих Федеральных законов.

Таким образом, ни ресурсоснабжающая, ни управляющая организация не вправе устанавливать иной порядок расчета количества потребленной тепловой энергии, иной порядок производства корректировки размера платы за коммунальные услуги, отличный от предусмотренного Жилищным кодексом РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

При этом объем отпущенной тепловой энергии ввиду отсутствия приборов учета должен определяться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг для граждан, а не расчетным путем.

Расчет управляющей компанией корректировки за период с 01.06.2008 по 31.05.2009 путем сложения месячных показаний ресурсоснабжающей организации за фактически поставленный объем теплоносителя по каждому дому произведен без подтверждения сверхнормативного потребления населением теплоэнергии как за период 2008, так и 2009 годов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Имашевой Светланы Бариевны к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Апатиты-Комфорт» о признании незаконным расчета корректировки платы за отопление за период 12 месяцев с 01.06.2008 по 31.05.2009 удовлетворить

Признать незаконным расчет корректировки платы за отопление за период 12 месяцев с 01.06.2008 по 31.05.2009, произведенный обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Апатиты-Комфорт».

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: Н.В. Стрелецкая