Гр.дело № 2-857/2011 (вступило в силу 07.09.2011) изготовлено в окончательной форме 19 июля 2011 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 июля 2011 года г.Апатиты Апатитский городской суд Мурманской области в составе: председательствующего судьи Захарова А.В., при секретаре Калашниковой М.В., с участием прокурора Павловой И.А., представителей ответчика Каневой Ю.В., Шумаевой М.В., Бружмелева М.В., представителя третьего лица Прокофьева П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Апатиты в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Управляющая компания «Апатиты-Комфорт» о признании незаконным расчета корректировки платы за отопление, УСТАНОВИЛ: Прокурор города Апатиты обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «Управляющая компания «Апатиты-Комфорт» (далее – ООО «УК «Апатиты-Комфорт») о признании незаконным расчета корректировки платы за отопление за период с <дата> по <дата>, произведенной ООО «УК «Апатиты-Комфорт» в многоквартирных домах г. Апатиты, не оборудованных общедомовыми приборами учета, путем применения значения Р k.р., расчет которого произведен на основании Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000, утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105. Свои требования мотивирует тем, что в ходе проведения проверки законности и обоснованности проведения ООО «УК «Апатиты-Комфорт» корректировки платы за отопление за период с <дата> по <дата>, проведенной по многочисленным обращениям граждан, установлено, что в соответствии с приказом генерального директора ООО «УК «Апатиты-Комфорт» от <дата> <№> «О проведении корректировки» управляющей компанией произведена корректировка размера платы за отопление населению многоквартирных домов за указанный период. В многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, величина корректировки рассчитывалась по формуле №2 Приложения №2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307. Количество фактически потребленной тепловой энергии определялось управляющей компанией на основании ежемесячно предоставляемых ресурсоснабжающей организацией ОАО «ТГК-1» счетов-фактур и расшифровок к ним по каждому дому отдельно в соответствии с договором теплоснабжения (в горячей воде) от <дата> <№> При этом ресурсоснабжающей организацией расчет за фактически потребленную теплоэнергию производился на основании «Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000», утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105, то есть без учета нормативов потребления коммунальных услуг. Полагает, что при проведении расчета корректировки управляющей компанией допущены нарушения действующего законодательства, а именно п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, согласно которому размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии – исходя из норматива потребления коммунальных услуг, и п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, согласно которым, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для отопления определяется по формуле, приведенной в п.п.1 п. 1 приложения №2 к Правилам. При этом Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрено право исполнителя на корректировку размера платы за отопление 1 раз в год. Порядок определения размера корректировки определен пп. 2 п. 1 приложения №2 к Правилам и производится по установленной формуле, в которой одной из величин является показатель платы Р k.р. – размер платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию. Данный показатель определяется ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В ходе проведенной проверки установлено, что ресурсоснабжающей организацией расчет за фактически потребленную теплоэнергию производился на основании «Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000», утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105, то есть без учета нормативов потребления коммунальных услуг. Вместе с тем, как следует из постановления Федерального Арбитражного суда Волго-Вятского округа от <дата>, определение объема фактического потребления тепловой энергии для расчета корректировки на основании методики № 105 является неправомерным. Методика №105 является практическим пособием для теплоснабжающих организаций системы жилищно-коммунального хозяйства и потребителей – юридических лиц, потребляющие установки которых присоединены к водяным тепловым сетям систем коммунального теплоснабжения, при осуществлении коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителей. Таким образом, Методика № 105 не является нормативным правовым актом и не зарегистрирована в Минюсте РФ, следовательно, не может быть использована при разрешении спора. В настоящее время, иного, принятого в установленном порядке акта, регламентирующего расчетный метод определения количества поставленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета, не имеется. Таким образом, корректировка платы за отопление, произведенная ООО «УК «Апатиты-Комфорт», основанная на применении значения Р k.p., является незаконной. Согласно п. 8 Правил условия договора о приобретении коммунального ресурса, заключаемого с ресурсоснабжающей организацией, не должны противоречить Правилам и иным правовым актам РФ. Исходя из чего, метод определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета, должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг. Согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 № 306, в не зависимости от метода определения норматива потребления отопления пользователи отопления (население) производит ежемесячно в течение года оплату за отпущенное им отопление исходя из 1/2 годового объема потребления тепловой энергии в горячей воде. Решение об установлении норматива потребления коммунальных услуг принимается на срок действия норматива не менее 3 лет с указанием даты введения в действие нормативов. Постановлением Администрации г. Апатиты от 19.12.2006 № 727 (в ред. от 24.01.2007 № 35) указанные нормативы утверждены с <дата>, то есть с начала календарного года. Право потребителя вносить плату за потребленную на отопление жилого помещения тепловую энергию в размере 1/2 вытекает из формулы 1, установленной пп. 1 п. 1 приложения №2 к Правилам, так как входящий в состав формулы норматив рассчитывается как 1/2 от годового нормативного потребления. Таким образом, расчеты между управляющей и ресурсоснабжающей компаниями должны производиться исходя из 1/2 годового объема потребления тепловой энергии в горячей воде. В соответствии со ст. 2 ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию» срок действия тарифов не может быть менее одного финансового года. Согласно ст. 12 Бюджетного кодекса РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 01 января по 31 декабря. Тарифы на тепловую энергию действовали с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>. То есть были разными за период проведения корректировки ООО «УК «Апатиты-Комфорт» за 7 <.....> и <.....>. Поскольку в силу ст. 157 ЖК РФ нормативы потребления и тарифы являются составной частью платы за отопление, установлены на календарный (финансовый) год, плата за указанный коммунальный ресурс подлежит ежегодной корректировке только в случае Кроме того, согласно приложению <№> договора теплоснабжения от <дата> <№>, объем теплопотребления определяется на календарный (финансовый) год. Согласно п. 7.2 договора исполнитель ООО «УК «Апатиты-Комфорт» предъявляет потребителям ежемесячно 1/12 годового объема теплопотребления. Таким образом, расчет за поставленную тепловую энергию управляющая компания с ресурсоснабжающей организацией и за коммунальные услуги население с управляющей компанией производят исходя из показателей (тарифов, норматива, планового и годового объема потребления), определенных на календарный год. Из чего следует, что корректировка размера платы за отопление должна производиться управляющей компанией за календарный год, а не за 12 месяцев работы управляющей компании. Таким образом, расчет УК корректировки за период 12 месяцев работы компании с <дата> по <дата> является незаконным. ООО «ТГК-1» представлена информация о том, что за период с <.....> по <.....> ОАО «ТГК-1» предъявило ООО «УК «Апатиты-Комфорт» за фактически потребленную населением теплоэнергию на <.....>., тогда как управляющей организацией начислено населению (по нормативу) <.....>. Таким образом, за указанный период населению начислено по нормативу на <.....> больше, чем фактически потреблено тепловой энергии, что свидетельствует об отсутствии оснований для взыскания с населения дополнительных платежей за тепловую энергию в пользу ООО «УК «Апатиты-Комфорт». Несмотря на это, ООО «УК «Апатиты-Комфорт» в нарушение ч. 1 ст. 10 ГК РФ продолжает незаконно выставлять квитанции населению об уплате корректировки платы за отопление за период с <дата> по <дата> в свою пользу, причиняя вред другим лицам. Просит признать незаконным расчет корректировки платы за отопление за период с <дата> по <дата>, произведенной ООО «УК «Апатиты-Комфорт» в многоквартирных домах г. Апатиты, не оборудованных общедомовыми приборами учета, путем применения значения Р k.р., расчет которого произведен на основании Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41–4.2000, утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105. В судебном заседании помощник прокурора Павлова И.А. поддержала заявленные требования, дополнила их требованием прекратить выставление требований и взыскание корректировки размера платы за отопление за период с <дата> по <дата>, основанный на Методике определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41–4.2000, утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105. Обратила также внимание, что <дата> с рассмотрением дела кассационной инстанцией вступило в законную силу решение Апатитского городского суда от <дата> по иску прокурора г.Апатиты в интересах <.....> к ООО «УК «Апатиты-Комфорт» о признании незаконным расчета корректировки платы за отопление за период с <дата> по <дата> по дому <.....>, основанного на Методике № 105. По тем же основаниям просит удовлетворить иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц. Представитель ответчика ООО «УК «Апатиты–Комфорт» Канева Ю.В. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве. Полагала, что обязанность по проведению корректировки возложена на ООО «УК «Апатиты–Комфорт» как на исполнителя коммунальных услуг, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006. Письмом Минрегионразвития РФ от 28.05.2007 № 10087-ЮТ/07 разъяснен порядок проведения корректировки платы за отопление. Учитывая, что отношения между управляющей организацией и собственниками помещений являются договорными, к ним применяются нормы Гражданского кодекса РФ. ООО «УК «Апатиты–Комфорт», приступившее к обязанностям по предоставлению коммунальных услуг с <дата>, обязано было произвести корректировку платы за отопление до <дата>. Действия общества согласуются с положениями ст. 544, 548 ГК РФ. ООО «УК «Апатиты–Комфорт» стало непосредственно управляющей организацией по итогам отопительного сезона, и обоснованно произвело расчет годового потребления теплового ресурса. Во исполнение Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 и указаний Минрегионразвития между ООО «УК «Апатиты–Комфорт» и ресурсоснабжающей организацией было заключен договор теплоснабжения (в горячей воде) <№> от <дата>. Согласно п. 7.2 договора установлено, что расчет фактического отпуска тепловой энергии производится в соответствии с «Порядком расчета размера платы за поданный теплоснабжающей организацией коммунальный ресурс», исходя из выставленных энергоснабжающей организацией счетов-фактур. Таким образом, размер платы за потребленную в многоквартирных жилых домах тепловую энергию был определен ресурсоснабжающей организацией по согласованию с исполнителем данной услуги перед потребителями. Корректировка за отопление была выполнена на основании счетов, выставленных ресурсоснабжающей организацией, в которых указан размер платы за фактическую потребленную тепловую энергию домами, находящимися в управлении. В условиях отсутствия в жилых домах, в которые подавалась тепловая энергия, приборов учета, количество фактически отпущенной тепловой энергии определяется ресурсоснабжающей организацией и производится в соответствии с «Порядком расчета размера платы за поданный теплоснабжающей организацией коммунальный ресурс» (пункт 6.7 договора теплоснабжения <№> от <дата> и Приложение № 4 к нему). Правильность расчетов за спорный период между ООО «УК «Апатиты–Комфорт» и ресурсоснабжающей организацией была проверена и оценена Арбитражным судом Мурманской области в рамках рассмотрения исковых требований ОАО «ТГК-1» о взыскании с ООО «УК «Апатиты–Комфорт» суммы задолженности в размере <.....>. за период с <дата> по <дата>. Представители ответчика Бружмелев М.В. и Шумаева М.В. также возражали против удовлетворения иска прокурора, полагая исковые требования необоснованными. В том числе, считают заявленный иск нарушающим права и законные интересы ряда граждан (более 6800), которым корректировка за спорный период не начислялась, а наоборот возвращалась. В случае удовлетворения иска ООО «УК «Апатиты-Комфорт» будет вынуждено вновь доначислить таким гражданам ранее возвращенные суммы корректировки, что будет являться нарушением законодательства о защите прав потребителей. Потребитель должен оплачивать только тот объем коммунальных услуг, который он фактически потребил. Кроме того, исполнители коммунальных услуг обязаны руководствоваться Письмом Минрегионразвития от 28.05.2007 № 10087-ЮТ/07, это Письмо действует, не отменено, и в нем не сказано, что не может применяться Методика № 105, которая носит технический характер и не содержит правовых норм. Решение Апатитского городского суда от <дата>, на которое ссылается прокурор, считают не имеющим преюдициального значения. В судебном заседании представитель третьего лица - ОАО «ТГК-1» Прокофьев П.В. иск прокурора не признал, доводы и возражения ответчика поддержал. Заслушав прокурора, представителей ответчика, представителя третьего лица, исследовав представленные доказательства, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, прямо предусмотрено ст. 45 ГПК РФ, статьями 27 п.4, 35 п.3 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 07.02.2011) «О прокуратуре Российской Федерации». Поскольку прокурор г. Апатиты обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с иском о признании незаконным расчета платы корректировки за отопление, основанной на Методике определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41–4.2000, утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105, то есть оспариваются не суммы корректировки по определенным домам, а сам принцип (метод) начисления корректировки, сделанный ответчиком по такой Методике, то не имеют правового значения доводы представителей ответчика о нарушении прав конкретных граждан, проживающих в многоквартирных домах, обслуживаемых ООО «УК «Апатиты-Комфорт» и которым производился возврат (зачет) сумм корректировки. Судом установлено, что ООО «УК «Апатиты-Комфорт» является управляющей организацией. Согласно Уставу ООО «УК «Апатиты-Комфорт», утвержденному <дата>, одним из видов деятельности общества УК «Апатиты–Комфорт» является обеспечение населения питьевой и горячей водой, теплом из систем питьевой воды и отопления в соответствии с требованиями Правил эксплуатации и пользования системами коммунального водоснабжения и отопления, а также другими нормативными документами. В целях оказания населению коммунальных услуг, в части предоставления коммунального ресурса (отопление, горячее водоснабжение) между ОАО «Территориальная генерирующая компания № 1» (ЭСО) и ООО «УК «Апатиты-Комфорт» <дата> заключен договор теплоснабжения <№> (с учетом редакции протокола разногласий, протокола урегулирования разногласий) на приобретение у ресурсоснабжающей организации тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения для обслуживания управляющей компании жилых домов (п.1.1). По договору теплоснабжения ЭСО (ТГК №1) обязуется подать Исполнителю (ООО «УК «Апатиты-Комфорт») тепловую энергию в горячей воде в точку поставки через присоединенную тепловую сеть (МУП «Апатитыэнерго») в объемах и на условиях, установленных договором, а Исполнитель обязуется принять и оплатить тепловую энергию в горячей воде, в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, а также соблюдать, предусмотренных договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся введении Исполнителя тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии. Согласно п. 10.1. Договора теплоснабжения <№> договор вступает в силу с <дата> и действует по <дата> и считается продленным на тех же условиях на каждый последующий календарный год, если не позднее 30 дней до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора. Объем теплопотребления на соответствующий год оформляется дополнительным соглашением сторон. За спорный период с <дата> по <дата> тепловая энергия в горячей воде была исполнителю поставлена. Коммунальный ресурс ООО «УК «Апатиты-Комфорт» приобретался у ресурсоснабжающей организации (ТГК-1) не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам – потребителям коммунальной услуги. Если исполнителем является управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданам (пункт 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства от 23.05.2006 № 307). Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного Кодекса РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Постановлением Администрации муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией от 19.12.2006 № 727 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг. Постановлением Администрации муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией от 24.01.2007 № 35 внесены изменения в Постановление от 19.12.2006 № 727, согласно приложению № 2 Постановления установлены нормативы отопления по домам определенных серий в Гкал на 1 кв. м общей площади жилых помещений в месяц. В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг, Правила), при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам; Согласно п. 2 Приложения № 2 размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле: , (2) где: - размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.); - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); - общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м); - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.). Исходя из анализа действующего законодательства, вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг. В судебном заседании установлено, что корректировка платы за отопление ООО «УК «Апатиты-Комфорт» была проведена на основании приказа генерального директора Общества <№> от <дата> за период с <дата> по <дата>. Данным приказом предписывалось произвести корректировку в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг. Расчет корректировки по конкретным домам, обслуживаемым ООО «УК «Апатиты-Комфорт» осуществлялся ответчиком на основании счетов -фактур (с расшифровками), выставленных ресурсоснабжающей организацией, в которых указан размер платы за фактическую потребленную тепловую энергию. Показатель Р к.р. (размер платы за потребленную в каждом конкретном жилом доме тепловую энергию) определялся ресурсоснабжающей организацией (ТГК-1). Пунктом 4.1.3. Договора теплоснабжения <№> предусмотрено, что до 5-го числа месяца, следующего за расчетным, ЭСО предъявляет исполнителю для оплаты счет-фактуру, счет и акт выполненных работ. Согласно части 6 указанного договора учет и расчет объемов потребления тепловой энергии производится в соответствии с указаниями «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя», утвержденных Минтопэнерго 12.09.1995 (п.6.1). При отсутствии у Исполнителя приборов учета или их наличии без допуска в эксплуатацию ЭСО объем количества тепловой энергии, потребленной за расчетный период всеми Потребителями, не имеющими узлов учета, определяется на основании показаний приборов учета ЭСО на источнике за вычетом: -объемов тепловой энергии, израсходованной на хозяйственные нужды ЭСО; -объемов потерь в тепловых сетях ЭСО; -объемов теплопотребления Потребителей, присоединенных непосредственно к тепловым сетям: -объемов потерь в тепловых сетях теплосетевой организации; -объемов тепловой энергии, отпущенной Потребителям, имеющим узлы учета (п.6.7). Согласно п. 7.2 Договора расчет фактического отпуска тепловой энергии производится в соответствии с «Порядком расчета размера платы за поданный теплоснабжающей организацией коммунальный ресурс», согласованный обеими сторонами (приложение № 4 к Договору). В предъявленном ЭСО счет-фактуре указывается размер оплаты за фактически отпущенную Исполнителю тепловую энергию в расчетном периоде. В предъявленном ЭСО счете указывается сумма оплаты, равняющаяся разнице между суммой, предъявленной Исполнителем потребителям в многоквартирных домах за расчетный период (1/12 годового объема теплопотребления) и суммой, предъявленной к оплате по счету-фактуре. Исходя из условий Договора теплоснабжения количество поставленной в спорном периоде тепловой энергии определялось ЭСО (ТГК-1) расчетным методом по формулам, указанным в приложении № 4 к Договору теплоснабжения <№>, в том числе и на основании «Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000», утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105, без учета нормативов потребления. Счета-фактуры, выставленные ресурсоснабжающей организацией, с данными, рассчитанными по указанным методам, в полном объеме оплачены ООО «УК «Апатиты-Комфорт». Вместе с тем, действующим законодательством предусмотрена обязанность управляющей организации произвести оплату тепловой энергии, потребленной в спорный период для предоставления коммунальной услуги теплоснабжения населению находящихся в управлении компании многоквартирных домов при отсутствии приборов учета, по нормативам потребления коммунальных услуг населением. Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Поскольку в силу п. 1 ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором, на него распространяется норма п. 4 ст. 426 ГК РФ, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, а также норма пункта 5 той же статьи о ничтожности условий публичного договора, не соответствующих указанным правилам. Поэтому суд приходит к выводу, что ЭСО – ТГК-1 и управляющей компанией – ООО «УК «Апатиты-Комфорт» при заключении договора теплоснабжения был согласован метод определения количества поставленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета на основе Методики, не учитывающей нормативы потребления для населения, что противоречит статье 157 ЖК РФ и пункту 19 Правил предоставления коммунальных услуг. Ссылка ответчика на «Методику определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000», утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105, суд считает не состоятельной, поскольку в Министерстве юстиции Российской Федерации указанная Методика не зарегистрирована. Согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Методика № 105 от 06.05.2000 не является нормативным правовым актом и не зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации, следовательно, она не может быть использована при разрешении этого спора. Иного, принятого в установленном порядке правового акта, регламентирующего расчетный метод определения количества поставленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета, в настоящее время не имеется. Таким образом, корректировка размера платы за отопление, основанная на применении значения P k.p., расчет которого произведен на основании Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000, утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105, является незаконной. Доказывается это также последующим постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которое введено в действие с 9 июня 2011 года, но с учетом последующего утверждения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению субъектами РФ. Таким образом, размер платы за отопление в дальнейшем будет рассчитываться только по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению. Нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Администрации муниципального образования город Апатиты от 19.12.2006 № 727 (с учетом изменений), вступили в законную силу с 01.01.2007 и действуют по настоящее время. При этом ответчик, не являющийся производителем поставляемой энергии, при заключении договора теплоснабжения жилого дома действует в интересах граждан-жильцов домов, а поэтому условия обеспечения их данным видом коммунальных услуг не должны быть определены в договоре энергоснабжения иначе, чем в нормативном акте, регулирующем предоставление коммунальных услуг гражданам, как непосредственным потребителям. Суд полагает, что метод определения количества тепловой энергии, потребляемой без приборов учета гражданами (в части показателя Р к.р.), производимый ТГК-1 в соответствии с рекомендациями Методики, утвержденной приказом Госстроя № 105, не соответствует формуле для расчета корректировки, предусмотренной в Приложении № 2 к Правилам № 307 предоставления коммунальных услуг. В результате корректировки, произведенной ООО «УК «Апатиты-Комфорт» на основании выставленных ресурсоснабжающей организацией счетов-фактур в размере платы за фактическую потребленную тепловую энергию, рассчитанную без учета нормативов потребления коммунальных услуг в отсутствие приборов учета, происходит изменение размера платы граждан за коммунальные услуги по отоплению относительно размера платы, определенного согласно действующему законодательству исходя из нормативов потребления. При применении такого расчета возникают обязанности для граждан (в спорном случае для неопределенного круга лиц), не являющихся стороной Договора теплоснабжения <№>, что противоречит закону, а именно пункту 3 ст. 308 ГК РФ, чем и нарушаются законные интересы граждан как потребителей коммунальных услуг. Доводы представителя ответчика о том что правильность расчетов за спорный период между ООО УК «Апатиты-Комфорт» и ресурсоснабжающей организацией была проверена и оценена Арбитражным судом Мурманской области в рамках рассмотрения исковых требований ОАО «ТГК-1» о взыскании с ООО «УК «Апатиты-Комфорт» сумм задолженности за период с <дата> по <дата> (дело <№>), суд считает не состоятельными по следующим основаниям. Суд соглашается с тем, что данные для расчета корректировки, определенные ресурсоснабжающей организацией в рамках договора энергоснабжения, должны быть использованы ООО «УК «Апатиты-Комфорт», поскольку в силу положений ст.ст. 421, 422 ГК РФ стороны, свободные в выборе условий договора, определили методы расчета за поставленную тепловую энергию, однако, указанный метод не должен противоречить положениям ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг. Договор обязателен для исполнения сторонами, в силу чего ООО «УК «Апатиты-Комфорт» произвело расчеты с ТГК-1. При этом ООО «УК «Апатиты-Комфорт», как сторона по договору теплоснабжения, в случае выявления несоответствия условий такого договора действующему законодательству не лишена возможности разрешить разногласия путем проведения переговоров, как это указано в п. 9.1 Договора теплоснабжения, а в случае не урегулирования таких разногласий обратиться в суд, не возлагая ответственности на потребителя по оплате корректировки в размере не соответствующем нормам действующего жилищного законодательства. Предметом рассмотрения в Арбитражном суде Мурманской области иска ОАО «ТГК-1» о взыскании с ООО «УК «Апатиты-Комфорт» о взыскании задолженности за период с <дата> по <дата> являлся довод ООО УК «Апатиты-Комфорт» о незаключенности договора от <дата> <№> вследствие отсутствия согласования сторонами существенных условий. Законность же методики расчета объема фактической потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета согласованной сторонами в заключенном договоре, а также законность применения Методики № 105 в своих расчетах, не была предметом рассмотрения Арбитражным судом Мурманской области. Применение ООО «УК «Апатиты-Комфорт» расчета корректировки (в части показателя Р к.р.) в спорном случае, на основе данных, определенных ресурсоснабжающей организацией, возлагает на граждан обязанность по уплате корректировки в необоснованном размере, что также влечет неправильное определение стоимости платы за отопление, предъявленное потребителям-гражданам. Поскольку граждане как потребители услуг не являются стороной договора теплоснабжения, они не имеют возможности оспаривать содержание условий указанного договора. Суд приходит к выводу, что требования прокурора о признании незаконной корректировки размера платы за отопление, произведенной ответчиком именно за период с <дата> по <дата>, то есть не за календарный год, а за 12 месяцев своей работы, также являются обоснованными и подлежат удовлетворению, по следующим основаниям. Граждане, проживающие в многоквартирных домах, обслуживаемых ООО «УК «Апатиты-Комфорт» (более 350-ти домов), являются потребителями коммунальных услуг по адресу фактического проживания. Ответчик в спорном случае выступает управляющей организацией. Поставка тепловой энергии за период проведенной корректировки отопления регулировалась договором <№> от <дата>. Приказом <№> от <дата> генерального директора ООО «УК «Апатиты-Комфорт» произведена корректировка платы за отопление в период с <дата> по <дата> в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, в соответствии с пунктом 2 пункта 1 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг. Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение). Частью 1 ст. 157 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Часть 2 ст. 157 ЖК РФ предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом. Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006, регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, установлены их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии. Согласно п. 15 Правил, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. В соответствии с п. 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам; б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Размер платы за отопление, согласно подпункта 1 пункта1 приложения № 2 к Правилам, в жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле, в которой общая площадь помещения (квартиры) в многоквартирном доме умножается на норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м) и тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал). При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление по формуле (подпункт 2 пункта 1 приложения № 2), в которой стоимость платы за отопление равна разности между размером платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенную ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с учетом общей площади жилого помещения и общей площади всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома и общего размера платы за отопление жилого помещения за прошлый год. Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с указанным Федеральным законом. Порядок определения конкретного размера платы граждан за коммунальные услуги установлен статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации», согласно которой размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым по муниципальным образованиям на очередной финансовый год. Предельные индексы согласно пункту 20 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года. Тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления, и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 данного Федерального закона (пункт 1 статьи 13 (в ред. от 18.10.2007)). Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса (пункт 3 статьи 13). Федеральным законом от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" также установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (части 1, 4 статьи 2). Исходя из требований вышеуказанных нормативных правовых актов, размер платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям, рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, по установленным тарифам. Поскольку тарифы, являющиеся составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги также подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения. Кроме того, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам от 23 мая 2006 года № 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами (пункт 16). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (пункт 13). Тарифы на тепловую энергию в рублях/ГКал, действовавшие с <дата> по <дата> (постановление Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 14.11.2007 № 34/7, от 21.11.2007 № 36/3), и с 01.01.2009 по 31.12.2009 (постановление Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 26.11.2008 № 44/12, от 26.11.2008 № 44/2), были разными за период корректировки ООО «УК «Апатиты-Комфорт» - за <.....> и <.....> Право потребителя вносить плату за тепловую энергию в размере 1/12 вытекает из формулы 1, установленной подпунктом 1 пункта 1 Приложения № 2 к Правилам, так как входящий в состав формулы норматив (независимо от метода его определения) рассчитывается как 1/12 от годового нормативного потребления. Таким образом, нормативное расчетное потребление в месяц не соответствует фактическому потреблению данной услуги за тот же период. В этой связи расчеты за теплоэнергию по нормативу до окончания именно календарного года не могут использоваться для корректировки платы за отопление. Конкретные нормативы установлены в соответствии с приложением № 1 к постановлению администрации г. Апатиты от 19.12.2006 № 727. Поскольку в силу ст. 157 ЖК РФ нормативы потребления и тарифы являются составной частью платы за отопление, установлены на календарный (финансовый) год, плата за указанный коммунальный ресурс подлежит ежегодной корректировке только в случае разницы между годовым (с 01 января по 31 декабря) нормативным и фактическим потреблением. Таким образом, доводы прокурора о том, что корректировка размера платы за коммунальные услуги (в частности отопление) должна производиться за календарный год, а не за 12 месяцев работы управляющей компании, являются обоснованными. Ссылка ответчика на рекомендации, изложенные в Письме Минрегионразвития РФ от 28 мая 2007 г. № 10087-ЮТ/07 о проведении корректировки платы за отопление после окончания отопительного сезона, судом не могут быть приняты, поскольку указанное письмо носит рекомендательный характер, а выводы суда следуют из анализа совокупности вышеприведенных норм действующих федеральных законов. ООО «ТГК-1» прокурору представлена информация о том, что за период с <.....> по <.....> ОАО «ТГК-1» предъявило ООО «УК «Апатиты-Комфорт» за фактически потребленную населением теплоэнергию на <.....>., тогда как управляющей организацией начислено населению (по нормативу) <.....>. Таким образом, за указанный период населению начислено по нормативу на <.....>. больше, чем фактически потреблено тепловой энергии, что свидетельствует об отсутствии оснований для взыскания с населения дополнительных платежей за тепловую энергию в пользу ООО «УК «Апатиты-Комфорт». Суд приходит к выводу, что расчет ООО «УК «Апатиты-Комфорт» корректировок за период с <дата> по <дата> является незаконным, поскольку ни ресурсоснабжающая, ни управляющая организация не вправе устанавливать иной порядок расчета количества потребленной тепловой энергии, иной порядок производства корректировки размера платы за коммунальные услуги, отличный от предусмотренного Жилищным кодексом РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. При этом объем отпущенной тепловой энергии ввиду отсутствия приборов учета должен определяться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг для граждан, а не расчетным путем по балансовому методу. Расчет управляющей компанией корректировки за период с <дата> по <дата> путем сложения месячных показаний ресурсоснабжающей организации за фактически поставленный объем теплоносителя по каждому дому произведен без подтверждения сверхнормативного потребления населением теплоэнергии как за период <.....>, так и <.....> годов. На основании изложенного суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме. В том числе суд находит подлежащими удовлетворению требования прокурора об обязании ООО «УК «Апатиты-Комфорт» прекратить дальнейшее выставление требований и взыскание корректировки размера платы за отопление за период с <дата> по <дата>, основанной на Методике определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41–4.2000, утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105. При вынесении решения суд учитывает вынесенные ранее Апатитским городским судом решения, вступившие в законную силу, которыми признаны незаконными расчеты ООО «УК «Апатиты-Комфорт» корректировки за тот же период, что и по настоящему делу, в отношении конкретных многоквартирных домов, у которых ООО «УК «Апатиты-Комфорт» является обслуживающей организацией. При этом аналогичные требования прокурора уже являлись предметом судебной проверки, были признаны обоснованными и удовлетворены. По рассматриваемому же делу прокурором по тем же основаниям оспариваются действия ООО «УК «Апатиты-Комфорт» по начислению корректировки платы за отопление на основании приказа от <дата> <№> в целом, то есть в отношении всех многоквартирных домов. Так, решением Апатитского городского суда от <дата> (вступило в законную силу с вынесением кассационного определения судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от <дата>) удовлетворен иск прокурора г. Апатиты в интересах <.....>. – жильца дома <.....> г.Апатиты - к ООО «УК «Апатиты-Комфорт» о признании незаконным расчета корректировки платы за отопление за период 12 месяцев с <дата> по <дата>. Признан незаконным расчет корректировки платы за отопление за период 12 месяцев с <дата> по <дата>, произведенный ООО «УК «Апатиты-Комфорт» на основании приказа генерального директора ООО «УК «Апатиты-Комфорт» от <дата> <№>. Решением Апатитского городского суда от <дата> (вступило в законную силу с вынесением кассационного определения судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от <дата>) удовлетворен иск прокурора г.Апатиты в интересах <.....>. – жильца дома <.....> г.Апатиты - к ООО «УК «Апатиты-Комфорт» о признании незаконным расчета корректировки платы за отопление за период 12 месяцев с <дата> по <дата>. Признан незаконным расчет корректировки платы за отопление, выставленной <.....>. за период 12 месяцев с <дата> по <дата>, произведенный ООО «УК «Апатиты-Комфорт» на основании приказа генерального директора ООО «УК «Апатиты-Комфорт» от <дата> <№>. ООО «УК «Апатиты-Комфорт» обязано прекратить выставление требований и взыскание корректировки платы за отопление за период с <дата> по <дата> с <.....>., основанный на расчете по Методике определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41–4.2000, утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105. В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от ее уплаты, в доход государства, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поэтому с ответчика, являющегося организацией, подлежит взысканию в доход государства госпошлина, размер которой определяется в соответствии с подп.3 п.1 статьи 333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера в размере - для организаций - <.....>. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск прокурора города Апатиты в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Управляющая компания «Апатиты-Комфорт» удовлетворить. Признать незаконным расчет корректировки размера платы за отопление за период с <дата> по <дата>, произведенный ООО «УК «Апатиты-Комфорт» в многоквартирных домах города Апатиты, не оборудованных общедомовыми приборами учета, путем применения значения P k.p., расчет которого произведен на основании Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000, утвержденной Приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105. Обязать ООО «УК «Апатиты-Комфорт» прекратить выставление требований и взыскание корректировки размера платы за отопление за период с <дата> по <дата> основанной на таком расчете. Взыскать с ООО «УК «Апатиты-Комфорт» государственную пошлину в доход государства <.....>. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд путем подачи кассационной жалобы в течение 10 дней с момента составления мотивированного текста решения. Председательствующий А.В.Захаров