Гр. дело № 2-1205/2011 Мотивированное решение изготовлено 16.09.2011 (решение вступило в силу 27.09.2011) РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 13 сентября 2011 года г.Апатиты Апатитский городской суд Мурманской области в составе: председательствующего судьи Бобковой И.В., при секретаре Ивакиной Л.В., с участием истца Головко С.В., представителя ответчика Гринева М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Головко Светланы Валерьевны к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Апатиты Мурманской области о пересмотре решения комиссии по пенсионным вопросам от 23 июня 2010 года, У С Т А Н О В И Л: Головко С.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Апатиты Мурманской области (далее- УПФ РФ в г. Апатиты) о пересмотре решения комиссии по пенсионным вопросам от 23 июня 2010 года. В обоснование исковых требований указала, что свою педагогическую деятельность в <.....> она осуществляла с 15.08.1984 и по настоящее время. 04.05.2010 она обратилась в УПФ РФ в г. Апатиты с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.10 п.1 ст.28 Закона РФ №173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ». Решением комиссии по установлению и выплате пенсий УПФ РФ в г. Апатиты в назначении трудовой пенсии ей было отказано, в связи с тем, что в ее специальный стаж не включен период работы с 15.08.1984 по 29.08.1985 <.....> в <.....> г.Апатиты Мурманской области. Она не согласна с решением комиссии, поскольку период работы с 15.08.1984 по 29.08.1985 должен быть включен в стаж при установлении досрочной трудовой пенсии по старости, т.к. в указанный период действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, которое предусматривало включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости периода работы в должности <.....> в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах. Считает, что принятое решение УПФ РФ в г. Апатиты об отказе в назначении ей досрочной пенсии нарушает ее конституционные права, ввиду того, что ответчик руководствовался нормами пенсионного законодательства, которые не должны применяться в ее случае, поскольку они введены в действие только с 1990 года и ухудшают ее положение. На основании изложенного, просит включить в педагогический стаж период работы с 15.08.1984 по 29.08.1985 в должности <.....> г.Апатиты Мурманской области. Обязать УПФ РФ в г. Апатиты назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости по основанию, предусмотренному п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 05 июня 2011 года. В судебном заседании Головко С.В. поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, уточнила заявленные исковые требования. Просит включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период работы с 15.08.1984 по 29.08.1985 в должности <.....>. От требований о назначении пенсии с 05 июня 2011 года отказалась. Представитель УПФ РФ в г. Апатиты в судебном заседании исковые требования Головко С.В. не признал, просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме. Суду пояснил, что досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях, независимо от их возраста. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей; а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Согласно п.3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, только периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений. Должность <.....> в данном списке отсутствует, что и послужило основанием для отказа включения стажа работы по данной профессии в педагогический стаж истца. Кроме того, в Списках 1991 и 1999 г.г. должность <.....> также не поименована. Что касается Постановления Совмина СССР от 17.12.1959 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым предусматривалось право на назначение пенсии по выслуге лет <.....>, то на момент вступления в силу Закона №173-ФЗ оно не действовало, поскольку было отменено Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г.№953, поэтому его нормы не применимы при исчислении стажа, дающего право на досрочную пенсию по старости данной категории работников. На момент принятия решения 23.06.2010 у истца подтверждено документами стаж работы педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей 21 год 06 мес.29 дней. Кроме того, решением комиссии от 26.08.2011 Головко С.В. так же отказано в назначении досрочной пенсии по старости по тем же основаниям. Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу, что исковые требования Головко С.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее ФЗ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях, независимо от их возраста. На основании п.2 ст.27 ФЗ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Положения данной статьи реализуются через Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, которым утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей; а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В судебном заседании установлено, что истец 04 мая 2010 года обратилась в УПФ РФ в г. Апатиты с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью на основании п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ. 23 июня 2010 года по решению комиссии по рассмотрению реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в г. Апатиты истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального педагогического стажа. При этом, на основании представленных истцом заявления о назначении пенсии от 04.05.2010, трудовой книжки; справок о периодах работы в должностях и учреждениях, работа в которых засчитывается в стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность от 04.05.2010, выписки из ИЛС <.....> специалистами Управления был подтвержден специальный педагогический стаж истицы по п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ в количестве 21 год 06 месяцев 29 дней. Решением указанной комиссии от 23.08.2011 истцу так же отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по тем же основанием и установлено, что после предоставлении справки о периодах работы от 23.08.2011 специальный педагогический стаж истицы составляет 23 года 06 месяцев и 18 дней. Согласно решениям комиссии от 2010 и 2011 годов из стажа истца, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, был исключен период ее работы в должности <.....> с 15 августа 1984 года по 29 августа 1985 года, т.е. 05 лет 15 дней. Согласно записям в трудовой книжке истец Головко С.В. в оспариваемый период работала <.....> с 15 августа 1984 года по 29 августа 1985 года. Доводы представителя ответчика в той части, что наименование должности <.....> не поименована в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на педагогическую деятельность, не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям. В период работы истца с 15 августа 1984 года по 29 августа 1985 года действовало Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в соответствии с п. 2 которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве <.....> Таким образом, истец была вправе рассчитывать на то, что период работы в должности <.....> будет включен в ее специальный стаж. При этом указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии. В силу п. 4 данного Положения время работы (в частности в должности <.....>) засчитывается в стаж работы по специальности при условии не менее 2/3 стажа (16 лет 8 мес.), требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. В Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, должность <.....> действительно отсутствует. Вместе с тем, данное обстоятельство не должно умалять право истца на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П, а также в ряде его определений, ст.6 (ч.2),15 (ч.4), 17 (ч.1),18,19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенным в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. То обстоятельство, что законодатель не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности <.....> не должна лишать истца права на льготную пенсию, гарантированную Конституцией РФ. Работа истца Головко С.В. в должности <.....> осуществлялась в период, когда законодательством гарантировалось ее включение в льготный стаж при соблюдении определенных условий, до настоящего времени не переименована и не приведена в соответствие с наименованием должностей работников общеобразовательных учреждений. Как следует из материалов дела, на момент подачи Головко С.В. заявления о досрочном назначении ей пенсии 04 мая 2010 года данное условие, а именно наличие 16 лет 08 месяцев стажа (25x2/3) было соблюдено, что не оспаривается в судебном заседании ответчиком. По мнению суда, наличие 2/3 стажа должно определяться на момент подачи заявления на досрочное назначение пенсии, поскольку иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанным в ч.3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. С учетом установленных обстоятельств дела, суд считает, что оспариваемый истцом период работы подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку истцом на момент подачи заявления о досрочном назначении ей пенсии выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Таким образом, оснований для ограничения права Головко С.В. на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с выработкой установленного стажа судом не установлено. При таких обстоятельствах дела, спорный период работы Головко С.В. в должности <.....> с 15 августа 1984 года по 29 августа 1985 года подлежит зачету в льготный трудовой стаж педагогической деятельности, дающий право на назначение досрочной пенсии на основании п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Таким образом, суд считает, что исковые требования Головко С.В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Апатиты Мурманской области подлежат удовлетворению. В соответствие со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. При подаче иска по настоящему делу Головко С.В. платежным поручением оплатила государственную пошлину в сумме <.....>., которая на основании ст. 98 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Головко Светланы Валерьевны к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Апатиты Мурманской области удовлетворить Включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период работы Головко Светланы Валерьевны с 15 августа 1984 года по 29 августа 1985 года в должности <.....> Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Апатиты Мурманской области в пользу Головко Светланы Валерьевны государственную пошлину в сумме <.....> Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Апатитский городской суд в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий И.В. Бобкова