Адм. дело № 5-158/2010 (Постановление не вступило в законную силу)ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
13 декабря 2010 года г.Апатиты
Судья Апатитского городского суда Мурманской области Арсентьева Е.Л., рассмотрев в помещении Апатитского городского суда, расположенного по адресу: г. Апатиты, Мурманская область, ул. Ферсмана, д. 44, дело об административном правонарушении в отношении юридического лица - государственного областного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Апатитский психоневрологический интернат», ИНН 5101700745, КПП 510101001, ОГРН 1035100000099, место нахождения: г. Апатиты, ул. Лесная, д. 51,
с участием прокурора Романовой Л.М.,
представителя АПНИ - Корчака А.А.,
представителя ОГПН г. Апатиты Лапухова A.M.,
которым разъяснены права, предусмотренные ст.ст. 25.1 и 25.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТА Н О В И Л:
Согласно протокола об административном правонарушении 25 ноября 2010 года в 12 часов 00 минут по адресу: г. Апатиты, ул. Лесная, д. 51 в здании АПНИ выявлены нарушения требований Федерального Закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 года, зарегистрированных в Министерстве юстиции РФ 27.06.2003 года, регистрационный № 4838, а также сводов правил: СП 1.13130.2009; СП 4.13130.2009; СП-35-112-05; строительных норм и правил: СНиП 21-01-97*; СНиП 2.08.02-89*, а именно:
- в нарушение ст. 89 Федерального Закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.7 СП 1.13130.2009, п. 52 ППБ 01-03 запоры на дверях эвакуационных выходов в здании 2-го корпусов не выполнены свободнооткрывающимися, в результате чего не обеспечивают людям, находящимся внутри здания возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа;
- в нарушение ч. 7 ст. 134 Федерального Закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в палатных помещениях применяются декоративно-отделочные материалы и покрытия полов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2. На стенах и потолке масляная краска (в соответствии с Приложением №1);
- в нарушение п.п. 43, 3 ППБ 01-03, п.п. 4.3, 6.4 СП 35-112-05 число людей, одновременно находящихся в здании, превышает количество, установленное нормами проектирования и определенное расчетом, исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. Численность психоневрологических интернатов по нормам проектирования составляет от 100 до 200 человек, в наличии - 355 человек. Жилые площади корпуса менее 7 м2/чел. и составляют 3,8 м2/чел.;
- в нарушение п.п. 40, 184 ППБ 01-03 в цокольном этаже, входы в который не изолированы от общих лестничных клеток, размещены хозяйственные помещения (мастерские, склады);
- в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 6.2 СП 35-112-05 люди в интернате проживают на 3, 4 и 5 этажах, без задания на проектирование и без соответствующих обоснований в соответствии со СНиП 2.08.02, СНиП 31-01, СНиП 2.07.01, а также без лифтов или подъемников в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51630, ГОСТ Р 51631, НПБ 250.;
- в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п.п. 7,14, 7.5, 6.12, 7.9, 7.10 СП -35-112-05для лиц с психоневрологическими заболеваниями не предусмотрены жилые ячейки ЖЯ-5 и ЖЯ-6;
- в нарушение ч. 15 ст. 90 Федерального Закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 6.2 СП 35-112-05, п. 3 ППБ 01-03. п. 8.10* СНиП 21-01-97* в здании Ф1.1 высотой более 10 метров (14.05м) не предусмотрены лифты для транспортирования пожарных подразделений;
- в нарушение ч. 9 ст. 134 Федерального Закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в помещениях для физиотерапевтических процедур (1-ый этаж кабинет 19) применяются материалы для отделки стен, потолков с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2, и материалы для покрытия пола с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМЗ. На полу размещен линолеум, на стенах и потолке - масляная краска;
- в нарушение ст. 89 Федерального Закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.2.26 СП 1.13130.2009 в палатных корпусах лечебного учреждения коридоры не разделены противопожарными перегородками 2-го типа с расстоянием между ними не более 42 м.
- в нарушение ст.ст. 45,60, 62, 106, 107 Федерального Закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.1.1 СП 10.13130.2009, п.п. 3, 89 ППБ 01-03, п. 6.1 СНиП 2.04.01-85 сети противопожарного водопровода находятся в неисправном состоянии и не обеспечивают требуемый по нормах расходов воды на нужды пожаротушения (корпус 2 – здание общественного назначения объемом 16979 куб. м.
В случае возникновения пожара данные нарушения создают угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в здании 2-го корпуса АПНИ.
Представитель ОГПН по г. Апатиты настаивал на привлечении ГОСУСОССЗН «Апатитский психоневрологический интернат» за нарушение правил и норм пожарной безопасности к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Суду пояснил, что выявленные в ходе пожарного надзора нарушения правил и норм пожарной безопасности создают угрозу возникновения пожара, угрозу жизни и здоровью людей. Отсутствие финансирования не исключает ответственность за правонарушение.
Представитель АПНИ Корчак А.А. в судебное заседание представил письменные возражения на протокол об административном правонарушении. Согласно возражениям пункт первый протокола, а именно в части свободного открывания дверей изнутри противоречит требованиям содержания инвалидов, страдающих различными психическими расстройствами. ППБ 01-03 п. 130 в учреждении социального обеспечения, в том числе школы-интернаты, дома для престарелых и инвалидов, детские дома, должно быть организовано круглосуточное дежурство обслуживающего персонала. Дежурный должен постоянно иметь при себе комплект ключей от всех замков на дверях эвакуационных выходов. Другой комплект ключей храниться в помещении дежурного.
В соответствии с приказом Минздравпрома от 11.04.1995 № 92 все наружные двери отделений, кроме открытых отделений, а также двери всех кабинетов и между секциями отделений оборудуются замками вагонного типа. Для ключей должно быть отведено определенное место, недоступное для больных. В АПНИ указанные ключи имеются у всего персонала, выходы и запасные выходы оборудованы задвижками, что обеспечивает людям, находящимся внутри здания возможность свободного открывания.
Пункт второй протокола идет в разрез с постановлением Главного санитарного врача РФ от 06.06.2003 № 124 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.31375-03. разделом 4, пунктом 4.3, в котором допускается отделка внутренних помещений, силикатными красками (при необходимости в сочетании с масляными красками. Тем же пунктом правил и нормативов Сан ПиН допускается покрытие полов линолеумом, что также установлено решением суда от 13.10.2009 № 5-122/2009. Указание госинспектора на то, что данные материалы применяются в палатных помещениях, не имеет под собой оснований, в связи с тем, что в АПНИ палатные помещения отсутствуют, инвалиды проживают в жилых комнатах, поэтому ссылка на п. 7 ст. 134 ФЗ № 123 от 22.07.2008 не обоснованна.
Пункты третий и десятый протокола о превышении количества людей, находящихся в здании, и приведение сетей пожарного водопровода в рабочее состояние, находится вне компетенции администрации АПНИ. АПНИ является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых граждан и инвалидов первой и второй групп, страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающимися в уходе. АПНИ является некоммерческой организаций и финансируется из бюджета Мурманской области, находится в ведомственном подчинении Минздравсоцразвития Мурманской области. Вопросы об увеличении жилых площадей, перестройки корпусов вне компетенции АПНИ. Кроме того, не принято во внимание и то обстоятельство, что администрация не имеет права не принять и не разместить инвалидов и престарелых, так как больные поступают в АПНИ по путевкам. Численность постоянно проживающих в АПНИ граждан устанавливается Уставом. В настоящее время прием граждан сокращен. Сняты со стационарного учета 10 обеспечиваемых в связи с их переводом. В связи с переездом снято 2 обеспечиваемых, в связи со смертью 24. С 15.03.2010 в АПНИ не поступило ни одного гражданина. Вопрос по финансированию работ по ремонту пожарных сетей также не может быть решен АПНИ.
Пункт четвертый протокола недостоверен, поскольку промышленные склады выведены из помещения 1-го корпуса в соответствии со служебной запиской об окончании перевода промышленного склада с цокольного этажа в новые складские помещения от 16.07.2009, акта приемки передачи освободившихся помещений цокольного этажа 2-ого корпуса и ключей от них от 16.07.2009. Кроме этого, п. 184 ППБ 01-03 относится к лечебным учреждениям и не применим к медико-социальным учреждениям, которым является АПНИ.
В соответствии с пунктами пятым и седьмым протокола установка лифтов и подъемников в 1-ом и 2-ом корпусах АПНИ невозможна в связи с тем, что данные устройства не предусмотрены проектами постройки данных зданий, то есть проектами 1967 года.
Положения, указанные в пункте шестом, о жилых ячейках ЖЯ-5 и ЖЯ-6 для лиц с психоневрологическими заболеваниями носит рекомендательных характер, для вновь строящихся и реконструируемых зданий.
В помещении для физиотерапевтических процедур применяются материалы, предусмотренные СанПиН 2.1.31375-03, разделом 4, пунктом 4.3, что также не соответствует нарушению, установленному в пункте восьмом протокола.
По пункту девятому пояснил, что перегородки не предусмотрены проектными данными и техническим паспортом 2-ого корпуса АПНИ.
Просили ограничиться минимальным размером штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Предоставить отсрочку уплаты административного штрафа сроком на 3 месяца в связи с необходимостью запрашивать финансирование на его оплату.
Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Мурманской области в судебное заседание не явился, просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Представлен письменный отзыв, согласно которому министерство на сегодняшний день принимает определенные меры по выполнению предписаний ОГПН г. Апатиты. Приказом Министерства от 24.03.2010 № 259 утвержден план расселения АПНИ, сокращен прием граждан. В настоящее время денежные средства на реконструкцию предусмотрены подпрограммой «Доступная среда» долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан» на 2011-2013 г.г., утвержденной Постановлением правительства Мурманской области. Выделение средств на реконструкцию планируется ежегодно в течение двух лет, мероприятия будут профинансированы только в 2013 году. Просит обратить внимание на то, что меры по устранению нарушений принимаются.
Представитель администрации г. Апатиты в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте, возражений, отзывов не представил.
Прокурор полагает, что с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения необходимо ограничиться штрафом. Нарушения имеются, однако АПНИ по мере возможности принимает меры к их устранению.
Заслушав представителя отдела ОГПН, представителя ГОСУСОССЗН «Апатитский психоневрологический интернат», прокурора, исследовав материалы дела, судья полагает, что ГОСУСОССЗН «Апатитский психоневрологический интернат» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП, то есть нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Требования пожарной безопасности установлены Правилами пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03, введенными в действие с 30.06 2003 Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313.
Так, из свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц следует, что ГОСУСОССЗН «Апатитский психоневрологический интернат» состоит в налоговом органе как юридическое лицо.
Согласно выписке из приказа № 1-л от 05.01.2003 директором Апатитского психоневрологического интерната назначен Котов А.А.
В соответствии с распоряжением главного государственного инспектора г. Апатиты по пожарному надзору от 11 ноября 2010 г. № 97 произведена проверка соблюдения ГОСУСОССЗН «Апатитский психоневрологический интернат» правил пожарной безопасности.
По итогам проверки составлен акт от 12,17,19,22,24,25 ноября 2010 г. № 97, в котором указаны нарушения, перечисленные в протоколе об административном правонарушении.
Законность проведения проверки и правильность составления акта представителем юридического лица не оспаривается.
Выявленные в ходе проверки нарушения, отражены в протоколе № 181 от 25 ноября 2010 об административном правонарушении ГОСУСОССЗН «Апатитский психоневрологический интернат», протокол составлен с соблюдением требований ст. 23.34 КоАП РФ должностным лицом.
Ранее в адрес ГОСУСОССЗН «Апатитский психоневрологический интернат» было вынесено предписание от 14.09-08.10 2009 года об устранении нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в ходе мероприятия по надзору, после чего в ноябре 2009 года ГОСУСОССЗН «Апатитский психоневрологический интернат» было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Вина АПНИ в совершении административного правонарушения подтверждается письменными материалами дела, но не по всем пунктам, указанным в протоколе об административном правонарушении № 181 от 25 ноября 2010.
Согласно акту проверки АПНИ установлены нарушения требований Федерального Закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 89, ч. 7 ст. 134. ч. 15 ст. 90, п. 9 ст. 134; ППБ 01-03 п.п. 52, 3, 40, 184, 89, 43, 182; СП 1.13130.2009 п.п. 4.2.7, 4.4.1, 5.2.5, 5.2.26; СП 35-112-05 п.п. 4.3, 6.4, 6.2, 7.14, 7.5, 6.12, 7.9, 7.10; СНиП 21-01- 97* п.п. 6.29, 8.10; СНиП 2.04.01-85* п. 6.1*, которые создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей. В акте приведен перечень нарушений пожарной безопасности.
В судебном заседании установлено, что руководство АПНИ принимает меры к устранению выявленных нарушений, указанных в акте и протоколе, а также по соблюдению и выполнению ФЗ «О пожарной безопасности».
Судом принимается во внимание, что согласно п. 10 п.п. «В» к Приказу Минздравмедпрома РФ от 11.04.1995г. № 92 «Об утверждении правил "Больницы психиатрические. Правила устройства, эксплуатации и охраны труда» определено, что все наружные двери отделений, кроме открытых отделений, а также двери всех кабинетов и между секциями отделений оборудуются замками вагонного типа. Также согласно п. «о» разд. 4 требований по охране труда персонала администрация больницы должна обеспечить все двери всех отделений качественными вагонными замками, для хранения ключей должно быть отведено определенное место, недоступное для больных. Указанное положение противоречит требованиям ППБ (01-03) о том, что запоры на дверях эвакуационных выходов в здании второго корпуса должны быть выполнены свободно открывающимися, чтобы обеспечивать людям, находящимся внутри здания возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.
В АПНИ указанные ключи имеются у всего персонала. Выходы из корпуса и запасные выходы оборудованы задвижками, что обеспечивает людям, находящимся внутри здания возможность свободного открывания.
Поэтому нарушений по данному факту (пункт 1 протокола) в отношении АПНИ судом не усматривается.
В соответствии с п. 4 «Требования к внутренней отделке помещений» «Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (вместе с "СанПиН 2.1.3.2630-10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") для внутренней отделки помещений используются материалы в соответствии с их функциональным назначением и разрешенные для применения в ЛПО в установленном порядке. Поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов (щелей, трещин, дыр и др.), легко доступной для влажной уборки и устойчивой при использовании моющих и дезинфицирующих средств. Стены лечебно-диагностических кабинетов с сухим режимом, вестибюлей и других помещений рекомендуется окрашивать красками или облицовывать панелями, имеющими гладкую поверхность с герметичной заделкой швов. Для окраски потолков может применяться известковая или водоэмульсионная побелка. Полы должны обладать повышенными теплоизоляционными свойствами (деревянные полы, окрашенные влагостойкой краской, линолеум).
Судом установлено, что в настоящее время АПНИ производится ремонт помещений, окрашенных масляной краской, что подтверждается информацией по помещениям корпуса № 2 АПНИ (пункты 2, 8 протокола). В большинстве комнат 2,3,4 и 5 этажей корпуса № 2 АПНИ выполнен ремонт с использованием водоэмульсионной краски. Запланирован ремонт на декабрь 2010 года, 2011 года.
Ссылка представителя АПНИ на Постановление Главного санитарного врача РФ от 06.06.2003 № 124 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.31375-03» несостоятельна, поскольку данный документ утратил силу 28 мая 2010 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58.
Нарушения, указанные в пункте 3 устраняются и будут устраняться постепенно в 2011-2013 году путем расселения граждан, находящихся в АПНИ. Указанные обстоятельства подтверждаются отзывом Минздрасоцразвития Мурманской области, в котором указано, что Приказом Министерства от 24.03.2010 № 259 утвержден план расселения АПНИ, сокращен прием граждан, в другие интернаты переведены 10 обеспечиваемых.
Нарушение, указанное в пункте четвертом протокола, подлежит исключению, поскольку промышленные склады выведены из помещения 1-го корпуса в соответствии со служебной запиской об окончании перевода промышленного склада с цокольного этажа в новые складские помещения от 16.07.2009, акта приемки передачи освободившихся помещений цокольного этажа 2-ого корпуса и ключей от них от 16.07.2009.
Суд учитывает, что здание 2-го корпуса высотой в пять этажей, постройки 1967 года, при размещении в нем людей, превышающих количество, установленное нормами проектирования, не может отвечать всем требованиям пожарной безопасности. Администрация АПНИ самостоятельно решить вопрос по приобретению или строительству нового здания не правомочна, поэтому нарушения, указанные в пунктах 5, 7 могут быть устранены АПНИ по согласованию с отделом архитектуры и градостроительства администрации г. Апатиты, а также Минздрасоцразвития Мурманской области.
Исключается судом пункт шестой нарушения, предусматривающий наличие жилых ячеек ЖЯ-5 и ЖЯ-6 для лиц с психоневрологическими заболеваниями, поскольку данный пункт носит рекомендательный характер для вновь строящихся и реконструируемых зданий.
Указанные в пункте восьмом протокола нарушения частично нашли свое подтверждение в судебном заседании, поскольку, как следует из объяснений представителя АПНИ, в помещении для физиотерапевтических процедур применяются материалы, предусмотренные СанПиН 2.1.31375-03, разделом 4, пунктом 4.3, введенными в действие постанволением Главного врача РФ от 06.06.2003 года № 124, тогда как указанный документ утратил силу 28 мая 2010 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58, которым установлены новые санитарно-эпидемиологические правила. Согласно новым санитарно-эпидемиологическим правилам допустимо применение на полах линолеума, однако стены и потолки помещений не должны быть покрыты масляными красками, допустимы известковая и водоэмульсионная побелка.
Таким образом, суд считает установленным 25 ноября 2010 года в 12 часов 00 минут по адресу: г. Апатиты, ул. Лесная, д. 51 в здании АПНИ наличие нарушений требований Федерального Закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 года, зарегистрированных в Министерстве юстиции РФ 27.06.2003 года, регистрационный № 4838, а также сводов правил: СП 1.13130.2009; СП 4.13130.2009; СП-35-112-05; строительных норм и правил: СНиП 21-01-97*; СНиП 2.08.02-89*, а именно:
- в нарушение ч. 7 ст. 134 Федерального Закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в палатных помещениях применяются декоративно-отделочные материалы и покрытия полов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2. На стенах и потолке масляная краска (в соответствии с Приложением №1);
- в нарушение п.п. 43, 3 ППБ 01-03, п.п. 4.3, 6.4 СП 35-112-05 число людей, одновременно находящихся в здании, превышает количество, установленное нормами проектирования и определенное расчетом, исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. Численность психоневрологических интернатов по нормам проектирования составляет от 100 до 200 человек, в наличии - 355 человек. Жилые площади корпуса менее 7 м2/чел. и составляют 3,8 м2/чел.;
- в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 6.2 СП 35-112-05 люди в интернате проживают на 3, 4 и 5 этажах, без задания на проектирование и без соответствующих обоснований в соответствии со СНиП 2.08.02, СНиП 31-01, СНиП 2.07.01, а также без лифтов или подъемников в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51630, ГОСТ Р 51631, НПБ 250.;
- в нарушение ч. 15 ст. 90 Федерального Закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 6.2 СП 35-112-05, п. 3 ППБ 01-03. п. 8.10* СНиП 21-01-97* в здании Ф1.1 высотой более 10 метров (14.05м) не предусмотрены лифты для транспортирования пожарных подразделений;
- в нарушение ч. 9 ст. 134 Федерального Закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в помещениях для физиотерапевтических процедур (1-ый этаж кабинет 19) применяются материалы для отделки стен, потолков с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2. На стенах и потолке - масляная краска;
- в нарушение ст. 89 Федерального Закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.2.26 СП 1.13130.2009 в палатных корпусах лечебного учреждения коридоры не разделены противопожарными перегородками 2-го типа с расстоянием между ними не более 42 м.
- в нарушение ст.ст. 45,60, 62, 106, 107 Федерального Закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.1.1 СП 10.13130.2009, п.п. 3, 89 ППБ 01-03, п. 6.1 СНиП 2.04.01-85 сети противопожарного водопровода находятся в неисправном состоянии и не обеспечивают требуемый по нормах расходов воды на нужды пожаротушения (корпус 2 – здание общественного назначения объемом 16979 куб. м.
В случае возникновения пожара данные нарушения создают угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в здании 2-го корпуса АПНИ.
Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, установленные стандартами, нормами и правилами, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 КоАП РФ.
Кроме того, при принятии решения судом учитываются и те обстоятельства, что согласно сообщению Минздравсоцразвития Мурманской области денежные средства на реконструкцию предусмотрены подпрограммой «Доступная среда» долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан» на 2011-2013 г.г., утвержденной Постановлением правительства Мурманской области.
Выделение средств на реконструкцию планируется ежегодно в течение двух лет, мероприятия будут профинансированы только в 2013 году.
Назначая наказание, судья принимает во внимание тяжесть правонарушения, его общественную опасность, финансовое положение ГОСУСОССЗН «Апатитский психоневрологический интернат», наличие обстоятельств, независящих от АПНИ (наличие нарушений, подлежащих устранению с привлечением средств Управления Министерства здравоохранения и социального развития Мурманской области), признание вины, а также частичное осуществление действий правонарушителем, направленных на устранение нарушений пожарной безопасности.
Санкция ст. 20.4 ч. 1 предусматривает два вида наказания для юридических лиц: административный штраф в размере от 10000 до 20000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Административное приостановление деятельности является исключительной мерой. В соответствии со ст. 32.12 КоАП РФ при административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.
Суд учитывает, что в данном случае назначение такого наказания как административное приостановление деятельности нецелесообразно, поскольку реально осуществить временный запрет деятельности в данном случае невозможно, ввиду того, что администрация АПНИ не имеет надлежащей возможности по размещению обеспечиваемых лиц, находящихся во втором корпусе АПНИ. Исполнение такого вида наказания связано с выселением большого количества людей, которые требуют специального медицинского ухода за ними и соответствующих специально оборудованных помещений. Представитель администрации АПНИ пояснил суду, что возможности по выселению лиц, содержащихся в АПНИ и размещению в других помещениях, не имеется. Без выселения обеспечиваемых лиц из второго здания АПНИ наказание в виде временного запрета деятельности не осуществимо.
Вместе с тем суд считает возможным наложить на государственное областное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Апатитский психоневрологический интернат» административное наказание в виде штрафа с учетом его имущественного положения, применение данной административной меры способно обеспечить достижение цели административного наказания.
При этом суд учитывает, что АПНИ является бюджетным учреждением, и ее руководством принимаются необходимые меры, направленные на устранение недостатков пожарной безопасности, выявленных в здании 2-го корпуса. Для их устранения необходимы значительные денежные ассигнования, которые на текущий период не выделены.
В соответствии с ч. 2 ст. 31.5 КоАП РФ с учетом финансового положения лица, привлеченного к административной ответственности, финансируемого за счет областного бюджета, суд считает возможным отсрочить уплату административного штрафа на срок до трех месяцев.
Руководствуясь ч. 1 ст. 20.4, 23.1, 29.9-29.10, 31.5 КоАП РФ, судья,П О С Т А Н О В И Л :Юридическое лицо - государственное областное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Апатитский психоневрологический интернат» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнуть административному штрафу в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Копию постановления направить государственному инспектору г. Апатиты по пожарному надзору.
Отсрочить государственному областному стационарному учреждению социального обслуживания системы социальной защиты населения «Апатитский психоневрологический интернат» уплату административного штрафа в размере 15000 рублей на срок до трех месяцев, то есть до 13 марта 2010 года.
Штраф необходимо уплатить по следующим реквизитам: получатель ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской области г. Мурманск, наименование получателя УФК по Мурманской области (УГПН ГУ МЧС России по Мурманской области, наименование платежа: штраф за нарушение ППБ, расчетный счет № 40101810000000010005, ИНН 5190131872, КПП 519001001, ОКАТО 47405000000, БИК 044705001, КБК 17711627000010000140.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.Л.Арсентьева