СТ. 19.20 УПРАВЛЕНИЕ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ



Адм.дело №5-37/2011 (Постановление не вступило в законную силу)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

11 апреля 2011 года г. Апатиты

Судья Апатитского городского суда Мурманской области Горюнов В.М., рассмотрев в помещении Апатитского городского суда Мурманской области, расположенном по адресу: Мурманская область, г.Апатиты, ул.Ферсмана, д.44, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении Государственного учреждения здравоохранения «Мурманская областная психиатрическая больница», имеющего юридический и фактический адрес: ....., ОГРН ....., ИНН ....., КПП .....,

с участием законного представителя Государственного учреждения здравоохранения «Мурманская областная психиатрическая больница» заместителя главного врача Захарова Алексея Юрьевича, ....., которому разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1, 25.4 КоАП, ходатайств не заявившего,

УСТАНОВИЛ:

В результате плановой выездной проверки, проведенной с 11-30 часов до 14-40 часов 16 февраля 2011 года, было обнаружено, что юридическое лицо Государственное учреждение здравоохранения «Мурманская областная психиатрическая больница» (далее – ГУЗ МОПБ), расположенное по адресу: ....., осуществляет деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, с нарушением обязательных требований законодательства, а именно:

- в клинико-диагностической лаборатории ГУЗ МОПБ 11.02.2011, 12.01.2011, 03.02.2011, 08.02.2011, 09.02.2011, 16.02.2011 проводились лабораторные диагностические исследования по выявлению микобактерий туберкулеза (исследование мокроты на КУБ), что зафиксировано в протоколе осмотра от 16.02.2011 и подтверждается ведением рабочей документации: рабочим журналом, регистрации исследований мокроты на КУБ, начало ведения журнала 13.10.2009;

- проводилось исследование кала на гельминты – яйца глистов и цисты лямблий (простейшие) 12.01.2011, 13.01.2011, 08.02.2011, 09.02.2011, 10.02.2011, 11.02.2011, 14.02.2011, 15.02.2011, 16.02.2011, что зафиксировано в протоколе осмотра от 16.02.2011 и подтверждается ведением рабочей документации; рабочий журнал регистрации исследований кала на я/г и цисты лямблий, начало ведения журнала 15.11.2010.

Указанная деятельность отнесена к деятельности, связанной с возбудителями инфекционных заболеваний.

В нарушение п.п. 55 п. 1 ст. 17 Федерального Закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», не имея соответствующей лицензии, ГУЗ МОПБ проводило лабораторные диагностические исследования по выявлению бактерий туберкулеза (Mycobacterium tuberculosis), простейших и гельминтов III-IV групп патогенности (опасности).

Таким образом, ГУЗ МОПБ совершило нарушение законодательства в области порядка управления, выразившееся в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.20 ч. 1 КоАП РФ.

По результатам выявленных нарушений 21 февраля 2011 года главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Мурманской области ..... был составлен протокол об административном правонарушении в отношении государственного учреждения здравоохранения «Мурманская областная психиатрическая больница».

Копия данного протокола в тот же день получена законным представителем государственного учреждения здравоохранения «Мурманская областная психиатрическая больница» Зениным Е.Н.

Управлением Роспотребнадзора по Мурманской области 22.02.2011 года на основании ч.3 ст.23.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении в отношении государственного учреждения здравоохранения «Мурманская областная психиатрическая больница» направлено мировому судье судебного участка №3 с подведомственной территорией г.Апатиты.

В соответствии с определением мирового судьи судебного участка №3 с подведомственной территорией Мурманской области от 15 марта 2011 года на основании ч.3 ст.23.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении в отношении государственного учреждения здравоохранения «Мурманская областная психиатрическая больница» передано по подведомственности в Апатитский городской суд Мурманской области.

Законный представитель ГУЗ МОПБ Захаров А.Ю. в судебном заседании пояснил, что как представитель ГУЗ МОПБ признает фактическое нарушение, которое было допущено неумышленно. В настоящее время ГУЗ МОПБ занимается оформлением требуемой лицензии.

В связи с отсутствием финансирования просит не применять штрафные санкции, которые являются большими. Просит применить вид административного наказания – приостановление деятельности клинико-диагностической лаборатории.

Материалы административного дела суд рассмотрел в отсутствии представителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Мурманской области, извещенного надлежащим образом о месте времени судебного заседания.

Заслушав законного представителя правонарушителя ГУЗ МОПБ, исследовав письменные материалы дела, считаю, что ГУЗ МОПБ совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ, то есть нарушение законодательства против порядка управления, выразившееся в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии с ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии. Данным перечнем предусмотрено лицензирование деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний (п.п. 55 п. 1 ст. 17 указанного Федерального закона), а также лицензирование медицинской деятельности (п.п. 96 п. 1 ст. 17 указанного Федерального закона).

Лицензирование медицинской деятельности регламентируется Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30.

Из п. 4 указанного положения следует, что медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи с перечня согласно приложению. Из перечня следует, что указанные работы (услуги) включают в себя, в том числе лабораторную диагностику.

Лицензирование деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, регламентируется Положением о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 31.

Из п.2 указанного положения следует, что лицензированию подлежит деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, в том числе общих для человека и животных (микроорганизмов, в том числе генетически измененных, бактериальных токсинов, простейших гельминтов и ядов биологического происхождения I-IV групп патогенности, их производственных, музейных штаммов и санитарно-показательных микроорганизмов, материалов, зараженных или с подозрением на зараженность возбудителями инфекционных заболеваний I-IV групп патогенности).

Из материалов дела следует, что ГУЗ МОПБ внесено ..... инспекцией ФНС РФ по г.Апатиты в качестве юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц с присвоением основного государственного регистрационного номера ...... Место нахождения юридического лица: ...... Приказом от ..... № ..... главным врачом ГУЗ МОПБ назначен Зенин Е.И.

14 сентября 2006 года ГУЗ МОПБ федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития выдана лицензия №51-010-000169 на осуществление медицинской деятельности согласно приложению. К номенклатуре работ и услуг, осуществляемых ГУЗ МОПБ, относятся: доврачебная медицинская помощь: лабораторная диагностика, рентгенология, физиотерапия, функциональная диагностика. Стационарная медицинская помощь, специализированная медицинская помощь: акушерство и гинекология, клиническая лабораторная диагностика, рентгенология, физиотерапия, функциональная диагностика. Лицензия на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, ГУЗ МОПБ не выдавалась.

Факт совершения административного правонарушения ГУЗ МОПБ, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 21 февраля 2011 года, протоколом осмотра, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 16 февраля 2011 года, структурой медицинского учреждения- ГУЗ МОПБ., приказом Управления Роспотребнадзора по Мурманской области от 19 января 2011 года №68/11 о проведении плановой, документарной и выездной проверки юридического лица, с которым главный врач ГУЗ МОПБ Зенин Е.Н. ознакомлен 21 февраля 2011 года, письмом Управления Роспотребнадзора по Мурманской области от 17 сентября 2009 года №02-29-52-74/09 в адрес министра здравоохранения и социального развития Мурманской области о введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 1.3.2518-09 «Дополнения и изменения №1 к санитарно-эпидемиологическим правилам «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителям паразитарных болезней. СП 1.3.2322-08», выпиской из рабочего журнала регистрации исследований мокроты на КУБ лаборатории ГУЗ МОПБ, выпиской из рабочего журнала регистрации исследования кала на я/г и цисты лямблий лаборатории ГУЗ МОПБ.

Доводы главного врача ГУЗ МОПБ Зенина Е.Н. от 21.02.2011 года представленные мировому судье о том, что клинико-диагностической лабораторией ГУЗ МОПБ в соответствии с абзацем 2 п. 2.1.2 Санитарно- эпидемиологических правил СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителям паразитарных болезней» выполнялись только диагностические микроскопические исследования с целью обнаружения микроорганизмов III-IV групп патогенности в соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением от 30.05.2008 и лицензии на медицинскую деятельность №51-010-000169 нельзя признать состоятельными, поскольку абзац 2 п.2.1.2. Санитарно- эпидемиологических правил СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителям паразитарных болезней» утратил силу в соответствие с дополнениями и изменениями №1, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача от 02.06.2009 №42.

Письмо Управление Роспотребнадзора от 25.07.2008, на которое представитель ГУЗ МОПБ (Зенин Е.Н.) ссылается в обосновании своих доводов о том, проводимые ГУЗ МОПБ исследования не нуждаются в санитарно-эпидемиологическом заключении, было подготовлено и направлено ГУЗ МОПБ до вступления в законную силу СП 1.3.2518-09 «Дополнения и изменения №1 к санитарно-эпидемиологическим правилам «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителям паразитарных болезней».

Кроме того, Положение о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 31, не содержит изъятий из общего порядка лицензирования деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, в части касающейся диагностических микроскопических исследований с целью обнаружения микроорганизмов III-IV групп патогенности.

Ссылка представителя ГУЗ МОПБ (Зенина Е.Н.) на то, что уведомление об изменениях внесенных Постановлением Главного государственного санитарного врача от 02.06.2009 № 42 в Санитарные правила ГУЗ МОПБ не получало, является безосновательной, поскольку письмо Управления Роспотребнадзора по Мурманской области от 17 сентября 2009 года №02-29-52-74/09 о введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 1.3.2518-09 «Дополнения и изменения №1 к санитарно-эпидемиологическим правилам «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителям паразитарных болезней» направлялось в адрес Министра здравоохранения и социального развития Мурманской области, указанные дополнения и изменения к санитарно-эпидемиологическим правилам опубликованы в установленном законом порядке в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» - 03.08.2009 и вступили в силу по истечении 10 дней после официального опубликования.

Доводы представителя ГУЗ МОПБ (Зенина Е.Н.) о том, что учреждение может осуществлять лабораторные диагностические исследования по выявлению микобактерий туберкулеза, исследований кала на гельминты-яйца глистов и цисты лямблий в соответствии с лицензией, полученной от федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на медицинскую деятельность без получения лицензии на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний опровергаются ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128 «О лицензировании отдельных видов деятельности», в соответствии с которой получение лицензии требуется как на осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний (п.п. 55 п. 1 ст. 17 указанного Федерального закона), так и медицинской деятельности (п.п. 96 п. 1 ст. 17 указанного Федерального закона).

Кроме того, из п.3 Положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 31, а также п. 2 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, следует, что лицензирование деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а лицензирование медицинской деятельности- осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития - в части деятельности, осуществляемой организациями государственной системы здравоохранения, а также деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено событие административного правонарушения, факт его совершения ГУЗ МОПБ, а также вина учреждения в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ- осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение осуществления деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается судьей в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Поскольку в соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, суд считает возможным с учетом выше изложенного и для обеспечения достижения цели административного наказания, применить в отношении юридического лица ГУЗ МОПБ административное наказание в виде административного штрафа.

При назначении наказания юридическому лицу ГУЗ МОПБ в соответствии с ч.3 ст. 4.1 КоАП РФ, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, в силу п.1 ч.1 ст. 4.2 КоАП РФ суд признает раскаяние законного представителя юридического лица ГУЗ МОПБ в судебном заседании.

Поскольку в действиях ГУЗ МОПБ содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч. 1 КоАП РФ, а именно подвергнуть административному наказанию ГУЗ МОПБ в виде административного штрафа в размере 170 000 рублей 00 копеек.

Оснований для приостановления деятельности ГУЗ МОПБ судья не находит поскольку, в соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 32.12 КоАП РФ при административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

Суд учитывает, что реально осуществить приостановление деятельности в данном случае невозможно, поскольку исполнение такого вида наказания связано с отсутствием оказания квалифицированной медицинской помощи большого количества людей, которые требуют специального медицинского ухода за ними и соответствующих специально оборудованных помещений, для проведения неотложных анализов.

Оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ судья не находит.

Руководствуясь ст.ст. 3.5, 4.1-4.3,, 6.3, 23.1, 29.9-29.10 КоАП РФ, судья,

П О С Т А Н О В И Л :

Признать юридическое лицо Государственное учреждение здравоохранения «Мурманская областная психиатрическая больница» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 170000 (сто семьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

Разъяснить, что в соответствии со ст.ст. 20.25, 32.2. КоАП РФ неуплата административного штрафа в течение тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

Штраф уплатить: Получатель - УФК по Мурманской области (Управление Роспотребнадзора по Мурманской области), ИНН 5190135362 КПП 519001001, ОКАТО 47405000000, ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской области г. Мурманска, БИК 044705001, счет 40101810000000010005, КОД бюджетной классификации 141 1 16 28000 01 0000 140.

Копию постановления направить Государственному учреждению здравоохранения «Мурманская областная психиатрическая больница» для исполнения, в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Мурманской области для сведения.

Квитанцию об уплате административного штрафа представить в Апатитский городской суд в каб. № 25.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Мурманский областной суд, через Апатитский городской суд со дня вручения или получения копии постановления.

Судья В.М. Горюнов