Р Е Ш Е Н И Е по делу об административном правонарушении 12 января 2012 года город Апатиты Судья Апатитского городского суда Мурманской области Захаров А.В., рассмотрев жалобу муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 г. Апатиты, расположенного по адресу: <адрес>, на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 1 города Апатиты Мурманской области - мирового судьи судебного участка № 2 города Апатиты Мурманской области от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, У С Т А Н О В И Л: Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 1 города Апатиты Мурманской области - мировым судьей судебного участка № 2 города Апатиты Мурманской области от <дата> муниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы № 4 г. Апатиты (далее – МОУ СОШ № 4) подвергнуто административному наказанию по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере <.....> рублей за правонарушение, выразившееся в том, что <дата> в 10 часов 00 минут в помещении МОУ СОШ № 4, расположенном в <адрес> не выполнило в установленный срок – до <дата> требования законного предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности <№> от <дата> В жалобе директор МОУ СОШ № 4 просит отменить постановление мирового судьи, мотивируя тем, что у школы полностью отсутствует вина в совершении административного правонарушения. Судом не учтено финансовое состояние учреждения, не выяснены причины нарушения предписания. Устранение нарушения требований пожарной безопасности – покраска эвакуационных путей: стен общих коридоров 1,2,3 –го этажей, пола в поэтажных коридорах 1,2,3 – го этажей негорючими материалами возможно при финансировании статей расходов на текущие ремонтные работы. Школа является бюджетным учреждением, мероприятия по выполнению предписаний Госпожнадзора финансируются из городского бюджета. Работы по выполнению предписаний включались директором школы в планы подготовки школы к новому учебному году в <.....> годах и передавались в Управление образования. Директор школы обращался к учредителю – Управлению образования администрации г. Апатиты о необходимости выделения средств на выполнение предписания по перекраске путей эвакуации (<дата>, <дата>, <дата>). За период <.....> годы МОУ СОШ № 4 выполнены определенные мероприятия по устранению нарушений пожарной безопасности в соответствии со сметами, в частности ремонт полов – замена напольного покрытия. Работы по перекраске стен общих коридоров 1,2,3 – х этажей негорючими материалами включены руководителем учреждения в план <.....> года и будут выполнены при финансировании данных работ. Кроме того, считает требование Госпожнадзора о прикреплении стульев в актовом зале к полу не законным, поскольку проектно – техническая документация здания школы утверждена в <.....> году по строительным нормам и правилам (далее – СниП) 1975 года, которые в настоящее время отменены. На техническом чертеже актового зала изображено 242 квадрата, предполагающего 242 кресла. Правила эксплуатации актового зала не могут регулироваться ни СНиПами 1975 года, так как они отменены, ни новыми СНиПами, поскольку они в период проектирования школы не действовали. В данном случае следует руководствоваться Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Согласно п. 149 ППБ 01-03 в зрительных залах, используемых для танцевальных вечеров, с количеством мест не более 200, крепление стульев к полу может не производиться при обязательном соединении их между собой. Площадь актового зала составляет 146, 81 кв.м. Исходя из расчетной площади, приходящейся на одного человека - 0, 75 кв.м./чел., максимально допустимое количество людей в помещении актового зала составляет 195 человек. В настоящее время в актовом зале школы установлено 180 стульев, укрепленных между собой по три в ряд. В связи с обращением директора школы в <.....> <дата> были внесены изменения в расстановку мест в актовом зале: количество мест составило 180. Кроме того, стационарные кресла в актовом зале сделают его не функциональным, в нем невозможно будет проводить дискотеки, иные праздники, связанные с подвижными играми, если все стулья будут прикреплены к полу. Просит отменить постановление мирового судьи и прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения. В судебном заседании представители МОУ СОШ № 4 Маркова Н.В., Никонорова М.С. поддержали доводы жалобы, настаивал на её удовлетворении, дал пояснения, аналогичные изложенным в жалобе. В судебном заседании представитель ОНД ГУ МЧС России по Мурманской области Лапухов А.М. полагал постановление мирового судьи подлежащим оставлению без изменений, возражал против доводов жалобы. Заслушав представителей МОУ СОШ № 4, представителя ОНД ГУ МЧС России по Мурманской области, изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы административного дела, суд считает, что постановление мирового судьи подлежит изменению по следующим основаниям. В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. Мировой судья обоснованно усмотрел в действиях МОУ СОШ № 4 состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст.19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере образования. Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (ред. от 30.11.2011) (далее – Закон) предусмотрено, что требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Как установлено ст. 37 Закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной безопасности, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению. Согласно ст. 38 Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности. Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Запрет на применение горючих материалов для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости) установлен в п. 53 ППБ 01–03 и п. 6.25 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений». Как установлено в судебном заседании, <дата> отделом ГПН г. Апатиты по пожарному надзору в адрес МОУ СОШ № 4 вынесено предписание <№> по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (л.д. 7). Согласно указанному предписанию МОУ СОШ № 4 в срок до <дата> включительно обязано было устранить следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности «при эксплуатации эвакуационных путей для окраски стен и облицовки полов применяются горючие материалы: стены общих коридоров 1,2,3–го этажей окрашены масляной краской, пол в поэтажных коридорах 1,2,3 –го этажей облицован линолеумом» (пункт 1 предписания); «в помещении актового зала стулья не прикреплены к полу» (пункт 2 предписания). В ходе проведенной отделом надзорной деятельности г. Апатиты УНД ГУ МЧС России по Мурманской области 7,9,11.11.2011 проверки установлен факт неполного выполнения требований предписания <№> от <дата>, а именно: эвакуационные пути в виде стен общих коридоров 1,2,3 – го этажей по – прежнему окрашены горючими материалами; в актовом зале стулья не прикреплены к полу (акт № 155, л.д. 3). По выявленному правонарушению заместителем начальника ОНД г. Апатиты по пожарному надзору на МОУ СОШ № 4 составлен протокол об административном правонарушении <№> от <дата> по ч.13 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 2). В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В судебном заседании установлено, что у МОУ СОШ № 4 имелась возможность для выполнения предписания органа пожарного надзора, однако администрацией школы не были приняты все возможные и зависящие от нее меры для отделки путей эвакуации, а именно: стен общих коридоров 1,2,3 –го этажей негорючими материалами. Доводы представителя МОУ СОШ № 4 о невыделении денежных средств из бюджета на ремонт стен не состоятельны. Образовательному учреждению органом пожарного надзора был установлен достаточный срок – <.....> месяцев для устранения названных нарушений пожарной безопасности. Предписание <№> от <дата> МОУ СОШ № 4 в установленном законом порядке в суд не обжаловалось, вступило в законную силу, в связи с чем, можно сделать вывод о том, что МОУ СОШ № 4 было согласно с указанными в нем нарушениями требований пожарной безопасности. Возражений в отношении выданного предписания МОУ СОШ в порядке, установленном ч.12 ст.16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в соответствующий орган государственного контроля (надзора) не подавались; копия предписания вручена директору МОУ СОШ № 4 <дата> Суд считает заслуживающими внимания доводы МОУ СОШ № 4 о принятии определенных мер, направленных на устранение имеющихся нарушений пожарной безопасности, однако этих мер оказалось недостаточно для полного выполнения требований пункта 1 предписания. Нарушения по состоянию на <дата> устранены лишь частично, а именно устранена облицовка пола в поэтажных коридорах 1,2,3 –го этажей линолеумом. Однако, частичное выполнение предписания не освобождает МОУ СОШ № 4 от административной ответственности по ч.13 статьи 19.5 КоАП РФ. Требования, изложенные инспектором пожнадзора в пункте 1 предписания являются законными, что МОУ СОШ № 4 и не оспаривается. Анализируя доводы жалобы о зависимости МОУ СОШ № 4 от выделения бюджетных средств и отсутствия финансовой возможности выполнить предписание в полном объеме, суд отмечает, что недостаточность финансирования, бюджетных либо внебюджетных средств не является основанием для освобождения юридического лица независимо от его организационно-правовой формы от исполнения обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности. Поэтому привлечение МОУ СОШ № 4 к административной ответственности постановлением мирового судьи в этой части является правильным. Суд находит обоснованными доводы жалобы об отсутствии оснований для привлечения МОУ СОШ № 4 к административной ответственности за невыполнение пункта 2 предписания <№>. В настоящее время требование органа пожарного надзора о креплении стульев к полу в актовом зале является утратило свое значение. В качестве оснований выдачи предписания от <дата> в части пункта 2 должностным лицом ОГПН г. Апатиты указаны: Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статьи 89, 134; СП 1.13130.2009 п. 8.1.29; ППБ 01-03 п.3; ППБ 101-89 п.5.11. Статья 89 ФЗ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» устанавливает требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам. Статья 134 указанного закона содержит требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях, сооружениях и строениях. Поэтому ссылка на указанные нормы закона, не имеющие отношения к характеру нарушения в виде отсутствия креплений к полу стульев в актовом зале, должностным лицом ОГПН сделана ошибочно. В соответствии с п. 8.1.29 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 171) (ред. от 09.12.2010) кресла, стулья, скамьи или звенья из них в зрительных залах (кроме балконов и лож вместимостью до 12 мест), актовых залах и конференц-залах следует предусматривать с устройствами для крепления к полу. При проектировании залов с трансформируемыми местами для зрителей следует предусматривать установку кресел, стульев и скамей (или звеньев из них) с креплением к полу, предотвращающим их опрокидывание или сдвижку. На основании п.3 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" (вместе с "ППБ 01-03...")) наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Согласно п. 5.11 Приказа Гособразования СССР от 04.07.1989 N 541 "О введении в действие Правил пожарной безопасности" (вместе с "ППБ-101-89. Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений")) в помещениях для культурно-массовых мероприятий все кресла и стулья должны быть соединены в рядах между собой и прочно прикреплены к полу. В помещениях, используемых для танцевальных вечеров и детских игр, с количеством мест не более 200, крепление стульев к полу может не производиться. Администрацией МОУ СОШ № 4 суду представлена измененная схема расстановки оборудования в актовом зале, согласно которой количество посадочных мест составляет 180. Данные изменения в количестве расстановки мест внесены по инициативе МОУ СОШ № 4 в <.....> (после вынесения обжалуемого постановления мирового судьи от <дата>) уполномоченным органом – <.....> Таким образом, с учетом внесенных изменений в схему расстановки мест в актовом зале, используемом МОУ СОШ № 4 для, в том числе для танцевальных вечеров и детских игр (о чем МОУ СОШ представлены соответствующие доказательства), при количестве посадочных мест менее 200, крепление стульев к полу в зале не требуется. При таких обстоятельствах постановление мирового судьи подлежит изменению с исключением из него вывода о виновности МОУ СОШ в неисполнении требований предписания ОГПН г. Апатиты по пожарному надзору <№> от <дата> в части выполнения требования о креплении стульев к полу в актовом зале. В остальном, административное правонарушение, выразившееся в невыполнении МОУ СОШ № 4 в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере образования, правильно квалифицировано мировым судьей по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ. Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, по минимальному пределу санкции. Нарушений процессуальных норм Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела судьей не допущено, порядок привлечения МОУ СОШ № 4 к административной ответственности не нарушен. На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30. 7 КоАП РФ, суд Р Е Ш И Л: Постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 1 города Апатиты Мурманской области - мирового судьи судебного участка № 2 города Апатиты Мурманской области от <дата> в отношении муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 г. Апатиты изменить: исключить указание о виновном невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере образования в части требования о креплении стульев к полу в актовом зале. В остальной части постановление мирового судьи оставить без изменения. Жалобу МОУ СОШ № 4 удовлетворить частично. Решение обжалованию не подлежит и вступает в законную силу со дня его вынесения. Судья А.В.Захаров