Приговор по ст.107 ч.1 УК РФ



Дело №1- 108 / 11 г.

УВД № <данные изъяты>

П Р И Г О В О Р

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Анжеро-Судженск 17 марта 2011 года

Судья Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области Милакин Е.Б.

С участием государственного обвинителя Стефанович Л.Ф.,

Подсудимой Филипповой И.Ф.,

Защитника Меньшиковой Т.В. удостоверение №, ордер №,

Потерпевшей ФИО4,

При секретаре Селеверовой И.Н.

Рассмотрев материалы уголовного дела в отношении

ФИЛИППОВОЙ И.Ф., <данные изъяты>

обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст.107 ч.1 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Филиппова И.Ф. совершила убийство в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием со стороны потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным поведением потерпевшего, в г. Анжеро-Судженск при следующих обстоятельствах.

15 ноября 2010 года в период времени с 20.00 часов до 21.30 часов Филиппова И.Ф., находясь в состоянии алкогольного опьянения в гараже по <адрес>, на почве личных неприязненных отношений, возникших в ходе противоправного поведения ФИО8, выразившегося в применении насилия к Филипповой И.Ф. и высказывания в ее адрес угроз, из-за чего дальнейшее поведение Филипповой И.Ф. детерминировалось аффективной мотивацией с переживаниями обиды, унижения и боли, в ходе которой Филиппова И.Ф., находясь в состоянии физиологического аффекта с характерной для него фазностью и динамикой, с предшествующей длительной психотравмирующей ситуацией, обусловленной агрессивным поведением потерпевшего, взяла нож и с целью убийства ФИО8, умышленно нанесла ему 2 удара ножом в грудь слева, причинив ему проникающие колото-резаные ранения груди слева с повреждением правого желудочка сердца, диафрагмы, левой почки, повлекшие развитие острой кровопотери, что подтверждается морфологическими признаками: малокровие головного мозга, сердца; полосовидные светло-красные кровоизлияния под эндокардом левого желудочка сердца, находятся в причинной связи с наступлением смерти, квалифицируются как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, тем самым совершила убийство ФИО8 в состоянии аффекта.

Подсудимая Филиппова И.Ф. вину признала полностью.

Допросив подсудимую, потерпевшую, свидетелей ФИО2, ФИО5, ФИО7, огласив показания свидетеля ФИО3, исследовав письменные доказательства: протоколы осмотра, протоколы выемки, заключения экспертов, протокол явки с повинной, копию приговора, суд признает вину Филипповой И.Ф. доказанной в со­вершении убийства в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием со стороны потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным поведением потерпевшего.

Показания подсудимой Филипповой И.Ф., данные в ходе предварительного следствия при адвокате и оглашенные в судебном заседании, являются доказатель­ством её вины, подтверждают её причастность к совершению пре­ступления, подтверждают время и место совершения преступления. Так из её показаний (л.д. 22-26, 27-32, 35-39) следует, что Филиппова И.Ф. и ФИО8 проживали и работали в гараже по <адрес>. ФИО8 часто избивал ее, ломал ей руку, острием лопаты резал ей руку, также она лежала в больнице с сотрясением головного мозга, после того как ФИО8 ее сильно избил. Она несколько раз пыталась уйти от него, но ФИО8 приходил домой, угрожал матери, бил стекла в доме, убил их собаку и Филиппова боялась уйти от него. 13.11.2010 г. ФИО8 ударил Филиппову табуретом по голове и она ушла жить к себе домой на <адрес>. 14.11.2010 года в вечернее время ФИО8 пришел к ней домой и сказал, что он дает ей двое суток на раздумье и если она не придет, то убьет ее, а брата с матерью покалечит. 15.11.2010 г. около 17 часов приехали ФИО8 и ФИО6, которые стали звать ее в гараж и ФИО2 пообещал, что ФИО8 ее больше не тронет. Филиппова вернулась в гараж, они с ФИО8 выпили спиртное и ФИО8 сказал ей, что у него болит челюсть, так как ФИО6 ударил его по лицу из-за нее. ФИО8 ударил ее в нос, у нее пошла кровь и ударил ее по лицу 2 раза и 1 раз ногой по левой руке. Филиппова умылась, внезапно почувствовала резкую боль в правом боку и увидела, что ФИО8 прижал к ее боку раскаленную печную клюшку, на боку у нее образовался ожег. ФИО8 повалил ее на кровать, она боялась оказывать ему сопротивление и совершил с ней половой акт. ФИО8 лег спать, оскорблял ее, кинул в нее окурок от сигареты. Филиппова не помнит, как она взяла нож и наносила ему удары. Пришла в себя только, когда вытащила из тела ФИО8 нож и увидела, что у него в груди 2 дырки и он стал хрипеть. Она позвонила брату ФИО5, взяла нож и пошла к нему на работу. ФИО5 спрятал нож, они выпили спирт и Филиппова ночью ушла домой.

Показания потерпевшей ФИО4 являются доказательством вины Филипповой И.Ф., отражают произошедшее и подтверждают время, место, мотив и другие обстоятельства совершенного подсудимыми деяния.

Потерпевшая ФИО4 пояснила, что ФИО8 её родной брат, который с Филипповой И.Ф. проживал в гараже по <адрес>, где они и работали. В 2007 году ФИО8 сильно избил их мать и ФИО4 выгнала ФИО8 из дома. Филиппова И.Ф. и ФИО8 злоупотребляли спиртными напитками, между ними были частые конфликты, ФИО8 бил Филиппову И.Ф. 16.11.2010 г. она узнала, что брата в гараже убила сожительница Филиппова И.Ф.

Показания свидетелей ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО7 являются доказательствами вины Филипповой И.Ф., подтверждают время, место и другие обстоятельства произошедшего.

Свидетель ФИО5 пояснил, что Филиппова И.Ф. его сестра, которая проживала вместе со своим сожителем ФИО8 в гараже по <адрес>. Филиппова И.Ф. работала вместе с ФИО8 в гараже, они злоупотребляли спиртными напитками, ФИО8 избивал Филиппову И.Ф., ломал ей руку, Филиппова ходила с синяками. За 3 дня до произошедшего Филиппова И.Ф. пришла домой и сказала, что ФИО8 ударил ее по голове табуреткой. ФИО8 звал Филиппову И.Ф. с собой, но она не пошла, говорила, что боится его. ФИО8 разбил окна в их доме. 15.11.2010 года к ним домой приехали ФИО8 и ФИО6 и уговорили Филиппову И.Ф. поехать с ними в гараж. 15.11.2010 г. примерно в 21.30 часов ему на сотовый телефон позвонила Филиппова И.Ф. и сказала, что она убила ФИО8, два раза ткнув ножом в сердце. Филиппова пришла к нему на работу, плакала, отдала ему большой кухонный нож и сказала, что помыла его в гараже. Он бросил нож у себя в сторожке на работе. Филиппова И.Ф. была напугана, ночью ушла домой. Нож впоследствии изъяли сотрудники милиции.

Свидетель ФИО1 B.C. пояснила, что Филиппова И.Ф. её дочь, которая с 15 лет стала проживать вместе с ФИО8 Последние несколько лет они жили в гараже. ФИО8 злоупотреблял спиртными напитками, ФИО8 и Филиппова И.Ф. постоянно ругались, ФИО8 бил Филиппову И.Ф. 2 года назад ФИО8 ломал Филипповой И.Ф. руку. 13 ноября 2010 года ФИО8 снова ее побил и Филиппова И.Ф. пришла к ней домой. 14.11.10 г. вечером ФИО8 приходил домой к ним, чтобы забрать Филиппову И.Ф., но та не пошла с ним и ФИО8 разбил им стекла в окнах. 15.11.2010 года днем ФИО8 приехал с ФИО6, они уговорили Филиппову И.Ф. поехать с ними и Филиппова И.Ф. уехала в гараж. 16.11.2010 года около 5.30 часов Филиппова И.Ф. пришла домой, сильно плакала и рассказала, что она убила ФИО8

Свидетель ФИО6 подтвердил свои показания (л.д. 48-51, 68-71) о том, что в его гараже по <адрес> расположены транспортные средства, там же проживали ФИО8 и Филиппова И.Ф., между которыми были конфликты. За 3 дня до произошедшего между ФИО8 и Филипповой И.Ф. произошла очередная ссора, ФИО8 ей разбил лицо и она ушла из гаража. 15.11.2010 года ФИО8 попросил его съездить за Филипповой И.Ф. на <адрес> поехали туда и Филиппова И.Ф. согласилась вернуться в гараж. Они втроем в гараже выпили спиртное и ФИО2 уехал домой. 16.11.2010 года в 7.30 часов он приехал в гараж, обнаружил труп ФИО8 и вызвал милицию. С сотрудниками милиции приехала Филиппова И.Ф., которая созналась, что она 2 раза ударила ФИО8 ножом, а потом нож спрятала у своего брата.

Из показаний свидетеля ФИО3 (л.д. 52-55) следует, что в гараже по <адрес> ФИО8 проживал вместе со своей сожительницей Филипповой И.Ф., которые часто ругались и он часто видел Филиппову И.Ф. с синяками. 15.11.2010 года в 20 часов он поехал проверить обстановку в гараже и видел, что в сторожке были только ФИО8 и Филиппова И.Ф., которая сказала, что ФИО8 и ФИО6 ее сюда привезли. 16.11.2010 года он приехал на работу в гараж и увидел труп ФИО8. Врачи скорой помощи обнаружили на груди у ФИО8 два ножевых ранения.

Письменные доказательства, согласуясь с показаниями потерпевшей, свидетелей, являются доказательствами вины Филипповой И.Ф. и подтверждают показания потерпевшей, свидетелей о времени, месте и других обстоятельствах совершения преступления.

Из протокола осмотра (л.д. 5-10) следует, что в гараже по <адрес> установлена деревянная кровать, на которой обнаружен труп ФИО8 с двумя колото-резанными повреждениями. Обнаружен и изъят кухонный нож.

Из постановления мирового судьи судебного участка №2 г. Анжеро-Судженска от 02.10.2008 года (л.д. 77) следует, что ФИО8 обвинялся в умышленном причинении средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека и не повлекшего последствий, указанных в ст. 111 УК РФ, но вызвавшего длительного расстройство здоровья, а именно в том, что 12.04.2008 года ФИО8 нанес Филипповой И.Ф. 1 удар ногой в область левой кисти, причинив ей закрытые переломы 2-5 пястных костей левой кисти со смещением. Дело было прекращено в связи с примирением сторон.

Согласно заключению эксперта (л.д. 88-94) при экспертизе трупа ФИО8 выявлены прижизненные, образовавшиеся незадолго до наступления смерти, телесные повреждения: Проникающие колото-резаные ранения груди слева с повреждением правого желудочка сердца, диафрагмы, левой почки (раны №1 №2 на передней поверхности груди слева), могли быть причинены одним плоским колюще-режущим предметом, имеющим лезвие и обух с ребрами, находятся в причинной связи с наступлением смерти, квалифицируются как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Причиной смерти явились проникающие колото-резаные ранения груди слева с повреждением правого желудочка сердца, диафрагмы, левой почки, повлекшие развитие острой кровопотери, что подтверждается морфологическими признаками: малокровие головного мозга, сердца; полосовидные светло-красные кровоизлияния под эндокардом левого желудочка сердца. После причинения потерпевшему выше указанных телесных повреждении не исключена возможность совершения им активных действий в течение ограниченного промежутка времени, конкретно определить продолжительность которого не представляется возможным. При судебно-химическом исследовании крови выявлен этиловый спирт в концентрации 2,8 промилле, что соответствует, как правило, применительно к живым лицам сильному опьянению.

Из протокола выемки (л.д. 61-62) следует, что у ФИО5 изъят кухонный нож.

Из протокола выемки (л.д. 107-110) следует, что в морге изъята футболка ФИО8

Согласно заключению эксперта (л.д. 125-128) раны № 1 и № 2 на кожных лоскутах груди слева от трупа ФИО8 являются колото-резаными и могли быть причинены одним плоским колюще-режущим предметом, имеющим лезвие и обух с ребрами. Наибольшая ширина погрузившейся части травмирующего предмета составляет около 2,1 см. На стенках раневых каналов обоих повреждений обнаружены инородные темные текстильные волокна. Повреждения №№ 1, 2 на передней поверхности футболки потерпевшего слева являются колото-резаными и не исключена возможность причинения их одним плоским колюще-режущим предметом, имеющим лезвие и обух. Наибольшая ширина погрузившейся части травмирующего предмета по повреждениям одежды составляет около 2,2 см. С учетом результатов проведенного экспериментально-сравнительного исследования не исключена возможность причинения истинных колото-резаных повреждений на кожных лоскутах и одежде потерпевшего ФИО8 любым из двух клинков представленных на экспертизу ножей.

Согласно заключению эксперта (л.д. 100-101) при экспертизе Филипповой И.Ф. были выявлены следующие повреждения: А) закрытая черепно-мозговая травма с кровоподтеком в скуловой области слева, переломом костей носа и сотрясением головного мозга; Б) Термический ожог в верхненаружном квадранте правой ягодицы площадью менее 1% поверхности тела 3 степени, что подтверждается данными объективного осмотра потерпевшей, который мог образоваться в результате контакта горячего предмета с ограниченной поверхностью. В) Кровоподтек тыльной поверхности нижней трети левого предплечья, который не расценивается как вред здоровью, тяжесть его не определяется. Повреждения, указанные в пунктах А) и В) по признаку кратковременного расстройства здоровья, как в совокупности, так и каждое в отдельности, относится к легкому вреду здоровью. Повреждения, указанные в пунктах А) и В) образовались от воздействия твердого тупого предмета (предметов).

Согласно заключению психолого-психиатрической экспертизы (л.д. 160-162) Филиппова И.В. хроническим психическим расстройством, слабоумием или иным болезненным состоянием психики не страдает и не страдала во время совершения инкриминируемого ей деяния. Во время совершения инкриминируемого ей деяния Филиппова И.Ф. не обнаруживала признаков временного психического расстройства, она находилась в состоянии простого (не патологического) алкогольного опьянения. Ссылки подэкспертной на частичное запамятование своего противоправного поведения сами по себе, вне связи с психопатологической симптоматикой, не являются признаком психического расстройства и не противоречат клинической картине непатологического алкогольного опьянения. Во время совершения инкриминируемого ей деяния Филиппова И.Ф. могла осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В настоящее время Филиппова И.Ф. может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела и давать о них показания. Она не нуждается в применении принудительных мер медицинского характера. Психологический анализ материалов уголовного дела, данные экспериментального исследования и направленная беседа с подэкспертной позволяют установить, что у испытуемой Филипповой И.Ф. в течение продолжительного времени накапливались негативные переживания из-за грубого агрессивного поведения потерпевшего. Сложившаяся психотравмирующая ситуация подкреплялась повторными избиениями, оскорблениями со стороны потерпевшего, а также усугублялась его угрозами в сторону матери Филипповой И.Ф. Дальнейшее поведение испытуемой детерминировалось аффективной мотивацией с переживаниями обиды, унижения, боли. Аффективная вспышка по типу «последней капли» сформировалась субъективно внезапно и неожиданно и разрядилась импульсивно в агрессивных действиях, сопровождаясь резким ограничением контрольно-прогностических функций, частичным сужением сознания и восприятия. Аффективный взрыв у испытуемой достиг глубины физиологического аффекта, он явился разрешающим фактором кумулятивных накоплений, сопровождался фрагментарностью восприятия и последующей психической астенией в виде чувств растерянности, слабости, последующим страхом ответственности. Состояние алкогольного опьянения у Филипповой И.Ф. не противоречит диагностике физиологического аффекта, а напротив, обуславливает усугубление субъективно значимых переживаний, сужая возможность выбора адаптивных вариантов поведения. Эмоциональное состояние испытуемой Филипповой И.Ф. в момент противоправных действий определялось состоянием физиологического аффекта с характерной для него фазностью и динамикой, с предшествующей длительной психотравмирующей ситуацией, обусловленной агрессивным поведением потерпевшего.

На основании представленных стороной обвинения и приведенных выше согласующихся между собой доказательств суд приходит к выво­ду о доказанности вины Филипповой И.Ф. в совершении убийства в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием со стороны потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным поведением потерпевшего.

Показания подсудимой, потерпевшей, свидетелей сомнений не вы­зывают, так как последовательны и не противоречивы, согласуются друг с другом, взаимно дополняют. Причин для оговора у потерпевшей и свидетелей нет, они допрошены в установленном законом порядке, предупреждены об уголовной ответственности. Показания указанных лиц согласуются друг с другом и с другими объективными данными и в совокупности исследованные доказательства устанавливают произошедшее.

Заключения экспертиз сомнений не вызывают, так как являются ясными, полными, мотивированными, не противоречивыми, даны высококвалифицированными специалистами, не заинтересованными в исходе дела, которые предупреждены об уголовной ответственности.

Давая правовую оценку действиям Филипповой И.Ф. суд исходит из установленных выше обстоятельств, согласно которых Филиппова И.Ф., находясь в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием со стороны потерпевшего, длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным поведением ФИО8, с целью убийства ФИО8 взяла нож и умышленно нанесла ему 2 удара ножом в грудь слева, причинив ему тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, то есть убила ФИО8, нанеся ему удары ножом в жизненно важные органы - сердце, почку, диафрагму.

Суд исключает из обвинения квалифицирующие признаки «издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего», «аморальным поведением потерпевшего», поскольку они не указаны в фабуле обвинения.

При таких данных действия Филипповой И.Ф. суд квалифицирует по ст. 107 ч.1 УК РФ – убийство, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием со стороны потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным поведением потерпевшего.

В связи с изложенным, Филиппова И.Ф. подлежит наказанию за совершенное преступление.

Суд учитывает в качестве обстоятельств смягчающих наказание: признание вины, раскаяние в содеянном, явку с повинной, удовлетворительную характеристику личности, не судима, мнение потерпевшей, которая не настаивает на лишении Филипповой И.Ф. свободы. Суд учитывает характер и степень общественной опасности преступления, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденной и на условия жизни её семьи (<данные изъяты>) и считает, что наказание должно быть с применением условного осуждения к лишению свободы с возложением обязанностей: периодически являться для регистрации в СГО и не менять постоянного места жительства без уведомления этого органа.

Суд считает необходимым назначить наказание с применением правил ст. 62 УК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 307-309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Признать Филиппову И.Ф. виновной по ст. 107 ч.1 УК РФ и назначить ей наказание 7 месяцев лишения свободы.

На основании ст. 73 УК РФ наказание считать условным с испытательным сроком 1 год с возложением обязанностей: периодически являться для регистрации в специализированный государственный орган и не менять постоянного места жительства без уведомления этого органа.

Меру пресечения оставить подписку о невыезде.

Зачесть в срок наказания время содержания под стражей с 16 ноября 2010 года по 5 марта 2011 года.

Вещественное доказательство, хранящееся в Анжеро-Судженском горсуде: нож – уничтожить.

Приговор может быть обжалован в Кемеровский облсуд в течение 10 суток со дня провозглашения.

Председательствующий: подпись

Копия верна-

<данные изъяты>о