о включении в список на приобретение жилья



Дело *** 2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего Карасевой С.Н.,

при секретаре Рыбалко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области

*** года

гражданское дело по иску Федоровых А.С. и Л.Н., действующей за себя и своих несовершеннолетних детей ***, *** к Администрации г. Анжеро-Судженска о включении в список граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемом АООТ «Шахта «Судженская» непригодным для проживания,

установил:

Истцы обратились в суд с иском к ответчику о включении их в список граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемом АООТ «Шахта «Судженская» непригодным для проживания.

Свои требования в исковом заявлении и в судебном заседании мотивируют тем, что они проживают в г. Анжеро-Судженске по ***, в частном двухквартирном доме. Вместе с ними проживают несовершеннолетние дети *** Собственником 1/2 доли дома является Федоров А.С., вторая половина принадлежала ***, которая умерла в 2006 году. Федорова Л.Н. и ее сын *** фактически проживают в этом доме с октября *** года. После регистрации брака *** года с *** ее свекровь *** дала свое согласие на то, чтобы она зарегистрировалась по месту жительства по *** В настоящее время собственником 1/2 доли дома является Федоров А.С. - брат ее бывшего мужа, и дядя младшего сына. Федоровых А.С. проживает в доме с 1999 года, был вселен и зарегистрирован по месту жительства своей матерью ***. Дом *** по *** согласно заключению СФ ВНИМИ от *** г. *** признан непригодным для дальнейшего проживания по критериям безопасности, то есть, стал ветхим из-за подработки. Не смотря на то, что дом по ***, признан непригодным для проживания по критериям безопасности, так как стал ветхим, истица и ее дети, и собственник квартиры - Федоровых А.С., не включены в список граждан для переселения. Из ответа Администрации города следует, что в списке граждан на расселение значится только один человек, и у комиссии по использованию межбюджетных средств нет оснований для включения истцов в дополнительный список граждан для переселения. Истцы полагают, что это незаконно, так как Федоровых А.С., Федоровой Л.Н. и ее дети имеют право на приобретение жилья взамен сносимого в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от *** г. *** «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке финансирования».

Просили суд обязать Администрацию города Анжеро-Судженска включить Федоровых А.С., Федоровой Л.Н., Федоровых А.С. *** ***, *** в список граждан, подлежащих переселению за счет средств федерального бюджета.

В судебном заседании *** г. истцы уточнили заявленные требования, просят включить Федоровых А.С., Федоровой Л.Н., Федоровых А.С. *** ***, *** в список граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на шахте «Судженская», указав их в списке по ***2.

Кроме того, истец Федоровых А.С. пояснил, что 1/2 доля дома принадлежала его матери ***, мать жила в доме *** по ***, а он по возвращении из армии жил в этом доме, зарегистрирован был еще раньше. Его брат женился на истице, привел ее с ребенком, потом у них родился второй ребенок, они жили в доме с мужем, а он временно переехал к матери. В *** году мать подарила ему свою 1/2 долю, чтобы потом не заниматься оформлением документов по наследству. Он не возражал, что после развода с братом Федоровой Л.Н. с детьми осталась проживать в доме. Считает, что списки должны уточняться каждый год, но к ним никто не приходил, списки не уточнял, пока они сами не пошли в жилищный отдел. Во второй половине дома живут квартиранты, которые постоянно меняются.

Истица Федоровой Л.Н. требования также поддерживала, суду пояснила, что брак с братом истца *** она расторгла в *** году, но не живет с ним давно. Муж еще раньше ушел из дома по ***, а она продолжала там жить с детьми, свекровь против этого не возражала, у нее другого жилья нет. С *** года она зарегистрирована по адресу ***2, а ее муж был зарегистрирован у матери.

Представитель ответчика – Администрации г. Анжеро-Судженска, ***, действующий на основании доверенности от *** года л.д.57), в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в своем письменном заявлении л.д.96) просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Ранее, в судебном заседании *** г. представитель ответчика исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении требований в полном объёме. Пояснил, что в списках граждан указан один человек, финансирование предусмотрено только на одного человека, изменения можно внести только на одного человека, то есть собственника, почему не внесли собственника – Федоровых А.С., не знает. В части Федоровых А.С. возражений по иску нет. Основания для включения в список Федоровой Л.Н. с детьми отсутствуют, так как это влечет увеличение затрат и нецелевое использование бюджетных средств.

Представитель третьего лица – Министерства энергетики РФ, ***, действующий на основании доверенности от ***г. л.д.79), в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В своем письменном отзыве на исковое заявление л.д. 77-78) указывает, что в составе проекта ликвидации ОАО «Шахты Судженская» имеется список граждан на переселение, по адресу ***2, значится: *** В соответствии с Правилами Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительств РФ от *** года ***, с последующими изменениями и дополнениями, содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат в соответствии со списками граждан. Формирование, уточнение списков, а также установление очередности предоставления социальных выплат являются исключительным правом органа местного самоуправления – получателя средств федерального бюджета, то есть, Администрации г. Анжеро-Судженска.

Представитель третьего лица – Органов опеки и попечительства Управления образования Администрации города Анжеро-Судженска, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще л.д.84), в своем письменном заявлении л.д.83) просит дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования поддерживает. Дело рассмотрено в его отсутствие.

Представитель третьего лица – МРИ ФНС России *** по Кемеровской области, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в своем письменном заявлении л.д.97) просил дело рассмотреть в его отсутствие, возражений по иску не имеет. Дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Ст. 2 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе… используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан,… в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда…

*** года Правительством РФ было принято Постановление № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» (утратившее силу с *** года), которым утверждено Положение и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых за счет средств государственной поддержки, которыми предусмотрены, в том числе, затраты, связанные со сносом, реконструкцией… жилищного фонда в связи с ликвидацией шахт. В качестве мероприятий по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных (сланцевых) шахт и разрезов указанными документами, в частности, предусмотрено содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Постановлением Правительства РФ от 03.09.1998 года № 1026 были внесены изменения и дополнения в указанное выше Постановление, при этом в нем указано, что независимо от объема предоставленных средств господдержки их получатели не освобождаются от ответственности и обязанностей, предусмотренных законодательством РФ по реализации мероприятий реструктуризации угольной промышленности.

До принятия Правительством РФ Постановления от 03.12.1997 года какое-либо законодательное регулирование спорных правоотношений отсутствует, в связи с чем списки граждан на предоставление жилья утверждались именно на основании указанных выше Постановлений Правительства РФ, хотя формироваться списки начали ликвидационной комиссией шахты «Судженская».

Согласно ФЗ от 20.06.1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи…угля…» финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета.

При этом, Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 185 утверждено Положение о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, которым в п. 10.5 предусмотрено содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам. В п. 10.5.7 данного Положения указано, что для расчета размера предоставляемой безвозмездной субсидии социальная норма площади жилья принимается в размере 33 кв. метра общей площади для одиноких граждан, 42 кв. метра общей площади - на семью из 2-х человек и 18 кв. метров - на одного члена семьи, состоящей из 3-х и более человек, что предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425, согласно которому федеральный стандарт социальной нормы площади жилья определяется исходя из следующих норм обеспеченности населения жильем: 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек, 33 кв. метра - на одиноко проживающих граждан.

В качестве мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 года № 1523 (утратившим силу с 01.01.2005 года) и постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 (с последующими изменениями), предусмотрены снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

В соответствии с п. 8 Правил Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительств РФ от 13.07.2005 года № 428, с последующими изменениями и дополнениями, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Согласно п. 9 тех же Правил размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).

Согласно п. 10 тех же Правил норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 778)

33 кв. метра - для одиноких граждан;

42 кв. метра - на семью из 2 человек;

18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.

Согласно п. 11 тех же Правил гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 № 778).

Указанные обстоятельства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.

Согласно ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Согласно ст. 31 ЖК РФ - к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника; могут быть признаны членами семьи и другие родственники, если они вселены в жилое помещение в качестве членов семьи; члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

До принятия Правительством РФ Постановления от 03.12.1997 года какое-либо законодательное регулирование спорных правоотношений отсутствует, в связи с чем списки граждан на предоставление жилья утверждались именно на основании указанных выше Постановлений Правительства РФ, хотя формироваться списки начали ликвидационной комиссией шахты «Судженская».

Судом установлено, что согласно договору дарения от *** года собственником 1/2 доли дома, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, ***, является Федоровых А.С. - истец. л.д. 15-16). Договор подписан сторонами, право собственности истца на долю дома зарегистрировано в установленном порядке *** года, о чем имеется отметка на договоре и о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права л.д. 14), и что также подтверждает выписка из ЕГРП от *** г. л.д.26).

Из копии домовой книги по *** л.д.30-40), следует, что в доме зарегистрированы: ***, ***.р., - с *** года, ***, *** г.р. – с *** года (дети истицы Федоровой Л.Н.), истица Федоровой Л.Н. – с *** года, истец Федоровых А.С. – с *** года.

Согласно выписок из ЕГРП по состоянию на *** года л.д. 98-100) за истицей Федоровой Л.Н., ее детьми – ***, ***, на праве собственности недвижимого имущества не имеется.

Согласно справке филиала *** БТИ г. Анжеро-Судженска ГПКО «ЦТИ КО» от *** г. л.д. 27) 1/2 доля жилого дома по ***, принадлежит *** на основании договора купли от *** г., и 1/2 доля принадлежала *** на основании договора дарения от *** *** стоимость дома на ***. – 57843 рубля, процент износа на *** год – 70%.

Согласно свидетельству о рождении л.д.28) истец Федоровых А.С. родился *** г., его брат - *** (бывший муж истицы Федоровой Л.Н.) родился *** г., их родители: *** и ***

Из справки ОЗАГС г. Анжеро-Судженска от *** г. л.д.75) следует, что *** умерла *** г.

Из сообщения нотариуса *** от ***г. л.д.82) следует, что после смерти *** никто из наследников за принятием наследства не обращался, наследственное дело не заводилось, свидетельство о праве на наследство не выдавалось.

Согласно свидетельству о расторжении брака л.д. 8) брак между истицей *** (Федоровых А.С.) Л.Н. и *** прекращен *** года на основании решения суда от *** года, ей присвоена фамилия - ***.

Согласно свидетельству о заключении брака л.д.9) *** г. заключен брак между *** и ***, супругам присвоена фамилия – Федоровых А.С.. Указанный брак расторгнут *** г., согласно свидетельству о расторжении брака л.д.10), супруге присвоена фамилия – Федоровых А.С..

Как видно из копий свидетельства о рождении, *** родился *** года, родителями его являются истица Федоровой Л.Н. и *** л.д.7).

Из ответа Администрации г. Анжеро-Судженска от *** г. на обращение истицы Федоровой Л.Н. л.д.29) следует, что дом по ***, согласно заключению ВНИМИ от *** г. *** признан негодным для дальнейшего проживания по критериям безопасности. Акты МВК составлялись в *** г., по нему составлялись списки граждан на переселение от *** г., которые в *** г. переданы Администрации города. В проекте ликвидации шахты по ***2, в списке граждан значится один человек – ***

В материалах дела имеются рекомендации *** СФ ВНИМИ от *** года по оценке степени подработанности жилых домов, расположенных на горном отводе ш. «Судженская», и рекомендации по их сносу, в котором дом *** по *** указан под *** и как подвергшийся многократной подработке отнесен к категории «П», рекомендован к сносу л.д.60-61).

В списке жильцов по АООТ «Шахта «Судженская» на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой Шахте «Судженская» непригодным для проживания по критериям безопасности, по состоянию на *** года, по адресу: ***, указана под ***: *** л.д. 58-59).

Свидетель *** суду пояснил, что он живет по ***, с мая *** года, истцов знает. В дом по ***, Федоровой Л.Н. вселилась осенью 2005 года, жила с мужем и ребенком, позже еще родился ребенок. Кому принадлежал дом, не знает. Они жили там своей семьей, с матерью мужа они общались, отношения были нормальные, они друг другу помогали. Сейчас истица там так и живет с детьми, с мужем развелись, он теперь живет у матери - ***

Свидетель *** суду пояснила, что истица Федоровой Л.Н. стала проживать с *** – ее сыном, с октября 2005 года по ***. Они поселились в этом доме, когда он еще принадлежал ей, она согласилась, чтобы истица с ребенком там жила, и сейчас истица проживает там же. Все время все у них было вместе – они вместе вели хозяйство, занимались огородом, и сейчас помогают друг другу. Она писала заявление, давала согласие на их регистрацию по месту жительства. Брак истица с ее сыном расторгли, сын сейчас проживает с ней. Свою долю в доме она подарила другому своему сыну – истцу Федоровых А.С., так как он жил там с 1999 года.

Проанализировав имеющиеся по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает установленным, что квартира по ***2 (или 1/2 доля жилого дома по ***), находится в собственности истца Федоровых А.С. на основании договора дарения с *** года.

В доме зарегистрирована и фактически проживала с октября *** года семья брата истца, в том числе: истица Федоровой Л.Н.( бывшая супруга ***), дети истицы – ***, ***, при этом все указанные граждане были вселены в данное жилое помещение в качестве членов семьи предыдущего собственника – ***, поэтому как члены семьи собственника имеют равное с ним право пользования указанным жилым помещением, и, соответственно, равное право на предоставление средств господдержки при сносе жилого дома, который находится на подработанной территории шахты «Судженская».

Однако, в Списках граждан на приобретение жилья по состоянию на 1999 год указана по адресу ***2, только предыдущий собственник квартиры – *** (мать истца Федоровых А.С.), хотя фактически в указанной квартире с 2005 года, а с момента регистрации по месту жительства - с декабря *** года, постоянно проживает истица Федоровой Л.Н. и ее дети.

Указанная квартира находится в зоне влияния горных работ на ликвидируемом АООТ «Шахта Судженская» ОАО «УК Северокузбассуголь», в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, ставшим ветхим в результате ведения горных работ на указанной шахте, дом был рекомендован к сносу еще в 1999 году, но вопрос о сносе дома и предоставлении жилья семье истца ответчиком до сих пор не решен, при этом ответчик сам рекомендовал истцу обратиться в суд с целью внесения изменений в списки граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемом АООТ «Шахта «Судженская» непригодным для проживания, а ответчиком данные Списки должны уточняться ежегодно, что сделано не было.

Поскольку истица Федоровой Л.Н. и ее несовершеннолетние дети зарегистрированы и проживают в настоящее время в ветхом доме, подлежащем сносу, были вселены в него как члены семьи собственника жилого помещения, то все члены семьи имеют самостоятельное право на получение жилья при сносе ветхого дома, в связи с чем довод представителя ответчика о том, что истица и ее дети не приобрели права на сносимое жилье и не имеют права на выделение средств господдержки при его сносе, суд отклоняет как не основанный на законе.

В отношении требований Федоровых А.С. представитель ответчика возражений не имеет.

Поскольку истцы - Федоровых А.С. и Федоровой Л.Н. с детьми, проживают в жилом доме, непригодном для проживания в результате ведения горных работ, подлежащем сносу, то все члены семьи собственника жилого помещения имеют самостоятельное право на получение жилья при сносе ветхого дома, в связи с чем суд приходит к выводу, что ответчику следует внести следующие изменения в список граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемом АООТ «Шахта «Судженская» непригодным для проживания (далее – Список):

указать в Списке по адресу: ***2, Федоровых А.С., Федоровой Л.Н., ***, ***

Иск, таким образом, суд удовлетворяет в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Федоровых А.С. и Любови Николаевны, действующей за себя и своих несовершеннолетних детей Федоровых А.С. Семена ***, *** к Администрации г. Анжеро-Судженска о включении в список граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемом АООТ «Шахта «Судженская» непригодным для проживания удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Анжеро-Судженска внести изменения в список граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемом АООТ «Шахта «Судженская» непригодным для проживания:

указать в данном списке по адресу: ***2, Федоровых А.С., *** года рождения, Федоровой Л.Н., *** года рождения, Федоровых А.С. Семёна ***, *** года рождения, ***, *** года рождения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий: