по иску Кобзева А.Г. к УПФ г. Анжеро-Судженск об обязании включить периоды работы в подземный стаж



Дело №2-1209/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего Кравченко Н.Н.,

при секретаре Учителевой В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске

19 октября 2010 года

гражданское дело по иску Кобзев А.Г. к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Анжеро-Судженске об обязании включить периоды работы в подземный стаж,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к ответчику об установлении факта работы под землей.

Свои требования мотивирует тем, что он работал под землей в шахте 9/15 треста «Анжероуголь» без перерыва с ххх по ххх. Его стаж работы под землей составил 26 лет 3 месяца 1 день, что подтверждается его трудовой книжкой. В августе 2010 года он обратился к ответчику за назначением доплаты к пенсии в соответствии с законом №84-ФЗ от ххх. Получил отказ по причине нехватки подземного стажа, так как в сведениях о приеме на работу и перемещениях по работе с ххх по ххх не указано «подземный». Ему ответчик также отказал в выдаче соответствующей справки. В архиве документы отсутствуют.

Просит установить факт работы под землей с ххх по ххх.

В судебном заседании истец требования изменил, просил суд обязать ответчика включить период его работы с ххх по ххх, как подземный стаж с вредными условиями труда. Дополнительно пояснил, что обращался за консультацией к ответчику в устной форме.

Представитель истца, допущенный к участию в деле в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ, Кобзева Д.Д., измененные требования истца поддержала, суду пояснила, что истец в августе 2010 года обратился к ответчику за оценкой его специального стажа для назначения выплаты в соответствии с законом №84-ФЗ. Истцу было сообщено, что специального стажа у него в календарном исчислении 22 года с небольшим. С письменным заявлением о назначении предусмотренной законом выплаты, об оценке пенсионных прав истец не обращался. Не согласен истец с тем, что период с ххх по ххх принят общим стажем, однако, истец работал слесарем в шахте, спускался под землю, пользовался льготами в виде дополнительного отпуска. Шахта ликвидирована, в архив документы по спорному периоду не сданы. В его личной карточке указано, что ему предоставлялся дополнительный отпуск в виде 12 дней, как слесарю, работающему с вредными условиями труда.

В судебном заседании представитель ответчика Карабатова В.В., действующая на основании доверенности ххх от ххх, требования истца не признала, суду указала, что истец с заявлением о назначении выплаты, об оценке пенсионных прав и стажа не обращался. Истец обратился в пенсионный фонд за консультацией о подсчете своего специального стажа по ФЗ №84-ФЗ. Специалистом ему было дано разъяснение, что на дату выхода на пенсию у истца 22 года 07 месяцев 17 дней, что недостаточно для предусмотренной ФЗ №84-ФЗ выплаты. Более того, консультация была дана на будущие правоотношения, которые могут только возникнуть, поскольку закон от ххх №84-ФЗ вступает в силу только с ххх. При анализе трудовой книжки истца и архивной справки было установлено, что период с ххх по ххх не может быть принят как подземный стаж, поскольку в трудовой книжке и архивной справке не содержится указания на занятость именно в подземных условиях. Пенсионное дело истца ххх направлялось в Департамент социальной защиты КО, поскольку пенсия истцу была назначена указанным органом и специалист в пенсионном деле также сделал отметку об отсутствии в указанный период специального стажа по Списку №1 у истца. С 1982 года истец получал пенсию без учета спорного периода и никогда это не оспаривал. Просит в иске отказать, поскольку право истца никем не нарушено, названный закон еще только будет применяться, к ним истец с заявлением не обращался, поэтому истцу не было отказано в назначении указанной доплаты.

Заслушав истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

Судом установлено, из пояснений сторон, что в августе 2010 года истец обратился за консультацией к ответчику по вопросу определения его права на получение доплаты к пенсии на основании Федерального закона РФ от 10.05.2010 года №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».

Федеральный закон РФ от 10.05.2010 года №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», на основание которого истец обратился к ответчику, согласно ст.9 вступает в силу с 01.01.2011 года.

Согласно ст.4 указанного закона доплата, предусмотренная названным законом, к пенсии будет назначаться территориальным органом пенсионного фонда.

В соответствии с п.10 ст.4 ФЗ №84-ФЗ выплата доплаты к пенсии, включая удержание из нее, приостановление, возобновление, прекращение, восстановление выплаты доплаты к пенсии по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, ее доставка производятся в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» для трудовых пенсий.

Порядок назначения трудовых пенсий установлен статьей 18 Федерального закона №173 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии с п.1 ст.18 вышеназванного Федерального закона назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п.2 ст.18).

Согласно п.7 ст.18 указанного Федерального закона решения об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.

В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» В силу пункта 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 7 статьи 18 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» дела по спорам между гражданами и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии, а также по иным спорам, связанным с назначением и выплатой трудовых пенсий, подведомственны судам общей юрисдикции.

При этом в случае несогласия с решением пенсионного органа гражданин вправе обжаловать его в вышестоящий пенсионный орган (по отношению - к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) оспорить в суде (пункт 7 статьи 18 Федерального закона №173-ФЗ).

Согласно п.1 ст.19 названного Федерального закона, трудовая
пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п.4 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В соответствии с п.7 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на
другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении
в Российской Федерации»" (приложение к Постановлению Минтруда
России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002
г. №17/19пб).

Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

Таким образом, из вышеназванных положений закона следует, что предметом оспаривания в суде может являться решение пенсионного органа об установлении или же отказе в установлении трудовой пенсии.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, пояснений истца, его представителя, а также представителя ответчика истец на дату подачи иска в суд не обращался в пенсионный орган с заявлением о назначении ему доплаты, а пенсионным органом решение, которым, бы истцу было отказано в назначении предусмотренной законом доплаты, не принималось.

Более того, закон, по которому доплата к пенсии будет предусмотрена, еще не вступил в законную силу, и у истца не возникло каких-либо прав на доплату, а у ответчика не возникло обязанности ее назначить.

Таким образом, суд при установленных обстоятельствах, отказывает истцу в удовлетворении его требований об обязании включить периоды работы в подземный стаж.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Кобзева А.Г., ххх года рождения, к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области об обязании включить периоды работы в подземный стаж - отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения судом путем подачи кассационной жалобы через Анжеро-Судженский городской суд.

Мотивированное решение составлено судом ххх.

Председательствующий: