Дело № 2-1302-2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Карасевой С.Н.,
при секретаре Рыбалко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области
15 ноября 2010 года
гражданское дело по иску Комягиной Т.П к Администрации г. Анжеро-Судженска о признании права собственности,
установил:
Комягина Т.П. обратилась в суд с иском к ответчику о признании права собственности.
Свои требования в исковом заявлении мотивирует тем, что во время трудовых отношений с Анжерским лесозаготовительным пунктом в 1991 году по решению администрации и профкома семье истца была предоставлена квартира № ***, дом ***. На основании распоряжения Администрации города от 20.09.1991 года № 344 был выдан ордер на данную квартиру. Позже Анжерский лесозаготовительный пункт был ликвидирован, но жилищный фонд не был передан органам местного самоуправления.
В январе 2010 года истица обратилась в отдел приватизации комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Анжеро-Судженска с заявлением о приватизации указанной квартиры, в которой она проживает на условиях социального найма.
*** истицей с ответчиком заключен договор *** на передачу бесплатно квартир, домов в собственность граждан путем приватизации, согласно которому квартира № ***, состоящая из двух комнат, общей площадью 55,3 кв.м., жилой площадью 37,8 кв.м., перешла в собственность истицы.
Однако, Анжеро-Судженский ОУФРС по Кемеровской области отказал в регистрации их права собственности на эту квартиру, так как отсутствует регистрация права муниципальной собственности на квартиру.
Считает, что ответчиком нарушены ее права. Указывает, что ст. 40 Конституции РФ закрепляет право граждан на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений на условиях социального найма, вправе приобрести эти жилые помещения в собственность. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 ФЗ). Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке установленном законодательством (ст. 7 ФЗ). При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений, если они определены, либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений (ст. 18 ФЗ).
ГОФ «Судженская», по решению которой истцам была предоставлена квартира, и выдан ордер на квартиру, ликвидирована. Жилой фонд не передан органам местного самоуправления, поэтому права муниципальной собственности не могут быть зарегистрированы. Истцы же продолжает проживать в квартире *** ул. ***, их права на данную квартиру сохранены, в том числе, и право на приватизацию.
Исходя из Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов. Приложение 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 содержит объекты жилищного фонда.
Таким образом, даже если нет акта приема-передачи государственным предприятием Анжерский лесозаготовительный пункт жилищного фонда в ведение органов местного самоуправления г. Анжеро-Судженска, он в силу закона является муниципальной собственностью и при отсутствии государственной регистрации, и данные органы вправе заключать договоры приватизации.
Просит суд признать за Комягиной Т.П *** года рождения, право собственности на квартиру по адресу: Кемеровская область г. Анжеро-Судженск, ул. ***, по договору приватизации от 27.01.2010 года № 17240.
В судебном заседании истица доводы, изложенные в исковом заявлении, полностью поддержала, дала пояснения, аналогичные заявлению.
Представитель ответчика – Администрации г. Анжеро-Судженска, Базырина Г.Н., действующая на основании доверенности от *** (л.д. 21), в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, в своем письменном отзыве на исковое заявление просила дело рассмотреть в ее отсутствие, не возражала против удовлетворения исковых требований (л.д. 22). В отзыве также указывает, что требования истца обоснованы, так как договор на приватизацию от *** г. № 17240 заключен истцом с Администрацией г. Анжеро-Судженска, квартира по ул. *** перешла в собственность истицы на законных основаниях. В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений на условиях социального найма, вправе приобрести эти жилые помещения в собственность. Порядок приватизации жилых помещений в г. Анжеро-Судженске регулируется Положением, утвержденным постановлением городского Совета народных депутатов от *** № 438. Данным положением определен порядок приватизации, необходимый пакет документов. Комягина Т.П. представила все необходимые документы, поэтому оснований к отказу заключить с ней договор у Администрации не имелось. Наличие решения исполкома от 20.09.1991 г. № 344 о предоставлении семье истицы квартиры, выдача ей ордера свидетельствуют, что квартира является государственной собственностью. Анжерский лесозаготовительный пункт был ликвидирован, но жилфонд в собственность органа местного самоуправления официально не передан. Однако, исходя из Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов. Приложение 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 содержит объекты жилищного фонда. Поэтому, даже если нет акта приема-передачи от Анжерского лесозаготовительного пункта жилищного фонда в ведение органов местного самоуправления г. Анжеро-Судженска, он в силу закона является муниципальной собственностью, и даже при отсутствии государственной регистрации ответчик как исполнительный орган вправе заключать договоры приватизации. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
В судебное заседание представитель третьего лица – ОУФРС по Кемеровской области, Анжеро-Судженский отдел, Тютрина О.Н., действующая на основании доверенности от ***, не явилась, извещена надлежаще, в своем письменном отзыве на исковое заявлении просила дело рассмотреть в ее отсутствие (л.д. 23-24). В отзыве также указывает, что к компетенции ФРС относится государственная регистрация прав. В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним» № 122 –ФЗ, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, оспаривается только в судебном порядке. В настоящее время в ЕГРП отсутствует запись о государственной регистрации права собственности на квартиру по ***4, в г. Анжеро-Судженске
Кемеровской области. В соответствии с п.2 ст.13 Закона о регистрации государственная регистрация перехода права возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином реестре прав. П.2 ст.6 того же закона установлено, что государственная регистрация возникшего до введения в действие Закона о регистрации права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения Закона о регистрации перехода данного права, или совершенной после введения в действие настоящего закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Выслушав истцов, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо, может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно ст.223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений на условиях социального найма, вправе приобрести эти жилые помещения в собственность.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 указанного ФЗ).
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 7 того же ФЗ).
При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений, если они определены, либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений (ст. 18 этого же ФЗ).
Исходя из Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов. Приложение 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 содержит объекты жилищного фонда.
Судом установлено, что согласно договору на передачу бесплатно квартир, домов в собственность граждан путем приватизации от *** № 17240 (л.д.8) Администрация г. Анжеро-Судженска на основании ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передает в собственность Комягиной Т.П. квартиру по ул. Прокопьевская, 31-4, состоящую из 2-х комнат, общей площадью 55,3 кв.м., жилой площадью 30,1 кв.м., и общее имущество в многоквартирном доме, пропорционально размеру общей площади приватизированной квартиры, в соответствии со ст. 15 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» от 29.12.2004 г. П. 9 договора установлено, что право собственности на приобретенное жилье возникает с момента государственной регистрации права.
Согласно справке БТИ от 06.05.209 г. (л.д.6) данных о собственнике квартиры по ***4, до 2000 г. в БТИ нет, за Комягиной Т.П. и Комягиным А.В. жилья в личной собственности не зарегистрировано.
Согласно выписке из ЕГРП от 01.11.2010 г. (л.д.26) в ЕГРП отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества по адресу: Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, ул. ***
Из копии ордера № 615 от *** (л.д.7) следует, что квартира по ***4, состоящая из двух комнат, предоставлена семье истице состоящей из трех человек, на основании решения исполкома городского Совета народных депутатов г. Анжеро-Судженска от 20.09.1991 г. *** (л.д. 5).
В деле также имеется выданный Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области, ТО № 1, кадастровый паспорт жилого помещения (квартиры) от *** (л.д.13-14), из которого видно, что спорная квартира расположена в многоквартирном доме, имеет кадастровый номер 42:20:0103015:0:25/1, общую площадь 55,3 кв.м., назначение – жилое, расположена на 1-ом этаже здания, и технический паспорт помещения от 15.12.2009 г. (л.д.11-12), согласно которому квартира имеет те же данные, жилую площадь – 30,1 кв.м., состоит из двух жилых комнат, кухни, нежилого помещения и коридора, ее общая площадь – 55,3 кв.м., процент износа – 66 %, год постройки – 1939, квартира принадлежит истице на праве собственности по договору приватизации *** от ***.
Согласно сообщению об отказе в государственной регистрации прав от *** Управления Росреестра по ***, Анжеро-Судженского отдела (л.д.15) истице отказано в регистрации прав собственности по договору приватизации *** от 27.01..2010 г. Причиной отказа указано положение п.2 ст.13 Закона о государственной регистрации прав, согласно которому регистрация перехода прав на объект недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в ЕГРП. Однако, заявление о государственной регистрации ранее возникших прав собственности Администрацией города представлено не было.
Также представлена копия паспорта истицы, которая зарегистрирована по ***4, с 10.12.1991 г (л.д. 9-10).
Судом установлено, что согласно Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (в ред. Постановлений ВС РФ от 23.05.1992 N 2824-1, от 27.01.1993 N 4375-1, от 21.07.1993 N 5475-1 (ред. 24.12.1993), с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.09.1993 N 15-П), объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах районного подчинения).
В приложении № 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 указаны объекты, относящиеся к муниципальной собственности:
- объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов:
жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 (с последующими изменениями и дополнениями), следует, что:
«В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако, если установленный иными актами порядок приватизации жилья противоречит названному выше Закону, в том числе принят с превышением полномочий органов, издавших такой акт, необходимо руководствоваться положениями этого Закона (п. 3 Постановления);
«Согласно ст. ст. 1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. Соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение). Ставшие собственниками приватизированного жилого помещения граждане вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению, не нарушая при этом прав и охраняемых законом интересов других лиц (ст. 30 Жилищного кодекса РФ и ст. 209 ГК РФ) (п. 8 Постановления)».
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Поскольку истица проживала на законных основаниях с 1991 года в квартире по ***4, в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области, которая была предоставлена ей на основании ордера *** от ***, и как на момент предоставления, так и на момент заключения договора приватизации с ответчиком ***, являлась муниципальной жилой площадью, то, по мнению суда, права истицы на приватизацию занимаемого жилого помещения, в которой ей не может быть отказано, не должны нарушаться ни ответчиком, ни другими лицами.
Порядок оформления передачи жилья в собственность истцов, предусмотренный указанными выше нормами права, был соблюден обеими сторонами договора приватизации.
Следовательно, суд признает, что истица приобрела право собственности на спорную квартиру, состоящую из двух жилых комнат, кухни, нежилого помещения и коридора, общей площадью - 55,3 кв.м., в том числе, жилой площадью – 30,1 кв.м., расположенную в многоквартирном доме, на первом этаже здания с кадастровым номером 42:20: 0103015:0:25/1, по адресу: Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, ул. *** на законных основаниях, по договору приватизации № *** года, заключенному между сторонами и ими подписанному.
Данный договор не оспорен и не признан недействительным, в связи с чем может порождать правовые последствия для сторон договора.
При этом, так как в законе имеется прямое указание на обязательность государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и момент возникновения права собственности на данный объект недвижимости, то право собственности истицы на спорную квартиру подлежит государственной регистрации на основании договора приватизации и решения суда.
Иск, таким образом, суд удовлетворяет в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Комягиной Т.П. к Администрации г. Анжеро-Судженска о признании права собственности удовлетворить.
Признать, что Комягина Т.П., *** года рождения, родившаяся в ***, приобрела право собственности на квартиру, состоящую из двух жилых комнат, кухни, нежилого помещения и коридора, общей площадью 55,3 кв.м., жилой площадью 30,1 кв.м., расположенную в многоквартирном доме, на первом этаже здания, с кадастровым номером 42:20: 0103015:0:25/1, по адресу: Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, ул. *** по договору приватизации № *** года, заключенного между истицей и Администрацией г. Анжеро-Судженска Кемеровской области.
Решение суда является основанием для государственной регистрации в установленном законом порядке права собственности Комягиной Т.П. на указанный объект недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.
Председательствующий: