решение по иску Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора к ОО НПЗ СК о возложении обязанности



Дело № 2-1422-210

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего Карасевой С.Н.,

при секретаре Рыбалко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области

15 декабря 2010 года

гражданское дело по иску Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Нефтеперерабатывающий завод «Северный Кузбасс» о возложении обязанности организации санитарно-защитной зоны,

установил:

Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ООО «Нефтеперерабатывающий завод «Северный Кузбасс» о возложении обязанности организации санитарно-защитной зоны.

Требования мотивированы тем, что согласно ч. 1 ст.34 ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Часть 2 ст. 16 названного федерального закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относит размещение отходов, выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сброс загрязняющих веществ водный объект, загрязнение окружающей среды шумом и другими физическими факторами. Проведенной Кемеровской природоохранной прокуратурой проверкой установлено, что уставная деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Нефтеперерабатывающий завод «Северный Кузбасс» (далее - ООО «НПЗ «Северный Кузбасс»), заключающаяся в хранении нефти и продуктов ее переработки, производстве нефтепродуктов, связана с эксплуатацией объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. На производственной площадке Общества расположены: резервуарный парк нефти, автомобильные эстакады, насосная нефти, котельная, механическая мастерская, гараж-стоянка автотранспорта, очистные сооружения, лаборатория. Первый пусковой комплекс предприятия, предназначенный для приемки нефти из магистрального нефтепровода, ее хранения, а также отгрузки в автоцистерны сторонних организаций, введен в эксплуатацию в 2007 году. Всего Обществом предусмотрен ввод в эксплуатацию производственных объектов в порядке трех пусковых очередей, предусматривающих также хранение и отпуск на сторону нефти железнодорожным транспортом, первичную переработку нефти с получением товарной продукции.

Для осуществления производственной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, ООО «НПЗ «Северный Кузбасс» выдано разрешение на выброс в атмосферный воздух 28 наименований загрязняющих веществ. В проекте предельно допустимых выбросов 000 «НПЗ «Северный Кузбасс» произведен расчет нормативов ПДВ для 31 источника выбросов. В 2009 году ответчиком было выброшено в атмосферу без очистки 27.984 тонн загрязняющих веществ, что подтверждается формой государственного статистического наблюдения № 2-ТП (воздух). Частью 2 ст. 52 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что в целях охраны условий жизнедеятельности человека вокруг объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются санитарно-защитные зоны. Частью 3 ст. 16 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» также предусмотрено, что в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санэпидблагополучии населения. Санитарные правила - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний (ст.1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В соответствии с п.п. 3.1.6, 3.3.3 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, устанавливаются санитарно-защитные зоны (СЗЗ), проекты организации и благоустройства которых разрабатываются в строгом соответствии с санитарной классификацией предприятий, сооружений и иных объектов. Обязанность обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству СЗЗ в соответствии с действующими санитарными правилами возложена п. 4.1.1 вышеуказанных Гигиенических требований на юридических лиц, имеющих источники загрязнения атмосферы.

Требования к организации, размеру, благоустройству СЗЗ, а также ограничения на использование территории СЗЗ установлены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». В соответствии с п.2.1. указанных Правил, в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения, на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами.

В силу требований п.2.5. Правил организации, промышленные объекты и производства, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от территории жилой застройки санитарно-защитными зонами. По своему функциональному назначению СЗЗ является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

В соответствии с п. 2.3.Правил критерием для определения размера СЗЗ является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, предельно допустимых уровней (ПДУ) физического воздействия на атмосферный воздух. Размеры и границы СЗЗ определяются в проекте санитарно-защитной зоны (п.3.1. Правил). Согласно классификации объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания человека, места перегрузки и хранения сырой нефти, мазута и других вязких нефтепродуктов и химических грузов относятся, в соответствии с п.7.1.14 Правил, к предприятиям второго класса опасности с ориентировочным размером СЗЗ 500 м.

Как следует из представленного ответчиком в природоохранную прокуратуру договора подряда на выполнение проектных работ от ***, разработку проекта СЗЗ для ООО «НПЗ «Северный Кузбасс» осуществляет индивидуальный предприниматель. Согласно приложенному к Договору календарного плана, работы по договору должны были быть выполнены в течение 180 дней.

Как выявлено в ходе проверки, проведенной территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Анжеро-Судженске и г. Тайге, санитарно-защитная зона для объектов ООО «НПЗ «Северный Кузбасс», являющихся источниками воздействия на среду обитания человека, на момент проведения проверки не организована, размер и границы СЗЗ не установлены, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта организации СЗЗ санитарным требованиям отсутствует (Акт проверки *** от ***). Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в несоблюдении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, явилось основанием для привлечения генерального директора ООО «НПЗ «Северный Кузбасс» к административной ответственности на основании Постановления *** от ***.

В соответствии с п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер СЗЗ разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров (п.2.2 Правил). В проекте СЗЗ должны быть определены мероприятия по защите населения от воздействия, выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия, включая отселение жителей, в случае необходимости, функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования (п.3.2, п.3.10) с учетом запретов на размещение в СЗЗ объектов, перечисленных в п.п. 5.1, 5.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. В силу п. 3.11. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, проектная документация по санитарно-защитной зоне должна представляться в объеме, позволяющем дать оценку соответствия проектных решений санитарным нормам и правилам.

Установление размеров СЗЗ для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ на основании: предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту РФ; экспертизы проекта СЗЗ с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух, выполненной аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения. Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля (п.4.2).

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Санитарное законодательство, к которому относятся и санитарные правила, направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (ст.4 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», предусматривающий необходимость установления санитарно-защитных зон, также направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Отсутствие у ООО «НПЗ «Северный Кузбасс» организованной санитарно-защитной зоны, экспертного заключения на проект СЗЗ для эксплуатируемых им источников загрязнения атмосферы, которым определялись бы размер и границы СЗЗ, режим использования СЗЗ, мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия, свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ нарушенное право подлежит защите путем присуждения к исполнению обязанности, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законами.

Статья 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право выступать в защиту интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования и неопределенного круга лиц путем обращения в суд общей юрисдикции. Возникший спор по характеру правоотношений не связан с экономической (предпринимательской) деятельностью сторон, касается сферы экологических правоотношений и отношений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Прокурор просит обязать Общество с ограниченной ответственностью «Нефтеперерабатывающий завод «Северный Кузбасс» в срок до *** организовать санитарно-защитную зону для эксплуатируемых им объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в соответствии с действующими санитарными правилами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

В судебное заседание Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор не явился, извещен надлежаще, в своем письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, поддержал заявленные требования. Также указал, что *** к ним поступил отзыв от ответчика на исковое заявление, в котором он признает исковые требования природоохранного прокурора, при этом ходатайствует об установлении срока исполнения обязанности по организации СЗЗ до *** Также не возражает против установления срока исполнения обязанности по организации СЗЗ до *** (л.д.33).

Представитель ответчика – ООО «НПЗ «Северный Кузбасс», Надежницкий А.А., действующий по доверенности от *** (л.д. 35), в судебном заседании иск признал полностью и просил суд установить срок исполнения решения суда до ***. Предоставил суду письменный отзыв на исковое заявление, в котором также содержится признание иска. Последствия признания иска представителю ответчика разъяснены и ему понятны.

Представитель третьего лица – ТО Роспотребнадзор по Кемеровской области в г. Анжеро-Судженске и г. Тайге, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, о причинах неявки не сообщил. Дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав представителя ответчика, изучив заявление Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора, полагавшего возможным принять признание представителем ответчика иска, суд приходит к следующему.

Согласно ст.ст. 39, 173 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, при этом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В данном случае, представитель ответчика иск полностью признал, согласен, что предприятие должно организовать санитарно-защитную зону для эксплуатируемых им объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровья человека, в соответствии с действующими правилами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 « Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Считает, что необходим срок исполнения решения суда до ***.

Признание представителем ответчика иска не противоречит требованиям указанных прокурором норм права, не нарушает права и интересы других лиц, срок до *** является разумным для утверждения проекта СЗЗ, поэтому суд считает возможным принять признание иска представителем ответчика, в связи с чем удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

На основании ст. 103 ГПК РФ, поскольку иск судом удовлетворен полностью, а истец освобожден от уплаты государственной пошлины, суд считает необходимым взыскать с ответчика в местный бюджет государственную пошлину в размере 4000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Принять признание иска представителем ответчика.

Иск Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Нефтеперерабатывающему заводу «Северный Кузбасс» о возложении обязанности организации санитарно-защитной зоны удовлетворить.

Обязать ООО «Нефтеперерабатывающий завод «Северный Кузбасс» в срок до *** включительно организовать санитарно-защитную зону для эксплуатируемых им объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в соответствии с действующими санитарными правилами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Взыскать с ООО «Нефтеперерабатывающий завод «Северный Кузбасс» государственную пошлину в размере 4000 рублей в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий: