о предоставлении жилья вне очереди



Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Анжеро-Судженский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего Карасевой С.Н.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ

гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации <адрес> о предоставлении благоустроенного жилого помещения вне очереди,

установил:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения вне очереди.

Свои требования в исковом заявлении и в судебном заседании мотивирует тем, что он является ответственным нанимателем жилого помещения № в многоквартирном <адрес> в <адрес> на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар, в результате которого данная квартира была полностью уничтожена, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ. Причиной пожара явилось неосторожное обращение с огнем, виновное лицо установлено не было. Жилье непригодно для проживания, ремонту и реконструкции не подлежит. Вышеуказанное жилое помещение было его единственным местом проживания, недвижимого имущества в собственности у него нет. Квартира на момент пожара застрахована не была. До настоящего времени он зарегистрирован по адресу нахождения сгоревшей квартиры, фактически проживает по адресу: <адрес>, пер. Яйский, 21 «в», у знакомых, которые его пожалели, поскольку родственников, у которых мог бы проживать, у него нет. В 2004 году он обратился в Администрацию <адрес> с вопросом предоставления жилого помещения, предоставил все необходимые документы, в результате ДД.ММ.ГГГГ его поставили в общую очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В предоставлении жилья во внеочередном порядке (по льготной очереди) ему было отказано (устно). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ его очередь на получение жилья была №. Считает, что его жилищные права нарушены.

Просит суд обязать ответчика предоставить ему жилое помещение во внеочередном порядке в соответствии с действующими в <адрес> нормами предоставления.

В ходе судебного разбирательства истец поддержал заявленные требования, дал пояснения, аналогичные исковому заявлению. Кроме того добавил, что пожар был в его квартире в его отсутствие, виновник не установлен, квартира сгорела полностью, была снесена, в доме осталось две квартиры: первая и вторая. Сначала сгорела четвертая квартира, потом его – третья, осталось две квартиры в доме. На учет его поставили, так как жилье уничтожено. Сейчас он не работает, на пенсию выйдет с 58 лет на льготных основаниях.

Представитель истца – ФИО3, действующая в порядке ст. 53 ГПК РФ по устному ходатайству истца, также поддержала заявленные исковые требования. Также пояснила, что техническую документацию на дом найти не смогли, начисления квартплаты производятся на первую и вторую квартиры, на третью квартиру нет начислений, указано, что квартира сгорела.

Представитель ответчика – Администрации <адрес>, ФИО4, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17), в судебном заседании с иском не согласился. Суду пояснил, что на учет истец поставлен ДД.ММ.ГГГГ, в общую очередь, в льготной очереди не состоял и не состоит. О том, что пожар был, известно, это имеется в личном деле истца, в жилищном отделе, основание постановки на учет – утрата жилого помещения в результате пожара. Жилье это – муниципальное. Истец на учете состоит, должен быть обеспечен жильем в порядке очереди, по ст.57 ЖК РФ, право на внеочередное предоставление жилья он не имеет. В распоряжении указано основание для постановки на очередь, но: на общую или льготную, не указывалось. До вступления в силу ЖК РФ велись книги учета граждан, отдельно велись книги погорельцев, после вступления в силу ЖК РФ это упразднено, все перешли в общую очередь.

В судебное заседание представитель третьего лица - Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации <адрес>, ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14), не явилась, извещена надлежаще, просила дело рассмотреть в ее отсутствие (л.д. 13). Дело рассмотрено в ее отсутствие.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Ст. 2 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе… используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан,… в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда…

Судом установлено, что согласно справке ООО «ЕРКЦ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5) ФИО1 зарегистрирована по <адрес>3, с 01.10. 1974 г.

Согласно копии ордера (переоформленного) от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.11) ФИО1 предоставлена квартира по <адрес>3, состоящая из одной комнаты, жилой площадью 20,5 кв.м.

Согласно справке ОГПН <адрес> (л.д.4) 28.18.2003 г. произошел пожар по <адрес>3, в результате которого уничтожена данная квартира. Причина пожара - неосторожное обращение с огнем. Виновное лицо не установлено.

Согласно справке БТИ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8) на момент обследования - ДД.ММ.ГГГГ, указанная квартира снесена. Данными о собственнике не располагают. За ФИО1 до 2000года жилья в собственности не значится.

Из выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7) также следует, что за ФИО1 в собственности недвижимого имущества не зарегистрировано.

Согласно справке жилищного отдела ответчика (л.д.6) ФИО1 состоит на очереди на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, его общая очередь на 2010 г. №.

Согласно копии паспорта (л.д.9-10) истец, ФИО1, родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>3.

В материалах дела также имеется копия распоряжения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О постановке на учет на улучшение жилищных условий» (л.д.18-19), согласно которому ФИО1, проживающий по адресу: <адрес>3, поставлен на учет для получения жилья, так как жилое помещение утрачено в результате пожара.

Поскольку истец был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2004 году, пожар в доме произошел также в 2004 году (до введения в действие ЖК РФ), а в суд он обратился в 2010 году, то в данном случае, суд при разрешении спора руководствуется как нормами ЖК РСФСР, так и нормами ЖК РФ.

Ст. 52 ч.1 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Ст. 56 ЖК РФ предусмотрено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (ч.1).

Граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ»).

Истец ФИО1 состоял на учете у ответчика в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, и был принят на учет в установленном законом порядке как лицо, потерявшее жилье в результате пожара (что не оспаривается представителем ответчика и подтверждается решением о принятии истца на учет) на основании ЖК РСФСР.

Ст. 29 ЖК РСФСР предусматривала, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;

2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;

3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;

4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;

6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.

Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.

До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлено, постоянного жилья он не имеет, временно проживает в жилье, предоставленном ему его же знакомыми по пер. Яйский, 21 «в».

Кроме того, согласно ст. 57 ЖК РФ:

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч.1).

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне (ч.2).

П. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ подлежит применению в соответствии с конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 376-О-П, согласно которому по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования данная норма не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, как лишившимся своих жилых помещений в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, даже если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Из Конституции Российской Федерации, с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

При этом, как указано в определении КС РФ, федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Истец же, как установлено судом, лишился жилища в результате пожара ДД.ММ.ГГГГ – квартиры по <адрес>3, в <адрес>, проживая там на основании ордера, выданного ответчиком, по договору найма, данное жилое помещение является муниципальным, что не оспаривается представителем ответчика. Самостоятельно разрешить данную проблему истец не может, поскольку является лицом предпенсионного возраста (1953 года рождения), другого жилья для постоянного проживания также не имеет.

Ссылка представителя ответчика на предоставление жилья истцу в порядке очередности, по мнению суда, является несостоятельной и противоречащей закону, закрепляющему право истца как лицу, лишившемуся жилого помещения в результате пожара, на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке.

Иные доводы сторон, приводимые ими суду в подтверждение своих требований и возражений против иска, по мнению суда, не могут повлиять на существо решения по делу, поскольку не являются юридически значимыми.

На основании установленных судом обстоятельств, с учетом имеющихся по делу доказательств в их совокупности и взаимосвязи, и в соответствии с указанными выше нормативными актами суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Таким образом, суд приходит к выводу, что права истца на улучшение жилищных условий ответчиком были нарушены, в связи с чем следует обязать ответчика предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма вне очереди, при этом жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

Ч. 5 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно ст. 85 ЖК РФ:

Граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если:

1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу;

2) жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение;

3) жилое помещение признано непригодным для проживания;

4) в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления;

5) жилое помещение подлежит передаче религиозной организации в соответствии с Федеральным законом "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности".

Согласно ст. 87 ЖК РФ:

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В связи с вышеизложенным суд считает необходимым обязать Администрацию <адрес> предоставить истцу вне очереди благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 33 кв.м. как одиноко проживающему гражданину, исходя из нормы предоставления, утвержденной Постановлением Городского Совета депутатов второго созыва <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, находящееся в черте <адрес> и отвечающее установленным требованиям.

Вместе с тем, поскольку ответчик имеет проблемы с финансированием мероприятий по предоставлению жилья гражданам, занимающим жилое помещение, которое признано непригодным для проживания, суд считает разумным, на основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, предоставить ответчику срок для исполнения возложенной на него обязанности по предоставлению истцу жилья - 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск ФИО1 к Администрации <адрес> о предоставлении благоустроенного жилого помещения вне очереди удовлетворить.

Обязать Администрацию <адрес> предоставить ФИО1 вне очереди благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 33 кв.м., находящееся в черте <адрес> и отвечающее установленным требованиям.

Установить срок исполнения решения суда Администрацией <адрес> в части предоставления ФИО1 жилого помещения – 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий: