Дело № 2-318-2011
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Зайцевой О.Ю.,
при секретаре Коробовой В.В.,
с участием прокурора г. Анжеро-Судженска Стеба Л.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске
02 марта 2011 года
гражданское дело по иску Прокурора города Анжеро-Судженска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №7 «Лисичка об обязании произвести необходимые действия, о возложении, при недостаточности у учреждения средств, субсидиарной ответственности по обеспечению пожарной безопасности на Управление образования Администрации г. Анжеро-Судженска, Администрацию г. Анжеро-Судженска,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Анжеро-Судженска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №7 «Лисичка об обязании произвести необходимые действия, о возложении, при недостаточности у учреждения средств, субсидиарной ответственности по обеспечению пожарной безопасности на Управление образования Администрации г. Анжеро-Судженска, Администрацию г. Анжеро-Судженска.
Требования мотивирует тем, что в ходе проведения проверки соблюдения требований пожарной безопасности отделом государственного пожарного надзора г. Анжеро-Судженска в здании МДОУ «Детский сад №7» по адресу: <данные изъяты> выявлены следующие нарушения:
- отсутствуют вторые эвакуационные выходы из спальных помещений второго этажа, предназначенныхе для одновременного пребывания более 10 человек (ст.ст.53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; 5.2.12 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы");
- не установлены противопожарные люки 2-го типа размером 0,6 х 0,8 метра для выхода на чердак (п.7 ст.90 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
Заведующей МДОУ «Детский сад №7 «Лисичка» <данные изъяты> внесено предписание <данные изъяты>, предусматривающее в срок до 01.08.10г. устранение выявленных нарушений.
Предписанные мероприятия не выполнены до настоящего времени в связи с отсутствием финансирования на эти цели (акт №190 от 30.08.10г.).
Постановлением мирового судьи от <данные изъяты> производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КОАП РФ, в отношении заведующей МДОУ «Детский сад №7» <данные изъяты> прекращено за отсутствием состава правонарушения.
Отсутствие соответствующей защиты здания, помещений от пожара препятствует охране жизни и здоровья участников образовательного процесса и собственности учреждения. Неисполнение требований закона влечет нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья (ст.41 Конституции РФ).
Статьи 37, 38 Федерального закона от <данные изъяты> "О пожарной безопасности" обязывают руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности; выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров; осуществлять непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности возложена на собственников имущества; лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителей организаций; лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностных лиц в пределах их компетенции.
Учредителем МДОУ «Детский сад №7» является Управлением образования Администрации города Анжеро-Судженска, имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления и является муниципальной собственностью, финансирование учреждения осуществляется за счет бюджетных средств в соответствии с государственными и местными нормативами в пределах утвержденной сметы расходов на год (п.п. 1.3, 1.5, 7.1, 7.2 Устава с изменениями и дополнениями от 09.11.2009).
В соответствии с п.2 ст. 120 ГК РФ при недостатке у учреждений находящихся в их распоряжении денежных средств субсидиарную ответственность по их обязательствам несут собственники имущества учреждений, в том числе государственных и муниципальных.
Таким образом, выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в здании МДОУ «Детский сад №7» является обязанностью этого учреждения, Управления образования Администрации города Анжеро-Судженска, Администрации города.
Просит суд обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Лисичка» произвести необходимые действия по обеспечению пожарной безопасности в здании по адресу <данные изъяты> - установить вторые эвакуационные выходы из спальных помещений второго этажа, предназначенных для одновременного пребывания более 10 человек; установить противопожарные люки 2-го типа размером 0,6 х 0,8 метра для выхода на чердак. Установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. При недостаточности денежных средств у МДОУ «Детский сад №7» возложить субсидиарную ответственность по обеспечению пожарной безопасности на Управление образования Администрации города Анжеро-Судженска, Администрацию города Анжеро-Судженска.
В судебное заседание помощник прокурора г. Анжеро-Судженска Стеба Л.Н. представила заявления прокурора г.Анжеро-Судженска, в котором он уточняет исковые требования, просит суд обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Лисичка» произвести необходимые действия по обеспечению пожарной безопасности в здании по адресу <данные изъяты> - установить вторые эвакуационные выходы из спальных помещений второго этажа, предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек, установить противопожарный люк 2-го типа размером 0,6 х 0,8 метра
для выхода на чердак. Установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено – до 01.10.2011 года. При недостаточности денежных средств у МДОУ «Детский сад №7» возложить субсидиарную ответственность по обеспечению пожарной безопасности на Управление образования Администрации города Анжеро-Судженска, Администрацию города Анжеро-Судженска.
Определением Анжеро-Судженского городского суда от 02.03.2011 года производство по делу в части требований прокурора об установлении противопожарных люков 2-го типа размером 0,6 х 0,8 метра для выхода на чердак прекращено, в связи с отказом прокурора от иска в указанной части.
В судебном заседании представитель ответчика МДОУ «Детский сад №7 «Лисичка» <данные изъяты> - заведующая детским садом, исковые требования признала. Суду пояснила, что предписание ОГПН г. Анжеро-Судженска по установлению вторых эвакуационных выходов из спальных помещений второго этажа не исполнены в срок, в связи с недостаточностью финансирования учреждения. Просит суд установить срок выполнения противопожарных мероприятия до 01.10.2011 года.
В судебном заседании представитель ответчиков Управления образования администрации Анжеро-Судженского городского округа и
Администрации Анжеро-Судженского городского округа Соколова Е.А. (доверенности от 26.01.2011 года, от 29.12.2010 года) Соколова Е.А., исковые требования признала. Суду пояснила, что требования прокурора г.Анжеро-Судженска по обязанию МДУО «Детский сад № 7 «Лисичка» установить вторые эвакуационные выходы из спальных помещений второго этажа, предназначенных для одновременного пребывания более 10 человек, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Для установления вторых эвакуационных выходов необходимо провести такие работы как: прорубка проемов в двух спальных посещениях второго этажа для установления дверей; изготовление лестниц и их установка. Выполнение таких мероприятий требует финансирования в размере <данные изъяты> рублей. Согласно сметы расходов на 2011 год по статье 225 «Услуги по содержанию имущества» бюджетных ассигнований доведено <данные изъяты> руб. Потребность учреждения составила <данные изъяты>. Статья 225 включает в себя не только установку противопожарных люков, оборудование пожарных выходов со второго этажа, огнезащитную обработку, перезарядку огнетушителей, но и капитальный ремонт, текущий ремонт, обслуживание водосчетчиков, обслуживание пожарной сигнализации, обслуживание охранной сигнализации, вывоз мусора, дератизация, дезинсекция. Выполнить противопожарные мероприятия раньше 01.10.2011г. не представляется возможным из-за недостаточного финансирования и выполнение работ во время образовательного процесса. Проводить работы допустимо в отсутствие детей. Наименьшее посещение детей обычно наблюдается в летний период из-за отпусков родителей. Поэтому ремонтные работы возможно проводить в выходные дни и в летний период.
В судебном заседании представитель третьего лица – ГУ МЧС России по Кемеровской области Вдовушкина Я.В., действующая на основании доверенности от 02.04.2010 года, исковые требований прокурора поддержала, не возражает на установление срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, до 01.10.2011 года.
В судебное заседание представитель третьего лица – КУМИ г. Анжеро-Судженска не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще. Суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав помощника прокурора, представителей ответчиков, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 45 ГПК РФ следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 20 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жизнь.
Согласно ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. № 69-ФЗ граждане имеют прав на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Статьей 37 названного Федерального закона предусмотрено, что руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности, производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях.
Согласно ст. 38 вышеуказанного закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций…
Согласно п. 2 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ–01–03), утвержденных Приказом от 18.06.2003г. № 313 Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 10 Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны:
обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору;
создавать и содержать на основании утвержденных в установленном порядке норм, перечней особо важных и режимных объектов и предприятий, на которых создается пожарная охрана, органы управления и подразделения пожарной охраны, а также обеспечивать в них непрерывное несение службы и использование личного состава и пожарной техники строго по назначению.
Согласно п. 41 Правил, наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах (покрытиях) зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаться эксплуатационным испытаниям.
Судом установлено, что 13.06.2009 года Отделом государственного пожарного надзора г. Анжеро-Судженска проведено плановое мероприятие по надзору за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности на территории, в здании и сооружениях МДОУ «Детский сад №7» по адресу: <данные изъяты>
В ходе мероприятия выявлены следующие нарушения:
1) отсутствие декларации пожарной безопасности на здании детского сада (ст. 64 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности);
2) отсутствие вторых эвакуационных выходов из спальных помещений второго этажа, предназначенных для одновременного пребывания более 10 человек (ст.ст.53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; 5.2.12 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы");
3) не установлены противопожарные люки 2-го типа размером 0,6 х 0,8 метра для выхода на чердак (п.7 ст.90 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
Заведующей МДОУ «Детский сад №7 «Лисичка» <данные изъяты> внесено предписание <данные изъяты>, обязывающее устранить указанные выше нарушения требований пожарной безопасности, по пункту 1 - до 01.05.2010 года, по пунктам 2,3 - до 01.08.2010 года.
<данные изъяты>
-помещения спален на втором этаже здания детского сада не имеют вторых эвакуационных выходов,
-в здании детского сада не установлены противопожарные люки 2-го типа размером 0,6 х 0,8 метра для выхода на чердак, что следует из акта проверки № 190 от 30.08.2010 года ОГПН г. Анжеро-Судженска.
По данному факту был составлен протокол <данные изъяты> об административном правонарушении от 30.08.2010 года.
Постановлением мировым судьи судебного участка №2 г.Анжеро-Судженска от <данные изъяты> производство по делу о привлечении заведующей МДОУ «Детский сад № 7» <данные изъяты> к ответственности за совершение административного правонарушения по ст. 19.5 ч. 1 К РФ об АП прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Согласно Уставу МДОУ «Детский сад №7 «Лисичка», утвержденному приказом Управления образования администрации г. Анжеро-Судженска № 221 от 18.03.2009 года, учредителем МДУО «ДС №7» является Управление образования администрации г. Анжеро-Судженска, в компетенцию которого входит финансирование МДУО «ДС №7» на основе государственных и местных нормативов в пределах утвержденной сметы расходов на год.
Между МДОУ «Детский сад №7 «Лисичка» и Управлением образования администрации г. Анжеро-Судженска заключен договор от 14.02.2009 года, в соответствии с которым Управление образование обязано финансировать МДОУ «Детский сад №7 «Лисичка» на основе государственных и местных нормативов в пределах утвержденной сметы расходов на год.
Согласно сведениям сметы расходов на 2011 год МДОУ «Детский сад №7 «Лисичка» по статье 225 «Услуги по содержанию имущества» бюджетных ассигнований доведено <данные изъяты> руб., потребность учреждения составляет <данные изъяты> руб.
Согласно договору о передаче в оперативное управление муниципального имущества Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №7 «Лисичка» от 10.08.2009 года, - Комитет по управлению муниципальным имуществом передал учреждению на праве оперативного управления муниципального имущество – детский сад № 7, расположенный по адресу: <данные изъяты> Согласно п. 1.3 указанного договора имущество, переданное по настоящему договору и зафиксированное в реестре, передается Учреждению для осуществления деятельности в соответствии с учредительными документами и является муниципальной собственностью.
Судом установлено, что учреждение финансируется за счет средств местного бюджета. Мероприятия, указанные для обеспечения противопожарной безопасности, указанные выше, не выполнены по причине отсутствия финансирования.
В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет также собственник имущества, закрепленного за муниципальным учреждением.
Согласно ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, к которым относится и организация, содержание учреждений образования.
Статьей 15 этого же закона к вопросам местного значения муниципального района отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В силу ст. 29 Закона органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, они могут создавать муниципальные учреждения и предприятия.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
Анализ положений Устава Анжеро-Судженского городского округа (ст. 56, ст. 71 п. 6, ст. 72), принятого решением Анжеро-Судженского Городского Совета Народных Депутатов от 28.10.2010 года № 542, Устава МДОУ «Детский сад №7 «Лисичка» показывает, что именно администрация города осуществляет права собственника муниципального имущества и должна выступать от имени собственника муниципального имущества.
Проанализировав вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требования прокурора по обязанию муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Лисичка» произвести необходимые действия по обеспечению пожарной безопасности в здании по адресу <данные изъяты> - установить вторые эвакуационные выходы из спальных помещений второго этажа, предназначенных для одновременного пребывания более 10 человек, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.2 ст.120 ГК РФ, в случае отсутствия у МДУО «Детский сад №7 «Лисичка» денежных средств по финансированию работ, связанных с обеспечением пожарной безопасности, суд возлагает субсидиарную ответственность на Управление образования Администрации города Анжеро-Судженска, Администрацию города Анжеро-Судженска.
Учитывая позицию участников судебного процесса (прокурора г.Анжеро-Судженска, ответчиков, представителя третьего лица – ГУ МЧС России по Кемеровской области) выразивших мнение о необходимости установления срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено – до 01.10.2011 года, суд устанавливает этот срок для исполнения настоящего судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора города Анжеро-Судженска к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №7 «Лисичка», Управлению образования Администрации г. Анжеро-Судженска, Администрации г. Анжеро-Судженска – удовлетворить:
Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Лисичка» произвести необходимые действия по обеспечению пожарной безопасности в здании по адресу <данные изъяты> - установить вторые эвакуационные выходы из спальных помещений второго этажа, предназначенных для одновременного пребывания более 10 человек;
При недостаточности денежных средств у МДУО «Детский сад №7 «Лисичка» для проведения необходимых действий по обеспечению пожарной безопасности в здании по адресу <данные изъяты> - установке вторых эвакуационных выходов из спальных помещений второго этажа, предназначенных для одновременного пребывания более 10 человек, возложить субсидиарную ответственность по обеспечению пожарной безопасности на Управление образования Администрации города Анжеро-Судженска, Администрацию города Анжеро-Судженска.
Установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено – до 01.10.2011 года.
Решение может быть обжаловано, на него может быть принесено представлении прокурором г.Анжеро-Судженска в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления судом решения в окончательной форме, то есть с 9.03.2011 года.
Председательствующий: