Шевелев к Администрации о включении в список граждан на получение жилья



Дело № 2-207-2011

Решение

Именем Российской Федерации

Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего Нуреник И.Г.,

при секретаре Абдрахмановой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Анжеро-Судженске Кемеровской области

01 апреля 2011 года

гражданское дело по иску Шевелева Л.А. к Администрации г. Анжеро-Судженск, Министерству энергетики Российской Федерации о включении в списки граждан, подлежащих переселению,

установил:

Истец обратился в суд с иском к ответчикам о включении его и членов его семьи, Шевелева А.Л. и Шевелева П.Л. в списки граждан, подлежащих переселению, мотивируя свои требования следующим. Истец является собственником жилого дома <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ (2/3 доли), свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ (1/6 доли) и договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (1/6 доли). В указанном доме проживают зарегистрированы он и его сыновья, ФИО2 и ФИО3 Согласно заключению СФ ВНИМИ дом истца находится на горном отводе шахты «Анжерская» и подлежит сносу. Дом включен в список ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. При утверждении в Минэнерго списков граждан, подлежащих переселению, на приобретение жилья взамен сносимого, ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, истца и его сыновей исключили из списка в связи с поздней регистрацией в доме (2010 г.). Фактически дом <адрес> принадлежал его семье с 1938 года, истец и члены его семьи проживают в нем постоянно, но зарегистрированы в 2010 году в связи с оформлением наследства. Просит суд обязать ответчиков включить его и его сыновей, проживающих по <адрес>, в список граждан, имеющих право на приобретение жилья взамен сносимого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал. Кроме изложенного в заявлении пояснил, что его матери принадлежало 5/6 доли жилого дома по <адрес> а 1/6 доля принадлежала ФИО5 После смерти матери, умершей ДД.ММ.ГГГГ, истец принял наследство, а 1/6 доля, принадлежавшая ФИО5, была передана ему по договору купли-продажи. Зарегистрировал право собственности на дом окончательно в декабре 2010 года, тогда и зарегистрировался в нем, а его сыновья зарегистрировались в октябре 2010 года. О том, что дом находится на подработанной территории, никто ни его, ни его мать при жизни не уведомлял, они не знали о неблагоприятных условиях проживания в нем. При обращении в группу мониторинга истцу пояснили, что они могут спокойно проживать в спорном доме.

Представитель ответчика – Администрации г. Анжеро-Судженска, Руденко А.В., действующий на основании доверенности, иск не признал и пояснил, что спорный дом не включен в списки домов, расположенных на подработанной ликвидированной шахтой «Анжерская» территории и подлежащих сносу, но в заключении СФ ВНИМИ от ноября 2010 года указано, что дом находится на подработанной территории шахтой «Анжерская» и подлежит сносу. Считает, что истец и его семья не подлежат включению в список граждан, имеющих право на приобретение жилья взамен сносимого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, поскольку они зарегистрировались в нем лишь в конце 2010 года.

Представитель ответчика – Минэнерго РФ, в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, в своих письменных возражениях на исковое заявление просил дело рассмотреть в его отсутствие. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя Минэнерго РФ. Также в возражениях указал, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. Истец приобрел ветхое жилое помещение по договору купли-продажи, намерено ухудшив свои жилищные условия. Также считает, что гарантии, связанные с отселением из ветхого жилья, ставшего непригодным вследствие ведения горных работ, как личные неимущественные права, в состав наследства включены быть не могут.

Третьи лица Шевелев А.Л. и Шевелев П.Л. в суд не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще, в своих заявлениях просили дело рассмотреть в их отсутствие. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 35 Конституции РФ:

Право частной собственности охраняется законом.

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Ст. 2 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе… используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан,… в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда…

В соответствии со ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение, либо признано непригодным для проживания.

На основании ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ст. 87 ЖК РФ при выселении из жилого помещения, подлежащего переводу в нежилое или признанное непригодным для проживания, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма предоставляется наймодателем.

Согласно ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя…, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Члены семьи нанимателя имеют равные с ним права и обязанности.

В качестве мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 (с последующими изменениями), предусмотрены снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

В соответствии с п. 8 Правил Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительств РФ от 13.07.2005 года № 428, с последующими изменениями и дополнениями, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетике Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Согласно п. 9 указанных Правил размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).

Согласно п. 10 указанных Правил норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 778)

33 кв. метра - для одиноких граждан;

42 кв. метра - на семью из 2 человек;

18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.

Согласно п. 11 указанных Правил, гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или в муниципальном жилищном фонде, принимает обязательство о расторжении указанного договора и освобождении занимаемого жилого помещения, его сдаче (передаче) по месту жительства органу местного самоуправления шахтерского города или поселка в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 № 778).

Указанные обстоятельства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.

Согласно ст. 2 ФЗ от 20.06.1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи…угля…» (с последующими изменениями) финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).

Судом установлено, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18) и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16,17) истец является собственником жилого дома по <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ (2/3 доли), свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ (1/6 доля), договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (1/6 доля).

Согласно справке ООО «АУК» в спорном жилом доме зарегистрированы с 01.11.2010 года истец, с 05.10.2010 года Шевелев П.Л., сын истца, с 12.10.2010 года Шевелев А.Л., сын (л.д.12).

Согласно заключению СФ ВНИМИ от 07.10.2010 года дом по <адрес>, расположен на горном отводе шахты «Анжерская» и подлежит к сносу по условиям подработки (л.д.19-21).

Судом установлено, что истец является собственником жилого дома по <адрес>, который подлежит сносу как ставший непригодным для проживания в результате ведения горных работ. В доме проживают и зарегистрированы истец и его сыновья, Шевелев А.Л. и Шевелев П.Л., никакого другого жилья у истца и его сыновей нет ни в собственности, ни в пользовании.

На основании установленных судом обстоятельств и в соответствии с указанными выше нормативными актами суд считает обоснованным и подлежащими удовлетворению требования истца о включении его и его сыновей в список граждан на получение жилья взамен непригодного для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Анжерская». Поскольку формирование, уточнение списков, а также установление очередности предоставления социальных выплат, являются исключительным правом органа местного самоуправления – получателя средств федерального бюджета, то есть Администрации г. Анжеро-Судженска, то суд возлагает данную обязанность на Администрацию г. Анжеро-Судженска, а в удовлетворении требований, предъявляемых истцом к Минэнерго РФ, суд отказывает.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Шевелева Л.А. к Администрации г. Анжеро-Судженск, о включении в списки граждан, подлежащих переселению, удовлетворить, в части требований к Министерству энергетики Российской Федерации в удовлетворении отказать.

Обязать Администрацию г. Анжеро-Судженска включить Шевелева Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Шевелева А.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Шевелева П.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списки граждан на приобретение жилья взамен сносимого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение составлено 05.04.2011 года.

Председательствующий: