Дело № 2-497-2011
РешениеИменем Российской Федерации
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе
председательствующего Нуреник И.Г.,
при секретаре Чеботаевой Н.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области 13 апреля 2011 года
гражданское дело по иску прокурора г. Анжеро-Судженска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 37 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, Управлению образования Администрации Анжеро-Судженского городского округа, Администрации Анжеро-Судженского городского округа об обязании произвести необходимые действия,
установил:
Прокурор г. Анжеро-Судженска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 37 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, Управлению образования Администрации Анжеро-Судженского городского округа, Администрации Анжеро-Судженского городского округа об обязании произвести необходимые действия по обеспечению пожарной безопасности. Свои требования мотивирует следующим.
Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что отделом надзорной деятельности г. Анжеро-Судженска выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности в МОУ ДС «СШИ № 37» в здании, расположенном по адресу: <адрес>:
1) не предусмотрено автоматическое блокирование системы вентиляции;
2) на воздуховодах системы вентиляции не предусмотрены противопожарные клапаны и воздушные затворы;
3) в местах пересечения стен, перекрытий, перегородок различными инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия и зазоры не заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость.
Кроме того, в связи с ликвидацией МОУ «Основная общеобразовательная школа № 9» здание по <адрес>, передано в оперативное управление МОУ ДС «СШИ № 37» на основании приказа КУМИ Администрации г. Анжеро-Судженска от ДД.ММ.ГГГГ №, приказа КУМИ Администрации Анжеро-Судженского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №. В период с 2008 год по 2010 год в здании проводился ремонт, с ДД.ММ.ГГГГ объект фактически эксплуатируется как спальный и учебный корпус образовательного интернатного учреждения.
При изменении функционального назначения здания по <адрес>, и помещений в нем, МОУ ДС «СШИ № 37» не обеспечено выполнение требований пожарной безопасности применительно к новому назначению этого здания и помещений. Учреждением не приняты меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с требованиями закона: не проведена оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах, нормативными документами по пожарной безопасности в форме декларирования пожарной безопасности.
В нарушение ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора учреждением не предоставлены сведения и документы о состоянии пожарной безопасности в здании по <адрес> (проект монтажа автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, акт проверки наружного водоснабжения, технический отчет испытания электрооборудования, декларация пожарной безопасности).
По этим основаниям МОУ ДС «СШИ № 37» привлечено к административной ответственности по ст. 19.7, ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Директору МОУ ДС «СШИ № 37» отделом надзорной деятельности внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении в течении месяца причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (здания по <адрес>); внесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ №, предусматривающее в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранение выявленных нарушений в здании по <адрес>.
Отсутствие соответствующей защиты здания, помещений от пожара препятствует охране жизни и здоровья участников образовательного процесса и собственности учреждения. Неисполнение требований закона влечет нарушение конституционных права граждан на охрану здоровья. Статьи 37, 37 ФЗ «О пожарной безопасности» обязывают руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности; выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров; осуществлять непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности возложена на собственников имущества; руководителей федеральных органов исполнительной власти; лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителей организаций; лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностных лиц в пределах их компетенции.
Учредителем МОУ ДС «СШИ № 37» является Управление образования Администрации г. Анжеро-Судженска, имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления и является государственной собственностью, финансирование осуществляется через Управление образования за счет средств бюджета на основе государственных и местных нормативов в пределах утвержденной сметы расходов на год, учредитель обеспечивает содержание зданий, сооружений и инженерных сетей, подведомственных школе-интернату.
В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ при недостатке у учреждений находящихся в их распоряжении денежных средств субсидиарную ответственность по их обязательствам несут собственники имущества учреждений, в том числе государственных и муниципальных.
Таким образом, выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности является обязанностью МОУ ДС «СШИ № 37», Управления образования Администрации Анжеро-Судженского городского округа, Администрации Анжеро-Судженского городского округа.
Прокурор просит суд обязать МОУ ДС «СШИ № 37» произвести необходимые действия по обеспечению пожарной безопасности:
1) установить автоматическое блокирование системы вентиляции;
2) установить на воздуховодах системы вентиляции противопожарные клапаны и воздушные затворы;
3) в местах пересечения стен, перекрытий, перегородок различными инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия и зазоры заделать строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость.
1) принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями закона применительно к новому назначению этого здания и помещений в нем;
2) провести оценку соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности в форме декларирования пожарной безопасности с проведением расчета по оценке пожарного риска.
Установить срок для исполнения решения.
При недостаточности денежных средств у МОУ ДС «СШИ № 37» возложить субсидиарную ответственность по обеспечению пожарной безопасности на Управление образования Администрация Анжеро-Судженского городского округа и Администрацию Анжеро-Судженского городского округа.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 на требованиях настаивала, дала аналогичные изложенным в заявлении пояснения. Просила суд в случае удовлетворения требований установить срок, в течение которого решение будет исполнено, до 01.08.2011 года.
Представитель ответчика – Чуверова С.С., директор МОУ ДС «СШИ № 37», иск признала и пояснила, что 28.03.2011 года и 05.04.2011 года заключены договор поставки клапанов и договор подряда по монтажу клапанов, одновременно с чем будут заделаны зазоры, сроки исполнения договоров – 1 месяц с момента заключения. Также устно договорились с подрядчиком о проведении работ по блокировке противопожарных клапанов.
Представитель ответчиков – Управления образования Администрации Анжеро-Судженского городского округа и Администрации Анжеро-Судженского городского округа, Соколова Е.А., иск признала, показания представителя МОУ ДС «СШИ № 37» поддержала.
Представитель ответчика - Управления образования Администрации Анжеро-Судженского городского округа, Парфимович Ю.И., иск признал, подтвердил, что работы по устранению нарушений требований противопожарной безопасности ведутся. Что касается здания по <адрес>, то пояснил, что всеми необходимыми средствами пожарной безопасности школа укомплектована, все находится в исправном состоянии. Необходимо узаконить реконструкцию, при положительном заключении все вопросы по пожарной безопасности будут разрешены.
Представитель третьего лица - Галеев Р.Р., заместитель госинспектора г. Анжеро-Судженска по пожарному надзору ГУ МЧС России по Кемеровской области, в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель третьего лица - КУМИ Администрации Анжеро-Судженского городского округа, в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав помощника прокурора, представителей ответчиков, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 20 Конституции РФ в Российской Федерации каждый имеет право на жизнь.
Согласно ст. 41 Конституции РФ сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Согласно п.7 ст. 37 Федерального закона № 69 – ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности, производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях.
Согласно ст. 38 вышеуказанного закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно п. 2 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ–01–03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313, организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны:
обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору;
создавать и содержать на основании утвержденных в установленном порядке норм, перечней особо важных и режимных объектов и предприятий, на которых создается пожарная охрана, органы управления и подразделения пожарной охраны, а также обеспечивать в них непрерывное несение службы и использование личного состава и пожарной техники строго по назначению.
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 315 утверждены нормы противопожарной безопасности «Перечень здания, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03).
Приказом МЧС РФ от 20.06.203 года № 323 утверждены нормы пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), которые определяют перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами.
В соответствии с ч. 3 ст. 80 ФЗ от 22.07.2008 года № 125-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» при изменении функционального назначения зданий, сооружений, строений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений, строений или помещений.
В п. 5 ст. 6 указанного ФЗ предусмотрено, что юридическим лицом – собственником объекта защиты (зданий, сооружений, строений и производственных объектов) в рамках реализации мер пожарной безопасности должна быть представлена в уведомительном порядке до ввода в эксплуатацию объекта защиты декларация пожарной безопасности, форма которой содержится в Приложении № 1 Приказа МЧС РФ от 24.02.2009 года № 91.
Судом установлено, что на основании распоряжения главного государственного инспектора г. Анжеро-Судженска по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка в отношении МОУ ДС «СШИ № 37», в ходе которой были выявлены нарушения обязательных требований противопожарной безопасности.
Из акта № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4) следует следующее.
В здании по <адрес>:
1) при изменении функционального назначения здания не обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных ФЗ от 22.07.2008 года № 123 применительно к новому назначению здания.
2) отсутствует оценка соответствия объекта защиты.
В здании по <адрес>:
1) не предусмотрено автоматическое блокирование системы вентиляции;
2) на воздуховодах системы вентиляции не предусмотрены противопожарные клапаны и воздушные затворы;
3) в местах пересечения стен, перекрытий, перегородок различными инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия и зазоры не заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость.
По итогам проверки было выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности, в котором был установлен срок выполнения - до 01.08.2011 года (л.д.5).
По итогам проверки были составлены протоколы об административных правонарушениях (л.д.6,8) и вынесены постановления о назначении административных наказаний в отношении юридического лица - МОУ ДС «СШИ № 37», и должностного лица – директора (л.д.7,9), за нарушение требований пожарной безопасности.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 г. Анжеро-Судженска от 15.02.2011 года МОУ ДС «СШИ № 37» признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 19.7 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа (л.д.15).
Проанализировав вышеизложенное, суд приходит к выводу, что МОУ ДС «СШИ № 37» нарушены Правила пожарной безопасности в РФ, Строительные нормы и правила, именно:
В здании по <адрес>:
1) при изменении функционального назначения здания не обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных ФЗ от 22.07.2008 года № 123 применительно к новому назначению здания.
2) отсутствует оценка соответствия объекта защиты.
В здании по <адрес>:
1) не предусмотрено автоматическое блокирование системы вентиляции;
2) на воздуховодах системы вентиляции не предусмотрены противопожарные клапаны и воздушные затворы;
3) в местах пересечения стен, перекрытий, перегородок различными инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия и зазоры не заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость.
Данные обстоятельства ответчиками не оспаривается.
На основании вышеизложенного, суд обязывает МОУ ДС «СШИ № 37» устранить указанные нарушения требований противопожарной безопасности в срок до 01.08.2011 года, который указал в своих предписаниях госинспектор и прокурор, и который считает разумным.
Поскольку МОУ ДС «СШИ № 37» не является распорядителем денежных средств, в случае их недостаточности суд возлагает субсидиарную ответственность по исполнению настоящего решения на Управление образования Администрации Анжеро-Судженского городского округа и Администрацию Анжеро-Судженского городского округа.
На основании ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ, поскольку истец при подаче иска был освобожден от уплаты госпошлины, а иск удовлетворен в полном объеме, суд взыскивает с МОУ ДС «СШИ № 37» в доход местного бюджета госпошлину в размере 2000 рублей. При недостаточности денежных средств у МОУ ДС «СШИ № 37» возложить субсидиарную ответственность по уплате госпошлины на Управление образования Администрации Анжеро-Судженского городского округа и Администрацию Анжеро-Судженского городского округа.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 37 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья», расположенное по адресу: <адрес>, произвести в срок до 01.08.2011 года необходимые действия по обеспечению пожарной безопасности, а именно:
1. В здании, расположенном по <адрес>:
1) установить автоматическое блокирование системы вентиляции;
2) установить на воздуховодах системы вентиляции противопожарные клапаны и воздушные затворы;
3) в местах пересечения стен, перекрытий, перегородок различными инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия и зазоры заделать строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость.
2. В здании, расположенном по <адрес>:
1) принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями закона применительно к новому назначению этого здания и помещений в нем;
2) провести оценку соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности в форме декларирования пожарной безопасности с проведением расчета по оценке пожарного риска.
При недостаточности денежных средств у Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 37 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» возложить субсидиарную ответственность по исполнению настоящего решения на Управление образования Администрации Анжеро-Судженского городского округа и Администрацию Анжеро-Судженского городского округа.
Взыскать с Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 37 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» в доход местного бюджета госпошлину в размере 2000 рублей. При недостаточности денежных средств у Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 37 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» возложить субсидиарную ответственность по уплате госпошлины на Управление образования Администрации Анжеро-Судженского городского округа и Администрацию Анжеро-Судженского городского округа.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.
Председательствующий: