по иску Пинчукова С.А. к Адм.г. АС ол призн права собственности



Дело № 2-613-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего Карасевой С.Н.,

при секретаре Рыбалко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области

26 мая 2011 года

гражданское дело по иску Пинчукова С.А. к Администрации г. Анжеро-Судженска о признании права собственности,

установил:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании за ним права собственности по договору приватизации от ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом по <адрес>, и возложении на Управление Росреестра РФ по Кемеровской области, Анжеро-Судженский отдел, обязанности по государственной регистрации за истцом права собственности на указанный жилой дом.

Свои требования в исковом заявлении мотивирует тем, что он проживает в жилом доме по <адрес>, в <адрес> на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного истцу ответчиком.

ДД.ММ.ГГГГ года истцом заключен с Администрацией города Анжеро-Судженска договор № на передачу бесплатно квартир, домов в собственность граждан путем приватизации, согласно которому жилой дом по <адрес> состоящий из трех комнат, общей площадью 169,4 кв.м., жилой площадью 52,6 кв.м., перешел в его собственность.

Однако, Анжеро-Судженский отдел Управления Росреестра по Кемеровской области отказал истцу в регистрации права собственности на этот жилой дом, так как отсутствует регистрация права муниципальной собственности на данный дом. Считает, что его права собственности на приватизированную жилую площадь нарушены.

Указывает, что, если жилое помещение было предоставлено гражданину по договору социального найма, но фактически не было передано в муниципальную собственность, то право собственности гражданина на данное жилое помещение может быть признано в судебном порядке и зарегистрировано в регистрирующем органе.

Просил суд: признать за Пинчуковым С.А. право собственности на жилой дом по адресу: Кемеровская область г. Анжеро-Судженск, <адрес> в соответствии с договором приватизации от ДД.ММ.ГГГГ №; обязать Управление Росреестра РФ по <адрес>, Анжеро-Судженский отдел, зарегистрировать за истцом право собственности на жилой дом по <адрес>

В судебном заседании истец Пинчуков С.А. заявил отказ от иска в части своих требований: обязать Управление Росреестра РФ по Кемеровской области, Анжеро-Судженский отдел, зарегистрировать за истцом право собственности на жилой дом по <адрес> просил производство по делу в этой части прекратить, последствия прекращения производства по делу ему разъяснены и понятны, о чем имеется его заявление (л.д.46).

Определением Анжеро-Судженского городского суда от 26.05.2011 года производство по делу в указанной части прекращено за отказом истца от иска в данной части и принятием его судом.

В судебном заседании, кроме того, истец доводы, изложенные им в исковом заявлении, полностью поддержал, дал пояснения, аналогичные заявлению.

Представитель ответчика – Администрации Анжеро-Судженского городского округа, Базырина Г.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, в своем письменном отзыве на исковое заявление просила дело рассмотреть в ее отсутствие, не возражала против удовлетворения исковых требований (л.д.36). В отзыве также указывает, что требования истца обоснованы, так как договор на приватизацию от ДД.ММ.ГГГГ № заключен истцом с Администрацией г. Анжеро-Судженска, жилое помещение по <адрес> перешло в собственность истца на законных основаниях. В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений на условиях социального найма, вправе приобрести эти жилые помещения в собственность. Порядок приватизации жилых помещений в г. Анжеро-Судженске регулируется Положением, утвержденным постановлением городского Совета народных депутатов от 24.02.2005 г. № 438. Данным положением определен порядок приватизации, необходимый пакет документов. ФИО9 представили все необходимые документы, поэтому оснований к отказу заключить с ними договор у Администрации не имелось. Наличие распоряжения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №-р о предоставлении семье истца квартиры, выдача им ордера свидетельствуют, что квартира являлась государственной собственностью, но жилфонд в собственность органа местного самоуправления официально не передан. Однако, исходя из Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов. Приложение 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 содержит объекты жилищного фонда. Поэтому, даже если нет акта приема-передачи ответчиком от государственного предприятия жилищного фонда в ведение органов местного самоуправления г. Анжеро-Судженска, он в силу закона является муниципальной собственностью, и даже при отсутствии государственной регистрации ответчик как исполнительный орган вправе заключать договоры приватизации. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

В судебное заседание представитель третьего лица – Управления Росреестра по Кемеровской области, Анжеро-Судженский отдел, Жеребецкая В.Ю., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., не явилась, извещена надлежаще, в своем письменном отзыве на исковое заявлении просила дело рассмотреть в ее отсутствие, не возражала против удовлетворения исковых требований (л.д.37-40). В отзыве также указывает, что к компетенции ФРС относится государственная регистрация прав. В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним» № 122 –ФЗ, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, оспаривается только в судебном порядке. В настоящее время в ЕГРП отсутствует запись о государственной регистрации права собственности на квартиру по <адрес>, в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области. ДД.ММ.ГГГГ в Анжеро-Судженский отдел УФРС поступили заявления от Пинчукова С.А. и от Горецкого Д.А., действующего от имени Администрации города на основании доверенности, удостоверенной ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Анжеро-Судженского нотариального округа ФИО6, за №, о государственной регистрации права собственности, перехода прав на спорную квартиру. В качестве правоустанавливающего документа был представлен договор приватизации от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с п.2 ст.13 Закона о регистрации государственная регистрация перехода права возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином реестре прав. П.2 ст.6 того же закона установлено, что государственная регистрация возникшего до введения в действие Закона о регистрации права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения Закона о регистрации перехода данного права, или совершенной после введения в действие настоящего закона сделки с объектом недвижимого имущества. Однако, Администрацией города не было представлено заявление о государственной регистрации ранее возникшего права собственности г. Анжеро-Судженска на данную квартиру. Кроме того, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы для ее проведения. Вместе с заявлением истцом также не были представлены документы на оплату госпошлины. Регистрация была приостановлена ДД.ММ.ГГГГ сроком на один месяц, по истечении которого причины приостановления устранены не были. ДД.ММ.ГГГГ в регистрации права истцу было отказано. Порядок регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе и на основании вступивших в законную силу судебных актов, предусматривается Законом о регистрации. Дело рассмотрено в ее отсутствие.

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо, может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно ст.223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений на условиях социального найма, вправе приобрести эти жилые помещения в собственность.

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 указанного ФЗ).

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 7 того же ФЗ).

При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений, если они определены, либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений (ст. 18 этого же ФЗ).

Исходя из Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов. Приложение 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 содержит объекты жилищного фонда.

Судом установлено, что согласно договору на передачу бесплатно квартир, домов в собственность граждан путем приватизации от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.17) Администрация г. Анжеро-Судженска на основании ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передает в собственность Пинчукова С.А. жилой дом по <адрес> общей площадью 169,4 кв.м., жилой площадью 52,6 кв.м., состоящий из трех комнат и общее имущество в многоквартирном доме, пропорционально размеру общей площади приватизированной квартиры, в соответствии со ст. 15 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» от ДД.ММ.ГГГГ П. 9 договора установлено, что право собственности на приобретенное жилье возникает с момента государственной регистрации права.

Согласно выписке из ЕГРП от 15.03.2011 г. (л.д.26) в ЕГРП отсутствует информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества по адресу: Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, <адрес>. В судебном порядке оспариваются права на данный объект недвижимого имущества.

Из копии ордера № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-10) следует, что квартира по <адрес> состоящая из трех комнат, предоставлена семье Пинчуковых, состоящей из четырех человек, в том числе, из истца, на основании распоряжения Администрации г. Анжеро-Судженска от ДД.ММ.ГГГГ №-р.

Согласно техническому паспорту по состоянию на 13.11.2010 г. (л.д.18-25), в графе «сведения о принадлежности» собственником жилого дома по <адрес>, указан Пинчуков С.А. на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ №.

Согласно сообщению об отказе в государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ УФРС государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Анжеро-Судженского отдела (л.д.11-13) Пинчукову С.А. отказано в регистрации прав собственности по договору приватизации № от ДД.ММ.ГГГГ Причиной отказа указаны положения п.2 ст.6, абз.10 п.1 ст.20, абз.9 п.1 ст. 20 п.2 ст.13 Закона о государственной регистрации прав, согласно которым в том числе, регистрация перехода прав на объект недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в ЕГРП. Однако, заявление о государственной регистрации ранее возникших прав собственности Администрацией города представлено не было.

Также представлены копии паспорта истца, который зарегистрирован по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8). Указанные сведения о регистрации также подтверждает справка ООО «ЕРКЦ» от ДД.ММ.ГГГГ, в которой также указано, что истец зарегистрирован в квартире с семьей (л.д.27).

Судом установлено, что согласно Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (в ред. Постановлений ВС РФ от 23.05.1992 N 2824-1, от 27.01.1993 N 4375-1, от 21.07.1993 N 5475-1 (ред. 24.12.1993), с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.09.1993 N 15-П), объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах районного подчинения).

В приложении № 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 указаны объекты, относящиеся к муниципальной собственности:

- объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов:

жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

Из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 (с последующими изменениями и дополнениями), следует, что:

«В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако, если установленный иными актами порядок приватизации жилья противоречит названному выше Закону, в том числе принят с превышением полномочий органов, издавших такой акт, необходимо руководствоваться положениями этого Закона (п. 3 Постановления);

«Согласно ст. ст. 1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. Соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение). Ставшие собственниками приватизированного жилого помещения граждане вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению, не нарушая при этом прав и охраняемых законом интересов других лиц (ст. 30 Жилищного кодекса РФ и ст. 209 ГК РФ) (п. 8 Постановления)».

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Поскольку истец проживал на законных основаниях с ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме по <адрес> в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области, которая была предоставлена его семье на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, и как на момент предоставления, так и на момент заключения договора приватизации с ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, являлась муниципальной жилой площадью, то, по мнению суда, права истца на приватизацию занимаемого ими жилого помещения, в которой ему не может быть отказано, не должны нарушаться ни ответчиком, ни другими лицами.

Порядок оформления передачи жилья в собственность истца, предусмотренный указанными выше нормами права, был соблюден обеими сторонами договора приватизации.

Следовательно, суд признает, что истец приобрел право собственности на спорный жилой дом, состоящий из трех жилых комнат, общей площадью - 169,4 кв.м., в том числе, жилой площадью – 52,6 кв.м., расположенный на земельном участке (кадастровый номер - 42:20:0103020:0:94), по адресу: Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, <адрес>, на законных основаниях, по договору приватизации № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между сторонами и ими подписанному.

Данный договор не оспорен и не признан недействительным, в связи с чем может порождать правовые последствия для сторон договора.

При этом, так как в законе имеется прямое указание на обязательность регистрации права собственности на недвижимое имущество и момент возникновения права собственности на данный объект недвижимости, то право собственности истца на спорную квартиру подлежит государственной регистрации на основании договора приватизации и решения суда.

Иск, таким образом, суд удовлетворяет в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Пинчукова С.А. к Администрации г. Анжеро-Судженска о признании права собственности удовлетворить.

Признать, что Пинчуков С.А., ДД.ММ.ГГГГ, родившийся в <адрес>, приобрел право собственности на жилой дом, состоящий из трех жилых комнат, общей площадью - 169,4 кв.м., в том числе, жилой площадью – 52,6 кв.м., расположенный на земельном участке (<данные изъяты>), по адресу: Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, <адрес>, на основании договора на передачу бесплатно квартир, домов в собственность граждан путем приватизации № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Пинчуковым С.А. и Администрацией г. Анжеро-Судженска Кемеровской области.

Решение суда является основанием для государственной регистрации в установленном законом порядке права собственности Пинчукова С.А. на указанный объект недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий: