прокурор к МУЗ `ЦГБ`



Дело № 2-301-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего Зайцевой О.Ю.,

при секретаре Коробовой В.В.,

с участием прокурора г. Анжеро-Судженска Козлицкой О.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске

28 апреля 2011 года

гражданское дело по иску Прокурора города Анжеро-Судженска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Центральная городская больница» г. Анжеро-Судженска, об обязании произвести необходимые действия по обеспечению пожарной безопасности, при недостаточности денежных средств у МУЗ «Центральная городская больница» г. Анжеро-Судженска о возложении субсидиарной ответственности по финансированию обеспечения пожарной безопасности на Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Анжеро-Судженска, МУ «Управление здравоохранения администрации г. Анжеро-Судженска». Администрацию Анжеро-Судженского городского округа,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Анжеро-Судженска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным выше иском к МУЗ «Центральная городская больница» г. Анжеро-Судженска, МУ «Управление здравоохранения администрации г. Анжеро-Судженска», КУМИ Администрации г. Анжеро-Судженска.

Требования мотивирует тем, что <данные изъяты> ОГПН г. Анжеро-Судженска была проведена проверка МУЗ «ЦГБ» г. Анжеро-Судженска <данные изъяты>), в ходе которой, были выявлены нарушения требований правил пожарной безопасности. Главному врачу МУЗ «ЦГБ» выдано предписание <данные изъяты>, с указанием сроков устранения нарушений:

-отсутствует огнезащитная обработка чердачных помещений (п.36 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» (срок исполнения 2010 г.),

- отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (п.9 табл. А1 приложение АСП 5.131302009 Свода правил «Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические», ст.83, 91 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») (срок исполнения 2010г.);


-отсутствует система оповещения (п.11 табл.2 СП 3.13132009 Свода правил "Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») (срок исполнения 2010г.);

-обслуживающий персонал не обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания (п. 129 ППБ 01-03) (срок исполнения 2010г.);

-корпус не в полном объеме обеспечен знаками пожарной безопасности (п.51 ППБ 01-03, НПБ 160-97) (срок исполнения 2010г.);

-планы эвакуации выполнены не в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2002 (срок исполнения 2010г.).

2.корпус№<данные изъяты>:

-на путях эвакуации аварийного выхода, перегородки лестничной клетки выполнены из горючего материала (травматологическое отделение) (п.53 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации») (срок исполнения 2010 г.),

-склад с одеждой больных размещен в подвале корпуса (п. 10 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации») (срок исполнения 2010 г.)

3. в корпусе -<данные изъяты> допущено хранение баллонов с кислородом на путях эвакуации (п. 184 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации») (срок исполнения 201 0г.).

4.в корпусе №<данные изъяты> на путях эвакуации имеется горючая отделка (аптека) (п.53 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации») (срок исполнения 2010г.) (срок исполнения 2010г.).

5.в корпусе №<данные изъяты> дверь на пути эвакуации шириной менее 1.2 м. (п.6.27 СниП 21 -01 -97*)(срок исполнения 2010г.).

6. на станции скорой медицинской помощи отсутствуют противопожарные двери, отделяющие помещение гаража от помещений скорой помощи (ст.52, ч.1,3 ст.88 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.1.3, 5.1.6 Свода правил Системы противопожарной защиты «Ограничение распространения пожара на объектах зашиты» СП 4.13 130.2009.

<данные изъяты> на основании распоряжения <данные изъяты> Отделом государственного пожарного надзора г.Анжеро-Судженска проведена проверка исполнения предписания <данные изъяты> в результате чего было установлено, что выявленные ранее нарушения требований пожарной безопасности не устранены <данные изъяты>

По результатам проверки <данные изъяты> Главный врач МУЗ «ЦГБ» привлечен к административной ответственности <данные изъяты>

Отсутствие соответствующей защиты здания, помещений от пожара препятствует охране жизни и здоровья участников образовательного процесса и собственности учреждения. Неисполнение требований закона влечет нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья (ст.41 Конституции РФ).

Статьи 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О пожарной безопасности" обязывают руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности; выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров; осуществлять непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности возложена на собственников имущества; лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителей организаций; лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностных лиц в пределах их компетенции.

Учредителем МУЗ «ЦГБ» являются КУМИ Администрации г. Анжеро-Судженска, Управление образования здравоохранения Администрации г. Анжеро-Судженска, имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления и является муниципальной собственностью, финансирование учреждения осуществляется за счет бюджетных средств в соответствии с государственными и местными нормативами в пределах утвержденной сметы расходов на год (п.п. 1.1 Устава МУЗ «ЦГБ», утв. 17.01.2006 года).

В соответствии с п.2 ст. 120 ГК РФ при недостатке у учреждений находящихся в их распоряжении денежных средств субсидиарную ответственность по их обязательствам несут собственники имущества учреждений, в том числе государственных и муниципальных.

Таким образом, выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасностью является обязанностью МУЗ «ЦГБ», КУМИ Администрации г. Анжеро-Судженска, Управления здравоохранения Администрации города Анжеро-Судженска.

Просит суд обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «Центральная городская больница» г. Анжеро-Судженска:

1.                     В корпусе №<данные изъяты>:

- произвести огнезащитную обработку чердачных помещений,

- установить автоматическую пожарную сигнализацию,

- установить систему оповещения,

-обеспечить обслуживающий персонал индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания,

- обеспечить корпус в полном объеме знаками пожарной безопасности,

- выполнить план эвакуации в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2002г.

2. В корпусе №<данные изъяты>:

-перегородки лестничной клетки на путях эвакуации аварийного выхода привести в соответствие с установленными правилами.

- освободить подвал корпуса от склада с одеждой больных.

3. В корпусе №<данные изъяты> убрать с путей эвакуации баллоны с кислородом

4. В корпусе №<данные изъяты> удалить горючую отделку с путей эвакуации.

5. В корпусе №<данные изъяты> поставить дверь в соответствии с нормами СНиП.

6. на станции скорой медицинской помощи установить противопожарные двери, отделяющие помещение гаража от помещений скорой помощи.

Установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При недостаточности денежных средств у МУЗ «Центральная городская больница» г. Анжеро-Судженска возложить субсидиарную ответственность по финансированию обеспечения пожарной безопасности на Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Анжеро-Судженска, МУ «Управление здравоохранения администрации г. Анжеро-Судженска».

Определением суда <данные изъяты> в связи с отказом прокурора от иска, производство по делу прекращено в части требований: об обязании ответчика обеспечить корпус в полном объеме знаками пожарной безопасности, освободить подвал корпуса № <данные изъяты> от склада с одеждой больных, установить на станции скорой медицинской помощи противопожарные двери, отделяющие помещение гаража от помещений скорой помощи, установить в корпусе №<данные изъяты> дверь в соответствии с нормами СНиП.

Определением суда от <данные изъяты> к участию в рассмотрении настоящего гражданского дела в качестве соответчика по требованию о возложении субсидиарной ответственности, при недостаточности денежных средств у МУЗ «Центральная городская больница» г. Анжеро-Судженска по финансированию обеспечения пожарной безопасности,

привлечена Администрация Анжеро-Судженского городского округа.

В судебном заседание помощник прокурора г. Анжеро-Судженска Козлицкой О.С. на исковых требованиях прокурора г.Анжеро-Судженска к МУЗ «Центральная городская больница» г. Анжеро-Судженска об обязании ответчика:

в корпусе №<данные изъяты>: произвести огнезащитную обработку чердачных помещений, установить автоматическую пожарную сигнализацию, установить систему оповещения, обеспечить обслуживающий персонал индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, выполнить план эвакуации в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2002г,

в корпусе №<данные изъяты>: перегородки лестничной клетки на путях эвакуации аварийного выхода привести в соответствие с установленными правилами,

в корпусе №<данные изъяты> убрать с путей эвакуации баллоны с кислородом,

в корпусе №<данные изъяты> удалить горючую отделку с путей эвакуации, настаивала.

При недостаточности денежных средств у МУЗ «Центральная городская больница» г. Анжеро-Судженска возложить субсидиарную ответственность по финансированию обеспечения пожарной безопасности на Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Анжеро-Судженска, МУ «Управление здравоохранения администрации г. Анжеро-Судженска», Администрацию Анжеро-Судженского городского округа.

В судебном заседании представитель ответчиков МУЗ «Центральная городская больница» г. Анжеро-Судженска, МУ «Управление здравоохранения администрации г. Анжеро-Судженска» - Ерина С.М., действующая на основании доверенностей, исковые требования признала, доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, поддержала. Просила суд предоставить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, <данные изъяты>. Суду пояснила, что для устранения нарушения требований правил пожарной безопасности необходимо <данные изъяты> руб., однако в бюджете 2011 года требуемая сумма отсутствует. В ноябре 2007 года был подписан <данные изъяты> график проведения мероприятий по пожарной безопасности в МУЗ «ЦГБ» на <данные изъяты> гг. В указанном Графике были предусмотрены виды работ по устранению нарушений противопожарных правил зафиксированы суммы затрат по каждому виду работ и объекту их проведения финансирование не предоставлялось. В виду чего указанные нарушения не устранены до настоящего времени. Из реально выполнимых МУЗ "ЦГБ" нарушений без привлечения бюджетных средств, является приведение в соответствие с ГОСТ планов эвакуации корпуса № <данные изъяты> стационара. <данные изъяты> Некоторые корпуса стационара ответчика вошли в федеральную программу модернизации здравоохранения, проведение которой осуществляется за счет средств федерального бюджета. Сроки проведения известны ответчику только ориентировочные - <данные изъяты> г. Таким образом, централизованная подача кислорода в корпусе № <данные изъяты> стационара (в целях ликвидации хранения баллонов с кислородом в нарушение ППБ) будет осуществлена до конца <данные изъяты>. Размещение склада одежды пациентов стационара и приведение в соответствие с требованиями ППБ путей эвакуации будет также произведено в рамках и за счет средств этой программы до конца <данные изъяты>. Корпус № <данные изъяты> (аптека) стационара ответчика подлежит капитальному ремонту в <данные изъяты>., в настоящее время заключены договоры на подготовку проектов по электрооснащению, системе кондиционирования и др. Проведение огнезащитной обработки чердачных помещений корпуса № <данные изъяты> стационара ответчика вследствие особенностей проведения данного вида работ, возможно только в теплое время года (период таяния снега и обильных осадков исключается) до конца сентября включительно. Средств у ответчика для организации этих работ нет. Ответчик является бюджетным учреждением, финансируемым из средств местного бюджета. Своих денежных средств в необходимом количестве ответчик не имеет.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации Анжеро-Судженского городского округа Семенова Н.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования по существу признала, однако, учитывая, что финансирование работ для устранения нарушения требований правил пожарной безопасности МУЗ "ЦГБ" в бюджет не заложено, просила суд предоставить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, до <данные изъяты> года.

В судебном заседании представитель третьего лица – ГУ МЧС России по Кемеровской области Вдовушкина Я.В., действующая на основании доверенности <данные изъяты>, исковые требований прокурора поддержала, не возражала на установление срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, до <данные изъяты> года.

В судебное заседание представитель ответчика – КУМИ г. Анжеро-Судженска не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика КУМИ г. Анжеро-Судженска.

Выслушав помощника прокурора, представителей ответчиков, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 45 ГПК РФ следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 20 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жизнь.

Согласно ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. № 69-ФЗ граждане имеют прав на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Статьей 37 названного Федерального закона предусмотрено, что руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности, производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях.

Согласно ст. 38 вышеуказанного закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций…

Согласно п. 2 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ–01–03), утвержденных Приказом от 18.06.2003г. № 313 Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 10 Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны:

обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору;

создавать и содержать на основании утвержденных в установленном порядке норм, перечней особо важных и режимных объектов и предприятий, на которых создается пожарная охрана, органы управления и подразделения пожарной охраны, а также обеспечивать в них непрерывное несение службы и использование личного состава и пожарной техники строго по назначению.

Согласно п. 41 Правил, наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах (покрытиях) зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаться эксплуатационным испытаниям.

Судом установлено, что <данные изъяты> Отделом государственного пожарного надзора г.Анжеро-Судженска проведено плановое мероприятие по надзору за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности на территории, в здании и сооружениях МУЗ «Центральная городская больница».

МУЗ «ЦГБ» по результатам проверки выдано предписание <данные изъяты> по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

<данные изъяты> в ходе проверки выявлены факты невыполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности ОГПН г. Анжеро-Судженска, что следует из акта проверки <данные изъяты>.

По данному факту был составлен протокол <данные изъяты> об административном правонарушении от <данные изъяты>.

Постановлением мировым судьи судебного участка <данные изъяты> юридическое лицо МУЗ «Центральная городская больница» признано виновным в совершении административного правонарушения, <данные изъяты>

Согласно Уставу МУЗ «Центральная городская больница», <данные изъяты>, учредителями является:

МУ г. Анжеро-Судженска «Комитет по управлению муниципальным имуществом»,

МУ «Управление здравоохранения администрации г. Анжеро-Судженска».

Согласно п. 4.1 устава имущество МУЗ «Центральная городская больница» является муниципальной собственностью г. Анжеро-Судженска.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет также собственник имущества, закрепленного за муниципальным учреждением.

Согласно ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, к которым относится и организация, содержание учреждений образования.

Статьей 15 этого же закона к вопросам местного значения муниципального района отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

В силу ст. 29 Закона органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, они могут создавать муниципальные учреждения и предприятия.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Анализ положений Устава Анжеро-Судженского городского округа (ст. 56, ст. 71 п. 6, ст. 72), <данные изъяты> Устава МУЗ «ЦГБ» показывает, что именно администрация города осуществляет права собственника муниципального имущества и должна выступать от имени собственника муниципального имущества.

Проанализировав вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требования прокурора по обязанию МУЗ «Центральная городская больница» г. Анжеро-Судженска произвести необходимые действия по обеспечению пожарной безопасности, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.2 ст.120 ГК РФ, в случае отсутствия у истца денежных средств по финансированию работ, связанных с обеспечением пожарной безопасности, суд возлагает субсидиарную ответственность на МУ «Управление здравоохранения администрации г. Анжеро-Судженска», Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Анжеро-Судженска, Администрацию Анжеро-Судженского городского округа.

Учитывая позицию участников судебного процесса (прокурора г.Анжеро-Судженска, представителей ответчиков, представителя третьего лица – ГУ МЧС России по Кемеровской области) выразивших мнение о необходимости установления срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено – до <данные изъяты> года, суд устанавливает этот срок для исполнения настоящего судебного решения.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора города Анжеро-Судженска к МУЗ «Центральная городская больница» г. Анжеро-Судженска, МУ «Управление здравоохранения администрации г. Анжеро-Судженска», КУМИ Администрации г. Анжеро-Судженска, Администрацию Анжеро-Судженского городского округа – удовлетворить:

Обязать МУЗ «Центральная городская больница» г. Анжеро-Судженска <данные изъяты> произвести необходимые действия по обеспечению пожарной безопасности

в корпусе № <данные изъяты> произвести огнезащитную обработку чердачных помещений, установить автоматическую пожарную сигнализацию, установить систему оповещения, обеспечить обслуживающий персонал индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, выполнить план эвакуации в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2002г,

в корпусе № <данные изъяты> перегородки лестничной клетки на путях эвакуации аварийного выхода привести в соответствие с установленными правилами,

в корпусе № <данные изъяты> убрать с путей эвакуации баллоны с кислородом,

в корпусе № <данные изъяты> удалить горючую отделку с путей эвакуации.

При недостаточности денежных средств у МУЗ «Центральная городская больница» г. Анжеро-Судженска возложить субсидиарную ответственность по финансированию обеспечения пожарной безопасности на Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Анжеро-Судженска, МУ «Управление здравоохранения администрации г. Анжеро-Судженска», Администрацию Анжеро-Судженского городского округа.

Установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, до <данные изъяты> года.

Решение может быть обжаловано, на него может быть принесено представлении прокурором г.Анжеро-Судженска в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий: