Дело № 2-618/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе: председательствующего Капшученко О.В., при секретаре Мерк Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске 12 мая 2011 года гражданское дело по иску Арышевой Г.П. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа, Министерству энергетики РФ о включении в список граждан на приобретение жилья взамен сносимого, ставшего ветхим в результате ведения горных работ, УСТАНОВИЛ: Арышева Г.П. обратилась в Анжеро-Судженский городской суд с иском к Анжеро-Судженского городского округа, Министерству энергетики РФ о включении в список граждан на приобретение жилья взамен сносимого, ставшего ветхим в результате ведения горных работ. Свои требования мотивирует тем, что дом по адресу: <адрес> принадлежит ему на праве собственности, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ Вышеуказанным домом и земельным участком она пользуется на протяжении 15 лет, производит в нем капитальный ремонт, больше времени проводит именно в данном доме, садит там огород. Дом по <адрес> по заключению Сибирского филиала Федерального государственного унитарного предприятия ВНИМИ находиться на подработанном участке шахты «Анжерская» и рекомендуется к сносу за счет средств господдержки. Дом включён в список ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. Однако при утверждении в Минэнерго списков, граждан, подлежащих переселению, на приобретение жилья взамен сносимого, ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности их исключили из списка, по мотивам поздней прописки в доме. Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 N 428 утверждены правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков. Согласно пункту 8. постановления Правительства РФ от 13.07.2005 N428 содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и утверждённых Минэнерго РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Администрация города Анжеро-Судженска не предоставляет и социальную выплату в связи с тем, что Минэнерго РФ не утверждает дополнительные списки и соответственно не выделяет финансирование за них. Просит обязать ответчиков включить Арышеву Г.П., в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированном ОАО «Шахта «Анжерская». В судебном заседании истец на иске настаивала, суду пояснил, что проживает в доме по <адрес> постоянно с ДД.ММ.ГГГГ года. Указала в исковом заявлении, что пользуется огородом и проводит в указанном доме большую часть времени - ошибочно. После того, как вышла замуж никуда не переезжала. 2/3 квартиры по <адрес> принадлежит ей на праве собственности, она участвовала в приватизации в ДД.ММ.ГГГГ году, а 1/3 часть получила в наследство после смерти матери. Собственником 1/3 части квартиры является ее сын ФИО2. Не регистрировалась по <адрес>, так как свекровь не прописывала. Умерла свекровь три года назад, муж умер в ДД.ММ.ГГГГ году. В доме прописан сын мужа от первого брака ФИО3, где он проживает ей неизвестно. Просила обязать ответчика включить в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте. В судебном заседании представитель истицы ФИО9. действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала, суду пояснила, что истица проживает в доме по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, момента приобретения права собственности. Имеет 4-х комнатную квартиру по <адрес>, в которой проживает сын истицы. Далее уточнила, что истица проживает в спорном доме постоянно с ДД.ММ.ГГГГ года, после заключения брака. В судебном заседании представитель ответчика Администрации Анжеро-Судженского городского округа ФИО7, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал, суду пояснил, что считает заявленные требования незаконными, поскольку истец имеет в собственности благоустроенное жилое помещение по <адрес>. Социальная выплата предоставляется в качестве поддержки граждан переселяемых из ветхого жилья, постоянно проживающим и не имеющим иного жилого помещения. Выяснено, что истица постоянно не проживает по указанному адресу, следовательно, основания для предоставления социальной выплаты отсутствуют, хотя она и является собственником. Просил в иске отказать. Представитель ответчика Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства энергетики РФ. Из возражений на исковое заявление Министерства энергетики РФ следует, что в составе проекта ликвидации ОАО «Шахта Анжерская» имеется список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья. В указанном списке <адрес> по адресу <адрес> не значится. Формирование списков и установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления – получателя бюджетных средств, т.е. администрации Анжеро-Судженского городского округа Кемеровской области. Минэнерго России просит в удовлетворении исковых требований Арышевой Г.П. о признании права на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в отношении Минэнерго России отказать. Выслушав истицу, ее представителя, представителя Администрации Анжеро-Судженского городского округа, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе… используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан,… в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда… 03.12.1997 года Правительством РФ было принято Постановление № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» (утратившее силу с 01.01.2005 года), которым утверждено Положение и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых за счет средств государственной поддержки, которыми предусмотрены, в том числе, затраты, связанные со сносом, реконструкцией… жилищного фонда в связи с ликвидацией шахт. В качестве мероприятий по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных (сланцевых) шахт и разрезов указанными документами, в частности, предусмотрено содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. Постановлением Правительства РФ от 03.09.1998 года № 1026 были внесены изменения и дополнения в указанное выше Постановление, при этом в нем указано, что независимо от объема предоставленных средств господдержки их получатели не освобождаются от ответственности и обязанностей, предусмотренных законодательством РФ по реализации мероприятий реструктуризации угольной промышленности. Согласно ФЗ от 20.06.1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи…угля…» финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета. При этом, Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 185 утверждено Положение о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, которым в п. 10.5 предусмотрено содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам. В качестве мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 года № 1523 (утратившим силу с 01.01.2005 года) и постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 (с последующими изменениями), предусмотрены снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. В соответствии с п.5 Правил Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительств РФ от 13.07.2005 года № 428, с последующими изменениями и дополнениями, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение таких мероприятий, как снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого. Согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ наследницей имущества ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ является Арышева Г.П.. Наследственное имущество состоит из жилого дома, находящегося по адресу: <адрес> (л.д.5). Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Арышевой Г.П. принадлежит на праве собственности жилой дом по <адрес> (л.д.6). Согласно Заключению СФ ОАО ВНИМИ <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ дом по <адрес> включен в Список подтопленных жилых домов, расположенных на горном отводе ликвидированной шахты, «Анжерская», подлежащих сносу по условию подработки ( л.д. 44-48) Из справки БТИ № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что по данным филиала № БТИ г. Анжеро-Судженска за Арышевой Г.П. в личной собственности значится 1/3 доля квартиры по <адрес> по договору приватизации от ДД.ММ.ГГГГ №, жилой дом по <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ По жилому дому <адрес> общая площадь – <данные изъяты> кв.м., жилая – <данные изъяты> кв.м., комнат – 2 процент износа дома на ДД.ММ.ГГГГ. – 65%.(л.д.9). Из договора на передачу бесплатно квартир, домов в собственность граждан путем приватизации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО5, ФИО1, ФИО2 приобрели квартиру, состоящую из четырех комнат, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> (л.д. 37). Согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ наследницей имущества ФИО5, умершей ДД.ММ.ГГГГ является: дочь - Арышева Г.П.. Наследственное имущество состоит из 1/3 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 39). Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Арышевой Г.П. принадлежит на праве общей долевой собственности 1/3 доля жилого дома по <адрес> ( л.д. 38). Из справки ООО «ЕРКЦ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в жилом доме по адресу: <адрес> зарегистрированы: Арышева Г.П. с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 34). Из справки ООО «АУК» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что 4х комнатной квартире <адрес> зарегистрирован ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Владельцем является Арышева Г.П. (л.д. 35). Свидетель ФИО8 суду пояснила, что проживает по соседству с истицей по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года. В <адрес> проживала бабушка. Истица ухаживала за ней, сажала огород, убирала снег зимой. Истица постоянно проживает, в доме свидетель никогда не была. Есть ли у истицы другое жилье не знает. Проанализировав вышеизложенное суд приходит к выводу, что дом по <адрес> на находится на горном отводе ОАО «Шахта «Анжерская», является непригодным для проживания по критериям безопасности и подлежит сносу. Проживание в данном доме является опасным для жизни и здоровья людей. Согласно п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительств РФ от 13.07.2005 года № 428, с последующими изменениями и дополнениями, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Из анализа приведенных выше норм в совокупности следует, что содействие переселяемым из ветхого жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставляемых социальных выплат. Из положения ст. 12 ФЗ от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» следует, что социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения. Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающим в ветхом жилом помещении и не имеющим иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением. Судом установлено, что истица является собственником 2\3 доли благоустроенной квартиры, состоящей из 4-х комнат в <адрес> по адресу: <адрес>. 1/3 часть указанной квартиры приобретена истицей в собственность на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, 1/3 - на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ Участие в приватизации квартиры по <адрес>. опровергает показания истицы о постоянном проживании в жилом доме по <адрес>. До ДД.ММ.ГГГГ истица была зарегистрирована в принадлежащей ей (2/3 доли) квартире по <адрес>, что также дает основания для критической оценки ее показаний о фактическом проживании в спорном доме. Следовательно регистрация истицы в спорном доме носит формальный характер, проживание в доме не является постоянным. Таким образом, дом по <адрес> не является для истицы единственным и постоянным местом жительства, она имеет иное место жительства, на основании чего следует вывод, что она не нуждается в социальной помощи государства в случае сноса принадлежащего ей ветхого дома в целях приобретения иного жилья. Суд критически оценивает доводы свидетеля ФИО8 и истицы о ее постоянном проживании в ветхом доме по <адрес>, поскольку они противоречат обстоятельствам изложенным истицей же в исковом заявлении, где она указывает, что пользуется домом и земельным участком на протяжении 15 лет, большую часть времени проводит в этом доме, обрабатывает огород. Из показаний истицы в судебном заседании следует, что последняя проживала в доме постоянно с ДД.ММ.ГГГГ года, свидетель же в доме истицы не бывала, не может пояснить наличии в доме ее вещей и спального места. Уход за престарелой бабушкой, умершей более 3-х лет назад и пользование огородом не свидетельствуют о постоянном проживании в спорном доме. Иных доказательств постоянного проживания истицы в спорном доме, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, истицей не предоставлено. То обстоятельство, что истица является собственником спорного дома не является основанием для предоставления ей социальной выплаты (субвенции) в соответствии Правилами предоставления межбюджетных трансферов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года №428. Истица вправе обратиться за возмещением причиненного ей в результате горных работ вреда в ином порядке, в соответствии со ст. 12 ГК РФ. При указанных обстоятельствах суд отказывает истице в иске к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте. Поскольку формирование, уточнение списков, установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления, в соответствии с п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428 – Администрации Анжеро-Судженского городского округа - Министерство энергетики РФ, относительно заявленного искового требования о включении истицы в указанный Список граждан, является ненадлежащим ответчиком. Суд отказывает истице в удовлетворения исковых требований о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте в полном объем. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Арышевой Г.П. к Администрации г. Анжеро-Судженского городского округа, Министерству энергетики РФ о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте, полностью отказать. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда. Мотивированное решение изготовлено 17.05.2011 года. Председательствующий: .