Дело № 2-617-2011 Решение Именем Российской Федерации Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе: председательствующего Нуреник И.Г., при секретаре Чеботаевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Анжеро-Судженске Кемеровской области 27 мая 2011 года гражданское дело по иску Абрамовой Л.Н. к Администрации г. Анжеро-Судженск, Министерству энергетики Российской Федерации о включении в списки граждан, подлежащих переселению, установил: Истица обратилась в суд с иском к ответчикам о включении ее в списки граждан, подлежащих переселению, мотивируя свои требования следующим. Ее супруг, Бережнев В.В., является собственником жилого дома по <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно заключению СФ ВНИМИ спорный дом истца находится на горном отводе шахты «Анжерская» и подлежит сносу. Дом включен в список ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. При утверждении в Минэнерго списков граждан, подлежащих переселению, на приобретение жилья взамен сносимого, ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, истицу исключили из списка в связи с поздней регистрацией в доме. Фактически истица со своим супругом проживают в доме с хххх года. Они вселились в него после смерти матери супруга истицы, БББ., умершей ДД.ММ.ГГГГ, которая являлась собственником дома. С того времени истица со своим супругом постоянно проживают в доме, который является единственным местом жительства. Просит суд обязать ответчиков включить ее в список граждан на приобретение жилья взамен сносимого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. В судебном заседании истица на своих требованиях настаивала, кроме изложенного в заявлении пояснила, что ее супруг зарегистрировался в доме сразу после оформления наследства в хххх году, а она – в хххх года. Представитель ответчика – Администрации г. Анжеро-Судженска, Руденко А.В., действующий на основании доверенности, иск не признал, поскольку истица зарегистрирована в спорном доме лишь в хххх году. Представитель ответчика – Минэнерго РФ, в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, в своих письменных возражениях на исковое заявление просил дело рассмотреть в его отсутствие. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя Минэнерго РФ. Также в возражениях указал, что исковые требования в отношении Минэнерго РФ удовлетворению не подлежат, поскольку формирование списков и установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления – получателя бюджетных средств, в данном случае Администрации Анжеро-Судженского городского округа. Третье лицо – Бережнев А.В., требования поддержал, а также пояснил, что его включили в списки, а истице, его жене, отказано в связи с поздней регистрацией. Свидетели ГГГ., ААА., проживающие по соседству, суду пояснили, что истица с мужем проживают по <адрес>. Свидетели их знают примерно с хххх года, они в то время уже проживали в указанном доме, в котором живут постоянно вдвоем. Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 35 Конституции РФ: Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Ст. 2 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе… используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан,… в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда… В качестве мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 года № 1523 (утратившим силу с 01.01.2005 года) и постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 (с последующими изменениями), предусмотрены снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. В соответствии с п. 8 Правил Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительств РФ от 13.07.2005 года № 428, с последующими изменениями и дополнениями, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Согласно п. 9 указанных Правил размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан). Согласно п. 10 указанных Правил норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 778) 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более. Согласно п. 11 указанных Правил, гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 № 778). Указанные обстоятельства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина. Согласно ст. 2 ФЗ от 20.06.1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи…угля…» (с последующими изменениями) финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев). Согласно ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Согласно ст. 31 ЖК РФ - к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника; могут быть признаны членами семьи и другие родственники, если они вселены в жилое помещение в качестве членов семьи; члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Судом установлено, что согласно справке БТИ жилой дом <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4) принадлежит Бережневу В.В., супругу истицы, что следует из свидетельства о заключении брака (л.д.13). Согласно справке ООО «АУК» в спорном жилом доме зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ Бережнев В.В., с ДД.ММ.ГГГГ его жена, Абрамова Л.Н.. Согласно заключению СФ ВНИМИ от ДД.ММ.ГГГГ дом по <адрес>, расположен на горном отводе шахты «Анжерская» и подлежит к сносу по условиям подработки. Судом установлено, что истица является членом семьи собственника жилого дома по <адрес>, который подлежит сносу как ставший непригодным для проживания в результате ведения горных работ. В доме истица с супругом фактически проживают с хххх года. Факт проживания истицы в спорном доме подтверждается показаниями опрошенных судом свидетелей, а также справкой УПФ, согласно которой она получает пенсию с ДД.ММ.ГГГГ по спорному адресу, а также медсправкой, согласно которой истица с хххх года наблюдается в поликлинике, расположенной в районе расположения спорного дома. По сведениям БТИ и выписке из ЕГРП никакого другого жилья у истицы и ее супруга нет ни в собственности, ни в пользовании. На основании установленных судом обстоятельств и в соответствии с указанными выше нормативными актами суд считает обоснованным и подлежащими удовлетворению требования истицы о включении ее в список граждан на получение жилья взамен непригодного для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Анжерская». Поскольку формирование, уточнение списков, а также установление очередности предоставления социальных выплат, являются исключительным правом органа местного самоуправления – получателя средств федерального бюджета, то есть Администрации Анжеро-Судженского городского округа, то суд возлагает данную обязанность на Администрацию г. Анжеро-Судженска, а в удовлетворении требований, предъявляемых истцом к Минэнерго РФ, суд отказывает. Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд решил: Иск Абрамовой Л.Н. к Администрации г. Анжеро-Судженск о включении в списки граждан, подлежащих переселению, удовлетворить, в части требований к Министерству энергетики Российской Федерации в удовлетворении отказать. Обязать Администрацию г. Анжеро-Судженска включить Абрамову Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списки граждан на приобретение жилья взамен сносимого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, расположенного по адресу: <адрес> Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней. Председательствующий: