Дело № 2-588/2011г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего Карасевой С.Н., при секретаре Рыбалко Н.В., с участием прокурора Стеба Л.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске 29 июня 2011 года гражданское дело по иску Прокурора г. Анжеро-Судженска в интересах неопределенного круга лиц к МОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №», Управлению образования Администрации Анжеро-Судженского городского округа, Администрации Анжеро-Судженского городского округа о возложении обязанностей по соблюдению санитарно-гигиенических требований, установил: Прокурор г. Анжеро-Судженска обратился в суд с иском к ответчикам в защиту прав, свобод и законных интересов граждан - неопределенного круга лиц: несовершеннолетних, воспитывающихся в МОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №», о возложении обязанностей по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований Свои требования в исковом заявлении мотивирует тем, что в ходе проведения проверки в МОУ ДС «ДД № Территориальным отделом Роспотребнадзора выявлены факты нарушения требований санитарного законодательства в здании по адресу <адрес> (акт № от ДД.ММ.ГГГГ): - не соблюдены гигиенические требования к внутренней отделке душевых помещений (п.2.3.1. п.2.3.1.2 "СП 2.4.990-00. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Санитарные правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 01.11.2000); - покрытие полов спальных помещений, коридора имеет дефекты (2.3.1.4 "СП 2.4.990-00. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Санитарные правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 01.11.2000). По результатам проверки заместитель директора МОУ ДС «ДД №» ФИО3 привлечена Роспотребнадзором к административной ответственности по ст.6.4 КОАП РФ, директору учреждения ФИО4 внесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений, установлен срок выполнения предписанных мероприятий - до 01.08.2011 года. Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - это нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Обязанность соблюдения юридическими лицами санитарного законодательства предусмотрена ст. 11 Закона N 52-ФЗ. В соответствии с п.п. 3 п. 3 ст.32, п.п.1, 7 ст.51 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 29.12.2010) «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. Неисполнение требований закона влечет нарушение конституционного права граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду (ст.ст. 41, 42, 45 Конституции РФ). По организационно-правовой форме МОУ ДС «ДД №» является муниципальным учреждением, его учредителем является Управление образования Администрации города Анжеро-Судженска; имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления и безвозмездного пользования, является муниципальной собственностью; финансирование учреждения осуществляется через Управление образования за счет средств бюджета на основе государственных и местных нормативов в пределах утвержденной сметы расходов на год; учредитель обеспечивает содержание зданий, сооружений, подведомственных Детскому дому (п.п. 1.3, 1.7, 6.1, 6.2 Устава муниципального образовательного учреждения). В соответствии с п.2 ст. 120 ГК РФ при недостатке у учреждений находящихся в их распоряжении денежных средств субсидиарную ответственность по их обязательствам несут собственники имущества учреждений, в том числе государственных и муниципальных. Таким образом, по мнению прокурора, выполнение мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований в МОУ ДС «ДД № является обязанностью этого учреждения, Управления образования Администрации Анжеро-Судженского городского округа, Администрации Анжеро-Судженского городского округа. Просит суд обязать МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №» произвести необходимые действия по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований в здании по адресу <адрес>: - провести ремонт внутренней отделки душевых помещений в соответствии с гигиеническими требованиями (стен, облицовочной плитки); - заменить покрытие полов спальных помещений, коридора. Установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. При недостаточности денежных средств у МОУ ДС «ДД № №» возложить субсидиарную ответственность по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований на Управление образования Администрации Анжеро-Судженского городского округа, Администрацию Анжеро-Судженского городского округа. В судебном заседании Прокурор г. Анжеро-Судженска заявленные требования поддержал, дал пояснения, аналогичные исковому заявлению. Не возражала против установления срока исполнения предписания до 01.09.2011года. Представитель ответчика – МОУ для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №», ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.52), исковые требования признала. Суду пояснила, что ими предписание получено ДД.ММ.ГГГГ, они написали представление на финансирование в апреле, мае, истребовали дополнительные средства, приобрели материалы для пола на 1 комнату, у них 8 душевых, а деньги есть только на 2 душевые. Дети летом выедут, они начнут делать ремонт. Потом дополнительное финансирование поступит к концу финансового года, просит установить срок исполнения предписания до 01.09.2011года. Представитель ответчика - МОУ для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №», ФИО4, директор учреждения, в судебном заседании исковые требования признала, о чем имеется ее письменное заявление (л.д.102). Суду пояснила, что они начали работы по выполнению предписания, но душевые до 01.08.2011 года они отремонтировать не успеют. Деньги на ремонт поступили, детей в здании нет, они заедут в сентябре 2011 года, сейчас они моются в другом здании. Просит установить срок исполнения до 01.09.2011года. Представитель ответчиков – Администрации Анжеро-Судженского городского округа, Управления образования Администрации Анжеро-Судженского городского округа, ФИО5, действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.88-89) в судебном заседании с иском также согласилась, о чем имеются ее письменные заявления (л.д.103-104). Не возражала против установления срока исполнения предписания до 01.09.2011года. Представитель третьего лица - УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области, ТО в г. Анжеро-Судженске и г. Тайге, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, ранее в своем письменном отзыве на исковое заявление (л.д.43) не возражали против удовлетворения заявленных требований. Определением Анжеро-Судженского городского суда от 25.05.2011г. (л.д.70-72) к участию в деле на стороне ответчиков в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований был привлечен Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области Представители третьих лиц - КУМИ Администрации Анжеро-Судженского городского округа, КУГИ Кемеровской области в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, о дне и месте слушания дела извещены надлежаще. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц. Выслушав помощника прокурора, представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему: Согласно ст. 45 ГПК РФ следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст. 41 Конституции РФ сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Согласно ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (принят ГД ФС РФ 12.03.1999)) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Согласно ст.11 ФЗ №52 от 30.03.1999г. индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. В соответствии с пп. 3 п.3 ст.32 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании» Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Согласно п. 1,7 ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения (ред. от 02.02.2011). Согласно пп.1 п 6. Приказа Минобрнауки РФ от 28.12.2010 N 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников" требования к соответствию инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровье сбережения обучающихся, воспитанников включают: соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения. Судом установлено, что актом проверки ТО Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Анжеро-Судженске и Тайге, МОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «ДД №» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.6-11), установлены нарушения СП 2.4.990-00, выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-14) об устранении причин, способствовавших совершению административного правонарушения, надлежит произвести внутреннюю отделку душевых и произвести смену линолеума в помещениях, и другие, выполнив предложенные мероприятия в срок до 01.08.2011года. Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении представитель МОУ ДД № № ФИО3 привлечена к административной ответственности, Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КО в г.Анжеро-Судженске и Тайге (л.д.15-16). Согласно Уставу МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № утвержденному приказом Управления образования администрации г. Анжеро-Судженска № от ДД.ММ.ГГГГ, является юридическим лицом. Учредителем МОУ ДС «ДД №» является: Администрации Анжеро-Судженского городского округа; органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя Детского дома – является Управление образования администрации Анжеро-Судженского городского округа. Компетенции Учредителя: финансировать МОУ ДС «ДД №» на основе государственных и местных нормативов в пределах утвержденной сметы расходов на год; обеспечивать содержание зданий и сооружений МОУ ДС «ДД №», обустраивать прилегающую к ним территорию (л.д.90-100). Согласно сообщению Администрации Кемеровской области от 29.08.2007г. (л.д.101) денежные средства из областного бюджета в составе субвенций поступают в муниципальные бюджеты. Субвенция рассчитывается по заявкам финансовых органов местного самоуправления и включает в себя расходы на содержание воспитанников интернатных учреждений, коммунальные, арендные платежи, услуги по содержанию имущества, в том числе текущие и капитальные расходы и другие, и является составляющей местного бюджета. Распределение лимитов бюджетных ассигнований, осуществляется органами местного самоуправления. Несмотря на то, что интернатные учреждения финансируются посредством выделения субвенций, муниципальные образования вправе использовать собственные материальные и финансовые средства для осуществления своих государственных полномочий. Согласно сообщению Управления образования Администрации Анжеро-Судженского городского округа от 23.05.2011г. (л.д.45) финансирование МОУ ДС «ДД №» происходит из средств субвенции областного бюджета «социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержащихся (обучающихся или воспитывающихся) в детских домах». Согласно договору № БП-2-05-0/07 безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ, с приложениями (л.д. 58-66) следует, что Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области на основании распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О передаче в безвозмездное пользование МОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №», передает учреждению в безвозмездное пользование объекты государственной собственности, в целях осуществления его деятельности в соответствии с Уставом. Согласно приложениям к договору передается, в том числе, и недвижимое имущество – здание школы-интерната, спальный корпус, столовая, гараж, овощехранилище, расположенные в <адрес>. Согласно дополнительному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ к договору, следует считать, что он заключен на срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.66). ДД.ММ.ГГГГ МОУ ДС «ДД №» было подано отношение в Управление образования администрации Анжеро-Судженского городского округа о выделении средств на исполнение предписания Роспотребнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.55-56). Проанализировав вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требование прокурора, являются обоснованным и подлежащими удовлетворению. Согласно ст. 39 ГПК РФ, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Согласно ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Учитывая изложенные обстоятельства, в соответствии со ст. 173 ГПК, поскольку признание представителями ответчиков иска не противоречит требованиям указанных прокурором норм права, срок до 01.09.2011 года, согласованный с представителями ответчиков и прокурором, является, по мнению суда, разумным для исполнения требований, поэтому суд считает возможным принять признание иска представителями ответчиков, в связи с чем, удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В соответствии с п.2 ст.120 ГК РФ, в случае отсутствия у МОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №», денежных средств по финансированию работ, связанных с обеспечением санитарно-эпидемиологических требований, суд возлагает субсидиарную ответственность на Управление образования Администрации Анжеро-Судженского городского округа, Администрацию Анжеро-Судженского городского округа. На основании ст. 103 ГПК РФ, поскольку иск судом удовлетворен полностью, а истец освобожден от уплаты государственной пошлины, суд взыскивает с МОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №» в доход местного бюджета госпошлину в размере <данные изъяты> рублей. При недостаточности денежных средств у МОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № суд возлагает субсидиарную ответственность по уплате госпошлины на Управление образования Администрации города Анжеро-Судженска и Администрацию города Анжеро-Судженска. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Принять признание иска представителями ответчиков МОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №Управления образования Администрации Анжеро-Судженского городского округа, Администрации Анжеро-Судженского городского округа. Обязать МОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № расположенное по адресу: <адрес>, произвести необходимые действия по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований в срок до 01.09.2011года, а именно: - произвести ремонт внутренней отделки душевых помещений (стен, облицовочной плитки) в соответствии с гигиеническими требованиями (п.2.3.1. п.2.3.1.2 "СП 2.4.990-00. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Санитарные правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 01.11.2000); - произвести замену покрытия полов спальных помещений, коридора (2.3.1.4 "СП 2.4.990-00. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Санитарные правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 01.11.2000). При недостаточности денежных средств у МОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № возложить субсидиарную ответственность по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований на Управление образования Администрации Анжеро-Судженского городского округа, Администрацию Анжеро-Судженского городского округа. Взыскать с МОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № в доход местного бюджета госпошлину в размере <данные изъяты> рублей. При недостаточности денежных средств у МОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №», возложить субсидиарную ответственность по уплате госпошлины на Управление образования Администрации города Анжеро-Судженска и Администрацию города Анжеро-Судженска. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней. Председательствующий: