об обязании обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации



Дело № 2-1058/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего Степанцовой Е.В.,

при секретаре Бунаковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске

16 августа 2011 года

гражданское дело по иску Яйского прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Грековой Л.Н. к ГУ КРОФСС РФ об обязании обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Яйского района обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Грековой Л.Н. к ГУ КРОФСС РФ об обязании обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Яйского района проведена проверка по соблюдению Филиалом № 1 КРОФСС РФ действующего законодательства Российской Федерации по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации.

В ходе проверки было установлено, что Грекова Л.Н., как инвалид в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, разработанной федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы 28.04.2011 года, нуждается в предоставлении трости опорной.

Из сведений, представленных директором Филиала № 1 ГУ КРОФСС РФ, следует, что <данные изъяты> Грекова Л.Н. обратилась с заявлением в Филиал № 1 ГУ КРОФСС РФ на получение трости опорной, однако до настоящего времени указанное техническое средство реабилитации ей не было предоставлено.

В статьях 10 - 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых за счет средств федерального бюджета.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ. Перечень технических средств реабилитации и показаний для обеспечения ими инвалидов, а также порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяются Правительством РФ.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 К» 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитационных услуг, предоставляемых инвалиду. В частности, к ним относятся трости, костыли, опоры, поручни, кресла-коляски с ручным (комнатные, прогулочные, активного типа) и электронным приводом, малогабаритные, протезы и ортезы, ортопедическая обувь, слуховые аппараты и т.д.

Порядок по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации определен Правилами «О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) протезно-ортопедическими изделиями», утвержденными Постановлением правительства РФ от 07.04.2008 N 240,

В пункте 5 указанных правил предусмотрено, что уполномоченный орган в 15-дневный срок, с даты поступления заявления, рассматривает его и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке его на учет. Одновременно с уведомлением о постановке на учет инвалиду высылается направление на получение (изготовление) технического средства реабилитации в организации, отобранной уполномоченным органом в установленном порядке.

В настоящий момент ГУ КРОФСС РФ Филиалом № 1 не направлено письменное направление на получение (изготовление) технического средства реабилитации, тем самым не исполнена возложенная судом обязанность по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации, предусмотренными его индивидуальной программой реабилитации. Не исполнение указанных обязанностей является нарушением прав инвалидов по обеспечению техническими средствами реабилитации, гарантированных государством.

В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ за прокурором закреплено право по обращению в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

На основании положений Федерального закона от 24.11.2005 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды имеют стойкое нарушение здоровья, в силу указанного обстоятельства не могут полноценного отстаивать свои права в суде, тем самым нуждаются в социальной защите и находятся под особой социальной защитой государства, а значит и органов прокуратуры, поскольку в силу статьи первой Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура является системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации.

Просит суд признать незаконным бездействие Филиала № 1 ГУ КРОФСС РФ по не предоставлению Грековой Л.Н. <данные изъяты> технического средства реабилитации, предусмотренного индивидуальной программой реабилитации инвалида <данные изъяты> от <данные изъяты> Обязать Филиал № 1 ГУ КРОФСС РФ выдать <данные изъяты> направление на получение
(изготовление) технического средства реабилитации - трость опорная.

В судебном заседании Прокурор Яйского района Конькова Т.Ю. требования согласно иска уточнила, просил суд признать незаконными бездействие должностных лиц ГУ КРОФСС РФ, выразившиеся в не предоставлении направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации – трости опорной. Обязать Филиал № 1 ГУ КРОФСС РФ выдать Грековой Л.Н. направление на получение
(изготовление) технического средства реабилитации - трость опорная.

В судебном заседании представитель ответчика <данные изъяты> действующая на основании доверенности от <данные изъяты> иск не признала, суду пояснила, филиал полностью исполнил свои обязанности по оформлению и передаче сведений в региональное отделение по заключению контракта на приобретение технических средств реабилитации. Контракт по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации заключался в соответствии с ФЗ-94, которым предусмотрена определенная процедура отбора поставщиков. Процедура в соответствии с законом занимает длительное время, более трех месяцев. В настоящее время государственный контракт на обеспечение тростью находится в стадии подписания. После подписания контракта будет выдано направление на получение трости. Просила предоставить срок для выдачи направления на техническое средство реабилитации не ранее <данные изъяты>

В судебное заседание истец не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Выслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 11 Федерального закона от 20.07.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (в ред. от 31.12.2005г.) индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимает участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо: организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

В соответствии со ст. 11.1 вышеуказанного закона к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации устранения стойких ограничений жизнедеятельности.

На основании п. 6 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ №2347-р 30.12.2005г. к техническим средствам реабилитации относятся - трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни.

На основании ст. 11.1 Федерального закона от 20.07.1995г. №181-ФЗ (в ред. от 31.12.2005г.) финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование. Дополнительные средства для финансирования расходов на предусмотренные настоящей статьей технические средства реабилитации инвалидов могут быть получены из иных, не запрещенных законом источников. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями. Перечень технических средств реабилитации и показаний для обеспечения ими инвалидов, а также порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяются Правительством РФ.

Судом установлено, что согласно программе реабилитации инвалида от <данные изъяты> Грековой Л.Н., <данные изъяты> года рождения установлена <данные изъяты> группа инвалидности сроком до <данные изъяты> Нуждается в технических средствах реабилитации – трость опорная (л.д.5-6).

Согласно уведомлению <данные изъяты> от <данные изъяты> Грекова Л.Н. поставлена на учет в ГУ КРОФСС РФ Филиал №1 для получения – трости опорной (л.д.7).

Как следует из заявления истца в ГУ КРОФСС РФ от <данные изъяты>., истец просит обеспечить его техническим средством реабилитации – тростью опорной.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, о том, что истец, являясь инвалидом, имеет право на обеспечение средством технической реабилитации - тростью опорной.

Обязанность по обеспечению истца техническими средствами реабилитации, согласно приведенным выше нормам, возложена на региональные отделения Фонда социального страхования, в данном случае, на Государственное учреждение Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (ГУ КРОФСС РФ).

Ответчик, в соответствии с п.5 Правилами «О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) протезно-ортопедическими изделиями», утвержденными Постановлением правительства РФ от 07.04.2008 N 240, обязан в 15-дневный срок, с даты поступления заявления, письменно уведомить инвалида о постановке его на учет и одновременно высылать направление на получение (изготовление) технического средства реабилитации в организации, отобранной уполномоченным органом в установленном порядке.

Из материалов дела и показаний представителя ответчика следует, что заявление от истца поступило в ГУ КРОФСС <данные изъяты> в тот же день он был поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации. Однако ответчиком по настоящее время не направлено истице направление на получение технического средства реабилитации.

Доводы представителя ответчика относительно того, что процедура подписания государственного контракта на обеспечение техническими средствами реабилитации занимает длительно время и находится в стадии подписания, не влияют на предусмотренную законом обязанность ответчика по своевременному обеспечению инвалидов указанными средствами.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требование прокурора Яйского района в интересах Грековой Л.Н. к Государственному учреждению Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обязании обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации является обоснованным и подлежит удовлетворению.

С учетом мнения сторон, суд устанавливает срок для выдачи направления на получение технического средства реабилитации до <данные изъяты>

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Яйского района в интересах Грековой Л.Н. к Государственному учреждению Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обязании обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации удовлетворить.

Признать незаконным бездействие должностных лиц Государственного учреждения Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по непредоставлению Грековой Л.Н. технического средства реабилитации – трости опорной.

Обязать Государственное учреждение Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ выдать Грековой Л.Н., <данные изъяты> года рождения, <данные изъяты>, направление на получение технического средства реабилитации – трости опорной.

Установить срок для выдачи направления на получение технического средства реабилитации до <данные изъяты> года.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней в Кемеровский областной суд со дня изготовления мотивированного решения через Анжеро-Судженский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено: 22.08.2011г.

Председательствующий: