Дудзик к Адм. о включении в список на получение жилья



Дело № 2-1015-2011

Решение

Именем Российской Федерации

Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего Нуреник И.Г.,

при секретаре Абдрахмановой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области

14 сентября 2011 года

гражданское дело по иску Дудзик Т.Н. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в списки граждан, подлежащих переселению,

установил:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику о включении ее в список граждан на приобретение жилья, подлежащих переселению из жилого дома, расположенного по <адрес>, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «Анжерская» непригодным для проживания по критериям безопасности. Свои требования мотивировала следующим. Она является собственником указанного жилого дома на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ. Дом по <адрес>, расположен на горном отводе ликвидированной шахты «Анжерская», признан непригодным для дальнейшего проживания и рекомендован к сносу как жилье, ставшее ветхим в результате ведения горных работ. Ответчик отказал включить ее в списки граждан, нуждающихся в переселении, поскольку она зарегистрирована в доме с хххх года. Считает, что ответчик своими действиями нарушает ее право на жилище. Просит суд обязать ответчика включении ее в список граждан на приобретение жилья, подлежащих переселению из жилого дома, расположенного по <адрес>, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «Анжерская» непригодным для проживания по критериям безопасности.

Истица в суд не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежаще, в своем заявлении просила дело рассмотреть в ее отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы.

Представитель истицы – БАШ, действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала требования, кроме того, пояснила, что истица фактически проживает в спорном доме с хххх года. Другого жилья у нее нет. ЕАК., который подарил истице спорный дом, является ее родным дедом. Он проживает в соседнем доме по <адрес>, который принадлежит ему на праве собственности. А спорный дом ранее принадлежал его супруге, после смерти которой он, унаследовав его и оформив наследство в хххх году подарил дом истице. До хххх года истица проживала в квартире ее отца по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ отец истицы умер, на тот момент она являлась несовершеннолетней и имела обязательное право на долю наследства. В хххх году, поскольку не проживала в квартире, она подарила свою 1/3 долю матери. В настоящее время в квартире проживают мать и брат истицы. Истица узнала о том, что спорный дом находится на подработанной территории, в мае хххх года, после получения письменного ответа из Администрации Анжеро-Судженского городского округа. ЕАК в Администрацию с вопросом о включении его в списки, также не обращался, что подтверждает тот факт, что истица на момент заключения сделки не знала о том, что дом находится на подработанной территории.

Представитель ответчика – Администрации Анжеро-Судженского городского округа, Шпенькова В.И., действующая на основании доверенности, иск не признала из-за поздней регистрации в спорном доме. Кроме того, также пояснила, что истице на праве собственности принадлежала 1/3 доля благоустроенной квартиры по <адрес>, которою она ДД.ММ.ГГГГ подарила своей матери, тем самым ухудшив свои жилищные условия. В то же время, принимая в дар спорный дом, она заведомо знала, что он ветхий. В связи с чем истица не может считаться нуждающейся в улучшении жилищных условий. Поскольку нуждаемость является одним из условий включения граждан в списки на приобретение жилья, то считает, что истица не имеет на это права.

Представитель третьего лица – Министерства энергетики РФ, в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, просил дело рассмотреть в его отсутствие, о чем имеется отзыв. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя Минэнерго РФ. Также в отзыве указано, что приобретая в дар ветхий дом, находящийся на подработанной территории ликвидированной шахты, истица, заведомо зная о неблагоприятных последствиях проживания в таком доме, не отказалась от передачи ей дом в дар, на что имела право согласно ст. 573 ГК РФ, тем самым намеренно ухудшив свои жилищные условия. При этом указано также и то, что формирование, уточнение списков, а также установление очередности предоставления социальных выплат, являются исключительным правом органа местного самоуправления – получателя средств федерального бюджета, то есть Администрации г. Анжеро-Судженска.

Свидетель РНА суду пояснила, что с хххх года она проживает на <адрес>. Истица проживает на соседней улице по <адрес>. Она проживала там еще с детства, затем с родителями переехали в квартиру в районе «искра». Около 5 лет назад умерла бабушка истицы, которая вместе с дедом жила в доме по <адрес>. После смерти бабушки истица стала проживать в этом доме, а дед стал жить в соседнем доме. В настоящее время истица проживает в доме с гражданским мужем.

Свидетель ИЛВ суду пояснила, что примерно с хххх года знакома с семьей истицы, проживала с ней по соседству. Родители истицы и дед с бабушкой жили по <адрес>. С хххх года по хххх год свидетель проживала в Красноярск. По возвращении в г. Анжеро-Судженск истица уже проживала в доме по <адрес>, одна, но встречалась с мужчиной, который затем стал жить с ней, а дед проживал в соседнем доме.

Выслушав представителей стороны, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 35 Конституции РФ:

Право частной собственности охраняется законом.

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Ст. 2 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе… используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан,… в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда…

В качестве мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 (с последующими изменениями), предусмотрены снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

В соответствии с п. 8 Правил Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительств РФ от 13.07.2005 года № 428, с последующими изменениями и дополнениями, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетике Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Согласно п. 9 указанных Правил размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).

Согласно п. 10 указанных Правил норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 778)

33 кв. метра - для одиноких граждан;

42 кв. метра - на семью из 2 человек;

18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.

Согласно п. 11 указанных Правил (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 № 778), социальные выплаты предоставляются при условии, что:

гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или в муниципальном жилищном фонде, принимает обязательство о расторжении указанного договора и освобождении занимаемого жилого помещения, его сдаче (передаче) по месту жительства органу местного самоуправления шахтерского города или поселка в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты;

гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.

Указанные обстоятельства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.

Согласно ст. 2 ФЗ от 20.06.1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи…угля…» (с последующими изменениями) финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).

Согласно ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Согласно ст. 31 ЖК РФ - к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника; могут быть признаны членами семьи и другие родственники, если они вселены в жилое помещение в качестве членов семьи; члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Судом установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7) истица является собственником жилого дома по <адрес>, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5-6), согласно которому истице указанный дом подарил ЕАК., которому дом принадлежал на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке ООО «ЕРКЦ» в доме по <адрес>, зарегистрирована Дудзик Т.Н. с ДД.ММ.ГГГГ.

Из ответа Администрации Анжеро-Судженского городского округа следует, что дом по <адрес>, расположен на горном отводе ликвидированной шахты « Анжерская» и рекомендован к сносу как жилье, ставшее ветхим в результате ведения горных работ согласно заключению СФ ВНИМИ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33-35). Но для включения Дудзик Т.Н. в дополнительный список граждан на приобретение жилья необходимо предоставить судебное решение, поскольку ФГУ «ГУРШ» не утверждает список граждан, у которых право собственности и прописка менее 5 лет.

Судом установлено, что истица на основании договора дарения является собственником жилого дома по <адрес>, который признан непригодным для дальнейшего проживания в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Анжерская». Другого жилья у истицы в собственности. Данный факт подтверждается представленными суду выпиской из ЕГРП (л.д.10) и справкой БТИ (л.д.12).

Доводы ответчика о том, что истица не нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку намерено их ухудшила, подарив принадлежащую ей 1/3 долю квартиры по <адрес> матери, и приняв в дар от деде спорный дом, суд считает необоснованными. Как следует из пояснений представителя истицы и представленных суду документов (л.д.27-30), 1/3 доля указанной квартиры принадлежала истице на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому после смерти ДНВ отца истицы, наследство, состоящее из указанной квартиры, приняли его наследники, а именно супруга, сын и дочь, Дудзик Т.Н., хххх года рождения.

Кроме того, не смотря на то, что право собственности на дом по <адрес>, за истицей оформлено в хххх году, так же как и регистрация ее по месту жительства, она фактически проживала в нем с хххх года, что следует из показаний свидетелей, которым у суду нет оснований не доверять.

На основании установленных судом обстоятельств и в соответствии с указанными выше нормативными актами суд считает обоснованным и подлежащими удовлетворению требования истицы о включении ее в список граждан на получение жилья взамен непригодного для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Анжерская».

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Дудзик Т.Н. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в списки граждан, подлежащих переселению, удовлетворить.

Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить Дудзик Т.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списки граждан, переселяемых из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Анжерская» непригодным для проживания, по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение составлено 29 сентября 2011 года.

Председательствующий: