Дело № 2-1314/2011г. Решение Именем Российской Федерации Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе: председательствующего Степанцовой Е.В., при секретаре Абдрахмановой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области 20 октября 2011 года установил: Истец обратился в суд с иском к ответчику о включении его в список граждан на приобретение жилья взамен жилого дома, расположенного по <данные изъяты> <данные изъяты>, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «Анжерская» непригодным для проживания по критериям безопасности. Свои требования мотивирует следующим: собственником указанного жилого дома на основании договора <данные изъяты> года и свидетельства о праве на наследство по закону от <данные изъяты> года является <данные изъяты>, дед истца. Со своего рождения и по <данные изъяты> истец был зарегистрирован по <данные изъяты>, ему неизвестно, кому и на каких основаниях принадлежит этот дом, а фактически с рождения проживал в спорном доме со своими отцом, Сысуевым <данные изъяты> дедом, <данные изъяты>, и бабушкой, <данные изъяты>. Доказательством фактического проживания в спорном доме является справка из поликлиники <данные изъяты>, в которой указано, что истец проживает по <данные изъяты>, и прикреплен к данной поликлинике. В соответствии с заключением СФ ВНИМИ указанный дом по <данные изъяты> признан непригодным для дальнейшего проживания в результате ведения горных работ. Ответчик отказал включить его в списки граждан, нуждающихся в переселении, из-за поздней регистрации в доме, не смотря на то, что истец фактически проживает в нем, другого жилья ни в собственности, ни в пользовании у него нет. Истец в судебном заседании поддержал требования, суду пояснил, что с рождения проживает с отцом в доме по <данные изъяты> мать с ними не проживает, его воспитанием занимался всегда отец с бабушкой и дедом. Представитель ответчика – Администрации Анжеро-Судженского городского округа, <данные изъяты> действующая на основании доверенности, иск не признала, суду пояснила, что истец до <данные изъяты> года был зарегистрирован в доме по <данные изъяты>, имел право пользования данным помещением, регистрация в доме по <данные изъяты> была произведена с целью получения социальной выплаты. Просила в удовлетворении исковых требований отказать полностью. Третье лицо – <данные изъяты> требования поддержал, пояснил, что истец, его сын с рождения проживает с ним в спорном доме его родителей. Его жена, мать истца, с <данные изъяты> года с ними не проживает, воспитанием сына не занимается, отношения с ней они не поддерживают. Третье лицо – <данные изъяты> требования поддержала и пояснила, что истец, ее внук, был зарегистрирован по месту жительства своей матери, но дом, в котором она жила, ей не принадлежал. Она воспитанием сына не занималась, никогда не интересовала его судьбой. Он всегда находился на обеспечении своего отца, который воспитывал его. Проживал истец с рождения с ними в доме по <данные изъяты>. Третье лицо – <данные изъяты> в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, в своем заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, указав, что требования поддерживает. Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в суд не явился, о рассмотрении дела извещен, о причинах неявки суду не сообщил. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон. Выслушав участвующих в деле лиц, пояснения свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Ст. 2 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе… используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан,… в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда… В качестве мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 года № 1523 (утратившим силу с 01.01.2005 года) и постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 (с последующими изменениями), предусмотрены снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. В соответствии с п. 8 Правил Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительств РФ от 13.07.2005 года № 428, с последующими изменениями и дополнениями, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Согласно п. 9 указанных Правил размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан). Согласно п. 10 указанных Правил норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 778) 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более. Согласно п. 11 указанных Правил, гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 № 778). Указанные обстоятельства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина. Согласно ст. 2 ФЗ от 20.06.1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи…угля…» (с последующими изменениями) финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев). Согласно ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Согласно ст. 31 ЖК РФ - к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника; могут быть признаны членами семьи и другие родственники, если они вселены в жилое помещение в качестве членов семьи; члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Судом установлено, что согласно справке ООО «ЕРКЦ» (л.д.26) и копии паспорта (л.д.13-14) истец, <данные изъяты> года рождения, зарегистрирован с <данные изъяты> в жилом доме по <данные изъяты>. В указанном доме зарегистрированы: с <данные изъяты> <данные изъяты> дед истца; с <данные изъяты> его бабушка; с <данные изъяты> его отец. С <данные изъяты> истец был зарегистрирован по <данные изъяты> в доме, который принадлежит <данные изъяты> на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <данные изъяты> (л.д.39). По данным БТИ (л.д.7) собственником дома по <данные изъяты>, является <данные изъяты> на основании договора дарения от <данные изъяты> (л.д.5) и свидетельства о праве на наследство по закону от <данные изъяты> (л.д.6). Заключением СФ ВНИМИ <данные изъяты> от <данные изъяты> жилой дом по <данные изъяты>, расположенный на горном отводе ликвидированной шахты «Анжерская», признан непригодным для дальнейшего проживания в результате ведения горных работ и подлежащим сносу (л.д.27-29). Свидетели <данные изъяты> суду пояснили, что с семьей <данные изъяты> знакомы давно, проживают с ними по соседству. <данные изъяты> проживают в доме по <данные изъяты>. Истец с рождения проживает в этом доме вместе со своим отцом. Его мать с ними не живет, воспитанием сына не занимается. С самого рождения истца воспитывали его отец, бабушка и дед. На основании вышеизложенного, суд считает установленным, что истец проживает и зарегистрирован в жилом доме по <данные изъяты>, который принадлежит на праве собственности <данные изъяты> его деду. Указанный жилой дом признан непригодным для дальнейшего проживания в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Анжерская». Другого жилья у истца ни в собственности, ни в пользовании нет, что следует из сведений БТИ (л.д.7) и ЕГРП (л.д.19). Факт проживания истца в спорном доме с момента рождении, <данные изъяты>, подтвердили опрошенные судом свидетели, пояснив, что истец всегда проживал со своим отцом и его родителями в доме по <данные изъяты>, которые занимались его воспитанием, мать его бросила, расторгнув брак с отцом истца <данные изъяты> (л.д.41). Также факт проживания истца в спорном доме подтверждается справкой, согласно которой он обслуживается в поликлинике <данные изъяты> расположенной в районе расположения спорного дома и показаниями третьих лиц <данные изъяты> Регистрации истца в доме по <данные изъяты> до <данные изъяты> года и отсутствие регистрации истца в спорном доме не влияет на приобретение им права на спорное жилое помещение, поскольку регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не может приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место жительства, также не влияет на возникновение, изменение и прекращение жилищных правоотношений в соответствии с законом РФ от 23.06.1993 года «О праве граждан на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства в пределах РФ». Суд не принимает доводы представителя ответчика о том, что истец зарегистрирован по месту жительства в доме по адресу <данные изъяты> менее 5 лет и данное обстоятельство препятствует включению истца в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего ветхим в результате горных работ, поскольку действующее законодательство не предусматривает и не ограничивает временной промежуток регистрации по месту жительства в домах, расположенных на горных отводах ликвидированных шахт, подлежащих сносу. Таким образом, суд приходит к выводу, что указанный дом является единственным и постоянным местом жительства истца. Истец нуждается в социальной помощи государства в случае сноса указанного дома, в целях приобретения иного жилья. Поскольку формирование, уточнение списков, установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления, в соответствии с п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428 – Администрации города - ответчика по данному делу, суд приходит к выводу, что требования истицы подлежат удовлетворению в полном объеме. Суд обязывает Администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить истца, проживающего по адресу: <данные изъяты> в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированном ОАО «Шахта «Анжерская». Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд решил: Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить Сысуева И.К., <данные изъяты> года рождения, в списки граждан, переселяемых из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Анжерская» непригодным для проживания, по адресу: <данные изъяты> Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда через Анжеро-Судженский городской суд путем подачи кассационной жалобы. Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2011 года. Председательствующий: