Дело № 2-1364/2011г. Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе: председательствующего Степанцовой Е.В., при секретаре Чеботаевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске 25 октября 2011 года У С Т А Н О В И Л: Истец обратилась в суд с иском к ответчику о включении в список граждан на приобретение жилья. Свои требования мотивировал тем, что она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты> на основании <данные изъяты> право собственности зарегистрировано в БТИ гор. Анжеро-Судженска. В указанном жилом доме проживает вместе с внучкой с <данные изъяты>. Данный жилой дом находится на горном отводе ликвидированной шахты «Анжерская», подлежит расселению и сносу в связи с непригодностью для проживания в результате ведения горных работ. Когда она узнала, что её дом подлежит расселению и сносу, обратилась в Администрацию города Анжеро-Судженска, там выяснилось, что в утвержденных списках граждан подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ значиться только её внучка <данные изъяты>, поскольку она зарегистрирована в квартире с <данные изъяты>. ей было отказано во включении в данный список, поскольку она зарегистрирована в доме с <данные изъяты> Ей был дан письменный ответ, что для включения её в дополнительный список граждан на приобретение жилья по ликвидированной шахте «Анжерская» необходимо предоставить решение суда о включении её в данный список, так как регистрация в ветхом жилье должна быть не менее пяти лет. Считает, что своими действиями Администрация гор. Анжеро-Судженска нарушает её право на жилище. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428 от 13 июля 2005 года N 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков», формирование, уточнение списков, а также установление очередности предоставления социальных выплат, являются исключительным правом органа местного самоуправления – получателя средств федерального бюджета, то есть Администрации города Анжеро-Судженска. Просит суд включить её в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ. Представитель истца <данные изъяты>, действующая на основании доверенности от 23.11.2010г., в судебном заседании исковые требования поддержала. Представитель ответчика Администрации Анжеро-Судженского городского округа <данные изъяты> действующая на основании доверенности от <данные изъяты> в суде иск не признала, суду пояснила, что дом по <данные изъяты> расположен на горном отводе ликвидированной шахты «Анжерская» и рекомендован к сносу как жилье, ставшее ветхим в результате подработки горными работами. ФГУ «ГУРШ» не утверждает список граждан, у которых прописка менее 5 лет. Просила в удовлетворении исковых требований отказать полностью. Истец, третье лицо <данные изъяты> в суд не явились, о рассмотрении дела извещены надлежаще, в своих заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в суд не явился, о рассмотрении дела извещен, о причинах неявки суду не сообщил. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон. Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходить к следующему: Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе… используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан,… в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда… 03.12.1997 года Правительством РФ было принято Постановление № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» (утратившее силу с 01.01.2005 года), которым утверждено Положение и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых за счет средств государственной поддержки, которыми предусмотрены, в том числе, затраты, связанные со сносом, реконструкцией… жилищного фонда в связи с ликвидацией шахт. В качестве мероприятий по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных (сланцевых) шахт и разрезов указанными документами, в частности, предусмотрено содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. Постановлением Правительства РФ от 03.09.1998 года № 1026 были внесены изменения и дополнения в указанное выше Постановление, при этом в нем указано, что независимо от объема предоставленных средств господдержки их получатели не освобождаются от ответственности и обязанностей, предусмотренных законодательством РФ по реализации мероприятий реструктуризации угольной промышленности. Согласно ФЗ от 20.06.1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи…угля…» финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета. При этом, Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 185 утверждено Положение о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, которым в п. 10.5 предусмотрено содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам. В п. 10.5.7 данного Положения указано, что для расчета размера предоставляемой безвозмездной субсидии социальная норма площади жилья принимается в размере 33 кв. метра общей площади для одиноких граждан, 42 кв. метра общей площади - на семью из 2-х человек и 18 кв. метров - на одного члена семьи, состоящей из 3-х и более человек, что предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425, согласно которому федеральный стандарт социальной нормы площади жилья определяется исходя из следующих норм обеспеченности населения жильем: 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек, 33 кв. метра - на одиноко проживающих граждан. В качестве мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 года № 1523 (утратившим силу с 01.01.2005 года) и постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 (с последующими изменениями), предусмотрены снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. В соответствии с п. 8 Правил Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительств РФ от 13.07.2005 года № 428, с последующими изменениями и дополнениями, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от <данные изъяты> удостоверенного нотариусом <данные изъяты> домовладение <данные изъяты> по <данные изъяты> принадлежит Пушкаревой Н.И. и записано в реестровую книгу под № <данные изъяты> Согласно справке БТИ от <данные изъяты> за <данные изъяты>, жилой <данные изъяты> принадлежит Пушкаревой Н.И. на основании <данные изъяты> Согласно заключению ВНИМИ <данные изъяты> от <данные изъяты>, входит в список неподтопленных жилых домов, расположенных на горном отводе ликвидированной ш. «Анжерская», подлежащих сносу по условию подработки. Кроме того, из представленных суду документов, следует, что на момент рассмотрения данного гражданского дела, за истцом право собственности на какое-либо недвижимое имущество не зарегистрировано, что подтверждается выписками из ЕГРП (л.д. 14). Из сообщения Администрации г. Анжеро-Судженска от <данные изъяты>. следует, что <данные изъяты> расположен на горном отводе ликвидированной шахты «Анжерская» и рекомендован к сносу как жилье, ставшее ветхим в результате подработки горными работами согласно заключению СФ ОАО ВНИМИ <данные изъяты> Для включения истцов в дополнительный список граждан на приобретение жилья по ликвидированной шахте «Анжерская», необходимо предоставить решение городского суда о включении в данный список, так как ФГУ «ГУРШ» не утверждает список граждан, у которых прописка менее 5 лет. Суд не принимает доводы представителя ответчика о том, что истец зарегистрирована по месту жительства в <данные изъяты> менее 5 лет, поскольку действующее законодательство не предусматривает и не ограничивает временной промежуток регистрации по месту жительства в домах, расположенных на горных отводах ликвидированных шахт, подлежащих сносу. Таким образом, суд приходит к выводу, что данный жилой дом является единственным и постоянным местом жительства истца. Истица нуждается в социальной помощи государства в случае сноса принадлежащего им ветхого дома в целях приобретения иного жилья. Поскольку формирование, уточнение списков, установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления, в соответствии с п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428 – Администрации города - ответчика по данному делу, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме. Суд обязывает Администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить Пушкареву Н.И., <данные изъяты> года рождения, проживающую по адресу: <данные изъяты> в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированном ОАО «Шахта «Анжерская». Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Пушкаревой Н.И. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан на приобретение жилья взамен сносимого, ставшего ветхим в результате ведения горных работ, удовлетворить: Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить Пушкареву Н.И., <данные изъяты> года рождения, уроженку <данные изъяты> зарегистрированную по адресу: <данные изъяты> в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированном ОАО «Шахта «Анжерская». Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда через Анжеро-Судженский городской суд путем подачи кассационной жалобы. Мотивированное решение изготовлено: 31 октября 2011 года. Председательствующий: