о признании права собственности



Дело № 2-1086/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего Зайцевой О.Ю.,

при секретаре Коробовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области

17 октября 2011 года

гражданское дело по иску Нуриева З.З. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о признании права собственности на объект недвижимости,

установил:

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

Иск Нуриева З.З. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о признании права собственности на объект недвижимости удовлетворить:

Признать, что Нуриеву З.З., родившемуся <данные изъяты> года <данные изъяты>, Самойловой И.З., родившейся <данные изъяты> года в <данные изъяты>, принадлежит по 1/2 доли каждому в праве собственности на жилой дом, <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Дело № 2-1086/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего Зайцевой О.Ю.,

при секретаре Коробовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области

17 октября 2011 года

гражданское дело по иску Нуриева З.З. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о признании права собственности на объект недвижимости,

установил:

Истец Нуриев З.З. обратился в суд с иском к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о признании права собственности на объект недвижимости. Требования мотивирует тем, что жилой дом <данные изъяты> был приобретен в <данные изъяты> году <данные изъяты>, на основании договора купли-продажи дома <данные изъяты>. Перестройка дома не была своевременно оформлена. В настоящее время он не может получить свидетельство о праве на наследство на жилой дом, в связи с отклонением его площади первоначальной площади указанной в договоре купли-продажи. Просит суд признать за ним право собственности на жилой дом <данные изъяты>

В судебном заседании представитель истца Нуриева С.И., действующая на основании доверенности, требования изменила – просит признать, что Нуриеву З.З. принадлежит 1/2 доля в праве собственности на жилой дом <данные изъяты>. Суду пояснила, что жилой дом <данные изъяты> был приобретен <данные изъяты> года Б..., умершим <данные изъяты> года. После его смерти наследство фактически принял, но не оформил его племянник <данные изъяты>, умерший <данные изъяты> года. После его смерти наследство фактически приняла его жена <данные изъяты>, она умерла <данные изъяты> года. После ее смерти в порядке представления приняли наследство ее племянники: <данные изъяты>, обратившись к нотариусу с заявлением о принятии наследства.

В судебном заседании третье лицо Самойлова И.З. заявила самостоятельное требование относительно предмета спора – просит признать, что ей принадлежит 1/2 доля в праве собственности на жилой дом <данные изъяты>.

В судебное заседание истец, просивший рассмотреть дело в его отсутствие, и представитель ответчика не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще. В заявлении от 08.09.2011 года представитель ответчика Базырина Г.Н. указала, что иск признает, возражений по предъявленным требованиям не имеет, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика.

Выслушав представителя истца, третье лицо, свидетелей, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно п.1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Согласно ст. 222 ГК РФ:

1. Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно ч. 2 п.2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст. 1143 ГК РФ если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери. Дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя) наследуют по праву представления.

Согласно п. 1 ст. 1146 ГК доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем, переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1142, пунктом 2 статьи 1143 и пунктом 2 статьи 1144 настоящего Кодекса, и делится между ними поровну.

Согласно ч. 4. ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Согласно п.4 ст. 1152 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства.

В п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку.

Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных ст. 222 ГК РФ.

Из сообщения нотариуса Анжеро-Судженского нотариального округа <данные изъяты>, следует, что после смерти Б.Н.Н., умершей <данные изъяты> года, принявшей наследство после смерти Б.С.М., умершего <данные изъяты> года, принявшего наследство после смерти Боровского Б.Б.А., умершего <данные изъяты> года, но не успевшие оформить своих наследственных прав, с заявлениями о принятии наследства в нотариальную контору <данные изъяты> года обратились:

Нуриев З.З.,

Самойлова И.З..

Заведено наследственное дело за № <данные изъяты>. Наследственное имущество состоит из жилого дома с земельным участком, <данные изъяты>

Из постановления нотариуса Анжеро-Судженского округа <данные изъяты> об отказе в совершении нотариального действия от <данные изъяты> года следует, что Нуриеву З.З. отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на жилой дом с земельным участком, находящийся по адресу: <данные изъяты> после смерти Б.Н.Н., умершей <данные изъяты> года, принявшей наследство после смерти Б.С.М., умершего <данные изъяты> года, принявшего наследство после смерти Б.Б.А., умершего <данные изъяты> года, но не успевшие оформить своих наследственных прав, поскольку в правоустанавливающем документе на жилой дом - договоре купли-продажи дома от <данные изъяты> года по реестру № <данные изъяты>, полезная площадь дома <данные изъяты> кв.м., жилая - <данные изъяты> кв.м., а по справке филиала № 1 БТИ г.Анжеро-Судженска ГПКО «ЦТИ КО» общая площадь <данные изъяты> кв.м., жилая площадь <данные изъяты> кв.м., то есть не совпадает площадь объекта (л.д.12).

Анализируя содержание сообщения и постановления нотариуса, а также показания представителя истца и третьего лица, доказательства, подтверждающие родственные отношения, суд приходит к выводу, что истец Нуриев З.З. и третье лицо Самойлова И.З. являются племянниками Б.Н.Н., умершей <данные изъяты> года, принявшими наследство в порядке представления, поскольку их мать Н.Т.Н., умершая <данные изъяты> года является родной сестрой Б.Н.Н.

Согласно договору купли-продажи дома (части дома), удостоверенного государственным нотариусом Анжеро-Судженской государственной нотариальной конторы <данные изъяты> <данные изъяты> года по реестру № <данные изъяты>, Б.Б.А. приобретен дом <данные изъяты> общая площадь которого составляет <данные изъяты> кв.м., жилая площадь <данные изъяты> кв.м. (л.д.10).

Согласно справке филиала № 1 БТИ г. Анжеро-Судженска ГПКО «ЦТИ КО» от <данные изъяты> года жилой дом, <данные изъяты> 1 принадлежит Б.Б.А. на основании договора купли-продажи дома от <данные изъяты> г., изменена площадь дома в связи с переоборудованием холодной пристройки в жилую пристройку, общая площадь дома <данные изъяты> кв.м.. жилая длошаль<данные изъяты> кв. м. (л.д.14).

Указанные выше сведения также отражены в техническом паспорте на жилой дом по состоянию на <данные изъяты> г. (л.д.15-21).

Согласно выписке из кадастрового паспорта от <данные изъяты> года земельный участок <данные изъяты> имеет площадь <данные изъяты> кв.м., разрешенное использование – усадебные жилые дома, фактическое использование – под жилую застройку индивидуальную, сведения о правах отсутствуют, земельный участок обременен арендой в пользу Б.Б.А., однако по запросу суда КУМИ Администрации Анжеро-Судженского городского округа в справке от <данные изъяты> года опровергает эту информацию, сообщая, что между КУМИ администрации Анжеро-Судженского городского округа и собственниками жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: <данные изъяты> договор аренды земельного участка не заключался.

Согласно справке БТИ от <данные изъяты> года номер объекта недвижимости по ул. <данные изъяты> в <данные изъяты> года являлся номером <данные изъяты>.

Судом установлено, что ранее жилой дом <данные изъяты> на основании договора купли-продажи от <данные изъяты> года принадлежал Ю.П.Н. Из указанного договора следует, что <данные изъяты> заключили договор, в соответствии с которым <данные изъяты> продал <данные изъяты> принадлежащее ему строение, состоящее из одноэтажного дома, находящееся по <данные изъяты>, указанные строения расположены «на городском усадебном участке земли, мерою общей площадью сколько окажется в натуре, какой участок вместе с проданными строениями переходит в пользование покупщика на общем основании, то есть размер земельного участка не конкретизирован, как и в последующих договорах по отчуждению указанного дома <данные изъяты> В договоре купли-продажи от <данные изъяты> года размер земельного участка указан <данные изъяты> кв.м., а в договорах <данные изъяты> в размере <данные изъяты> кв.м.

Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с Федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Анализируя изложенное суд приходит к выводу, что земельный участок по ул. <данные изъяты> принадлежал собственнику дома Б.Б.А. на праве постоянного бессрочного пользования, который в порядке наследования перешел в пользование истца и третьего лица как наследников, принявших наследство в порядке представления после смерти Б.Н.Н., умершей <данные изъяты> года, принявшей наследство после смерти Б.С.М., умершего <данные изъяты> года, принявшего наследство после смерти Б.Б.А., умершего <данные изъяты> года, но не успевших оформить своих наследственных прав.

В соответствии со ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано за лицом, если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно акту обследования <данные изъяты> УНД ГУ МЧС России по Кемеровской области ОНД г. Анжеро-Судженска на жилой дом <данные изъяты> - обязательных требований пожарной безопасности не выявлено.

Согласно экспертному санитарно-эпидемиологическому заключению от <данные изъяты> года - условия проживания в жилом доме <данные изъяты> соответствуют требованиям СанПиН.

Согласно заключению <данные изъяты> по соблюдению градостроительных норм и регламентов, определению зон ограниченного пользования земельного участка <данные изъяты> - красная линия не нарушена, градостроительные нормы не нарушены.

Из показаний свидетелей <данные изъяты>, следует, что их земельные участки граничат с земельным участком <данные изъяты>, претензий по границе земельных участков не имеют.

Поскольку, размещение жилого дома не нарушает градостроительные нормы и регламенты, дом соответствует правилам пожарной безопасности, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозы жизни и здоровью людей, суд считает, что право собственности на самовольную постройку (жилой дом <данные изъяты>) может быть признано за Нуриевым З.З., Самойловой И.З.

Нормы действующего законодательства не устанавливают специальных правил, связанных с порядком определения долей на самовольную постройку, поэтому при разрешении спора о признании за наследниками права собственности на самовольную постройку необходимо руководствоваться общими нормами гражданского законодательства.

В соответствии со ст. 1164 ГК РФ при наследовании по закону, если наследственное имущество переходит к двум или нескольким наследникам, и при наследовании по завещанию, если оно завещано двум или нескольким наследникам без указания наследуемого каждым из них конкретного имущества, наследственное имущество поступает со дня открытия наследства в общую долевую собственность наследников.

Принимая во внимание положения ст. п. 1 ст. 1146 ГК, а также обстоятельства установленные судом, в том числе, что истец Нуриев З.З. и третье лицо Самойлова И.З. являются наследниками по закону по праву представления после смерти матери – родной сестры наследодателя Богдановой, приняли наследство в установленном законом порядке, в том числе унаследовали, но не оформили право бессрочного пользования земельным участком под спорным домом, суд находит заявленные ими требования обоснованными и подлежащими удовлетворению: признает, что Нуриеву З.З., Самойловой И.З. принадлежит по 1/2 доли в праве собственности на жилой дом, расположенный <данные изъяты>, <данные изъяты> года постройки, общей площадью <данные изъяты> кв.м.. жилой площадью <данные изъяты> кв. м., инвентарный № <данные изъяты>.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Нуриева З.З. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о признании права собственности на объект недвижимости удовлетворить:

Признать, что Нуриеву З.З., родившемуся <данные изъяты>, Самойловой И.З., родившейся <данные изъяты>, принадлежит по 1/2 доли каждому в праве собственности на жилой дом, <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме судом изготовлено 21.10.2011 года.

Председательствующий: