Лисица к Адм. о признании права собственности



Дело № 2-1411-2011

Решение

Именем Российской Федерации

Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего Нуреник И.Г.,

при секретаре Абдрахмановой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области

07 ноября 2011 года

гражданское дело по иску Лисицы К.А. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о признании права собственности,

установил:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику о признании за ней права собственности на квартиру по <адрес>. Свои требования мотивирует следующим. Указанная квартира была предоставлена ей в хххх по решению администрации и профкома Кирпичного завода, где она в тот период работала. ДД.ММ.ГГГГ был выдан ордер на спорную квартиру. Кирпичный завод был ликвидирован, а жилищный фонд не был передан органам местного самоуправления. ДД.ММ.ГГГГ между истицей и ответчиком был заключен договор на передачу бесплатно квартир, домов в собственность граждан путем приватизации, согласно которому ей в собственность передана указанная квартира. Однако Анжеро-Судженский отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области отказал в регистрации ее права собственности на эту квартиру, так как отсутствует регистрация права муниципальной собственности на нее. Истица считает себя собственником данного жилого помещения, постоянно проживает в нем, пользуется и владеет им.

В судебном заседании истица поддержала исковые требования и дала аналогичные изложенным в заявлении пояснения.

Представитель ответчика в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, в своем заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, возражения по предъявленным требованиям не имеет. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Свидетели УНВ., ПТВ., суду пояснили, что истица со своей семьей, мужем и дочерью, проживает в квартире по <адрес>, примерно хххх лет. Квартира состоит из двух комнат и кухни. Истица проживает в квартире постоянно, пользуется огородом.

Выслушав истицу, свидетелей, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно ст.223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений на условиях социального найма, вправе приобрести эти жилые помещения в собственность.

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 указанного ФЗ).

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 7 того же ФЗ).

При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений, если они определены, либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений (ст. 18 этого же ФЗ).

Судом установлено, что согласно договору на передачу бесплатно квартир, домов в собственность граждан путем приватизации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21) Администрация Анжеро-Судженского городского округа на основании ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передала в собственность Лисице К.А. квартиру по <адрес> состоящую из хххх комнат, общей площадью хххх кв.м., жилой площадью хххх кв.м.

Указанная квартира была предоставлена истице на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).

Согласно сообщению об отказе в государственной регистрации прав от 13.07.2011 года Анжеро-Судженским отделом Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области отказано истице в регистрации прав собственности на спорную квартир. Причиной отказа указано положение п.2 ст.13 Закона о государственной регистрации прав, согласно которому регистрация перехода прав на объект недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в ЕГРП. Однако заявление о государственной регистрации ранее возникших прав собственности Администрацией города представлено не было. В ЕГРП отсутствует запись о государственной регистрации права собственности на указанный жилой дом (л.д.18-20).

Согласно справке КУМИ Администрации Анжеро-Судженского городского округа спорная квартира муниципальной собственностью не является, в реестре муниципальной собственности не числится.

Согласно Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (в ред. Постановлений ВС РФ от 23.05.1992 N 2824-1, от 27.01.1993 N 4375-1, от 21.07.1993 N 5475-1 (ред. 24.12.1993), с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.09.1993 N 15-П), объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах районного подчинения).

В приложении № 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 указаны объекты, относящиеся к муниципальной собственности:

- объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов:

жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

Из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 (с последующими изменениями и дополнениями), следует, что:

«В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако, если установленный иными актами порядок приватизации жилья противоречит названному выше Закону, в том числе принят с превышением полномочий органов, издавших такой акт, необходимо руководствоваться положениями этого Закона (п. 3 Постановления).

Согласно ст. ст. 1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. Соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение). Ставшие собственниками приватизированного жилого помещения граждане вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению, не нарушая при этом прав и охраняемых законом интересов других лиц (ст. 30 Жилищного кодекса РФ и ст. 209 ГК РФ) (п. 8 Постановления).

Поскольку истица проживала на законных основаниях с хххх года в квартире по <адрес>, которая как на момент предоставления, так и на момент заключения договора приватизации с ответчиком являлась муниципальной жилой площадью, то, по мнению суда, права истицы на приватизацию занимаемого ею жилого помещения, в которой ей не может быть отказано, не должны нарушаться ни ответчиком, ни другими лицами.

Порядок оформления передачи жилья в собственность истцов, предусмотренный указанными выше нормами права, был соблюден обеими сторонами договора приватизации. Договор приватизации не был оспорен и не был признан недействительным, в связи с чем может порождать правовые последствия для сторон договора.

Администрация Анжеро-Судженского городского округа, как исполнительный орган, вправе заключать договоры приватизации жилых помещений даже в отсутствие государственной регистрации муниципальной собственности, поскольку в силу указанных выше актов законодательства объекты жилищного фонда являются муниципальной собственностью при отсутствии государственной регистрации.

Следовательно, суд признает, что истица приобрела право собственности на спорную жилую квартиру на законных основаниях по договору приватизации, заключенному между сторонами.

При этом, так как в законе имеется прямое указание на обязательность регистрации права собственности на недвижимое имущество, после чего возникает право собственности на данный объект недвижимости, право собственности истицы на спорную жилую квартиру подлежит государственной регистрации на основании решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Лисицы К.А. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о признании права собственности удовлетворить.

Признать право собственности за Лисица К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой хххх, на квартиру, состоящую из хххх комнат, общей площадью хххх кв.м., жилой площадью хххх кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.

Решение суда является основанием для государственной регистрации в установленном законом порядке права собственности Лисица К.А. на указанный объект недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий: