Дело № 2-1608/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе: председательствующего Зайцевой О.Ю., при секретаре Коробовой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске 30 ноября 2011 года гражданское дело по иску Слесаренко В.А. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список по расселению граждан из аварийного жилья ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, УСТАНОВИЛ: Истцы Слесаренко В.А., Демидова Л.В. обратились в суд с иском к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список по расселению граждан из аварийного жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ. Требования мотивированы тем, что проживают по адресу: <данные изъяты>. Вышеуказанная квартира была предоставлена супруге <данные изъяты> по договору социального найма жилого помещения <данные изъяты>, квартира является муниципальной. По данным заключения СФ ОАО ВНИМИ вышеуказанный жилой дом находится на горном отводе ликвидированной шахты «Анжерская» и рекомендован к сносу как жилье, ставшее ветхим в результате подработки горными работами. Администрацией города Анжеро-Судженска им отказано во включении в данный список, поскольку они зарегистрированы в квартире с <данные изъяты> Просят включить их в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результат ведения горных работ ликвидированной шахты «Анжерская». Определением от 30.11.2011 года судом принят отказ Демидовой Л.В. от требований, заявленных к Администрации Анжеро-Судженского городского округа в полном объеме, производству по делу в этой части прекращено. В судебном заседании представитель истца Слесаренко В.А. - Голубович С.С., действующая на основании доверенности, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, на требованиях настаивала. В судебном заседании представитель ответчика Шпенькова В.И., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что основанием для отказа включить истца в список по расселению граждан из аварийного жилья ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, является факт регистрации его по адресу <данные изъяты> менее пяти лет. Подтверждает факты, что в собственности у истца жилья нет, договор социального найма с ним не заключался, истец является членом семьи нанимателя жилого помещения <данные изъяты> Слесаренко Т.П. Указанные факты ею проверялись. В судебное заседание не явились: истец, представитель третьего лица Министерства энергетики РФ, третьи лица Слесаренко Т.В, Слесаренко Т.П. – в заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных выше, не явившихся в судебное заседание, лиц. Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе… используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан,… в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда… 03.12.1997 года Правительством РФ было принято Постановление № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» (утратившее силу с 01.01.2005 года), которым утверждено Положение и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых за счет средств государственной поддержки, которыми предусмотрены, в том числе, затраты, связанные со сносом, реконструкцией… жилищного фонда в связи с ликвидацией шахт. В качестве мероприятий по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных (сланцевых) шахт и разрезов указанными документами, в частности, предусмотрено содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. Постановлением Правительства РФ от 03.09.1998 года № 1026 были внесены изменения и дополнения в указанное выше Постановление, при этом в нем указано, что независимо от объема предоставленных средств господдержки их получатели не освобождаются от ответственности и обязанностей, предусмотренных законодательством РФ по реализации мероприятий реструктуризации угольной промышленности. Согласно ФЗ от 20.06.1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи…угля…» финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета. При этом, Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 185 утверждено Положение о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, которым в п. 10.5 предусмотрено содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам. В п. 10.5.7 данного Положения указано, что для расчета размера предоставляемой безвозмездной субсидии социальная норма площади жилья принимается в размере 33 кв. метра общей площади для одиноких граждан, 42 кв. метра общей площади - на семью из 2-х человек и 18 кв. метров - на одного члена семьи, состоящей из 3-х и более человек, что предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425, согласно которому федеральный стандарт социальной нормы площади жилья определяется исходя из следующих норм обеспеченности населения жильем: 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек, 33 кв. метра - на одиноко проживающих граждан. В качестве мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 года № 1523 (утратившим силу с 01.01.2005 года) и постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 (с последующими изменениями), предусмотрены снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. В соответствии с п. 8 Правил Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительств РФ от 13.07.2005 года № 428, с последующими изменениями и дополнениями, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц <данные изъяты> ОАО «Шахта Анжерская» прекратила деятельность <данные изъяты> Согласно заключению ВНИМИ <данные изъяты> жилой дом по <данные изъяты> находится на горном отводе ликвидированной шахты «Анжерская», ввиду его ветхости и расположенности одним краем в условно-опасной зоне по выходу провалов от шурфа <данные изъяты> ликвидированного неизвестным способом, подлежит сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности из-за его расположения в условно-опасной зоне по выходу провалов (л.д.14). Согласно сообщению Администрации Анжеро-Судженского городского округа <данные изъяты> Слесаренко Т.П. разъяснено, что для включения ее семьи в дополнительный список граждан на приобретение жилья по ликвидированной шахте «Анжерская», необходимо предоставить решение городского суда о включении в данный список, так как ФГУ «ГУРШ» не утверждает список граждан, у которых прописка менее 5 лет (л.д. 15). Согласно договору социального найма жилого помещения <данные изъяты> <данные изъяты> и членам ее семьи предоставлена в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, <данные изъяты> (л.д.9-13). Из справки ООО «АУК» <данные изъяты>, следует, что в квартире по адресу: <данные изъяты>, зарегистрированы: Слесаренко Т.П. <данные изъяты>, Демидова Л.В. <данные изъяты>, Слесаренко Т.В. <данные изъяты>, Слесаренко В.А. <данные изъяты>, (л.д.16), то есть с даты более ранней, чем дата выдачи заключения ВНИМИ <данные изъяты>, которым жилой дом по <данные изъяты> находящийся на горном отводе ликвидированной шахты «Анжерская», признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. Из свидетельства о заключении брака <данные изъяты> следует, что Слесаренко В.А. и Слесаренко Т.П. состоят в зарегистрированном браке с <данные изъяты> (л.д. 5). Согласно сообщению жилищного отдела Администрации Анжеро-Судженского городского округа <данные изъяты> оснований для отказа Слесаренко Т.П., Слесаренко Т.В. о включении в список граждан на приобретение жилья по ликвидированной шахте «Анжерская, нет. Из справки БТИ <данные изъяты>, следует, что по данным филиала №1 БТИ г. Анжеро-Судженска, за Слесаренко В.А. жилья до 2000 года не значится. Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <данные изъяты> следует, что сведения о правах Слесаренко В.А. на недвижимое имущество отсутствуют. Свидетели: <данные изъяты> – соседи истца по улице, подтвердили в суде, что истец фактически постоянно проживает по <данные изъяты> никуда не выезжая с указанного адреса, с какого времени он зарегистрирован по указанному адресу - им неизвестно. Не доверять показаниям указанных свидетелей у суда оснований не имеется, их показания подтверждаются показаниями представителя истца, пояснившей суду, что истец постоянно проживает по <данные изъяты>, указанный факт не оспаривает представитель ответчика. Анализируя представленные доказательства, суд пришел к выводу, что дом <данные изъяты> находится на горном отводе ОАО «Шахта «Анжерская», является непригодным для проживания по критериям безопасности и подлежит сносу. Проживание в данном доме является опасным для жизни и здоровья людей. Истец постоянно фактически проживает по <данные изъяты>. Снятие его с регистрационного учета по указанному адресу в период <данные изъяты> носило формальный характер, поскольку фактически он места жительства не менял, иного жилья истец в собственности не имеет, является членом семьи нанимателя жилого помещения <данные изъяты> - Слесаренко Т.П. Сам по себе довод представителя ответчика о том, что основанием для отказа в иске является регистрация истца в спорном жилом помещении менее 5 лет, не основан на законе. Законодательством не предусмотрено указанное ограничение в правах на включение граждан в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Поскольку формирование, уточнение списков, установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления, в соответствии с п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428 – Администрации Анжеро-Судженского городского округа - ответчика по данному делу, суд приходит к выводу, что требование истца подлежит удовлетворению. Суд обязывает Администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить Слесаренко В.А. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированном ОАО «Шахта «Анжерская». Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Слесаренко В.А. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа удовлетворить: Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить Слесаренко В.А., родившегося <данные изъяты>, проживающего по адресу: <данные изъяты>, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированном ОАО «Шахта «Анжерская». На решение может быть подана кассационная жалоба в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления судом решения в окончательной форме. Председательствующий: Решение в окончательной форме судом изготовлено 05.12.2011 года.