Дело № 2-1365/2011г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе: председательствующего Степанцовой Е.В., при секретаре Чеботаевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске 03 ноября 2011 года гражданское дело по иску Фролова В.М. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о признании права собственности, У С Т А Н О В И Л: Фролов В.М., Фролова Л.С. обратились в суд с иском к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о признании права собственности. Свои требования мотивирует тем, что в 1999 году по решению администрации <данные изъяты> их семье была предоставлена <адрес> по адресу <адрес>. На основании распоряжения администрации г. Анжеро-Судженска от ДД.ММ.ГГГГ № выдан ордер на данную квартиру. <данные изъяты> была ликвидирована, но жилищный фонд не был передан органам местного самоуправления. В апреле 2011г. он обратился в отдел приватизации комитета по управлению муниципального имущества администрации города Анжеро-Судженска с заявлением о приватизации <адрес> по адресу <адрес>, в которой он проживает на условиях социального найма. ДД.ММ.ГГГГ заключен с администрацией Анжеро-Судженского городского округа договор № на передачу бесплатно квартир, домов в собственность граждан путем приватизации, согласно которому <адрес>, состоящая из трех комнат, общей площадью- <данные изъяты> кв.м., жилой площадью- <данные изъяты> кв.м. перешла в его собственность. Однако Анжеро - Судженский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области отказал ему в регистрации права на эту квартиру, так как отсутствует регистрация права муниципальной собственности на квартиру. Считает, что его права собственности на приватизацию квартиры нарушены. Статья 40 Конституции РФ закрепляет право граждан на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе приобрести эти жилые помещения в собственность. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст.6). Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органом государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством (ст.7). При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий. учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений (ст.18). ГОФ «Судженская», по решению которой ему была предоставлена квартира и выдан ордер на квартиру ликвидирована. Жилой фонд не передан органам местного самоуправления, поэтому права муниципальной собственности не могут быть зарегистрированы. Они продолжают проживать в <адрес>, их права на данную квартиру сохранены, в том числе и на приватизацию. Исходя из Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов. Приложение 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 содержит объекты жилищного фонда. Таким образом, даже если отсутствует акт приёма-передачи жилищного фонда государственным предприятием <данные изъяты> в ведение органов местного самоуправления города Анжеро-Судженска, объекты жилищного фонда в силу закона является муниципальной собственностью даже в отсутствие государственной регистрации и следовательно администрация города, как исполнительный орган, вправе заключать договоры приватизации. Просят признать за Фроловым В.М. и Фроловой Л.С. право собственности на квартиру по адресу: <адрес> г. Анжеро-Судженск, <адрес> в соответствии с договором приватизации от ДД.ММ.ГГГГ №, обязать Анжеро-Судженский отдел Главного управления Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области зарегистрировать право собственности за Фроловым В.М. и Фроловой Л.С. на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ года №, на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, г. ФИО4, <адрес>, состоящий из трех комнат, общей площадью- <данные изъяты> кв.м., жилой площадью-<данные изъяты> кв.м. Определением Анжеро-Судженского городского суда от 03.11.2011г. исковые требования Фроловой Л.С. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о признании права собственности выделены в отдельное производство и производство по делу приостановлено в связи со смертью истца до разрешения вопроса о правопреемстве. В судебное заседание не явились – истец Фролов В.М., представитель ответчика Администрации Анжеро-Судженского городского округа, представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КО, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Суд определил рассмотреть дело в отсутствии истца Фролов В.М., представителя ответчика Администрации Анжеро-Судженского городского округа, представителя третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КО. Из отзыва на исковое заявление представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КО следует, что в настоящее время в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запись о государственной регистрации права собственности на квартиру расположенную по адресу: <адрес>. В ЕГРП на недвижимое имущество записи о регистрации права муниципальной собственности на указанную квартиру отсутствуют. Заявление о государственной регистрации ранее возникшего права собственности администрацией г.Анжеро-Судженска на квартиру предоставлено не было. Вместе с заявлением о госрегистрации прав и документами о правах на недвижимое имущество предъявляется документ об уплате госпошлины. Однако документ об уплате госпошлины от заявителей Фроловой Л.С. и Фролова В.М. предоставлены не были. ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация была приостановлена по решению регистратора на срок не более одного месяца. Заявителю было предложено устранить причины, препятствующие государственной регистрации. Причины, препятствующие проведению государственной регистрации, так и не были устранены. Против удовлетворения требований о признании права собственности не возражают. Просят отказать в удовлетворении требований в части обязания Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КО зарегистрировать право собственности, поскольку государственная регистрация права собственности истца только на основании решения суда недостаточно. Обязательным является также подача истцом заявления о госрегистрации права собственности с приложением необходимых документов, в том числе и документа об уплате госпошлины. Из отзыва на исковое заявление Администрации Анжеро-Судженского городского округа следует, что требования истцов считают обоснованными, подлежащими удовлетворению, поскольку Фролов В.М., Фролова Л.С. представили все необходимые документы для оформления договора приватизации, поэтому оснований к отказу заключить с ними договор приватизации данной квартиры у администрации не имелось. Наличие ордера Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему: Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо, может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом. Согласно ст.223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений на условиях социального найма, вправе приобрести эти жилые помещения в собственность. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 указанного ФЗ). Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 7 того же ФЗ). При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений, если они определены, либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений (ст. 18 этого же ФЗ). Исходя из Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов. Приложение 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 содержит объекты жилищного фонда Судом установлено, что согласно договора на передачу бесплатно квартир, домов в собственность граждан путем приватизации от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация ФИО4 городского округа на основании ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передает в общую собственность Фролову В.М. и Фроловой Л.С. квартиру по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., и общее имущество в многоквартирном доме, пропорционально размеру общей площади приватизированной квартиры, в соответствии со ст. 15 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» от 29.12.2004 г. П. 9 договора установлено, что право собственности на приобретенное жилье возникает с момента государственной регистрации права. Из ордера № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что квартира по <адрес>, состоящая из трех комнат, предоставлена семье ФИО1, состоящей из трех человек, в том числе, из истцов, на основании распоряжения Администрации г. ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно свидетельству о <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, выданного Органом ЗАГС г. ФИО4 Фролова Л.С. <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена актовая запись №. Из кадастрового паспорта помещения от ДД.ММ.ГГГГ выданного Федеральным кадастровым учреждением «Земельная кадастровая палата» по КО, следует, что спорная квартира расположена в многоквартирном доме, имеет кадастровый номер № (кадастровый номер здания - №), общую площадь <данные изъяты> кв.м., назначение – жилое, расположена на 1-ом этаже здания. Согласно техническому паспорту помещения от ДД.ММ.ГГГГ квартира по <адрес> имеет жилую площадь – <данные изъяты> кв.м., состоит из трех жилых комнат, кухни и коридора, ее общая площадь – <данные изъяты> кв.м., процент износа- 22 %, год постройки – 1991, квартира принадлежит истцу на праве общей собственности по договору приватизации № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке КУМИ Администрации Анжеро-Судженского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ жилищный фонд, расположенный по адресу: г. ФИО4, <адрес>, муниципальной собственностью Анжеро-Судженского городского округа не является и в реестре муниципальной собственности не числится. Согласно Постановления Верховного Суда РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (в ред. Постановлений ВС РФ от 23.05.1992 N 2824-1, от 27.01.1993 N 4375-1, от 21.07.1993 N 5475-1 (ред. 24.12.1993), с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.09.1993 N 15-П), объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах районного подчинения). В приложении № 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 указаны объекты, относящиеся к муниципальной собственности: - объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: - жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения. Из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 (с последующими изменениями и дополнениями), следует, что: «В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако, если установленный иными актами порядок приватизации жилья противоречит названному выше Закону, в том числе принят с превышением полномочий органов, издавших такой акт, необходимо руководствоваться положениями этого Закона (п. 3 Постановления); «Согласно ст. ст. 1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. Соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение). Ставшие собственниками приватизированного жилого помещения граждане вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению, не нарушая при этом прав и охраняемых законом интересов других лиц (ст. 30 Жилищного кодекса РФ и ст. 209 ГК РФ) (п. 8 Постановления)». С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Поскольку истец проживал на законных основаниях с 1999 года в квартире по <адрес>, в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области, которая была предоставлена ему на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ года, и как на момент предоставления, так и на момент заключения договора приватизации с ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, квартира являлась муниципальной жилой площадью, то, по мнению суда, права истца на приватизацию занимаемого им жилого помещения, в котором ему не может быть отказано, не должно нарушаться ни ответчиком, ни другими лицами. Порядок оформления передачи жилья в собственность истцов, предусмотренный указанными выше нормами права, был соблюден обеими сторонами договора приватизации. Следовательно, суд признает, что истец приобрел право общей собственности на ? долю спорной квартиры, состоящую из трех жилых комнат, кухни и коридора, общей площадью - <данные изъяты> кв.м., в том числе, жилой площадью – <данные изъяты> кв.м., расположенную в многоквартирном доме, на первом этаже здания (кадастровый номер здания - <данные изъяты>), с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, г. ФИО4, <адрес>, на законных основаниях, по договору приватизации № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между сторонами и ими подписанному. Данный договор не оспорен и не признан недействительным, в связи, с чем может порождать правовые последствия для сторон договора. При этом, так как в законе имеется прямое указание на обязательность регистрации права собственности на недвижимое имущество и момент возникновения права собственности на данный объект недвижимости, то право собственности истцов на спорную квартиру подлежит государственной регистрации на основании договора приватизации и решения суда. Таким образом, суд удовлетворяет требования в полном объеме. Поскольку в приватизации квартиры по <адрес> участвовали Фролов В.М. и Фролова Л.С., суд определяет долю в праве собственности истца в размере ?. Поскольку истцом не предоставлено суду доказательств наличия препятствий для регистрации договора приватизации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области суд в удовлетворении требований об обязании Анжеро-Судженский отдел Главного управления Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области зарегистрировать право собственности за истцом на спорную квартиру отказывает. Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Фролова В.М. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о признании права собственности удовлетворить: Признать ? долю в праве собственности Фролова В.М. на квартиру, состоящую из трех жилых комнат, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную в многоквартирном доме, на первом этаже здания (кадастровый номер здания - <данные изъяты>), с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: <адрес>, г. ФИО4, <адрес>, на основании договора на передачу бесплатно квартир, домов в собственность граждан путем приватизации № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ним и Администрацией ФИО4 городского округа <адрес>. Решение суда является основанием для государственной регистрации в установленном законом порядке права общей собственности Фролова В.М. на указанный объект недвижимости. В удовлетворении требований об обязании Анжеро-Судженского отдела Главного управления Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области зарегистрировать право собственности за истцом на спорную квартиру отказать полностью. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда через Анжеро-Судженский городской суд путем подачи кассационной жалобы. Мотивированное решение суда изготовлено 10 ноября 2011 года. Председательствующий: