Дело № 2-1353/2011г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе: председательствующего Степанцовой Е.В., при секретаре Чеботаевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области 03 ноября 2011 года гражданское дело по иску Мамоновой Т.Г. к Администрации г. Анжеро-Судженского городского округа о признании права собственности, У С Т А Н О В И Л: Истец обратилась в суд с иском к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о признании права собственности на приватизированную квартиру. Свои требования мотивируют тем, что в квартире по адресу: <адрес>, она проживала на основании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ В апреле 2011г. обратилась в отдел приватизации Комитета по управлению муниципального имущества Администрации города с заявлением о приватизации <адрес> по адресу <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между ею и Администрацией Анжеро-Судженского городского округа заключен договор № на передачу бесплатно квартир, домов в собственность граждан путем приватизации, согласно которому <адрес>, состоящая из трех комнат, общей площадью- <данные изъяты> кв.м., жилой площадью- <данные изъяты> кв.м. перешла в её собственность. Однако Анжеро - Судженский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области отказал ей в регистрации права на эту квартиру, так как отсутствует регистрация права муниципальной собственности на квартиру. Она обратилась в КУМИ, где получила справку о том, что данная квартира не включена в реестр муниципальной собственности. Считает, что её права собственности на приватизированную квартиру нарушены. Согласно ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства. Ст. 40 Конституции РФ закрепляет право граждан на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе приобрести эти жилые помещения в собственность. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений. Исходя из Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов. Приложение 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 содержит объекты жилищного фонда. Просит суд признать за ней право собственности на квартиру по адресу: <адрес>, состоящую из трех комнат, общей площадью- <данные изъяты> кв.м., жилой площадью- <данные изъяты> кв.м. в соответствии с договором приватизации от ДД.ММ.ГГГГ №. В судебном заседании истец требования согласно иска поддержала. В судебное заседание представитель ответчика Администрации Анжеро-Судженского городского округа не явилась, о времени и мете судебного заседания извещена надлежаще, предоставила в материалы гражданского дела письменный отзыв на иск, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие, указывает, что порядок приватизации жилых помещений в г. Анжеро-Судженске регулируется Положением, утвержденным постановлением городского Совета народных депутатов от 24.02.2005г. № 438. Положением пределен порядок оформления договора приватизации, необходимый пакет документов. Истцом предоставлены все необходимые документы для оформления договора приватизации, поэтому оснований к отказу заключить с истцом договор приватизации у ответчика не имелось, поэтому заявленные требования поддерживает. Выслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему: Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо, может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом. Согласно ст.223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений на условиях социального найма, вправе приобрести эти жилые помещения в собственность. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений, если они определены, либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений (ст. 18 этого же ФЗ). Исходя из Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов. Приложение 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 содержит объекты жилищного фонда. Судом установлено, что согласно договора на передачу бесплатно квартир, домов в собственность граждан путем приватизации от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация г. Анжеро-Судженска на основании ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передает в собственность Мамоновой т.Г. квартиру по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., и общее имущество в многоквартирном доме, пропорционально размеру общей площади приватизированной квартиры, в соответствии со ст. 15 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» от 29.12.2004 г. П. 9 договора установлено, что право собственности на приобретенное жилье возникает с момента государственной регистрации права. Из ордера № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что квартира по <адрес>, состоящая из двух комнат, предоставлена семье ФИО1, состоящей из трех человек, в том числе, из истицы, на основании распоряжения Администрации г. Анжеро-Судженска от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно справке БТИ от ДД.ММ.ГГГГ №, квартира по <адрес> значится за Мамоновой Т.Г. на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ №, общая площадь – <данные изъяты> кв.м., жилая – <данные изъяты> кв.м., комнат – 3. Из кадастрового паспорта помещения от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области, ТО №, следует, что спорная квартира расположена в многоквартирном доме, имеет кадастровый номер № (кадастровый номер здания - №), общая площадь <данные изъяты> кв.м., назначение – жилое, расположена на 1-ом этаже здания. Согласно сообщения об отказе в государственной регистрации прав от 20.07.2011г. УФРС по Кемеровской области, Анжеро-Судженского отдела Мамоновой Т.Г. отказано в регистрации прав собственности по договору приватизации № от ДД.ММ.ГГГГ Причиной отказа указано положение п.2 ст.13 Закона о государственной регистрации прав, согласно которому регистрация перехода прав на объект недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в ЕГРП. Однако, заявление о государственной регистрации ранее возникших прав собственности Администрацией города представлено не было. Согласно Постановлению Верховного Суда РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (в ред. Постановлений ВС РФ от 23.05.1992 N 2824-1, от 27.01.1993 N 4375-1, от 21.07.1993 N 5475-1 (ред. 24.12.1993), с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.09.1993 N 15-П), объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах районного подчинения). В приложении № 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 указаны объекты, относящиеся к муниципальной собственности: - объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения. Из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 (с последующими изменениями и дополнениями), следует, что: «В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов РФ. Однако, если установленный иными актами порядок приватизации жилья противоречит названному выше Закону, в том числе принят с превышением полномочий органов, издавших такой акт, необходимо руководствоваться положениями этого Закона (п. 3 Постановления); «Согласно ст. ст. 1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. Соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение). Ставшие собственниками приватизированного жилого помещения граждане вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению, не нарушая при этом прав и охраняемых законом интересов других лиц (ст. 30 Жилищного кодекса РФ и ст. 209 ГК РФ) (п. 8 Постановления)». С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные истицей требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Поскольку истица проживала на законных основаниях с 1998 года в квартире по <адрес> в <адрес>, которая была предоставлена ей на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, и как на момент предоставления, так и на момент заключения договора приватизации с ответчиком ДД.ММ.ГГГГ квартира являлась муниципальной жилой площадью, то, по мнению суда, право истца на приватизацию занимаемого ими жилого помещения, в которой ей не может быть отказано, не должны нарушаться ни ответчиком, ни другими лицами. Порядок оформления передачи жилья в собственность истцов, предусмотренный указанными выше нормами права, был соблюден обеими сторонами договора приватизации. На основании вышеизложенного, суд считает установленным, что истица приобрела право собственности на спорную квартиру, состоящую из трех жилых комнат, общей площадью - <данные изъяты> кв.м., в том числе, жилой площадью –<данные изъяты> кв.м., расположенную в многоквартирном доме, на первом этаже здания (кадастровый номер здания - №), с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, на законных основаниях, по договору приватизации № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между сторонами и ими подписанному. Данный договор не оспорен и не признан недействительным, в связи, с чем может порождать правовые последствия для сторон договора. При этом, так как в законе имеется прямое указание на обязательность регистрации права собственности на недвижимое имущество и момент возникновения права собственности на данный объект недвижимости, то право собственности истца на спорную квартиру подлежит государственной регистрации на основании договора приватизации и решения суда. Таким образом, суд удовлетворяет требования в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Мамоновой Т.Г. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о признании права собственности на квартиру удовлетворить: Признать право собственности Мамоновой Т.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> <адрес> <адрес>, на квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную в многоквартирном доме, на первом этаже здания (кадастровый номер здания -№), с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, на основании договора на передачу бесплатно квартир, домов в собственность граждан путем приватизации № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ней и Администрацией Анжеро-Судженского городского округа <адрес>. Решение суда является основанием для государственной регистрации в установленном законом порядке права собственности Мамоновой Т.Г. на указанный объект недвижимости. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда через Анжеро-Судженский городской суд путем подачи кассационной жалобы. Мотивированное решение суда изготовлено: 09 ноября 2011 года Председательствующий: