о включении в список граждан



Дело № 2-1580/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего Зайцевой О.Ю.,

при секретаре Коробовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске

1 декабря 2011 года

гражданское дело по иску Богушевской Е.С. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список по расселению граждан из аварийного жилья ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ,

УСТАНОВИЛ:

Истец Богушевская Е.С. обратилась в суд с иском к ответчику Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список по расселению граждан из аварийного жилья ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ.

Требования мотивирует тем, что дом <данные изъяты> принадлежит ее бабушке Инокентьевой <данные изъяты> по договору дарения от <данные изъяты>. Договор был зарегистрирован в БТИ <данные изъяты>. В доме <данные изъяты> она проживает с <данные изъяты>. Они проживали с Инокентьевой В.А. одной семьей, вместе питались, вели общее хозяйство. <данные изъяты> она временно выписывалась из дома, <данные изъяты> прописалась вновь. Другого жилья у нее нет. Дом <данные изъяты> по заключению СФ ОАО ВНИМИ, находиться на подработанном участке шахты «Анжерская» и рекомендуется к сносу за счет средств господдержки. Дом включен в список ветхого жилищного фонда, ставшего, в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах, непригодным для проживания по критериям безопасности. В письме от <данные изъяты> администрация г.Анжеро-Судженска сообщила Инокентьевой В.А., что для включения ее в дополнительный список граждан на приобретение жилья необходимо решение суда, так как ФГУ «ГУРШ» не утверждает список граждан, у которых прописка менее 5 лет.

Считает, что непредставлением ей жилья, ответчик нарушает ее права. Она постоянно проживает в доме <данные изъяты>, другой жилой площади не имеет. Считает, что ответчик обязан включить ее в список граждан, подлежащих переселению на приобретение жилья взамен сносимого ветхого.

Просит обязать ответчика включить ее в список граждан, подлежащих переселению, на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным, в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «Анжерская», для проживания по критериям безопасности.

В судебном заседании представитель истца адвокат Блескина С.П., действующая на основании ордера <данные изъяты> года, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, на требования истца настаивала.

В судебном заседании представитель ответчика Шпенькова В.И., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что единственным основанием для невключения истца в список граждан, подлежащих переселению, на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным, в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «Анжерская», для проживания по критериям безопасности является наличие у нее регистрации по указанному адресу менее пяти лет.

В судебном заседании третье лицо Инокентьева В.А., самостоятельных требований относительно предмета не заявила, заявленные истцом требования поддержала. Ранее в судебном заседании 22.11.2011 года суду пояснила, что она включена в список граждан на приобретение жилья взамен сносимого. Истец - ее внучка, постоянно проживает с ней <данные изъяты> была зарегистрирована в ее доме <данные изъяты>. <данные изъяты>

В судебное заседание не явились: истец - просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представитель третьего лица - Министерства энергетики РФ, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя третьего лица - Министерства энергетики РФ.

Выслушав представителей сторон, третье лицо Инокентьеву В.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе… используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан,… в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда…

03.12.1997 года Правительством РФ было принято Постановление № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» (утратившее силу с 01.01.2005 года), которым утверждено Положение и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых за счет средств государственной поддержки, которыми предусмотрены, в том числе, затраты, связанные со сносом, реконструкцией… жилищного фонда в связи с ликвидацией шахт. В качестве мероприятий по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных (сланцевых) шахт и разрезов указанными документами, в частности, предусмотрено содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Постановлением Правительства РФ от 03.09.1998 года № 1026 были внесены изменения и дополнения в указанное выше Постановление, при этом в нем указано, что независимо от объема предоставленных средств господдержки их получатели не освобождаются от ответственности и обязанностей, предусмотренных законодательством РФ по реализации мероприятий реструктуризации угольной промышленности.

Согласно ФЗ от 20.06.1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи…угля…» финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета.

При этом, Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 185 утверждено Положение о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, которым в п. 10.5 предусмотрено содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам. В п. 10.5.7 данного Положения указано, что для расчета размера предоставляемой безвозмездной субсидии социальная норма площади жилья принимается в размере 33 кв. метра общей площади для одиноких граждан, 42 кв. метра общей площади - на семью из 2-х человек и 18 кв. метров - на одного члена семьи, состоящей из 3-х и более человек, что предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425, согласно которому федеральный стандарт социальной нормы площади жилья определяется исходя из следующих норм обеспеченности населения жильем: 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек, 33 кв. метра - на одиноко проживающих граждан.

В качестве мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 года № 1523 (утратившим силу с 01.01.2005 года) и постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 (с последующими изменениями), предусмотрены снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

В соответствии с п. 8 Правил Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительств РФ от 13.07.2005 года № 428, с последующими изменениями и дополнениями, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц <данные изъяты> ОАО «Шахта Анжерская» прекратила деятельность <данные изъяты>.

Согласно заключению ВНИМИ <данные изъяты> на горном отводе ликвидированной шахты "Анжерская" подтоплена значительная территория частной жилой застройки <данные изъяты>

Дом <данные изъяты> включен в список подтопленных жилых домов, расположенных на горном отводе ликвидированной шахты "Анжерская".

Согласно сообщению Администрации Анжеро-Судженского городского округа <данные изъяты> на имя Иннокентьевой В.А. для включения ее семьи в дополнительный список граждан на приобретение жилья по ликвидированной шахте «Анжерская», необходимо предоставить решение городского суда о включении в данный список, так как ФГУ «ГУРШ» не утверждает список граждан, у которых прописка менее 5 лет.

Из справки <данные изъяты>, следует, что в доме <данные изъяты>, зарегистрированы: <данные изъяты>

Судом установлено, что дом <данные изъяты> принадлежит Инокентьевой <данные изъяты> на основании договора дарения дома <данные изъяты>

Иного жилого помещения в собственности Инокентьева В.А., Богушевская Е.С. не имеют, что подтверждается уведомлениями об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним <данные изъяты>.

Из справки БТИ <данные изъяты>, следует, что по данным филиала №1 БТИ <данные изъяты>, за Богушевской Е.С. жилья до 2000 года не значится.

Из справки КУМИ Администрации Анжеро-Судженского городского округа <данные изъяты>, следует, что с Инокентьевой В.А. и Богушевской Е.С. договоры социального найма на муниципальные жилые помещения не заключались.

Из показаний свидетеля <данные изъяты> следует, что он проживает <данные изъяты>, знает Инокентьеву В.А., она проживает в доме <данные изъяты> всю жизнь, знает, что с ней постоянно с детства проживает её внучка Богушевская <данные изъяты>, он постоянно видит, что внучка живет в доме <данные изъяты>, работает вместе с Инокентьевой в огороде, часто видит, как сушатся её вещи.

Из показаний свидетеля <данные изъяты> следует, что она проживает в доме <данные изъяты>, знает Инокентьеву В.А. как соседку, она проживает в доме <данные изъяты> с внучкой Богушевской <данные изъяты>, которая постоянно живет с ней. Девочка училась в школе вместе с ее сыном, тогда жила и сейчас живет с бабушкой, часто видит ее и в настоящее время, летом -

постоянно видит ее в огороде.

Анализируя показания свидетелей, суд находит эти доказательства допустимыми и относимыми по делу, оснований не доверять им у суда не имеется.

Анализируя все указанные выше доказательства в отдельности и в совокупности, суд приходит к выводу, что дом <данные изъяты> находится на горном отводе ОАО «Шахта «Анжерская», признан заключением ВНИМИ <данные изъяты> непригодным для проживания по критериям безопасности и подлежащим сносу. Проживание в данном доме является опасным для жизни и здоровья людей. Истец постоянно фактически проживает в доме <данные изъяты> как член собственника, иного жилья в собственности и по договору социального найма не имеет, зарегистрирована по указанному адресу с <данные изъяты>.

Довод представителя ответчика о том, что основанием для отказа в иске является регистрация истца в спорном жилом помещении менее 5 лет, не основан на законе. Законодательством не предусмотрено указанное ограничение в правах на включение граждан в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

Поскольку формирование, уточнение списков, установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления, в соответствии с п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428 – Администрации Анжеро-Судженского городского округа - ответчика по данному делу, суд приходит к выводу, что требования истца подлежит удовлетворению в полном объеме.

Суд обязывает Администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить Богушевскую Е.С. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированном ОАО «Шахта «Анжерская».

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Богушевской Е.С. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа удовлетворить:

Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить Богушевскую Е.С., <данные изъяты> в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированном ОАО «Шахта «Анжерская».

На решение может быть подана кассационная жалоба в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме изготовлено 05.12.2011 года.