Дело № 2-1688/2011г. Именем Российской Федерации Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего Музафарова Р.И., при секретаре Пересыпкиной А.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске 13 декабря 2011 года гражданское дело по иску Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов РФ и прав неопределенного круга лиц к ООО «Анжерский водоканал» о понуждении к устранению нарушений Водного законодательства, УСТАНОВИЛ: Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов РФ и прав неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Анжерский водоканал» о понуждении к устранению нарушений Водного законодательства. Свои требования, мотивируя тем, что ответчик, деятельность которого связана со сбором и очисткой воды, удалением и обработкой сточных вод, использует поверхностный водный объект – реку Яя, находящуюся в федеральной собственности, для сброса сточных вод. В ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было отведено в водный объект <данные изъяты> сточных вод, в ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты> м3., во <данные изъяты> – <данные изъяты> м.3, в ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты> м3. Осуществление ответчиком водопользования в целях сброса сточных вод подтверждается информацией Отдела водных ресурсов по Кемеровской области Верхне-Обского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ, письмом генерального директора ООО «Анжерский водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ в адрес природоохранной прокуратуры, Постановлением Управления Росприроднадзора по Кемеровской области о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ №, расчетом платы за сброс загрязняющих веществ в водный объект. В нарушение требований действующего ВК РФ, ответчик с ДД.ММ.ГГГГ использует водный объект для сброса сточных вод в отсутствие Решения органа исполнительной власти – законного основания возникновения права пользования поверхностным водным объектом. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Общество обращалось в Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области с заявлением о предоставлении в пользование р.Яя в целях сброса сточных вод. В приеме документов и в предоставлении права пользования водным объектом ответчику было отказано по причине некомплектности представленных материалов, а также по мотиву невыполнения условий водопользования ранее выданного Решения о предоставлении в пользование водного объекта, а именно сброса сточных вод в границах 1 пояса зоны санитарной охраны (ЗСО) водозабора на р.Яя, невыполнения требования о ликвидации сброса в границах 1 пояса ЗСО в срок до ДД.ММ.ГГГГ С целью реконструкции технологического трубопровода сброса сточных вод в р.Яя Обществом ДД.ММ.ГГГГ заключен договор со специализированной организацией на выполнение работ по проектированию технологического сброса с очистных сооружений в водный объект. На день вынесения Постановления о привлечении ответчика к административной ответственности (ДД.ММ.ГГГГ) мероприятия по ликвидации сброса сточных вод в границах 1 пояса ЗСО водозабора на р.Яя ответчиком не завершены. Просит понудить ООО «Анжерский водоканал»: 1) ликвидировать сброс сточных вод в границах 1 пояса зоны санитарной охраны водозабора на р. Яя; 2) подготовить в соответствии с п. 9,10,11 «Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, пакет документов, необходимых для принятия исполнительным органом государственной власти Кемеровской области решения о предоставлении в пользование водного объекта – реки Яя для сброса сточных вод, и представить их в Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области. Установить срок для совершения вышеуказанных действий до ДД.ММ.ГГГГ В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, в заявлении, приобщенном к материалам (л.д.31) просят дело рассмотреть в их отсутствие, на иске настаивают, уточняют требования в части установления срока для совершения действий до ДД.ММ.ГГГГ В судебном заседании, а также в отзыве на исковое заявление, приобщенном к материалам (л.д.33-34), представитель ответчика – ООО «Анжерский водоканал» - ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ иск признала. Однако просит суд установить срок для совершения действий по устранению нарушений Водного законодательства до ДД.ММ.ГГГГ. Из представленных ею документов, в том числе из графика мероприятий, видно, что исковые требования могут быть добровольно выполнены только в ДД.ММ.ГГГГ. Изучив материалы дела, суд приходит к следующему: Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ч.2 ст.5 ВК РФ к поверхностным водным объектам относятся: в том числе: водотоки (реки, ручьи, каналы). Сточные воды - воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории, что соответствует п.19 ст.1 ВК РФ. Согласно ст.44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Согласно ст.4 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. В соответствии с ч.1 ст.9 ВК РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса. Согласно ч.2 ст.11 ВК РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод. Согласно ч.4 ст.11 ВК РФ предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии. В соответствии со ст.23 ВК РФ физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 настоящего Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 844 утверждены «Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование», в соответствии с которыми к заявлению о предоставлении в пользование водного объекта для сброса сточных вод юридическим лицом прилагаются документы, перечисленные в п.п. 10, 11 вышеназванных Правил, в составе которых должна присутствовать информация о намечаемых заявителем мероприятиях по охране водного объекта, о размере и источниках средств, необходимых для их реализации, а также сведения о наличии аппаратуры для контроля качества сбрасываемых сточных вод. Исполнительный орган рассматривает представленные заявителем документы, в т.ч., на предмет соответствия условий осуществления намечаемых водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта требованиям водного законодательства, а также определяет условия использования водного объекта (п.20 Правил). Судом установлено, что согласно Уставу ООО «Анжерский водоканал», утвержденного решением единственного участника ООО «Анжерский водоканал» № от ДД.ММ.ГГГГ, предметом деятельности Общества является: в том числе: сбор и очистка воды; распределение воды; удаление и обработка сточных вод. Согласно п.1.2 Устава, Общество является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства РФ. Общество является коммерческой организацией, вправе открывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами (л.д.22-23). Из сообщения Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области, адресованное генеральному директору ООО «Анжерский водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ №-пд следует, что ООО «Анжерский водоканал» отказано в предоставлении права пользования частью р.Яя для сброса сточных вод выпуском № на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование (л.д.10-12). Из сообщения Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области, адресованное директору ООО «Анжерский водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ №-пд следует, что ООО «Анжерский водоканал» отказано в предоставлении права пользования частью р.Яя для сброса сточных вод выпуском № на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование (л.д.13-15). ООО «Анжерский водоканал» осуществляет пользование водными объектами без оформления правоустанавливающих документов, а именно: сброс стоков в р.Яя в объеме – <данные изъяты> тыс. м3 в год, что следует из сведений Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) Верхне-Обского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.6-7). Согласно Постановлению № В-439-в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области о назначении административного наказания, Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведения проверки природоохранного законодательства ООО «Анжерский водоканал», установлено, что Общество использует поверхностный водный объект – р.Яя в целях сброса сточных вод. На сброс загрязняющих веществ в водный объект получено Разрешение №вода/А-Судж Управления Ростехнадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Согласно Журналу учета водоотведения средствами измерений ООО «Анжерский водоканал» объем сброшенных сточных вод в 2011г. составил: за 1 <адрес>. – <данные изъяты> м3., 2 кв. – <данные изъяты> м.3, 3 кв. ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> м3. ООО «Анжерский водоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.6. КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей (л.д.16-18). Из письма ООО «Анжерский водоканал» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19), адресованного прокурору Кемеровской природоохранной прокуратуры следует, что: 1. ООО «Анжерский водоканал» производит забор воды из водного объекта р.Яя на основании Договора водопользования № (выдан Департаментом природных ресурсов и экологии Кемеровской области ДД.ММ.ГГГГ; срок действия до ДД.ММ.ГГГГ). Сброс сточных вод (промывных вод после водозабора) в р.Яя 2.Для получения Решения о предоставлении права пользования водным объектом. ООО «Анжерский водоканал» обратилось в Департамент природных ресурсов и экологии КО с заявлением, о предоставлении водного объекта- р.Яя в пользование с целью сброса сточных вод, ДД.ММ.ГГГГ (номер регистрации заявления 4599 от ДД.ММ.ГГГГ), а ДД.ММ.ГГГГ ими получен отказ (№) в приёме документов для предоставления права пользования водным объектом в связи с отсутствием документа о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования. ДД.ММ.ГГГГ Обществом повторно был предоставлен пакет документов для оформления Решения (номер регистрации заявления 78 от ДД.ММ.ГГГГ) с учётом требований, изложенных в Отказе №. 3.Однако Департамент от ДД.ММ.ГГГГ за №-пд направил в адрес ответчика мотивированный отказ в предоставлении права пользования частью р.Яя для сброса сточных вод. Основанием является сброс сточных вод в пределах границы первого пояса водозабора ООО «Анжерский водоканал» и не выполнение сроков исполнения 4.В настоящее время ООО «Анжерский водоканал» в целях устранения причин отказа, указанных в уведомлении за №-пд, проводит мероприятия по ликвидации сброса сточных вод по выпуску № в границах 1 пояса ЗСО водозабора, а именно: Заключён договор с Управлением Архитектуры и градостроительства Администрации г.Анжеро-Судженска на выполнение предпроектных работ (проведены геодезические исследования, разработана и согласована ИПЗ трубопровода сброса ОВС в р.Яя); - Проведена санитарно- эпидемиологическая экспертиза предпроектной документации и получено заключение о соответствие документации государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Ведутся проектные работы по выносу трубопровода сброса ОВС в р.Яя, по договору со специализированной организацией «СаяныСпецСтрой» (Кузбасское Региональное Управление №). Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ проектные работы должны будут выполнены до ДД.ММ.ГГГГ По окончании проектных работ будут проведены строительные работы и оформлены технические документы проложенной линии сброса (л.д.20-21). С учетом выполнения вышеперечисленных мероприятий по ликвидации сброса сточных вод по выпуску № в границах 1 пояса ЗСО водозабора, Обществом вновь будет направлено заявление в Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области для получения Решения о предоставлении права пользования водным объектом. 5. ООО «Анжерский водоканал» имеет Разрешение № на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект) по выпуску № в ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.19). Проанализировав вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требование прокурора Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту интересов РФ и прав неопределенного круга лиц к ООО «Анжерский водоканал» о понуждении к устранению нарушений Водного законодательства, является обоснованным и подлежит удовлетворению. В части рассмотрения требований по сроку установления выявленных нарушений суд приходит к следующему: Ответчиком представлен график мероприятий по ликвидации сброса сточных вод (л.д.32). Из договора оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГсуд усматривает, что проектирование технологического сброса сточных должно быть произведено в срок не позднее даты действия данного договора, а именно до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20,21) Из дополнительных сведений к отзыву на исковое заявление суд усматривает, что прокладка трубопровода для сброса сточных вод и окончание строительных работ ответчиком запланировано на ДД.ММ.ГГГГ(л.д.49) Из дополнительных сведений к отзыву на исковое заявление суд усматривает, что оформление технической документации составляет не менее 30 дней ориентировочно 1-2 месяца. Из п. 5 графика мероприятий по ликвидации сброса сточных вод суд усматривает, что ответчиком запланировано в течении всего ДД.ММ.ГГГГ оформление пакета документов на получение решения по выпуску № с учетом выполненных мероприятий. При установленных обстоятельствах, а именно того, что окончание всех необходимых мероприятий по проектированию, прокладке трубопровода, оформлению технической документации на него запланированы до ДД.ММ.ГГГГ, с учетом требований п.9-11 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование" по необходимому наименованию и объёму документации, суд не находит мотивированного обоснования невозможности оформления и подачи пакета документов в срок с октября по ДД.ММ.ГГГГ. Суд не учитывает доводы ответчика о том, что необходимо дополнительное время для согласования НДС, так как пунктами п.9-11 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование" при подаче пакета документов не предусмотрено предоставление документов по согласованию НДС. При указанных обстоятельствах, суд считает законным и обоснованным установить ответчику для совершения действий по ликвидации сброса сточных вод, подготовке и предоставления в Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области пакета документов для принятия решения о предоставлении в пользование водного объекта-реки Яя для сброса сточных вод в срок до ДД.ММ.ГГГГ На основании ст. 98 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ, суд взыскивает с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4000 рублей. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать ООО «Анжерский водоканал» <данные изъяты>, местонахождение: <адрес>: 1. Ликвидировать сброс сточных вод в границах 1 пояса зоны санитарной охраны водозабора на р. Яя; 2. Подготовить в соответствии с п. 9,10,11 «Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, пакет документов, необходимых для принятия исполнительным органом государственной власти Кемеровской области решения о предоставлении в пользование водного объекта – реки Яя для сброса сточных вод, и представить их в Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области. Установить ООО «Анжерский водоканал» срок для выполнения пунктов 1,2 решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с ООО «Анжерский водоканал» ИНН <данные изъяты>, местонахождение: <адрес> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Кемеровский областной суд. Председательствующий:
осуществлялся согласно Решению о предоставлении водного объекта в пользование № до ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ ООО «Анжерский водоканал» производит сброс сточных вод в р.Яя (выпуск №) в отсутствие Решения о предоставлении права пользования водным объектом.
мероприятий ликвидации сброса, установленных в предыдущем Решении №.