решение о включении в список



Дело № 2-1628/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего Зайцевой О.Ю.,

при секретаре Коробовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске

21 декабря 2011 года

гражданское дело по иску Сикора Н.А. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список по расселению граждан из аварийного жилья ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ,

УСТАНОВИЛ:

Истец Сикора Н.А. обратилась в суд с иском к ответчику Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список по расселению граждан из аварийного жилья ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ.

Требования мотивирует тем, что проживает с 2001 года в квартире по адресу: <данные изъяты> принадлежащей на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, решения Анжеро-Судженского городского суда. Квартира является ее постоянным и единственным местом жительства. Дом <данные изъяты> находится на подработанной горными выработками шахты «Судженская» территории, является аварийным и опасным для проживания, подлежит расселению. Дом включён в список ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. Она обратилась в Администрацию Анжеро-Судженского городского округа с вопросом о включении ее в список граждан, подлежащих переселению, получила письменный отказ и рекомендацию обратиться в суд. Считает, что ее жилищные права нарушены, отказ Администрации города Анжеро-Судженска о включении в списки граждан на переселение из жилья ставшего непригодным для проживания незаконным и необоснованным.

Просит обязать ответчика включить ее в список граждан, подлежащих переселению, для приобретения жилья взамен сносимого, ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Судженская» непригодным для проживания по критериям безопасности.

В судебном заседании истец Сикора Н.А., доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, на требования истца настаивала. <данные изъяты>

В судебном заседании представитель ответчика <данные изъяты>., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, в связи с тем, что истец зарегистрирована в квартире № <данные изъяты> менее пяти лет, иного основания для отказа во включении в список нет. Подтверждает, что истец по программе ГУРШ жилищные условия не улучшала, договор социального найма с ней не заключался.

В судебное заседание не явился представитель третьего лица -Министерства энергетики РФ, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица - Министерства энергетики РФ.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе… используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан,… в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда…

03.12.1997 года Правительством РФ было принято Постановление № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» (утратившее силу с 01.01.2005 года), которым утверждено Положение и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых за счет средств государственной поддержки, которыми предусмотрены, в том числе, затраты, связанные со сносом, реконструкцией… жилищного фонда в связи с ликвидацией шахт. В качестве мероприятий по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных (сланцевых) шахт и разрезов указанными документами, в частности, предусмотрено содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Постановлением Правительства РФ от 03.09.1998 года № 1026 были внесены изменения и дополнения в указанное выше Постановление, при этом в нем указано, что независимо от объема предоставленных средств господдержки их получатели не освобождаются от ответственности и обязанностей, предусмотренных законодательством РФ по реализации мероприятий реструктуризации угольной промышленности.

Согласно ФЗ от 20.06.1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи…угля…» финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета.

При этом, Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 185 утверждено Положение о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, которым в п. 10.5 предусмотрено содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам. В п. 10.5.7 данного Положения указано, что для расчета размера предоставляемой безвозмездной субсидии социальная норма площади жилья принимается в размере 33 кв. метра общей площади для одиноких граждан, 42 кв. метра общей площади - на семью из 2-х человек и 18 кв. метров - на одного члена семьи, состоящей из 3-х и более человек, что предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425, согласно которому федеральный стандарт социальной нормы площади жилья определяется исходя из следующих норм обеспеченности населения жильем: 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек, 33 кв. метра - на одиноко проживающих граждан.

В качестве мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 года № 1523 (утратившим силу с 01.01.2005 года) и постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 (с последующими изменениями), предусмотрены снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

В соответствии с п. 8 Правил Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительств РФ от 13.07.2005 года № 428, с последующими изменениями и дополнениями, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, выданной ДД.ММ.ГГГГ МРИ ФНС России <данные изъяты> АООТ «Шахта Судженская» прекратило деятельность ДД.ММ.ГГГГ.

Из рекомендации ВНИМИ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по оценке степени подработанности жилых домов, расположенных на горном отводе ш. «Судженская», их обследованию и рекомендации по сносу жилья по факту подработки, следует, что общая площадь застройки жильем составляет 330 га, количество жилых домов находящихся в границах горного отвода шахты равно 1287 шт. <данные изъяты>, <данные изъяты>, расположен на горном отводе шахты «Судженская», с уровнем деформаций, превышающим допустимый, подлежит сносу (л.д.49-50).

Согласно сообщению Администрации Анжеро-Судженского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, выданному Сикора Н.А., для включения в список граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «Судженская» непригодным для проживания по критериям безопасности, необходимо решение городского суда (л.д. 12).

Судом установлено, что истцу принадлежат:

на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ 3/8 доли жилого дома по <адрес>, общей площадью 52,9 кв.м.,

на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ - 1/8 доля указанного дома, что также подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21), иного жилья в собственности истца нет, что также подтверждается сведениями справки БТИ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой за истцом Сикора Н.А. до 2000 года жилья не значится.

Решением Анжеро-Судженского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что 1/2 доля жилого дома, расположенного в <данные изъяты>, общей площадью 52,9 кв.м., жилой
площадью 29 кв.м., фактически является квартирой <данные изъяты>, общей площадью 22,7 кв.м., жилой площадью 15,0 кв.м., принадлежащей на праве собственности на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ и договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Сикора Н.А. (л.д.10-11).

Из справки, выданной Главой Улановского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Сикора Н.А. была зарегистрирована в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: с<данные изъяты> по данному адресу в собственности жилья не имеет, в приватизации не участвовала.

Из справки ООО «ЕРКЦ» от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что истец Сикора Н.А. была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <данные изъяты>

Из справки ООО «ЕРКЦ» от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что по адресу: <данные изъяты> зарегистрирована Сикора Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время одна.

Сведения о регистрации истца по указанным выше адресам в указанные периоды подтверждаются информацией, содержащейся в штампах ее паспорта (л.д.37-38).

Из сообщения председателя КУМИ Администрации Анжеро-Судженского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с истцом договора социального найма на муниципальные жилые помещения не заключались.

Истец состояла в браке в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что следует из сведений о семейном положении ее паспорта (л.д.23 оборот), а также свидетельства о расторжении брака, выданного руководителем оЗАГС г Анжеро-Судженска ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что брак между ФИО2, ФИО1 прекращен ДД.ММ.ГГГГ, фактически, как следует из показаний истца и свидетеля они прекратили совместное проживание и ведение общего хозяйства в конце августа 2007 года.

В период брака у истца и ФИО2 родились дети ФИО1 Ольга, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 Иван, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается копиями свидетельств о рождении (л.д.34,35), которые как следует из показаний истца, свидетеля ФИО2, фактически проживали с истцом в <адрес>1 с рождения, а с конца 2007 года вместе с истцом - по <адрес>1 в квартире у матери истца, поскольку проживание в квартире по <адрес>1 стало невозможным, опасным для жизни и здоровья.

Показаниями свидетелей ФИО5 – матери истца, ФИО6 - соседа истца, проживавшего до 2009 года по <адрес>2, подтверждается факт постоянного фактического проживания истца в <адрес>1 в период с 2001 года по 2007 год по указанному адресу, а с 2008 года по настоящее время вынужденное временное проживание не в квартире, принадлежащей ей на праве собственности <адрес>1, а в квартире по <адрес>1, принадлежащей на праве собственности ее матери, пояснившей, что она предоставила дочери и ее детям возможность пожить в ней временно, вынужденно, в связи с невозможностью проживания дочери с детьми в ее собственном жилье по <адрес>1 в <адрес>.

Показаниями свидетелей, указанных выше, не доверять которым у суда оснований не имеется, подтверждаются показания истца о том, что она фактически и постоянно проживала по <адрес>1 в <адрес> с 2001 года по 2007 год, ее регистрация в указанный период по иным адресам носила формальный характер, с 2008 года истец проживает временно, вынужденно (из-за невозможности проживания в собственной квартире по <адрес>1) в квартире матери <адрес>1 в <адрес> без правовых оснований.

В материалах дела имеется договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в <адрес> (л.д. 79-81), где покупателями по 1/6 доли квартиры являются ФИО2 и дети истца,

договор и право собственности прошли регистрацию ДД.ММ.ГГГГ (оборот л.д. 81).

В материалах дела имеется договор на предоставление социальной выплаты для участия в долевом строительстве многоквартирного дома за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 82), где семье из шести человек, в том числе ФИО2 и детям истца, при условии передачи бесплатно жилого помещения по <адрес> в <адрес> администрацией Анжеро-Судженского городского округа гарантируется социальная выплата в размере <данные изъяты>. для участия в долевом строительстве многоквартирного дома.

Давая оценку указанной информации, принимая во внимание показания представителя ответчика ФИО4 о том, что супруг и дети истца включены в списки граждан, подлежащих расселению из аварийного жилья по <адрес>, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, как члены семьи матери ее бывшего супруга, истец же в этот список не включена, суд, руководствуясь положениями ст.ст. 33, 34 СК РФ, приходит к выводу, что 1/6 долю дома по <адрес> приобретенную бывшим супругом истца в период их брака за счет средств, перечисленных администрацией города в соответствии с «Договором на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности (п. 4 договора купли-продажи), нельзя оценивать как общее имущество супругов, поскольку в соответствии с п.2 ст.34 СК РФ к имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие)…

Поскольку указанное выше недвижимое имущество (1/6 доля дома по <адрес> в <адрес>) приобретено на средства социальной выплаты, имеющее целевое назначение, оно не является общим имуществом супругов.

Анализируя изложенное, суд пришел к выводу, что <адрес> в <адрес> находится на горном отводе ликвидированной шахты «Судженская», является непригодным для проживания по критериям безопасности и подлежит сносу. Проживание в данном доме является опасным для жизни и здоровья людей. Истец с ДД.ММ.ГГГГ является собственником и ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу <адрес> в <адрес>, а постоянно проживала по указанному адресу с 2001 года по 2007 год, с 2008 не проживает по указанному адресу вынужденно в виду непригодности для проживания, иного жилья в собственности и по договору социального найма не имеет.

Довод представителя ответчика о том, что основанием для отказа в иске является проживание истца в спорном жилом помещении менее 5 лет, не основан на законе. Законодательством не предусмотрено указанное ограничение в правах на включение граждан в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

Поскольку формирование, уточнение списков, установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления, в соответствии с п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428 – Администрации Анжеро-Судженского городского округа - ответчика по данному делу, суд приходит к выводу, что требования истца подлежит удовлетворению в полном объеме.

Суд обязывает Администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить истца в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированном АООТ «Шахта «Судженская».

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сикора Н.А. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа удовлетворить:

Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить Сикора Н.А., <данные изъяты> в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ АООТ «Шахта «Судженская».

На решение может быть подана кассационная жалоба в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме изготовлено 26.12.2011 года.