Дело № 2-134/2012 Решение Именем Российской Федерации Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе: председательствующего Нуреник И.Г., при секретаре Абдрахмановой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области 13 января 2012 года гражданское дело по заявлению Дусаева Э.В. к РЭО ГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Анжеро-Судженский» о признании действий незаконными, установил: Дусаев Э.В. обратился в Анжеро-Судженский городской суд с заявлением к РЭО ГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Анжеро-Судженский» о признании действий незаконными. Свои требования мотивирует тем, что в ДД.ММ.ГГГГ году он приобрел автомобиль марки <данные изъяты> <адрес> года выпуска у Смолкиной О.П. Сделка по приобретению данного автомобиля происходила в РЭО ГИБДД г.Анжеро-Судженска, где Смолкина О.П. сняла автомобиль с учета, а на имя заявителя было выдано свидетельство о регистрации транспортного средства № и госномер №, также была произведена отметка в ПТС. С ДД.ММ.ГГГГ года автомобиль находился в постоянном пользовании заявителя. В ДД.ММ.ГГГГ году заявитель обратился в РЭО ГИБДД г.Анжеро-Судженска для снятия данного автомобиля с регистрационного учета с целью дальнейшей его продажи. В связи с возникшими подозрениями сотрудников РЭО ГИБДД г.Анжеро-Судженска о вторичности идентификационного номера автомобиля была проведена доследственная проверка в порядке ст.144 УПК РФ и ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело № по данному факту по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.326 УК РФ. ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело было прекращено в связи с истечением сроков давности уголовного преследования. Дусаев Э.В. обратился в РЭО ГИБДД г.Анжеро-Судженска с заявлением о восстановлении регистрации автомобиля, на что получил отказ, мотивированный тем, что на основании п.33 Приказа №1001 МВД России от 24.11.2008г. не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства при обнаружении признаков изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями. Согласно транспортно-трассологической экспертизы автомобиля <данные изъяты> идентификационный номер № является вторичным, установлен первичный номер №. Поскольку не имеет отношения к перемаркировке, то считает отказ РЭО ГИБДД г.Анжеро-Судженска незаконным и необоснованным. Просит суд признать прекращение (аннулирование) регистрации автомобиля <данные изъяты> и отказ в проведении регистрационных действий незаконным, обязать РЭО ГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Анжеро-Судженский» произвести регистрационные действия по постановке на учет автомобиля <данные изъяты> (восстановить регистрацию). В судебном заседании заявитель полностью поддержал заявленные требования, дал пояснения аналогичные изложенным в заявлении. Представитель заинтересованного лица РЭО ГИБДД МОВД, Беликов Д.А., по существу заявленных требований возражал. Суду пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ году в РЭО ГИБДД поступила информация о проведении проверки и аннулировании регистрации автомобиля <данные изъяты> в связи с тем, что данный автомобиль значится в Интерполе под номером №. Экспертным путем была установлена скрытая маркировка данного автомобиля. Первичным идентификационным номером автомобиля установлен номер №, а вторичным №. После проведения служебной проверки было произведено аннулирование регистрации данного транспортного средства, согласно Приказа МВД №59. В 2011 году Дусаев Э.В. обратился в РЭО ГИБДД для постановки на учет данного автомобиля. На основании Административного регламента МВД России № 1001, п.33 и п.35.6 было обнаружение признаков подделки, скрытие, уничтожение, изменении маркировки, нанесенной на транспортное средство, Дусаеву было отказано в регистрации транспортного средства. Считает действия сотрудников РЭО ГИБДД законными. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно Паспорта транспортного средства легковой автомобиль модели <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, синего цвета, идентификационный номер № с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит Дусаеву Э.В. (л.д.8). Согласно свидетельству о регистрации ТС собственником автомобиля <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, синего цвета, идентификационный номер № является Дусаев Э.В. (л.д.10). В соответствии с Постановлением дознавателя ОД МО МВД России «Анжеро-Судженский» капитана полиции Устюгова О.В. от ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело № по ст. 326 ч.1 УК РФ по факту изменения идентификационного номера автомобиля <данные изъяты> было прекращено в связи с истечением сроков давности уголовного преследования (л.д.6). Согласно справке РЭО ГИБДД МОВД России «Анжеро-Судженский» автомобиль <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, синего цвета, идентификационный номер № в базе розыска не значится (л.д.7). Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ идентификационный номер автомобиля <данные изъяты> № является вторичным, первичным номер № (л.д.14-16). Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ представленный на исследование бланк транспортного средства (ПТС) № заполненный на автомобиль <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, синего цвета, идентификационный номер № изготовлен на предприятии Гознака, каких-либо изменений в первоначальных реквизитах представленного бланка ПТС, а также в записях внесенных в графы данного документа, не установлено (л.д.13). Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» - судам следует иметь ввиду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежит защите права гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления). С учетом изложенных положений, по мнению суда, к требованиям, заявленным истцом, подлежит применению порядок рассмотрения заявления, предусмотренный главой 25 ГПК РФ. В соответствии со ст.245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В соответствии с ч.1 ст.246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, коллегиально по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой, главами 24 - 26 настоящего Кодекса и другими федеральными законами. Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Дусаевым Э.В. по существу заявлено требование о признании действий РЭО ОГИБДД при УВД по г. Анжеро-Судженску незаконными и обязании произвести регистрационные действия. В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10.02.2009г. №2 к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль. В соответствии с ч.1 ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Из заявления Дусаева Э.В. и его пояснений в суде следует, что мотивированный отказ в проведении регистрационных действий он получил 17.11.2011 года, согласно штампа входящей корреспонденции Анжеро-Судженского городского суда исковое заявление поступило в суд от истца 14.12.2011 года (л.д.2). Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. Таким образом, из названных доказательств, суд приходит к выводу о том, что установленный законом трехмесячный срок обращения в суд с данным заявлением Дусаевым Э.В. не нарушен. Автотранспортное средство – это объект, гражданский оборот которого частично ограничен специальной регистрацией. Полномочия по регистрации транспортных средств осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 года №1026-1 "О милиции", Федеральным законом от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года №711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года №938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел российской Федерации (далее - Госавтоинспекция). В соответствии с п.3 ст.15 ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. Принятые в развитие данного Постановления и утвержденные Приказом МВД РФ №1001 от 24.11.2008 года Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ предусматривают наличие определенных документов, достоверность которых должна быть проверена. Согласно пунктам 1 и 2 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.02.2008 года №1001 комплекс мероприятий, направленных на обеспечение доступа транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами (регистрация транспортных средств) осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Регистрация транспортных средств осуществляется подразделениями Госавтоинспекции, на которые возложена данная функция, в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств, исполнения законодательства о военно-транспортной обязанности и налогового законодательства. Абз.3 пункта 3 Правил, предусмотрено, что не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационные действия транспортных средств: … при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) … Согласно п.7 Правил к регистрационным документам относятся свидетельства о регистрации транспортных средств, а также выданные до введения свидетельств о регистрации транспортных средств технические паспорта (технические талоны) транспортных средств, если не произведена их замена в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России. Регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, …, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации (п.8 Правил). На основании заявлений о снятии транспортных средств с регистрационного учета в связи с прекращением права собственности на них в случаях изменения места регистрации собственников, являющихся физическими лицами, допускается снятие транспортных средств с регистрационного учета в регистрационных подразделениях по месту регистрации транспортных средств (п.30 Правил). Не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в соответствии с решением, принятым по результатам проверки, проведенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке органами внутренних дел или иными правоохранительными органами, совершенное регистрационное действие с транспортным средством считается недействительным и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств и регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение. В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для аннулирования регистрационного действия, восстановление регистрационного учета производится в соответствии с решением указанного органа с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства (п.51 Правил). Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемые действия РЭО ГИБДД при УВД по г. Анжеро-Судженску не противоречат действующему законодательству РФ и являются законными. При указанных обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении исковых требований Дусаева Э.В. заявленных к ОГИБДД при УВД по г. Анжеро-Судженску, УВД по г. Анжеро-Судженску о признании действий по аннулированию регистрации транспортного средства незаконными. Поскольку судом отказано в удовлетворении требований Дусаева Э.В. о признании действий по аннулированию регистрации транспортного средства незаконными, то не подлежит и удовлетворению требование Дусаева Э.В. об обязании произвести регистрационные действия, поскольку права истца данными действиями не нарушены, следовательно, не подлежит восстановлению нарушенное право в том числе и путем обязания произвести какие-либо действия. При таких обстоятельствах, суд отказывает истцу в удовлетворении данных требований. Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований Дусаева Э.В., заявленных к РЭО ГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Анжеро-Судженский» о признании незаконными действий по аннулированию регистрации транспортного средства марки <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, легкового, цвет синий (темно-синий), модель, номер двигателя №, шасси не установлен, кузов № №, идентификационный номер № и обязании произвести регистрационные действия в отношении указанного транспортного средства - отказать. Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Кемеровский областной суд. Председательствующий: