По иску Солоткова А.Ф. к администрации АСГО о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-130/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего Капшученко О.В.,

при секретаре Петерс С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске

18 января 2012 года

гражданское дело по иску Солоткова А.Ф. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Солотков А.Ф. обратился в Анжеро-Судженский городской суд с иском к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о предоставлении жилого помещения.

Свои требования мотивирует тем, что по решению Анжеро-Судженского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ его родители были лишены родительских прав.

На основании распоряжения Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находился на воспитании, на полном государственном обеспечении в МОУ <данные изъяты> <данные изъяты>» <адрес>, обучался в ПУ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Закрепленного жилого помещения не имеет, по окончанию пребывания в образовательном учреждении жилое помещение ему предоставлено не было, вынужден проживать в квартире, снятой на возмездной основе.

Принят на очередь по улучшению жилищных условий, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ его общая очередь за , на льготной очереди по категории «<данные изъяты>» за .

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Просит обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить ему – лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди, по договору социального найма, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, жилой площадью не ниже установленных социальных норм <данные изъяты>

В судебном заседании истец на иске настаивал, все изложенное в исковом заявлении поддержал. Суду пояснил, что в <данные изъяты>. его родители были лишены родительских прав, в <данные изъяты> его отец умер. Солотков был направлен на воспитание в <данные изъяты> , затем обучался в <данные изъяты> , проживал в общежитии. После окончания училища с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ жил у бабушки в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ женился, стал проживать у бабушки жены в <адрес>. Квартира по <адрес>, непригодна для проживания. Просил суд обязать Администрацию <адрес> предоставить ему, относящемуся к числу детей-сирот, вне очереди, по договору социального найма, благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, отвечающее всем требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм не менее <данные изъяты>.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации Анжеро-Судженского городского округа ФИО7, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признала, суду пояснила, что при вынесении решения будут нарушены права других лиц, по той же категории <данные изъяты> которые стоят на очереди. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 28.05.2009 №590 дается разъяснение положений п. 1 ст. 8 №159-ФЗ от 21.12.1996г. (в ред. от 22.08.2004г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предполагается, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеющие закрепленное за ними жилое помещение, сохраняют за ним право на весь период нахождения в учреждении. Внеочередное предоставление жилого помещения ФИО1 не положено, так как есть еще дети - сироты, которые не имеют сохранного жилья, которым государство обязано предоставить внеочередное жилое помещение, различия в правовом регулировании жилищных отношений с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основаны на учете факта наличия, либо отсутствия сохранного жилья, наличие акта МВК предусматривает другой порядок предоставления жилого помещения. Кроме того внеочередное предоставление нарушает права других детей-сирот, и у ответчика отсутствует свободное жилье, а также денежные средства на приобретение жилья, так как вынесено большое количество решений по данной категории, финансирование из бюджета области не производится.

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно пп.2 п2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям –сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки ( попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст.8 ФЗ №159-ФЗ от 21.12.1996г. (в ред. от 22.08.2004г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся, под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п.5 ст. 57 ЖК РФ жилое помещение должно быть предоставлено гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Нормой предоставления, согласно ст.50 ЖК РФ является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади, предоставляемого по договору социального найма жилого помещения. Норма устанавливается органом местного самоуправления.

Согласно ст.1 Закона Кемеровской области №67-ОЗ от 16.05.2006г. (ред. от 30.06.2007г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает что, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном ЖК РФ, настоящим Законом. Жилое помещение предоставляется указанным лицам, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п.9 ст.2 Закона Кемеровской области №124-ОЗ от 14.11.2005г. (ред. от 30.09.2008г.) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно свидетельству о рождении Солотков А.Ф. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Его родителями указаны: отец – ФИО2, мать – ФИО3 (л.д. 6).

Согласно копии решения Анжеро-Судженского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО3 лишены родительских прав в отношении сына Солоткова А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 7-8).

Согласно копии свидетельства о смерти ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, актовая запись (л.д. 9).

Согласно распоряжению Администрации <адрес> - р от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Солотков А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ г.р. направлен на полное государственное обеспечение в школу-интернат (л.д. 10).

Из справка <данные изъяты> » следует, что Согласно справке <данные изъяты> Солотков А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в данной школе и был прописан по адресу: <адрес> (л.д.11).

Из справки жилищного отдела <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 состоит на очереди на улучшение жилищных условий в Администрации <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ общая очередь за , по категории <данные изъяты> - очередь (л.д. 12).

Из сохранного письма на жилье следует, что в квартире по <адрес>, проживала семья ФИО1, имеющая несовершеннолетних детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГг.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГг.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГг.р. В связи с решением суда о лишении родительских прав, дети направлена в госучреждения <адрес>, жилое помещение сохраняется за детьми (л.д. 13).

Из справки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что по данным архива за Солотковым А.Ф. в личной собственности до ДД.ММ.ГГГГ жилья не значится. По адресу <адрес> общая площадь – <данные изъяты> жилая – <данные изъяты> комнат – <данные изъяты> процент износа дома на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> Инвентаризационная стоимость квартиры ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты>. (л.д.14).

Согласно уведомлению об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним у них отсутствует информация на имеющиеся у Солоткова А.Ф. объекты недвижимости (л.д.15).

Согласно справке <данные изъяты> Солотков А.Ф. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в <данные изъяты> (в настоящее время <данные изъяты> ) и на период обучения проживал в общежитии училища по <адрес> (л.д.16).

Согласно справке о составе семьи <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Солотков А.Ф., ДД.ММ.ГГГГг.р. зарегистрирован по месту жительства по адресу <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д.17).

Согласно справке <данные изъяты> Солотков А.Ф. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в <данные изъяты> (в настоящее время <данные изъяты> ) по профессии: «<данные изъяты>» (л.д.18).

Из договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между <данные изъяты> и ФИО3 следует, что в жилое помещение по адресу <адрес> вместе с нанимателем вселяются и члены ее семьи: ФИО8, ФИО1, ФИО1 (л.д.19- 22).

Согласно заключению межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянно проживания от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес> признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу (л.д. 27-28).

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что ФИО1 является ребенком, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения.

То обстоятельство, что ФИО1 имеет сохранное письмо на жилье, находящееся по адресу: <адрес>, которое, согласно заключению Межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянно проживания от ДД.ММ.ГГГГ признано непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, дает ему дополнительное основание для обращение за предоставлением жилья во внеочередном порядке.

Ссылку представителя ответчика на то обстоятельство, что в соответствии со

ст.8 ФЗ №159-ФЗ от 21.12.1996г. (в ред. от 22.08.2004г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются только детям –сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения суд считает несостоятельной по следующим основаниям.

Из определения Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 года № 376-О-П следует, что предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 ст. 57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст. 49 и ч.1 ст.52 ЖК РФ).

В данном случае, хотя за истцом и закреплено жилье, но оно признано в установленном законом порядке непригодным для проживания. То есть истец является малоимущим и нуждающимся в предоставлении жилья.

В соответствии с п.2.2 определения Конституционного Суда РФ от 07.06.2011 года №746-О-О закрепленное п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ правовое регулирование не может рассматриваться как ограничивающее права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку в системной связи с положением ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» оно направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Поскольку положение п.1 ст.8 названного Федерального закона регулирования, по сути, те же отношения, что и п.2 ч.2 2 ст.57 ЖК РФ, в силу принципа «Последующий закон отменяет предыдущий» в случае сомнения относительно соответствия указанных положений нормам Жилищного кодекса РФ суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы Жилищного кодекса РФ как федерального закона, принятого позднее.

Исследовав изложенные нормы в совокупности, суд считает, что в указанной представителем ответчика части подлежит применению Жилищный кодекс РФ, который не содержит ограничений по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилья, в зависимости от наличия у них закрепленного жилья.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что наличие у истца закрепленного жилья, признанного непригодным для проживания, не лишает его права на предоставление благоустроенного жилого помещения по п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Доводы представителя ответчика относительно того, что ФИО1 не имеет права на внеочередное предоставление жилья, так как это нарушает права иных детей – сирот состоящих на очереди, являются необоснованными, поскольку суд исходит из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст.8 ФЗ №159-ФЗ от 21.12.1996г. (в ред. от 22.08.2004г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма. Разрешение требований о предоставлении детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

При оценке ссылки представителя ответчика на отсутствие свободного жилья, а также то, что денежные средства на приобретение не выделяются, финансирование из бюджета субъекта федерации не производится, суд полагает, что обеспечение вне очереди жилым помещением указанной категории детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия денежных средств у органов местного самоуправления, в связи, с чем вышеприведенные доводы представителя не основаны на законе.

Обязанность по предоставлению жилья возложена на ответчика в соответствии с п.9 ст.2 Закона Кемеровской области №124-ОЗ от 14.11.2005г. (ред. от 30.09.2008г.) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с п.1 Постановления городского Совета народных депутатов от 30.06.2005 год № 471, в городе Анжеро – Судженске установлена норма общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина - <данные изъяты> метра.

Суд приходит к выводу, что имеются все основания для удовлетворения требования истца. Обязывает Администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить Солоткову А.Ф., лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее <данные изъяты> за счет средств бюджета Кемеровской области.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Солоткова А.Ф. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о предоставлении жилого помещения, полностью удовлетворить.

Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить Солоткову А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее <данные изъяты> за счет средств бюджета <адрес>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено: .

Председательствующий: