по иску Гавриловой Л.А. к Адм. г. Анжеро-Судженска о призн права собственности



Дело № 2-396-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего Карасевой С.Н.,

при секретаре Рыбалко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области

14 марта 2011 года

гражданское дело по иску Гавриловой Л.А. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о признании права собственности,

установил:

Гаврилова Л.А. обратилась в суд с иском к ответчику о признании права собственности.

Свои требования в исковом заявлении мотивирует тем, что во время трудовых отношений с Анжерской автобазой матери истца была предоставлена <адрес> по <адрес> <адрес>. Позже Анжерская автобаза была ликвидирована, но жилищный фонд не был передан органам местного самоуправления.

В сентябре 2010 года истица обратилась в отдел приватизации комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Анжеро-Судженска с заявлением о приватизации указанной квартиры, в которой она проживает на основании ордера, выданного ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истицей с ответчиком заключен договор № на передачу бесплатно квартир, домов в собственность граждан путем приватизации, согласно которому <адрес> по <адрес>, состоящая из трех комнат, общей площадью 59,9 кв.м., жилой площадью 39,3 кв.м., перешла в собственность истицы.

Однако, Анжеро-Судженский отдел Управления Росреестра по Кемеровской области отказал в регистрации ее права собственности на эту квартиру, так как отсутствует регистрация права муниципальной собственности на квартиру.

Считает, что ответчиком нарушены ее права. Указывает, что ст. 40 Конституции РФ закрепляет право граждан на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений на условиях социального найма, вправе приобрести эти жилые помещения в собственность. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 ФЗ). Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке установленном законодательством (ст. 7 ФЗ). При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений, если они определены, либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений (ст. 18 ФЗ).

Анжерская автобаза, по решению которой истцу была предоставлена квартира, и выдан ордер на квартиру, ликвидирована. Жилой фонд не передан органам местного самоуправления, поэтому права муниципальной собственности не могут быть зарегистрированы. Истица же продолжает проживать в <адрес> по <адрес>, ее права на данную квартиру сохранены, в том числе, и право на приватизацию.

Исходя из Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов. Приложение 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 содержит объекты жилищного фонда.

Таким образом, даже если нет акта приема-передачи Анжерской автобазой жилищного фонда в ведение органов местного самоуправления г. Анжеро-Судженска, он в силу закона является муниципальной собственностью и при отсутствии государственной регистрации, и данные органы вправе заключать договоры приватизации.

Просит суд признать за истицей право собственности на квартиру по адресу: Кемеровская область г. Анжеро-Судженск, пер. <адрес>, по договору приватизации от ДД.ММ.ГГГГ №.

В судебном заседании истица доводы, изложенные в исковом заявлении, полностью поддержала, дала пояснения, аналогичные заявлению.

Представитель ответчика – Администрации Анжеро-Судженского городского округа, Базырина Г.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, в своем письменном отзыве на исковое заявление просила дело рассмотреть в ее отсутствие, не возражала против удовлетворения исковых требований (л.д. 25). В отзыве также указывает, что требования истца обоснованы, так как договор на приватизацию от ДД.ММ.ГГГГ № заключен истцом с Администрацией г. Анжеро-Судженска, квартира по <адрес> перешла в собственность истицы на законных основаниях. В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений на условиях социального найма, вправе приобрести эти жилые помещения в собственность. Порядок приватизации жилых помещений в г. Анжеро-Судженске регулируется Положением, утвержденным постановлением городского Совета народных депутатов от 24.02.2005 г. № 438. Данным положением определен порядок приватизации, необходимый пакет документов. Истица представила все необходимые документы, поэтому оснований к отказу заключить с ней договор у Администрации не имелось. Анжерская автобаза т была ликвидирована, но жилфонд в собственность органа местного самоуправления официально не передан. Однако, исходя из Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов. Приложение 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 содержит объекты жилищного фонда. Поэтому, даже если нет акта приема-передачи от Анжерской автобазы жилищного фонда в ведение органов местного самоуправления г. Анжеро-Судженска, он в силу закона является муниципальной собственностью, и даже при отсутствии государственной регистрации ответчик как исполнительный орган вправе заключать договоры приватизации. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

В судебное заседание представитель третьего лица – Анжеро-Судженского отдела Управления Росреестра по Кемеровской области, Анжеро-Судженский отдел, Жеребецкая В.Ю., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, не явилась, извещена надлежаще, в своем письменном отзыве на исковое заявлении просила дело рассмотреть в ее отсутствие (л.д. 23-24). В отзыве также указывает, что к компетенции ФРС относится государственная регистрация прав. В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним» № 122 –ФЗ, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, оспаривается только в судебном порядке. В настоящее время в ЕГРП отсутствует запись о государственной регистрации права собственности на квартиру по <адрес>, в г. Анжеро-Судженске
Кемеровской области. В соответствии с п.2 ст.13 Закона о регистрации государственная регистрация перехода права возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином реестре прав. П.2 ст.6 того же закона установлено, что государственная регистрация возникшего до введения в действие Закона о регистрации права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения Закона о регистрации перехода данного права, или совершенной после введения в действие настоящего закона сделки с объектом недвижимого имущества.

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо, может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно ст.223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений на условиях социального найма, вправе приобрести эти жилые помещения в собственность.

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 указанного ФЗ).

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 7 того же ФЗ).

При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений, если они определены, либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений (ст. 18 этого же ФЗ).

Исходя из Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов. Приложение 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 содержит объекты жилищного фонда.

Судом установлено, что согласно договору на передачу бесплатно квартир, домов в собственность граждан путем приватизации от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.3) Администрация г. Анжеро-Судженска на основании ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передает в собственность истицы квартиру по <адрес>, состоящую из 3-х комнат, общей площадью 56,9 кв.м., жилой площадью 39,3 кв.м., и общее имущество в многоквартирном доме, пропорционально размеру общей площади приватизированной квартиры, в соответствии со ст. 15 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» от 29.12.2004 г. П. 9 договора установлено, что право собственности на приобретенное жилье возникает с момента государственной регистрации права.

Согласно справке БТИ (л.д.14) квартира по <адрес>, значится за истицей на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ №. Аналогичные сведения о собственнике и спорной квартире содержатся в копии технического паспорта (л.д. 6-7).

Из копии ордера № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13) следует, что квартира по <адрес> состоящая из трех комнат, предоставлена семье истицы, состоящей из четырех человек, на основании решения исполкома городского Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

В деле также имеется выданный ФГУ ЗКП по Кемеровской области, межрайонным отделом № 1, кадастровый паспорт жилого помещения (квартиры) от 15.10.2010 г. (л.д.8-9), из которого видно, что спорная квартира расположена в многоквартирном доме, имеет кадастровый номер <данные изъяты>, общую площадь 56,9 кв.м., назначение – жилое, расположена на 1-ом этаже здания.

Согласно сообщению об отказе в государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ Управления Росреестра по Кемеровской области, Анжеро-Судженского отдела (л.д.4-5) истице отказано в регистрации прав собственности по договору приватизации № от ДД.ММ.ГГГГ Причиной отказа указано положение п.2 ст.13 Закона о государственной регистрации прав, согласно которому регистрация перехода прав на объект недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в ЕГРП. Однако, заявление о государственной регистрации ранее возникших прав собственности Администрацией города представлено не было.

Также представлена копия паспорта истицы, которая зарегистрирована по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).

Судом установлено, что согласно Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (в ред. Постановлений ВС РФ от 23.05.1992 N 2824-1, от 27.01.1993 N 4375-1, от 21.07.1993 N 5475-1 (ред. 24.12.1993), с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.09.1993 N 15-П), объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах районного подчинения).

В приложении № 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 указаны объекты, относящиеся к муниципальной собственности:

- объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов:

жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

Из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 (с последующими изменениями и дополнениями), следует, что:

«В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако, если установленный иными актами порядок приватизации жилья противоречит названному выше Закону, в том числе принят с превышением полномочий органов, издавших такой акт, необходимо руководствоваться положениями этого Закона (п. 3 Постановления);

«Согласно ст. ст. 1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. Соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение). Ставшие собственниками приватизированного жилого помещения граждане вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению, не нарушая при этом прав и охраняемых законом интересов других лиц (ст. 30 Жилищного кодекса РФ и ст. 209 ГК РФ) (п. 8 Постановления)».

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Поскольку истица проживала на законных основаниях с 1995 года в квартире по <адрес> в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области, которая была предоставлена ей на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, и, как на момент предоставления, так и на момент заключения договора приватизации с ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, являлась муниципальной жилой площадью, то, по мнению суда, права истицы на приватизацию занимаемого жилого помещения, в которой ей не может быть отказано, не должны нарушаться ни ответчиком, ни другими лицами.

Порядок оформления передачи жилья в собственность истцов, предусмотренный указанными выше нормами права, был соблюден обеими сторонами договора приватизации.

Следовательно, суд признает, что истица приобрела право собственности на спорную квартиру, состоящую из трех жилых комнат, кухни, нежилого помещения (кладовой), общей площадью - 56,9 кв.м., в том числе, жилой площадью – 39,3 кв.м., расположенную в многоквартирном доме, на первом этаже здания с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, <адрес> на законных основаниях, по договору приватизации № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между сторонами и ими подписанному.

Данный договор не оспорен и не признан недействительным, в связи с чем может порождать правовые последствия для сторон договора.

При этом, так как в законе имеется прямое указание на обязательность государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и момент возникновения права собственности на данный объект недвижимости, то право собственности истицы на спорную квартиру подлежит государственной регистрации на основании договора приватизации и решения суда.

Иск, таким образом, суд удовлетворяет в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Гавриловой Л.А. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о признании права собственности удовлетворить.

Признать, что Гаврилова Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родившаяся в <адрес>, приобрела право собственности на квартиру, состоящую из трех жилых комнат, кухни, нежилого помещения (кладовой), общей площадью - 56,9 кв.м., в том числе, жилой площадью – 39,3 кв.м., расположенную в многоквартирном доме, на первом этаже здания с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, <адрес> по договору приватизации № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между истицей и Администрацией г. Анжеро-Судженска Кемеровской области.

Решение суда является основанием для государственной регистрации в установленном законом порядке права собственности Гавриловой Л.А. на указанный объект недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий: