Дело № 2-1028/2012г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Степанцовой Е.В.,
при секретаре Бунаковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске
28 августа 2012 года
гражданское дело по иску Соловьева И.А. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Соловьев И.А. обратился в Анжеро-Судженский городской суд с иском к ответчику о предоставлении жилого помещения. Свои требования мотивировал тем, что он является ребенком, оставшимся без попечения родителей. Его родители были лишены родительских прав решением суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, мать в ДД.ММ.ГГГГ умерла. На основании Распоряжения Администрации г. Анжеро-Судженска № 203-р от 28.02.2000г. он находился на полном государственном обеспечении в Детском доме № г.Анжеро-Судженска. В 2009 году поступил для дальнейшего обучения в <данные изъяты>, обучался с 01.09.2009г. по 16.03.2011г. Закрепленного за ним жилого помещения не имеет. По окончании пребывания в образовательном учреждении жилое помещение ему предоставлено не было, в связи с чем он вынужден проживать в квартире, снятой им на возмездной основе. Согласно справки жилищного отдела Администрации Анжеро-Судженского городского округа № 68 от 13.03.2012г. он состоит на льготной очереди на получение жилья по категории «сирота» №, общая очередь №.
Просил суд обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить ему, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, жилой площадью не ниже установленных социальных норм (33 кв.м.).
В судебном заседание истец на исковых требованиях настаивал, доводы, изложенные в исковом заявлении поддержал полностью.
Представитель ответчика Администрации Анжеро-Судженского городского суда Петракова Е.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что внеочередное предоставление жилья истцу нарушит законные права и интересы граждан, которые состоят на учете в жилищном отделе Администрации Анжеро-Судженского городского округа по той же категории как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, Кроме того, финансирование жилья для предоставления данной категории малообеспеченных граждан осуществляется за счет средств субъекта РФ, все денежные потоки, поступившие в 2012 г. использованы для исполнения решений по искам детей сирот за 2010-2011 гг. Поэтому предоставить жилое помещение истцу не предоставляется возможным в этом году. Истец состоит на учете жилищного отдела администрации в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «сирота». Договор социального найма с истцом не заключался, жилье истцу не предоставлялось. Сам факт постановки истца на учет в жилищном отделе по категории «ребенок-сирота» свидетельствует о том, что истец жильем в установленном законом порядке не обеспечен. Просила в удовлетворении исковых требований отказать полностью.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ст.57 ЖК РФ и ст.8 федерального закона РФ № 159 от 21.12.1996г. (в ред. от 21.11.2011г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся, по опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с п.5 ст. 57 ЖК РФ жилое помещение должно быть предоставлено гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Нормой предоставления, согласно ст.50 ЖК РФ является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади, предоставляемого по договору социального найма жилого помещения. Норма устанавливается органом местного самоуправления.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ на осуществлении гарантии прав ребенка регулируются положениями статьи 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ". В частности, вопросы социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются предметом ведения органов государственной власти субъектов РФ.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 4 Закона Кемеровской области "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции.
Непосредственное обеспечение детей-сирот жилой площадью возлагается Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ на органы исполнительной власти по месту жительства (месту временного пребывания) детей-сирот. Аналогично, Законом Кемеровской области от 14.11.2005 N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159, дети-сироты обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Статья 50 Жилищного кодекса РФ определяет норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Как указано в части 1 вышеприведенной статьи, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Частью 2 статьи 50 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Из постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.08.2006 N 165 "Об утверждении порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что жилые помещения, предоставляемые детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете, по договорам социального найма должны соответствовать норме предоставляемой площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, а также санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенными применительно к условиям населенного пункта.
Согласно ст.1 Закона Кемеровской области № 67-ОЗ от 16.05.2006г. (ред. от 30.06.2007г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает что, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном ЖК РФ, настоящим Законом. Жилое помещение предоставляется указанным лицам, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судом установлено, что истец Соловьев И.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Согласно свидетельства о рождении №, выданного ДД.ММ.ГГГГ <адрес> городским ЗАГС (л.д. 7), его родителями значатся: мать – ФИО1, отец – ФИО2.
Решением Анжеро-Судженского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9) ФИО8 ФИО2 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Соловьева И.А. В отношении Соловьева И.А. попечителем назначен орган опеки и попечительства г.Анжеро-Судженска.
Согласно свидетельства о смерти №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Органом ЗАГС <адрес> (л.д. 8) ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем составлена актовая запись №.
Согласно Распоряжения №203-р от 28.02.2000г. Администрации г.Анжеро-Судженска (л.д. 10), истец Соловьев И.А. направлен на полное государственное обеспечение в Анжеро-Судженский детский дом №
Из справки № 659 от 28.06.2012г. (л.д. 12) следует, что истец являлся воспитанником <данные изъяты>» <адрес> и находился на полном государственном попечении с 28.02.2000г. по 31.08.2009г.
Из справки ГОУ СПО «МЛТТ» от 09.07.2012г. (л.д. 13) следует, что истец обучался на дневном отделении <данные изъяты> по специальности <данные изъяты>» с 01.09.2009г. по 16.03.2011г.
Согласно справки жилищного отдела Администрации Анжеро-Судженского городского округа № 68 от 13.03.2012г. (л.д. 11) истец состоит на очереди на улучшение жилищных условий с 11.12.2002г. Общая очередь №, по категории «сирота» №.
Из справки Отдела опеки и попечительства управления образования Анжеро-Судженского городского округа от 27.08.2012г. (л.д. 23) следует, что информации о сохранном жилье за истцом Соловьевым И.А. в архиве отдела опеки и попечительства не значится.
Согласно уведомления Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области № 10/004/2012-423 от 11.07.2012г. (л.д.14) и сообщения филиала №1 БТИ г.Анжеро-Судженска ГПКО «ЦТИ КО» от 17.07.2012г. (л.д. 15) за истцом Соловьевым И.А. жилья не значится.
В настоящее время истец согласно справки ГОУ СПО «МЛТТ» (л.д. 16) и свидетельства о регистрации по месту пребывания № 577 от 15.10.2009г. (л.д. 17) зарегистрирован и проживает в общежитии по адресу <адрес>.
Анализируя представленные документы, суд считает установленным, что истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Истец окончил обучение в образовательном учреждении, однако до настоящего времени ответчиком жильем не обеспечен. Иного жилья в собственности либо на иных законных основаниях в пользовании у истца нет, с 11.12.2002 года он состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма в жилищном отделе Администрации Анжеро-Судженского городского округа.
Таким образом, суд приходит к выводу, что при указанных обстоятельствах на ответчика возложена обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим нормам, жилой площадью не менее установленной социальной нормы в границах г. Анжеро-Судженска по договору социального найма во внеочередном порядке.
Разрешая требования истца, суд исходит из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 федерального закона № 159 от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма. Разрешение требований о предоставлении детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
При оценке ссылки представителя ответчика на то обстоятельство, что все поступившие денежные средства, направленные на предоставление жилья данной категории малообеспеченных граждан в этом году уже распределены и использованы, суд полагает, что обеспечение вне очереди жилым помещением указанной категории детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия денежных средств у органов местного самоуправления, в связи с чем вышеприведенные доводы представителя не основаны на законе.
Обязанность по предоставлению жилья возложена на ответчика в соответствии с п.9 ст.2 Закона Кемеровской области №124-ОЗ от 14.11.2005г. (ред. от 30.09.2008г.) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с п.1 Постановления городского Совета народных депутатов от 30.06.2005 год № 471, в городе Анжеро – Судженске установлена норма общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина - 33 квадратных метра.
Суд приходит к выводу, что имеются все основания для удовлетворения требования истца. Обязывает Администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить Соловьеву И.А., лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в г.Анжеро-Судженске, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 33 метров квадратных за счет средств бюджета Кемеровской области.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Соловьева И.А. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа удовлетворить полностью:
Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить Соловьеву И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, <данные изъяты>, лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в г.Анжеро-Судженске, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 33 метров квадратных.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Анжеро-Судженский городской суд путем подачи апелляционной жалобы.
Мотивированное решение изготовлено: 29 августа 2012 года.
Председательствующий: