Дело № 7 - 103/ 2011 г. П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Анжеро-Судженск 12 октября 2011 года Судья Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области Деринг В.К. С участием представителей ООО «Соболь» ***, ***, государственного инспектора Межрегионального отдела горного надзора за добычей открытым способом, переработкой полезных ископаемых и взрывными работами Южно-Сибирского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ***, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.1 ч. 1 КРФ об АП, совершенном ООО «Соболь» в лице законного представителя ***, работающего генеральным директором ООО «Соболь», в защитнике не нуждается, 16.09.2011 года в 14 часов 30 минут был составлен протокол о том, что 12.09.2011 года, при проверке на основании требования и.о. прокурора г. Анжеро-Судженска от 02.09.2011 года на земельном участке, принадлежащем по договору аренды ООО «Соболь», на основании распоряжения заместителя руководителя Южно-Сибирского управления Ростехнадзора от 09.09.2011 года установлено: 1. Факт разработки отвала, что является объектом открытых горных работ, который относится к категории опасных производственных объектов. На опасном производственном объекте велись горные работы со следующими нарушениями: 1.1 Эксплуатирующей организацией не представлена проектная документация на ведение горных работ по разработке отвала. 1.2 Опасный производственный объект эксплуатирующей организации не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов. 1.3 Высота уступа в месте производства работ, при погрузке горной массы одноковшовым погрузчиком, превышает безопасную высоту. Государственный инспектор Межрегионального отдела горного надзора за добычей открытым способом, переработкой полезных ископаемых и взрывными работами Южно-Сибирского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору *** пояснил, что правонарушения, установленные согласно акту и в протоколе, представляют опасность для людей, отсутствуют документы на ведение работ, просит назначить наказание в виде приостановления деятельности на ведение горных работ по разработке отвала ООО «Соболь» на 90 суток. Зам. начальника Межрегионального отдела горного надзора за добычей открытым способом, переработкой полезных ископаемых и взрывными работами Южно-Сибирского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору *** пояснил, что необходимо большое время для восстановления документов, для того, чтобы деятельность ООО «Соболь» была законной, поэтому срок приостановления деятельности ООО «Соболь» необходим максимальный. Генеральный директор ООО «Соболь» *** в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежаще, считаю возможным рассмотреть дело без его участия. Представитель ООО «Соболь» *** пояснил, что с правонарушением не согласен, нарушены правила подведомственности, данные правоотношения предмет арбитражной юрисдикции, протокол был вручен не надлежащему представителю, так как законным представителем ООО «Соболь» является ***, а представитель ***, явившийся представителем по делу, имел лишь общую доверенность, не были истребованы документы и доказательства по делу, а доказательств того, что работы ООО «Соболь» ведутся, не имеется, поскольку работы не велись, инспектор, составивший протокол, не был на месте составления протокола 12.07.2011 года, также отсутствует акт рекультивации, что послужило бы доказательством разработки отвала ООО «Соболь». Кроме того, акт проверки не представлен представителю ООО «Соболь», с ним не ознакомлены представители ООО «Соболь», проверка имела место в июле, а протокол и акт были составлены в сентябре, таким образом срок привлечения к административной ответственности истек. Представитель ООО «Соболь» *** пояснил, что был на месте разработки отвала при проверке места тех. надзором, но акт проверки в материалах дела отсутствует, имеется лишь протокол, что недостаточно для признания вины. Выслушав стороны, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему: В материалах дела имеются оглашенные в судебном заседании: - протокол № 68-26-09-022 от 16.09.2011 года об административном правонарушении в отношении ООО «Соболь» по ст. 9.1 ч.1 КРФ об АП; - доверенность № 803/Сбл/11 от 22.06.2011 года, выданная ООО «Соболь» в лице генерального директора ***, согласно которой *** уполномочен выполнять от имени ООО «Соболь» следующие действия: подписывать протоколы об административных правонарушениях; подписывать акты и предписания по результатам проведенных проверок; вести переговоры, а также давать пояснения по всем вопросам деятельности общества; кроме того, *** предоставляется право расписываться от имени общества и совершать иные законные действия, связанные с исполнением данного поручения. - свидетельство о государственной регистрации, согласно которому в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» в единый государственный реестр юридических лиц 29.05.2006 года внесена запись о создании юридического лица - ООО «Соболь». - договор аренды земельного участка № 4509 от 25.05.2009 года, согласно которому КУМИ г. Анжеро – Судженска предоставило в аренду ООО «Соболь» в лице директора *** земельный участок, находящийся по адресу: пгт Рудничный г. Анжеро – Судженска район бывшего отвала № 1 ОАО «Антоновское рудоуправление», в целях производственной деятельности. - акт проверки соблюдении требований промышленной безопасности №, согласно которому были выявлены нарушения: 1. Установлен факт разработки отвала, что является объектом открытых горных работ, который относится к категории опасных производственных объектов. На опасном производственном объекте велись горные работы со следующими нарушениями: 1.1 Эксплуатирующей организацией не представлена проектная документация на ведение горных работ по разработке отвала. 1.2 Опасный производственный объект эксплуатирующей организации не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов. 1.3 Высота уступа в месте производства работ превышает безопасную высоту выемочного оборудования Согласно ст. 8 ФЗ от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта. 1. Техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения государственной экспертизы проектной документации такого объекта. 2. Отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, подлежат государственной экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности. Изменения, вносимые в документацию на капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом. Изменения, вносимые в документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом, за исключением случая, если указанная документация входит в состав проектной документации, подлежащей государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. 3. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие соответствующую документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор. 3.1. Соответствие построенных, реконструированных опасных производственных объектов проектной документации, требованиям строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. 4. Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии. Согласно п. 3 единых правил безопасности, при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом обязательным условием принятия решения о начале строительства (эксплуатации), консервации и ликвидации объекта открытых горных работ является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации. Технические проекты на разработку месторождений полезных ископаемых открытым способом подлежат согласованию с Госгортехнадзором России. Проектная документация на консервацию и ликвидацию должна выполняться в соответствии с требованиями настоящих Правил и Инструкции о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 02.06.99 N 33 и зарегистрированной Минюстом России 25.06.99, регистрационный N 1816. Согласно ст. 2 п.п. 1, 2 ФЗ от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Согласно ст. 9 ФЗ от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ) обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности; заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 23.07.2010 N 171-ФЗ) приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ) осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах. Согласно п. 50 единых правил безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом, высота уступа определяется проектом с учетом результатов исследований физико-механических свойств горных пород и полезного ископаемого, а также горно-геологических условий их залегания и параметров оборудования. При применении гидравлических экскаваторов и погрузчиков безопасная высота уступа определяется расчетами с учетом траектории движения ковша экскаватора (погрузчика). При применении канатных экскаваторов высота уступа не должна превышать: - максимальную высоту черпания экскаватора; - высоту или глубину черпания драглайна, многоковшовых цепных и роторных экскаваторов; - рыхлых устойчивых плотных пород - 6 м, при разработке вручную рыхлых неустойчивых сыпучих пород - 3 м. При разработке пород с применением буровзрывных работ допускается увеличение высоты уступа до полуторной высоты черпания экскаватора при условии разделения развала по высоте на подуступы или разработки специальных мероприятий по безопасному обрушению козырьков и нависей. Согласно п. 5 «Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» для регистрации объектов в государственном реестре организации, эксплуатирующие эти объекты, представляют в установленном порядке сведения, характеризующие каждый объект. Согласно ч. 1, 2 ст. 6 ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях. 2. Обязательным требованием к соискателю лицензии для принятия решения о предоставлении лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов является наличие документов, подтверждающих ввод опасных производственных объектов в эксплуатацию, или положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах, здания и сооружения на опасных производственных объектах, а также в случаях, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, деклараций промышленной безопасности. Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления указанных документов, если такие документы находятся в распоряжении лицензирующего органа, органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Лицензирующий орган самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в уполномоченных органах, если заявитель не представил их по собственной инициативе. Согласно ст. 10 ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников; иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации; обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии. Согласно ст. 11 ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. 2. Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и о работниках, уполномоченных на его осуществление, представляются в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган. Согласно ч.1 ст. 15 ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте. Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что ООО «Соболь» совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 9.1 ч.1 КРФ об АП – нарушение требований промышленной безопасности. Доводы представителя «Соболь» о неполучении акта проверки соблюдения требований промышленной безопасности, копии протокола, о составлении акта в отсутствии законного представителя суд отвергает - по следующим основаниям: акт и протокол были вручены представителю ООО «Соболь» в судебном заседании, имелось достаточно времени для ознакомления с ними, акт и протокол об административном правонарушении были составлены в присутствии представителя ООО «Соболь». Учитывая, что допущенные нарушения создают угрозу безопасности людей, считаю необходимым приостановить деятельность ООО «Соболь» по ведению горных работ по разработке отвала, расположенного южнее п. Рудничный в г. Анжеро-Судженск, на 10 суток. Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 30.1-30.3 КРФ об АП, П О С Т А Н О В И Л : Признать ООО «Соболь» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.1 ч.1 КРФ об АП и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности по ведению горных работ по разработке отвала ООО «Соболь», расположенного южнее п. Рудничный в г. Анжеро-Судженск, сроком на 10 суток, начиная с фактического приостановления деятельности. Постановление может быть обжаловано в Кемеровский облсуд в течение 10 суток со дня вынесения постановления. Судья: подпись. Копия верна- Судья: