РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Антропово «15» июня 2010 года.
Антроповский районный суд Костромской области в составе:
Председательствующего Соболева В.А.,
При секретаре Байковой В.О.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скобелевой Марии Лаврентьевны к администрации Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области об обязании в течение 15 дней с момента вступления решения в законную силу поставить истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Скобелева М.Л. обратилась в суд с иском к администрации Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области об обязании ответчика принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, свои требования мотивировала тем, что является членом семьи (вдовой) участника Великой Отечественной войны ФИО3, умершего *** года. В соответствии с пп.2 п.3 ст.23.2 Федерального закона № 5 от 12.01.1995 года «О ветеранах» и указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», относится к категории граждан, имеющих право на меру социальной поддержки по обеспечению жилья. С *** года она зарегистрирована и проживает у своей дочери по адресу: ... ... ... ... ..., в указанной квартире зарегистрированы и проживают кроме нее: зять ФИО7, дочь ФИО6, внук ФИО5, и мать зятя -ФИО4. ... квартиры составляет 59.4 кв.м., что меньше учетной нормы 12 кв.м., предусмотренной в Костромской области и Антроповском районе. 27.01.2010 года она обратилась с заявлением в жилищную комиссию администрации Антроповского сельского поселения по постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. 09.03.2010 года она получила письмо из администрации с ответом об отказе в постановке на учет на основании пп.3 п.1 ст.54 ЖК РФ в связи с не истекшим сроком намеренного ухудшения жилищных условий, который в соответствии со ст. 53 ЖК РФ, исчисляется по истечении 5 лет с момента намеренного ухудшения своих жилищных условий. С данным отказом о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении она не согласна, поскольку действительно до 25.01.2007 года владела и проживала в своем доме по адресу ... ... ... ..., но по объективным причинам, ухудшением здоровья, была вынуждена продать указанный дом и переселиться жить к дочери в квартиру ххх по ... ... .... Какого - либо умысла на искусственное ухудшение своих жилищных условий, чтобы встать на учет повторно, у нее не возникало. Поскольку законодатель в дальнейшем предоставил право на социальную поддержку по обеспечению жильем, в том числе членов семьи (вдов) ветеранов Великой Отечественной войны, она решила воспользоваться данным ей правом.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Альбова А.Н., требования истицы поддержала в полном объеме, дополнительно пояснив суду, что в момент продажи дома истицей в январе 2007 года по ... ... в ... области, последняя не знала и не могла предполагать, что в 2008 году будет издан Указ Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», внесены изменения в ФЗ «О Ветеранах» от 06.05.2010 года № 79-ФЗ и принят Указ Президента РФ № 30 от 09.01.2010 года, касающихся вопроса обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов и инвалидов ВОВ, членов их семей. Какой-либо заинтересованности по искусственному ухудшению своих жилищных условий в момент продажи дома, у истицы не было, поэтому отказ в постановке ее на учет по основаниям пп.3 п.1 ст. 54 ЖК РФ не обоснованный. Просила суд в случае удовлетворения исковых требований и вступления решения в законную силу обязать администрацию Антроповскогос сельского поселения и жилищную комиссию поставить истицу на учет как нуждающуюся в жилом помещении в течение 15 дней.
Представитель ответчика по доверенности Алексеева Н.Б. с исковыми требованиями Скобелевой М.Л. не согласна, не оспаривая в судебном заседании общую площадь жилого помещения 59.4 кв.м., где в настоящее время проживает истица по адресу ... ... ... ..., считает, что продав дом в январе 2007 года по адресу ... ... ..., принадлежащий истице, она создала условия, в результате которых обратилась в администрацию Антроповского сельского поселения для принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма. Кроме того, сам факт принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договорам социального найма изначально предполагает предоставление муниципального жилья, что является невозможным на основании п.п. 3 ч.1 ст.54 ЖК РФ.
Выслушав стороны, свидетелей ФИО6, ФИО10, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливая государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7, часть 2 Конституции РФ). Реализуя указанные конституционные положения, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, федеральный законодатель в Федеральном законе «О ветеранах» определил круг лиц, относящихся к ветеранам, и установил меры социальной защиты для отдельных категорий ветеранов и членов их семей, предусмотрев различный объем мер социальной защиты, в том числе для участников войны, а также лиц, приравненных к ним, и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий и приравненных к ним лиц.
Статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5 «О ветеранах» ( в ред. ФЗ от 29.06.2009 № 135-ФЗ, от 21.12.2009 года № 327 -ФЗ, от 06.05.2010 года № 79-ФЗ) предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.03.2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Данная категория имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01.03.2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Президент РФ, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны в своем Указе от 07.05 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 года № 30) постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5 «О ветеранах».
Как следует из постановления Костромской областной Думы от 18.03.2010 года № 4621 «Об обеспечении жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов и инвалидов Великой отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны исполнительным органам государственной власти Костромской области совместно с органами местного самоуправления рекомендовано продолжить практическую работу в целях обеспечения прав ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны на получение жилых помещений.
Из представленных суду материалов дела истица Скобелева М.Л., *** является членом семьи л.д.11) (вдовой) умершего ветерана Великой отечественной войны ФИО3, умершего согласно свидетельства о смерти л.д.9), *** года. Истица пользуется предоставленными ей ФЗ «О ветеранах» правами и льготами л.д.8). На основании договора купли-продажи от *** года, дом Скобелевой М.Л. по адресу ... ... ... ..., где она проживала, был продан (лд.13), и истица стала проживать постоянно в квартире у своей дочери по адресу: ... ... ... ... ..., в которой проживало еще 4 человека л.д.10).
Как пояснила в судебном заседании ФИО6. дочь истицы, продажа дома матери и переезд ее на постоянное место жительства к ней в квартиру, был вызван объективными причинами, ухудшающимся здоровьем матери, и требующей постоянного ухода за истицей. Какого-либо искусственного ухудшения жилищных условий в момент переезда матери она не преследовала, и какой-либо корысти, получить блага в виде постановки на учет как нуждающейся в жилищных условиях матери, у них не было. На тот момент они и не предполагали, что для ветеранов ВОВ, семей (вдов) погибших ветеранов ВОВ будут изданы указы Президента РФ, внесены изменения в Федеральный закон «О ветеранах» предоставляющих такую меру социальной поддержки как предоставление всем ветеранам и приравненным к ним лицам жилья, том числе и вставших на учет, как нуждающихся после 01.03.2005 года. Поскольку общая площадь жилого помещения по адресу ... ... ... ..., где проживает ее семья с матерью, меньше учетной нормы12 кв.м. на одного человека, установленной в ..., они решили поставить мать на учет, как нуждающуюся в жилом помещении, поскольку законодатель дал ей такое право.
Согласно ст. 51 ч.1 п.2 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со ст. 4 ч.2 Закона Костромской области «О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (в ред. Закона Костромской области от 06.07.2009 № 490-4-ЗКО), на учет могут быть приняты определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Костромской области иные категории граждан, признанные нуждающимися в жилых помещениях.
К иным категориям граждан, согласно ст. 49 ч.3 ЖК РФ законодатель отнес категорию граждан, указанных в перечне ФЗ «О ветеранах», к которой относится истица Скобелева М.Л..
В судебном заседании ответчик в обосновании отказа в постановке на учет как нуждающейся в жилом помещении Скобелевой М.Л. ссылается на ст. 53 ЖК РФ, в которой указано, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий, т.е. ответчик предполагает, что истица Скобелева М.Л. умышленно ухудшила свои жилищные условия, чтобы через три года, встать вновь на учет как нуждающейся в жилом помещении.
Конституционный суд Российской Федерации в своем определении от 19.04.2007 года № 258 -О-О « Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса РФ» разъяснил, что по смыслу статьи 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении другим жильем. При этом, применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Проанализировав действующее законодательство и представленные доказательства, суд считает, что отказ ответчика в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении истице Скобелевой М.Л. не обоснованный, поскольку как установил суд, на дату продажи дома истицей в 2007 году, Жилищный кодекс РФ (введенный в действие с 01.03.2005 года) предусматривал постановку на учет граждан по договору социального найма, относящихся к категории малоимущих, к которым истица не относилась, и вставших на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до 01.03.2005 года, истица не могла предполагать, что с 2008 года до начала мая 2010 года законодатель в честь 65 -летия Победы в Великой Отечественной войне примет законодательные акты, дающие право категориям ветеранов ВОВ и приравненных к ним лицам, указанных в ФЗ «О ветеранах», к которым относится и истица, нуждающихся в улучшении жилищных условий, право на реализацию получения жилья, а также лицам, которые встанут на учет после 01.03.2005 года.
Суду со стороны ответчика не представлено доказательств того, что истица Скобелева М.Л. совершила умышленные и недобросовестные действия по ухудшению своих жилищных условий, продав свой дом, для того, чтобы через три года воспользоваться предоставленным ей правом встать вновь на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, для получения жилья.
Из представленной справки л.д.7) по данным технической инвентаризации, общая площадь квартиры, расположенной по адресу: ... ... ... ... составляет 59.4 кв.м.
Таким образом, на каждого из пяти проживающего членов семьи, по указанному адресу приходится менее установленной учетной нормы жилой площади 12 кв.м., установленной Советом депутатов Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области от 09.07.2009 года № 181.
В связи с изложенным, суд считает, что исковые требования истицы подлежат удовлетворению в части обязания администрации Антроповского сельского поселения принять в качестве нуждающейся в жилом помещении Скобелеву М.Л. по п. 2 ч.1 ст.51 ЖК РФ.
Что касается установления срока постановки на учет Скобелевой М.Л., после вступления решения в законную силу, то обязанность исполнения решения суда предусмотрена законодателем, в случае неисполнения решения, предусмотрены различные меры ответственности, в том числе уголовной.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд-
РЕШИЛ:
Исковые требования Скобелевой Марии Лаврентьевны - удовлетворить частично.
Обязать администрацию Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Скобелеву Марию Лаврентьевну на основании ч.1 п.2 ст. 51 ЖК РФ.
В части установления срока постановки на учет в течение 15 дней после вступления решения в законную силу в иске- отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Антроповский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий: (В.А.Соболев.)