№2-259/2010, в возложении обязанности организовать транспортировку н/летних учащихся до места учебы и обратно транспортом, соответствующим требованиям ГОСТ отказано. Решение вступило в законную силу 01.10.2010 г.



Дело № 2-259/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Галич

Костромская область 21 сентября 2010 года.

Галичский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Воробьёва А.Л.,

с участием:

помощника Галичского межрайонного прокурора Ермоловой Т.В.,

представителя ответчика - администрации Галичского муниципального района Сидоровой Г.Б.,

представителя третьего лица - МОУ Чёлсменская основная общеобразовательная школа Румянцевой Н.Н.,

при секретаре Смекаловой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галичского межрайонного прокурора о возложении на администрацию Галичского муниципального района обязанности организовать транспортировку несовершеннолетних учащихся МОУ Чёлсменская основная общеобразовательная школа до места учёбы и обратно транспортом соответствующим требованиям ГОСТ Р 51160 - 98 «Автобусы для перевозки детей»,

У С Т А Н О В И Л:

Галичский межрайонный прокурор, действуя в интересах несовершеннолетних - учащихся МОУ Чёлсменская основная общеобразовательная школа обратился в суд с иском к администрации Галичского муниципального района о возложении обязанности предоставить в оперативное управление МОУ Чёлсменская основная общеобразовательная школа автобус для перевозки детей, разработать и утвердить в установленном законом порядке маршрут его движения.

В ходе производства по данному гражданскому делу Галичский межрайонный прокурор изменив заявленные исковые требования, просил суд возложить на администрацию Галичского муниципального района обязанность в срок до 1 октября 2010 года организовать транспортировку несовершеннолетних учащихся МОУ Чёлсменская основная общеобразовательная школа до места учёбы и обратно транспортом соответствующим требованиям ГОСТ Р 51160 - 98 «Автобусы для перевозки детей».

Галичский межрайонный прокурор в исковом заявлении и помощник прокурора в судебном заседании мотивировали данные требования следующим.

В Чёлсменской основной общеобразовательной школе (далее Чёлсменской школе), расположенной в д. Чёлсма Галичского района обучаются шестеро детей проживающих в д. ... Галичского района. Поскольку расстояние между указанными населёнными пунктами составляет около шести километров, данные дети должны подвозиться от места жительства до места учёбы и обратно транспортом оборудованном в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51160 - 98 «Автобусы для перевозки детей».

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесённых к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Финансирование транспортных услуг по подвозу учащихся к образовательным учреждениям является расходным обязательством органа местного самоуправления - Галичского муниципального района.

Для обеспечения подвоза детей обучающихся в Чёлсменской школе и проживающих в населённых пунктах, расположенных на значительном расстоянии от места учёбы требуется транспортное средство оборудованное в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51160 - 98 «Автобусы для перевозки детей». Данное транспортное средство должен приобрести ответчик, после чего разработать и утвердить в установленном законом порядке маршрут его движения. Тем самым будет обеспечена безопасная перевозка детей до места учёбы.

Представитель ответчика - администрации Галичского муниципального района Сидорова Г.Б. не согласилась с обоснованностью требований Галичского межрайонного прокурора, указав на следующие обстоятельства.

Действительно финансирование транспортных услуг по подвозу учащихся к образовательным учреждениям является обязанностью органа местного самоуправления - Галичского муниципального района. В данном случае эта обязанность будет выполняться следующим образом. В Чёлсменской школе обучаются шестеро учеников проживающих в д. ... Галичского района. Данный населённый пункт расположен в шести километрах от указанного учебного заведения. В 1800 метрах от д. Буносово, на автомобильной дороге Галич - Орехово расположена автобусная остановка. По данной дороге пролегает автобусный маршрут № 224 Галич - Орехово, Орехово - Галич, проходящий через д. Чёлсма. Перевозки пассажиров по данному маршруту осуществляются автобусами индивидуального предпринимателя ФИО1. Расписание движения автобусов по указанному маршруту согласованно и установлено таким образом, что учащиеся, проживающие в д. Буносово прибывают на них к первому уроку и отправляются домой после окончания последнего урока.

По согласованию с родителями тех шести детей, которые проживают в д. Буносово и учатся в Чёлсменской школе, эти учащиеся будут доставляться в учебное заведение автобусами указанного маршрута. Дети от д. Буносово до автобусной остановки будут сопровождаться одним из родителей по очереди. Сопровождающий родитель контролирует посадку детей в автобус. Далее до д. Чёлсма безопасность перевозки детей обеспечивает водитель автобуса. В д. Чёлсма на автобусной остановке детей встречает социальный педагог школы и провожает до учебного заведения. Также в обязанности социального педагога входит сопровождение детей из школы до автобусной остановки и контроль за их посадкой в автобус. Встречать детей на автобусной остановке у д. Буносово снова будет один из родителей. Данным учащимся будут проданы проездные билеты с последующим возмещением их стоимости администрацией Галичского муниципального района. Таким образом, будет обеспечен безопасный и бесплатный проезд этих детей к месту учёбы.

Администрация Галичского муниципального района не имеет возможности приобрести транспортное средство соответствующее требованиям ГОСТ Р 51160 - 98 «Автобусы для перевозки детей». Кроме того, приобретение такого транспортного средства со стоимостью не менее 500 000 рублей для перевозки шести детей на расстояние около шести километров нецелесообразно.

Директор Чёлсменской школы привлечённой в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Румянцева Н.Н. не согласилась с обоснованностью требований прокурора, указав на те же обстоятельства, что и представитель ответчика Сидорова Г.Б..

Выслушав помощника прокурора, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Галичского межрайонного прокурора не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

То обстоятельство, что организация и финансирование транспортных услуг по подвозу учащихся из отдалённых населённых пунктов к образовательным учреждениям, в том числе и Чёлсменскую школу является обязанностью органа местного самоуправления - Галичского муниципального района признаётся ответчиком.

По мнению суда, прокурор в исковом заявлении и помощник прокурора в судебном заседании не привели достаточных доказательств того, что ответчик не выполняет обязанностей по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам. В данном случае обязанностей по организации и финансированию доставки учащихся проживающих в д. Буносово к месту их учёбы в Чёлсменскую школу, расположенную в д. Чёлсма Галичского района.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами в Чёлсменской школе обучаются шестеро учеников проживающих в д. ... Галичского района. Данный населённый пункт расположен в шести километрах от указанного учебного заведения.

Как следует из Справки № 384 от 17 сентября 2010 года ГПКО «Галичское ДЭП-10» протяжённость участка от автодороги Галич-Орехово-Буй до д. Буносово составляет 1800 метров. Данное расстояние необходимо пройти учащимся Чёлсменской школы проживающим в д. Буносово от этого населённого пункта до места посадки в автобус.

По автодороге Галич-Орехово-Буй пролегает автобусный маршрут № 224 Галич - Орехово, Орехово - Галич, проходящий через д. Чёлсма. Перевозки пассажиров по данному маршруту осуществляются автобусами индивидуального предпринимателя ФИО1.

По мнению суда, ответчик исполнил обязанность по организации и финансированию доставки учащихся проживающих в д. Буносово к месту их учёбы в Чёлсменскую школу.

Так расписание движения автобусов по указанному маршруту согласованно и установлено таким образом, что учащиеся, проживающие в д. ... доставляются в д. Чёлсма к началу занятий в Чёлсменской школе и отправляются домой после окончания последнего урока.

Из объяснений представителя ответчика и директора Чёлсменской школы следует, что по согласованию с родителями тех шести детей, которые проживают в д. Буносово и учатся в Чёлсменской школе, эти учащиеся будут доставляться в учебное заведение автобусами указанного маршрута. При этом дети от д. Буносово до автобусной остановки будут сопровождаться одним из родителей по очереди. Сопровождающий родитель контролирует посадку детей в автобус. Далее до д. Чёлсма безопасность перевозки детей обеспечивает водитель автобуса. В д. Чёлсма на автобусной остановке детей встречает социальный педагог школы и провожает до учебного заведения. Также в обязанности социального педагога входит сопровождение детей из школы до автобусной остановки и контроль за их посадкой в автобус. Встречать детей на автобусной остановке у д. Буносово и провожать до дома снова будет один из родителей.

Как следует из Справки от 17 сентября 2010 года данной ФИО1, указанные учащиеся будут обеспечены проездными билетами.

Стоимость данных проездных билетов будет возмещена администрацией Галичского муниципального района.

Помощник прокурора в судебном заседании согласилась с тем, что ответчик организовал, и будет финансировать перевозку учащихся проживающих в д. Буносово к месту их учёбы в Чёлсменскую школу, расположенную в д. Чёлсма Галичского района и обратно, однако считает, что сделал это ненадлежащим образом, поскольку не обеспечил безопасность детей. По мнению помощника прокурора, безопасность перевозки учащихся к месту их учёбы может быть обеспечена только транспортным средством соответствующим требованиям ГОСТ Р 51160 - 98 «Автобусы для перевозки детей».

Данные доводы помощника прокурора обоснованными не являются и судом не принимаются. Законодательство Российской Федерации не содержит нормативных правовых актов, которые запрещали бы перевозку учащихся проживающих в отдалённых населённых пунктах до места учёбы и обратно рейсовыми автобусами и возлагали бы на орган местного самоуправления обязанность организовать такую перевозку только транспортом соответствующим требованиям ГОСТ Р 51160 - 98 «Автобусы для перевозки детей».

По мнению суда, тот вариант перевозки учащихся Чёлсменской школы из д. Буносово и обратно, который предложен ответчиком, является безопасным для детей, доказательств обратного прокурор и помощник прокурора не представили.

Суд считает, что прокурор в исковом заявлении и представитель прокурора в судебном заседании не указали правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку п. 1 ч. 1 ст. 31, ст. 29 Федерального закона «Об образовании», ч. 5 ст. 53 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 65 Бюджетного кодекса РФ таковыми не являются.

При вышеизложенных обстоятельствах исковые требования Галичского межрайонного прокурора не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Галичского межрайонного прокурора о возложении на администрацию Галичского муниципального района обязанности организовать транспортировку несовершеннолетних учащихся МОУ Чёлсменская основная общеобразовательная школа до места учёбы и обратно транспортом соответствующим требованиям ГОСТ Р 51160 - 98 «Автобусы для перевозки детей» отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение 10 суток.

Судья - Воробьёв А.Л.