Дело № 2-400/2010 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 29 октября 2010 года Галичский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Лыткиной А.Н., при секретаре Смирновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудряшовой Елены Сергеевны к ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области о признании неправомерным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, и возложении обязанности назначения досрочной трудовой пенсии по старости, установил: Кудряшова Елена Сергеевна - заместитель директора по воспитательной работе Галичского аграрного техникума - ДД.ММ.ГГГГ обратилась в комиссию по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по гор. Галичу и Галичскому р-ну Костромской обл. с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако решением указанной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении данной пенсии Кудряшовой Е.С. отказали. При этом комиссией не были приняты к зачёту в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, период её работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ совхоза-техникума с 11 августа 1982 года по 31 августа 1988 года, её нахождение на курсах повышения квалификации с 17 апреля 2000 года по 29 апреля 2000 года, а также все имевшие место командировки и отпуск по уходу за ребёнком до полутора лет с 16 сентября 1994 года по 23 декабря 1995 года. Не согласившись с указанным выше решением комиссии ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по гор. Галичу и Галичскому р-ну, Кудряшова Е.С. обратилась с иском в суд. Она просила признать решение комиссии об отказе в назначении досрочной пенсии от ДД.ММ.ГГГГ неправомерным, включить в трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости, указанные выше период её работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ совхоза-техникума, а также период нахождения на курсах повышения квалификации, и возложить на Управление Пенсионного фонда по гор. Галичу и Галичскому р-ну обязанность назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с даты обращения за её назначением. В обоснование требований сослалась на то, что в названный период её работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ действовала «Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утверждённая Приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 года № 94, в соответствии с пунктом 12 которой в стаж педагогической работы засчитывалось время освобожденной партийной и комсомольской работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных Силах СССР, время работы в других учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, в порядке, предусмотренном в Приложении 6. Согласно Приложению 6 к указанной Инструкции «Порядок зачёта в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в вооружённых силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях» учителям, преподавателям, воспитателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается без каких-либо условий и ограничений время освобожденной партийной и комсомольской работы в партийных и комсомольских органах на ответственной должности: секретаря, заведующего, заместителя заведующего отделом, сектором, архивом, инструктора, лектора, пропагандиста крайкома, обкома, горкома, райкома КПСС или ВЛКСМ. Таким образом, она (истец) имеет право на зачёт периода работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ совхоза-техникума с 11.08.1982 года по 31.08.1988 года в спецстаж. В период её учёбы на курсах повышения квалификации с 17.04.2000 года по 29.04.2000 года за ней в соответствии со ст.187 ТК РФ сохранялись место работы и средний заработок, из которого при этом производились соответствующие отчисления в страховые фонды, в том числе и в Пенсионный фонд. Поэтому она (Кудряшова) считает, что период нахождения на курсах повышения квалификации должен быть включён в специальный стаж. С учётом спорных периодов её педагогический стаж по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - день обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии - составляет более требуемых 25 лет. В судебном заседании истец Кудряшова Е.С. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным выше. Представитель ответчика Кузнецова Ирина Борисовна-ведущий специалист-эксперт (юрисконсульт) ГУ-Управление ПФ РФ по гор. Галичу и Галичскому р-ну, действующая по доверенности, исковые требования Кудряшовой Е.С. не признала, пояснив, что при определении права на досрочную пенсию по основаниям подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» используются Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утверждённые Постановлениями Правительства РФ от 06.09.1991 года № 463, от 22.09.1999 года № 1067 и от 29.10.2002 года № 781. Должность «секретарь комитета ВЛКСМ» данными Списками не предусмотрена. Таким образом, период работы Кудряшовой Е.С. секретарём комитета ВЛКСМ совхоза-техникума с 11.08.1982 года по 31.08.1988 года не подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность. Период нахождения истца на курсах повышения квалификации, как она (Кузнецова) считает, также не может быть включён в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, так как согласно п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.27 и ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в специальный трудовой стаж включаются только периоды работы в должностях, предусмотренных Списками, периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Других периодов, включаемых в специальный стаж, указанными Правилами не предусмотрено. На момент обращения Кудряшовой Е.С. в Пенсионный фонд - ДД.ММ.ГГГГ - её стаж, дающий право на назначение названной выше пенсии, составил 20 лет 6 месяцев, поэтому она права на досрочную пенсию не имеет. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск Кудряшовой Е.С. обоснованным и подлежащим удовлетворению. Согласно ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ (в ред. от 27.12.2009 года) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 данного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Пунктом 2 указанной правовой нормы предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В настоящее время действуют Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённые Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (в редакции Постановления Правительства от 26.05.2009 года № 449). В разделе «Наименование должностей» этого Списка должность секретаря комитета ВЛКСМ не указана. Не предусматривалась эта должность и действовавшими до 1 января 2002 года нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Вместе с тем, как считает суд, требования Кудряшовой Е.С. о включении периода её работы с 11.08.1982 года по 31.08.1988 года в должности секретаря комитета ВЛКСМ совхоза-техникума в специальный стаж для назначения пенсии оснований не лишены. В силу ч.1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Как следует из ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации. В основе международно-правовых стандартов в сфере образования и труда учителей лежат равенство всех перед законом, равенство прав на социальное обеспечение, равное внимание к улучшению материальных условий преподавательского персонала. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Ранее, в период работы Кудряшовой Е.С. с 11.08.1982 года по 31.08.1988 года, пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения назначались по Перечню учреждений, организаций и должностей также учителям и другим работникам просвещения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет (Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»). Согласно подп. «а» п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого указанным выше Постановлением Совета Министров СССР, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. Данная работа подлежала включению в стаж при определённом условии. В силу п.4 названного Положения период работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в указанном выше Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П, а также в ряде его определений, ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.18 и ч.1 ст.55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Законодатель же не принял мер для создания правовой определённости, в результате чего педагогические работники, в том числе и Кудряшова Е.С., не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа периоды работы в должности секретаря комсомольской организации. С учётом этого обстоятельства и исходя из приведённой выше правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации спорный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, при условии соблюдения правила зачёта, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию. Из дела усматривается, что Кудряшова Е.С. имеет высшее педагогическое образование. Её педагогический стаж без времени работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ составил 20 лет 6 месяцев, то есть не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии. Таким образом, суд приходит к выводу, что истец имеет право на зачёт периода работы с 11.08.1982 года по 31.08.1988 года в спецстаж. То обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о её (Кудряшовой) праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило её в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать права последней. Иное толкование и применение пенсионного законодательства, по мнению суда, повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение. Требование истца Кудряшовой Е.С. о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода нахождения на курсах повышения квалификации, как считает суд, также не лишены оснований. В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 (в редакции Постановления Правительства от 26.05.2009 года № 449), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно ст.187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации При рассмотрении дела установлено, что Кудряшова Е.С. находилась на курсах повышения квалификации с 17.04.2000 года по 29.04.2000 года по распоряжению работодателя (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), при этом ей были гарантированы сохранение места работы (должности) и среднего заработка. Галичский совхоз-техникум выплачивал за Кудряшову Е.С. страховые платежи. В соответствии с ч.4 ст.196 Трудового кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Педагогическая деятельность относится к таким видам деятельности. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ч.5 ст.196 ТК РФ). Таким образом, периоды нахождения Кудряшовой Е.С. на курсах повышения квалификации с 17.04.2000 года по 29.04.2000 года (всего 13 дней) подлежат включению в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» специальный стаж истца для назначения льготной пенсии должен составлять не менее 25 лет. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время Кудряшова Е.С. работает в должности заместителя директора по воспитательной работе ФГОУ СПО «Галичский аграрный техникум». Работа в данной должности засчитывается в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости. При изложенных обстоятельствах суд приходит к твёрдому выводу, что у Кудряшовой Е.С. возникло право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку стаж её педагогической работы, засчитанный ответчиком (20 лет 6 месяцев), с учётом спорных периодов работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ совхоза-техникума (6 лет 20 дней) и нахождения на курсах повышения квалификации (13 дней), составляет более 25 лет. Такая пенсия должна быть назначена Кудряшовой Е.С. с момента обращения с заявлением о её назначении, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. На основании ст.ст.19,39 Конституции Российской Федерации, ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ (в ред. от 27.12.2009 года) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.ст.187,196 ТК РФ, руководствуясь Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П, ст. ст.12.198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Кудряшовой Елены Сергеевны удовлетворить. Признать неправомерным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Кудряшовой Елене Сергеевне в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Включить Кудряшовой Елене Сергеевне в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период её работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ совхоза-техникума с 11 августа 1982 года по 31 августа 1988 года, а также период её нахождения на курсах повышения квалификации с 17 апреля 2000 года по 29 апреля 2000 года. Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области назначить Кудряшовой Елене Сергеевне с ДД.ММ.ГГГГ досрочную трудовую пенсию по старости по основаниям подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Взыскать с ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по городу Галичу и Галичскому району Костромской области в пользу Кудряшовой Е.С. государственную пошлину в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение 10 дней. Судья А.Н.Лыткина