Дело № 2-470/2010 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ гор. Галич Костромская область 15 ноября 2010 года. Галичский районный суд Костромской области, под председательством судьи Воробьёва А.Л., с участием: истицы Смирновой Е.А., представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области Шуваловой Т.В., при секретаре Тихомировой С.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Елены Алексеевны к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области о признании неправомерным отказа во включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, назначении досрочной трудовой пенсии по старости и возложении обязанности включения периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, назначения досрочной трудовой пенсии по старости, У С Т А Н О В И Л: 27 июля 2010 года Смирнова Елена Алексеевна обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области (далее УПФ РФ по г. Галичу и Галичскому району) за назначением ей досрочной трудовой пенсии по старости как лицу не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от возраста. 24 августа 2010 года решением -- комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ по г. Галичу и Галичскому району (далее комиссии) в педагогический стаж Смирновой Е.А. дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости не были включены: период преподавания ею уроков обществоведения в <данные изъяты> -- <адрес> с 15 января 1982 года по 15 июня 1983 года, период её работы в должности заведующей сектором учёта <данные изъяты> со 2 марта 1986 года по 23 сентября 1986 года, период её нахождения в учебном отпуске со 2 января 1986 года по 12 января 1986 года, периоды её нахождения на курсах повышения квалификации: с 9 декабря 1991 года по 23 декабря 1991 года, с 9 ноября 1994 года по 19 ноября 1994 года, с 4 ноября 1996 года по 16 ноября 1996 года, с 3 января 1997 года по 19 января 1997 года, с 24 марта 1997 года по 9 апреля 1997 года, с 8 сентября 1997 года по 20 сентября 1997 года, с 3 ноября 1997 года по 16 ноября 1997 года, с 5 января 1998 года по 19 января 1998 года, с 23 марта 1998 года по 4 апреля 1998 года, с 15 июня 1998 года по 30 июня 1998 года, с 26 октября 1998 года по 2 ноября 1998 года, периоды её нахождения на семинарах с 11 сентября 1994 года по 17 сентября 1994 года и со 2 октября 1995 года по 6 октября 1995 года, периоды её нахождения в отпусках без содержания с 10 марта 2000 года по 11 марта 2000 года и с 31 августа 2006 года по 14 сентября 2006 года, периоды её нахождения в командировках: с 8 октября 1987 года по 9 октября 1987 года, с 12 февраля 1992 года по 13 февраля 1992 года, с 19 января 1993 года по 20 января 1993 года, с 26 марта 1996 года по 28 марта 1996 года, с 20 ноября 2007 года по 23 ноября 2007 года, а также 15 февраля 2008 года, 22 мая 2008 года, 11 декабря 2009 года, 28 января 2010 года, 3 февраля 2010 года, 3 марта 2010 года, 13 апреля 2010 года, 25 мая 2010 года. Комиссия не включив данные периоды в педагогический стаж Смирновой Е.А., приняла решение об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. В соответствии с данным решением педагогический стаж Смирновой Е.А. дающий право на назначение ей досрочной трудовой пенсии по старости составил 24 года 6 месяцев и 8 дней, вместо требуемых 25 лет. Не соглашаясь с данным решением, Смирнова Е.А. обратилась в суд с требованием о признании его неправомерным в части не включения указанных периодов в её педагогический стаж и отказа в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости. В судебном заседании она уточнила заявленные исковые требования и просила признать незаконным отказ во включении в её специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, периода работы в должности заведующей сектором учёта комитета ВЛКСМ и отказ в назначении ей пенсии. Истица просила обязать УПФ РФ по г. Галичу и Галичскому району включить данные периоды в её педагогический стаж назначить ей пенсию с 27 июля 2010 года на основании п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В заявлении и судебном заседании Смирнова Е.А. мотивировала данные исковые требования следующим. Со 2 марта 1986 года по 23 сентября 1986 года она работала в должности заведующей сектором учёта <данные изъяты>. Данная должность была освобождённой и в соответствии с п.п. «А» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённым Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 действующего на то время подлежала включению в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения. Время такой работы засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию. Педагогический стаж её (истицы) без учёта времени работы в должности заведующей сектором учёта комитета ВЛКСМ составляет более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет. Вышеуказанные периоды нахождения её (истицы) на курсах повышения квалификации подлежат включению в педагогический стаж, поскольку на эти курсы её направлял работодатель, и в соответствии со ст. 186 Трудового кодекса РФ в период нахождения на курсах за ней сохранялись место работы (должность) и средняя заработная плата. Кроме того, для неё (истицы) регулярное повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. На момент обращения 27 июля 2010 года в УПФ РФ по г. Галичу и Галичскому району с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости её (истицы) педагогический стаж составлял более 25 лет. Таким образом, исключение ответчиком спорных периодов из её специального стажа и отказ в назначении ей досрочной трудовой пенсии были незаконными. Представитель ответчика УПФ РФ по г. Галичу и Галичскому району Шувалова Т.В. исковые требования Смирновой Е.А. не признала, считая их необоснованными. Начальник УПФ РФ по г. Галичу и Галичскому району в возражениях от 12 ноября 2010 года и представитель Шувалова Т.В. в судебном заседании указали следующее. Действительно 27 июля 2010 года истица обратилась в УПФ РФ по г. Галичу и Галичскому району с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии, предоставив требуемые документы. 24 августа 2010 года комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ по г. Галичу и Галичскому району отказала истице в назначении досрочной трудовой пенсии по причине отсутствия требуемого педагогического стажа 25 лет. По представленным Смирновой Е.А. документам стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии составил 24 года 6 месяцев и 8 дней. При этом в педагогический стаж истицы не были засчитаны период её работы заведующей сектором учёта <данные изъяты>, период преподавания уроков обществоведения в <данные изъяты> гор. <данные изъяты>, период её нахождения в учебном отпуске, периоды её нахождения на курсах повышения квалификации и на семинарах, периоды её нахождения в отпусках без содержания и периоды её нахождения в командировках. Решение комиссии о не включении в специальный стаж истицы указанных периодов и отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости было законным и обоснованным. В исчислении специального стажа комиссия руководствовалась «Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность» утверждёнными Постановлениями Правительства от 06.09.1991 г. № 463, от 22.09.1999 г. № 1067 и от 29.10.2002 г. № 781. Период работы Смирновой Е.А. в должности заведующей сектором учёта <данные изъяты> не был включён комиссией в педагогический стаж, поскольку данная должность не предусмотрена вышеуказанными Списками. В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, а так же периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Включение в специальный стаж других периодов данным Постановлением не предусматривается. В связи с этим период нахождения истицы в учебном отпуске, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, на семинарах, в отпусках без содержания и в командировках не подлежат включению в её педагогический стаж. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования о включении в специальный трудовой стаж вышеуказанных спорных периодов и назначении досрочной трудовой пенсии подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям. Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определённых законом случаях. Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред. от 30.06.2009 г.) трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от возраста. Пунктом 2 указанной правовой нормы предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В настоящее время действуют Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённые Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (в редакции Постановления Правительства от 26.05.2009 года № 449). Действительно в разделе «Наименование должностей» этого Списка должность заведующей сектором учёта комитета ВЛКСМ педагогического училища Галичского городского комитета ВЛКСМ не указана. Не предусматривалась эта должность и действовавшими до 1 января 2002 года нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Вместе с тем, суд считает обоснованными требования Смирновой Е.А. о включении периода её работы в должности заведующей сектором учёта <данные изъяты> со 2 марта 1986 года по 23 сентября 1986 года в специальный стаж для назначения пенсии. В данный период работы Смирновой Е.А. в указанной должности пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения назначались по Перечню учреждений, организаций при стаже работы по специальности не менее 25 лет (Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»). Согласно п.п. «А» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого указанным выше Постановлением Совета Министров СССР, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. Данная работа подлежала включению в стаж при определённом условии. В силу п. 4 названного Положения указанный спорный период работы засчитывается в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. То, что данное Постановление Совмина СССР и утверждённое им Положение утратили силу в связи с изданием указанного Постановления Правительства РФ, не является основанием для принятия ответчиком решения об отказе во включении в педагогический стаж истицы периода её работы заведующей сектором учёта комитета ВЛКСМ. Как следует из ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации. В основе международно-правовых стандартов в сфере образования и труда учителей лежат равенство всех перед законом, равенство прав на социальное обеспечение, равное внимание к улучшению материальных условий преподавательского персонала. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. По своему смыслу ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, следует исходить из того, что если гражданином выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на такую пенсию, то этот период подлежит включению в специальный стаж для назначения пенсии. Законодатель же не принял мер для создания правовой определённости, в результате чего педагогические работники, в том числе и Смирнова Е.А., не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа периода работы в <данные изъяты> со 2 марта 1986 года по 23 сентября 1986 года. С учётом этого обстоятельства и исходя из приведённой выше правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации указанный спорный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, при условии соблюдения правила зачёта, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию. Из дела усматривается, что Смирнова Е.А. имеет высшее педагогическое образование. Педагогический стаж истицы без времени работы в должности заведующей сектором учёта <данные изъяты> составил более 24 лет, то есть не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии. Таким образом, суд приходит к выводу, что истица имеет право на зачёт в специальный стаж периода работы со 2 марта 1986 года по 23 сентября 1986 года в указанной должности. То обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о праве ФИО1 на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило её в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать права истицы. Иное толкование и применение пенсионного законодательства, по мнению суда, повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение. Также суд считает обоснованным требование истицы Смирновой Е.А. о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода нахождения её на курсах повышения квалификации. В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 (в редакции Постановления Правительства от 26.05.2009 года № 449), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 196 Трудового кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Педагогическая деятельность относится к таким видам деятельности. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (часть 5 статьи 196 ТК РФ). Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Как установлено судом при рассмотрении дела Смирнова Е.А. находилась на курсах повышения квалификации по распоряжению работодателя в следующие периоды. С 9 декабря 1991 года по 23 декабря 1991 года (приказ № 144 от 5.12.1991 г.). С 9 ноября 1994 года по 19 ноября 1994 года (приказ № 100 от 4.11.1994 г.). С 4 ноября 1996 года по 16 ноября 1996 года (приказ № 35 от 2.11.1996 г.). С 3 января 1997 года по 19 января 1997 года (приказ № 40 от 27.12.1996 г.). С 24 марта 1997 года по 9 апреля 1997 года (приказ № 10 от 21.3.1997 г.). С 8 сентября 1997 года по 20 сентября 1997 года (приказ № 22 от 5.9.1997 г.). С 3 ноября 1997 года по 16 ноября 1997 года (приказ № 33 от 31.10.1997 г.). С 5 января 1998 года по 19 января 1998 года (приказ № 40 от 31.12.1997 г.). С 23 марта 1998 года по 4 апреля 1998 года (приказ № 9 от 20.3.1998 г.). С 15 июня 1998 года по 30 июня 1998 года (приказ № 21 от 11.6.1998 г.). С 26 октября 1998 года по 2 ноября 1998 года (приказ № 39 от 23.10.1998 г.). В период нахождения на курсах повышения квалификации за Смирновой Е.А. сохранялся средний заработок, из которого производились предусмотренные законом удержания во внебюджетные фонды единого социального страхования (в том числе в Пенсионный фонд). Таким образом, вышеуказанные периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации общей продолжительностью 5 месяцев 2 дня подлежат включению в её трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» специальный стаж истицы для назначения льготной пенсии должен составлять не менее 25 лет. При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что у Смирновой Е.А. возникло право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку стаж её педагогической работы, засчитанный ответчиком (24 года 6 месяцев 8 дней), с учётом спорных периодов работы в должности заведующей сектором учёта <данные изъяты> и нахождения на курсах повышения квалификации составляет более 25 лет. Такая пенсия должна быть назначена Смирновой Е.А. с момента обращения с заявлением о её назначении, то есть с 27 июля 2010 года. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Смирновой Елены Алексеевны удовлетворить. Признать неправомерным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области от 24 августа 2010 года № 167 в части отказа во включении Смирновой Елене Алексеевне в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периода её работы в должности заведующей сектором учёта <данные изъяты> со 2 марта 1986 года по 23 сентября 1986 года и периодов её нахождения на курсах повышения квалификации: с 9 декабря 1991 года по 23 декабря 1991 года, с 9 ноября 1994 года по 19 ноября 1994 года, с 4 ноября 1996 года по 16 ноября 1996 года, с 3 января 1997 года по 19 января 1997 года, с 24 марта 1997 года по 9 апреля 1997 года, с 8 сентября 1997 года по 20 сентября 1997 года, с 3 ноября 1997 года по 16 ноября 1997 года, с 5 января 1998 года по 19 января 1998 года, с 23 марта 1998 года по 4 апреля 1998 года, с 15 июня 1998 года по 30 июня 1998 года, с 26 октября 1998 года по 2 ноября 1998 года и отказа в назначении с 27 июля 2010 года досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области включить Смирновой Елене Алексеевне в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период её работы в должности заведующей сектором учёта <данные изъяты> со 2 марта 1986 года по 23 сентября 1986 года и периодов её нахождения на курсах повышения квалификации: с 9 декабря 1991 года по 23 декабря 1991 года, с 9 ноября 1994 года по 19 ноября 1994 года, с 4 ноября 1996 года по 16 ноября 1996 года, с 3 января 1997 года по 19 января 1997 года, с 24 марта 1997 года по 9 апреля 1997 года, с 8 сентября 1997 года по 20 сентября 1997 года, с 3 ноября 1997 года по 16 ноября 1997 года, с 5 января 1998 года по 19 января 1998 года, с 23 марта 1998 года по 4 апреля 1998 года, с 15 июня 1998 года по 30 июня 1998 года, с 26 октября 1998 года по 2 ноября 1998 года и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости на основании п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 27 июля 2010 года. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение 10 дней. Судья - Воробьёв А.Л.