№2-434/2010, решение вступило в законную силу 13.12.2010 г.



Дело № 2-434/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Галич

Костромская область                                                                                   26 ноября 2010 года.

Галичский районный суд Костромской области,

под председательством судьи Воробьёва А.Л.,

с участием:

истицы Пластининой Т.Э.,

представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области Кузнецовой И.Б.,

при секретаре Тихомировой С.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пластининой Тамары Эдуардовны к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области о признании неправомерным отказа во включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, назначении досрочной трудовой пенсии по старости и возложении обязанности включения периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, назначения досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

23 августа 2010 года Пластинина Тамара Эдуардовна обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области (далее ГУ - УПФ РФ по городу Галичу и Галичскому району) с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, более 30 лет осуществлявшему лечебную деятельность.

25 августа 2010 года решением -- комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ по городу Галичу и Галичскому району истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. При этом в специальный трудовой стаж Пластининой Т.Э. не были включены периоды её нахождения на курсах повышения квалификации: <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>.

Не соглашаясь с данным решением, Пластинина Т.Э. обратилась в суд с требованием обязать ГУ - УПФ РФ по городу Галичу и Галичскому району включить в специальный трудовой стаж вышеуказанные периоды её нахождения на курсах повышения квалификации. Также истица просила обязать ответчика назначить ей с 23 августа 2010 года досрочную трудовую пенсию по старости на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В исковом заявлении и судебном заседании Пластинина Т.Э. мотивировала свои требования следующим.

С <дата> по <дата> она работала участковым врачом-педиатром в Галичской ЦРБ, далее с <дата> по <дата> работала в том же медицинском учреждении врачом-офтальмологом детской консультации. С <дата> по настоящее время работает врачом-офтальмологом поликлиники МУЗ «Галичская городская больница».

За время работы в данных должностях она (истица) неоднократно направлялась работодателем на курсы повышения квалификации, прохождение которых было её обязанностью и необходимым условием продолжения лечебной деятельности. На курсах повышения квалификации она обучалась: <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>. На курсы повышения квалификации направлялась на основании приказов Департамента здравоохранения, обучение проходила на базе стационарных институтов либо кафедр усовершенствования врачей.

Так как прохождение курсов повышения квалификации является её обязанностью как медицинского работника, когда она находилась на курсах повышения квалификации за ней (истицей) сохранялась место работы и заработная плата, производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, данные спорные периоды подлежат включению специальный трудовой стаж.

На момент обращения 23 августа 2010 года в ГУ - УПФ РФ по городу Галичу и Галичскому району с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости её (истицы) стаж работы в медицинских учреждениях по охране здоровья населения составлял более 30 лет.

Таким образом, исключение ответчиком спорных периодов из её специального стажа и отказ в назначении ей досрочной трудовой пенсии были незаконными.

Начальник ГУ - УПФ РФ по городу Галичу и Галичскому району ФИО1 в письменном возражении и представитель данного ответчика Кузнецова И.Б. в судебном заседании не признали исковые требования Пластининой Т.Э., считая их необоснованными, и указали на следующие обстоятельства.

Действительно, 23 августа 2010 года истица обратилась в ГУ - УПФ РФ по городу Галичу и Галичскому с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости.

25 августа 2010 года комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан данного учреждения (далее комиссия) обоснованно отказала Пластининой Т.Э. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ, из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.

По представленным Пластининой Т.Э. документам стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии составил 29 лет 3 месяца 16 дней, вместо требуемых 30 лет.

В исчислении специального стажа комиссия руководствовалась «Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения» утверждёнными Постановлениями Правительства от 06.09.1991 г. № 464, от 22.09.1999 г. № 1066 и от 29.10.2002 г. № 781.

Те должности, в которых Пластинина Т.Э. работала с 1 августа 1980 года по настоящее время в Галичской ЦРБ (МУЗ Галичская городская больница») предусмотрены данными Списками. В связи с этим периоды работы истицы на указанных должностях подлежат включению в её специальный стаж, за исключением периодов её нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку их включение в специальный стаж не предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Пластининой Т.Э. о включении в специальный трудовой стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определённых законом случаях.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ (в ред. от 30.12.2008 года с измен., вступившими в законную силу 01.03.2009 года) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закона) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с ч. 4 и ч. 5 ст. 196 Трудового кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В силу специальных нормативных актов (Федеральный закон от 08.08.2001 года № 128-ФЗ (ред. от 30.12.2008 года) «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положение о лицензировании медицинской деятельности, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 года № 30 (в редакции Постановления от 07.04.2008 года № 241, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2009 года) для юридического лица осуществляющего медицинскую деятельность, обязательным условием является повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как установлено судом и признаётся сторонами, 23 августа 2010 года истица обратилась в ГУ - УПФ РФ по городу Галичу и Галичскому району с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости.

При исследовании материалов дела - трудовой книжки Пластининой Т.Э., справки уточняющей её занятость в соответствующих должностях и учреждениях -- от 23 августа 2010 года МУЗ «Галичская городская больница», протокола заседания комиссии № 168, суд установил, что истица осуществляла лечебную деятельность в следующих должностях, медицинских учреждениях и в следующие периоды.

С <дата> по <дата> она работала в должности участкового врача-педиатра-интерна Галичской ЦРБ, далее с <дата> по <дата> в должности участкового врача-педиатра Галичской ЦРБ. С <дата> по <дата> в должности врача-офтальмолога детской консультации Галичской ЦРБ. С <дата> по настоящее время работает в должности врача-офтальмолога поликлиники МУЗ «Галичская городская больница».

25 августа 2010 года решением -- комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ по городу Галичу и Галичскому району в специальный трудовой стаж Пластининой Т.Э. не были включены следующие периоды её нахождения на курсах повышения квалификации.

<дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>. С <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>.

В назначении досрочной трудовой пенсии истице было отказано по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.

По мнению суда, данное решение комиссии в части не включения в специальный стаж указанных периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации и отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости обоснованным не является.

В судебном заседании установлено, что Пластинина Т.Э. была направлена работодателем на указанные курсы повышения квалификации в соответствии с приказами: -- от <дата>; -- от <дата>; -- от <дата>; -- от <дата>; -- от <дата>; -- от <дата>; -- от <дата>; ---у от <дата>.

В период нахождения на курсах повышения квалификации за Пластининой Т.Э. сохранялся средний заработок, из которого производились предусмотренные законом удержания во внебюджетные фонды единого социального страхования (в том числе в Пенсионный фонд).

Таким образом, вышеуказанные периоды нахождения Пластининой Т.Э. на курсах повышения квалификации общей продолжительностью 8 месяцев 15 дней подлежат включению в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона специальный стаж работы истицы для назначения ей льготной пенсии должен составлять не менее 30 лет.

По состоянию на 23 августа 2010 года и в настоящее время Пластинина Т.Э. работает в должности врача-офтальмолога поликлиники МУЗ «Галичская городская больница». Работа в данной должности и ранее занимаемых должностях участкового врача-педиатра-интерна, участкового врача-педиатра, врача-офтальмолога детской консультации Галичской ЦРБ засчитывается в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.

При изложенных обстоятельствах суд считает, что истица имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона, поскольку стаж её работы в указанных должностях и учреждениях здравоохранения, с учётом спорных периодов, составляет 30 лет.

Такая пенсия должна быть назначена Пластининой Т.Э. с момента обращения с заявлением о её назначении, то есть с 23 августа 2010 года.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Пластининой Тамары Эдуардовны к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области удовлетворить.

Признать неправомерным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области от 25 августа 2010 года -- в части отказа во включении Пластининой Тамары Эдуардовны в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периодов её нахождения на курсах повышения квалификации: <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> и отказа в назначении с <дата> досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области включить Пластининой Тамаре Эдуардовне в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периодов её нахождения на курсах повышения квалификации: <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 23 августа 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение 10 дней.

Судья - Воробьёв А.Л.