№2-422/2010, решение вступило в законную силу 15.12.2010 г.



                                                                                                                       Дело № 2-422/2010                                                          Р Е Ш Е Н И Е

                                        

                                             Именем Российской Федерации

      

     21 октября 2010 года                                                                                   гор. Галич

    Галичский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Лебедева В.К.

при секретаре Виноградовой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шмендель Валентины Алексеевны, поданному в интересах Солдатенковой Варвары Андреевны к администрации Дмитриевского сельского поселения Галичского муниципального района о признании незаконным снятие Солдатенковой В.А. с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения и возложении обязанности поставить ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как члена семьи умершего инвалида Великой Отечественной войны,

                                                      У С Т А Н О В И Л:

Шмендель В.А., действуя на основании доверенности в интересах своей матери- Солдатенковой Варвары Андреевны, обратилась в суд с иском к администрация Дмитриевского сельского поселения Галичского муниципального района о признании незаконным снятие Солдатенковой В.А. с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения и возложении обязанности поставить ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как члена семьи умершего инвалида Великой Отечественной войны, мотивируя тем, что в декабре 2009 года Солдатенкова Варвара Андреевна обратилась с заявлением в администрацию Дмитриевского сельского поселения Галичского муниципального района о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, т.к. она является вдовой инвалида Великой Отечественной войны. Постановлением администрации Дмитриевского сельского поселения от <дата> -- она была поставлена на учет в отдельную очередь за --. Однако позднее она получила выписку из постановления администрации Дмитриевского сельского поселения от <дата> -- о снятии ее с учета на основании п. 6 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ. Администрация сослалась на то, что Солдатенкова В.А. является членом семьи собственника жилого помещения и учетная норма площади жилого помещения соблюдается.      Она обратилась с заявлением в администрацию Галичского муниципального района о пересмотре данного решения, на что получила ответ от <дата>, что Солдатенкова В.А. была снята с учета по причине того, что в представленных ею документах о постановке на учет выявлены сведения, не соответствующие действительности. С указанными решениями Солдатенкова В.А. не согласна, так как она проживает в квартире, жилой площадью -- кв. м., расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве общей долевой собственности (по 1/4 доли за каждым) ее зятю - А**, ее дочери - Шмендель В.А. и их детям - О** и А** Иного жиля она не имеет. Согласно Закона РФ « О ветеранах», участники ВОВ обеспечиваются жильем по норме общей жилой площади в 36 кв. м., в связи с чем, ссылка администрации Дмитриевского сельского поселения о том, что она обеспечена жильем, так как является членом семьи собственника жилого помещения, является необоснованной. Основываясь на положениях Закона РФ «О ветеранах», Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714, ст.ст. 49, 51 Жилищного кодекса РФ, просила суд признать действие администрации Дмитриевского сельского поселения Галичского муниципального района от отказе в принятии Солдатенкову В.А. на учет, как нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма члена семьи умершего инвалида Великой Отечественной войны незаконным, и обязать администрацию Дмитриевского сельского поселения Галичского муниципального района поставить ее на учет как члена семьи умершего инвалида Великой Отечественной войны, нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

В судебном заседании Шмендель В.А. исковые требования поддержала и дополнительно пояснила, что ее мать - Солдатенкова В.А. является вдовой инвалида Великой отечественной войны Солдатенкова А.В., умершего в <дата>. Ранее мать проживала в квартире, предоставленной ей <данные изъяты> на условиях найма. Вместе с ней проживал ее сын со своей семьей. Позднее, чтобы не стеснять сына, мать переехала на постоянное место жительство к ней. В настоящее время они совместно проживают в приватизированной квартире. По ее мнению, данная квартира находится в общей долевой собственности ее семьи ( по 1/4 доле за каждым). Это подтверждается тем, что в договоре приватизации указаны все члены ее семьи. Свидетельства о государственной регистрации права собственности на квартиру никто из собственников не получал. Договор приватизации прошел регистрацию в органах <данные изъяты> Считает, что мать зарегистрирована на ее доле квартиры, поэтому расчет предоставленной матери жилой площади должен производиться исходя из площади ее доли, а не из площади всей квартиры. При таком расчете мать должна считаться не обеспеченной жильем по учетной норме жилой площади, а значит должна быть поставлена на учет как нуждающаяся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в качестве вдовы инвалида ВОВ.

Представитель ответчика - администрации Дмитриевского сельского поселения Смирнова Л.Л. исковые требования не признала и пояснила, что по причине того, что специалисты администрации Дмитриевского сельского поселения на первоначальном этапе были недостаточно ориентированы в вопросах практического применения законодательства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, Солдатенкова В.А. <дата> была поставлена на учет, как нуждающаяся в предоставлении жилья по основаниям, предусмотренным Законом Костромской области от 25.12. 2006 года № 98-4 ЗКО, по категории граждан, награжденных орденами и медалями СССР, РСФСР, РФ и Костромской области. Позднее, когда документы, послужившие основанием для постановки Солдатенкой В.А. на учет, были проверены в Департаменте социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, выяснилось, что оснований для постановки Солдатенкой В.А. на учет не имелось. В связи с этим было издано постановление администрации Дмитриевского сельского поселения от <дата> --, которым Солдатенкова В.А. была снята с указанного учета. Основанием для снятия с учета послужило то, что Солдатенкова В.А. относится к членам семьи собственника жилого помещения и таким образом обеспечена жильем не ниже учетной нормы жилой площади, установленной на территории сельского поселения, которая составляет 12 кв. м. общей площади жилого помещения. Иных оснований для постановки Солдатенковой В.А. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения также не имеется.

Представитель третьего лица - администрации Галичского муниципального района Шилова Н.В. пояснила, что специалисты администрации и она лично занимались проверкой обоснованности постановки и снятия с учета Солдатенковой В.А., как нуждающейся в предоставлении жилого помещения, и установили, что первоначально Солдатенкова В.А. была поставлена на учет без наличия к этому законных оснований. Солдатенкова В.А. проживает у своей дочери - Шмендель В.А. в принадлежащей ей и ее семье квартире, т. е. Солдатенкова В.А. является членом семьи собственника жилого помещения. Учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на территории Дмитриевского сельского поселения Галичского муниципального района установлена в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека. Квартира, в которой проживает Солдатенкова В.А. как член семьи собственника этой квартиры, имеет общую площадь -- кв. м., таким образом, уровень ее обеспеченности жилой площадью превышает учетную норму. В марте 2010 года межведомственной комиссией Галичского муниципального района было произведено обследование <адрес> По результатам обследования комиссия вынесла заключение о соответствии квартиры требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и пригодности ее для проживания.

    Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд полагает, что в удовлетворении иска должно быть отказано по следующим основаниям:

    Солдатенкова В.А. является вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны, что подтверждается надлежащим удостоверением.

     Статьей 21 (п.п.4 п.1) Федерального закона РФ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах"установлено, чтов качестве одной из мер социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ, от 06.05.2010 N 79-ФЗ)

      п.2.Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются:

(в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 160-ФЗ)

1) родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий;

2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;

3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;

        4) супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения(п. 2 в ред. Федерального закона от 18.07.2009 N 186-ФЗ).

    Статьей 51 Жилищного кодекса РФ установлено несколько оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Ими могут быть признаны граждане:

        1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, Солдатенкова В.А. зарегистрирована и постоянно проживает у своей дочери - Шмендель В.А. в квартире по адресу: <адрес>

Согласно договора от <дата>, указанная квартира в порядке приватизации была передана от <данные изъяты> в собственность Шмендель Валентины Алексеевны, А**, О** и Ш**.

    Договор прошел регистрацию в <данные изъяты> и в администрации Дмитриевского сельского совета Галичского района.

В соответствие со ст. 31 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Таким образом, Солдатенкова В.А. является членом семьи собственника жилого помещения, и она могла бы быть признана нуждающейся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма, но при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Решением Совета депутатов Дмитриевского сельского поселения Галичского муниципального района, для определения граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, учетная норма площади жилого помещения определена в размере 12 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Согласно технического паспорта, общая площадь <адрес> составляет -- кв. м.

Таким образом, обеспеченность Солдатенковой В.А. жилой площадью из расчета совместного проживания в квартире пяти человек составляет 12,44 кв. м., что выше установленной учетной нормы.

Согласно справки администрации Дмитриевского сельского поселения от <дата>, в указанной квартире фактически зарегистрированы и проживают Шмендель В.А., А**, А** и Солдатенкова В.А., т. е. в этом случае обеспеченность Солдатенковой В.А. жилой площадью составляет -- кв. м.

    Учитывая, что в соответствии с п.1 ст. 16 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната, суд находит несостоятельными доводы представителя истицы Шмендель В.А. о необходимости производства расчета обеспеченности Солдатенковой В.А. жилой площадью исходя из размера ее (Шмендель В.А.) доли в праве собственности на квартиру,

Кроме этого, принимая во внимание, что доли собственников указанного жилого помещения не определены, следует считать, что рассматриваемая квартира, в соответствие с п. 1 ст. 33 Семейного кодекса РФ, п. 3 ст. 244 Гражданского кодекса РФ, находится в совместной собственности супругов Шмендель В.А. и А.А. и их детей: О** и А**

Суд не может признать обоснованным и довод представителя истицы Шмендель В.А. о том, что по рассматриваемому правоотношению должна применяться учетная норма жилой площади в размере 36 кв. м., предусмотренная ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах»

В соответствии с п.п.2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона РФ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:

- по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации…

(в ред. Федерального закона от 29.06.2009 N 135-ФЗ).

Таким образом, данная норма жилой площади применяется только к правоотношениям, относящимся к предоставлению жилья, и вытекающих из этого обязанностей федерального бюджета по перечислению компенсаций бюджетам субъектов РФ, и не может применяться в качестве учетной нормы жилой площади для определения категорий граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Проверив обоснованность снятия Солдатенковой В.А. с учета из числа нуждающихся в предоставлении жилого помещения по основаниям, предусмотренным Законом Костромской области от 25.12.2006 года № 98-4 ЗКО, по категории граждан, награжденных орденами и медалями СССР, РСФСР, РФ и Костромской области, суд не находит оснований для признания данного решения незаконным.

В соответствие со ст. 3 указанного Закона, жилые помещения жилищного фонда Костромской области предоставляются по договорам социального найма, в частности, гражданам, награжденным орденами и медалями СССР, РСФСР, Российской Федерации и Костромской области.

Общим условием предоставления указанным гражданам жилых помещений является признание их, в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

     Учитывая, что Солдатенкова В.А., как член семьи собственника жилого помещения, обеспечена жилым помещением, площадь которого превышает установленную решением органа местного самоуправления учетную норму жилой площади, ее постановка на учет по основаниям, предусмотренным Законом Костромской области от 25.12. 2006 года № 98-4 ЗКО, по категории граждан, награжденных орденами и медалями СССР, РСФСР, РФ и Костромской области, являлась незаконной.

Согласно направленного администрацией Дмитриевского сельского поселения Солдатенковой В.А. уведомления от <дата>, основанием для ее снятия с указанного учета явилось выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет ( п. 1 пп. 1 ст. 56 ЖК РФ).

     Суд полагает, что указанную формулировку следует считать верной лишь в части неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет, однако эта неточность не влияет на законность принятого решения о снятии Солдатенковой В.А. с учета.

Суд не находит оснований для признания Солдатенковой В.А. нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договорам социального найма по другим основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Согласно акта обследования и заключения межведомственной комиссии администрации Галичского муниципального района от <дата>, <адрес>, соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и пригодна для проживания.

Требований о признании данного заключении незаконным не заявлялось.

    Сведений о наличии в семье Солдатенковой В.А. больных, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 51 Жилищного кодекса РФ, ст. 21 Закона РФ «О ветеранах», ст. 194-198, 254- 258 ГПК РФ, районный суд,

                                                               Р Е Ш И Л:

    

    В удовлетворении исковых требований Шмендель Валентины Алексеевны, поданных в интересах Солдатенковой Варвары Андреевны к администрации Дмитриевского сельского поселения Галичского муниципального района о признании незаконным снятие Солдатенковой В.А. с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения и возложении обязанности поставить ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как члена семьи умершего инвалида Великой Отечественной войны - ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение 10 дней после его принятия.

                                    Судья:                                                     Лебедев В.К.