№2-32/2010, решение вступило в законную силу 15.02.2010 г.



.

Дело № 2-32/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Галич

Костромская область 04 февраля 2010 года.

Галичский районный суд Костромской области,

под председательством судьи Воробьёва А.Л.,

с участием:

истицы Антуфьевой И.В.,

представителя ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области Кузнецовой И.Б.,

при секретаре Смекаловой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антуфьевой И. В. к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области о признании неправомерным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, и возложении обязанности назначения досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

26 октября 2009 года Антуфьева Ирина Васильевна обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области (далее УПФ РФ по г. Галичу и Галичскому району) за назначением ей досрочной трудовой пенсии по старости как лицу не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от возраста.

05 ноября 2009 года решением -- комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ по г. Галичу и Галичскому району в педагогический стаж Антуфьевой И.В. дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости были включены: период её работы в должности воспитателя детского сада <данные изъяты> с <дата> по <дата>, период её работы в должности музыкального руководителя <данные изъяты> с <дата> по <дата>, период с <дата> по настоящее время в должности учителя музыки <данные изъяты> за исключением периодов забастовок, отпусков без сохранения заработной платы и учебных отпусков. Также в педагогический стаж Антуфьевой И.В. не был засчитан период её работы педагогом дополнительного образования <данные изъяты> с <дата> по <дата>.

Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ по г. Галичу и Галичскому району не включив данные периоды в педагогический стаж Антуфьевой И.В., приняла решение об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. В соответствии с данным решением педагогический стаж Антуфьевой И.В. дающий право на назначение ей досрочной трудовой пенсии по старости составил на 26 октября 2009 года 24 года 09 месяцев и 04 дня, вместо требуемых 25 лет.

Не соглашаясь с данным решением комиссии, Антуфьева И.В. обратилась в суд с требованием о признании его неправомерным в части не включения в педагогический стаж периодов её нахождения в дополнительных учебных отпусках и отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Истица просила суд обязать ответчика включить в её педагогический стаж периоды нахождения в дополнительных оплачиваемых учебных отпусках: с <данные изъяты> года и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 26 октября 2009 года на основании п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В заявлении и судебном заседании Антуфьева И.В. мотивировала свои требования следующим.

С <дата> года по <дата> года она работала воспитателем детского сада <данные изъяты>, далее перешла на работу в детский сад <данные изъяты>, где трудилась музыкальным руководителем с <дата> года по <дата> года. Затем она перешла на работу в <данные изъяты>, где сначала трудилась педагогом дополнительного образования с <дата> года по <дата> года, а затем учителем музыки с <дата> года по настоящее время.

Когда работала музыкальным руководителем в детском саду <данные изъяты> решила повысить свою квалификацию и получить высшее педагогическое образование. С этой целью в 1994 году она поступила в <данные изъяты>, где обучалась заочно. Когда перешла на работу в <данные изъяты> продолжала обучение. Закончила обучение в педагогическом университете и получила диплом о высшем образовании в 1998 году.

Для участия в учебно-экзаменационных сессиях ей предоставлялись дополнительные, оплачиваемые учебные отпуска. В данных отпусках она находилась с <данные изъяты> года. Вышеперечисленные отпуска ей предоставлялись в те периоды работы, которые вошли в её педагогический стаж.

Периоды нахождения в дополнительных, оплачиваемых, учебных отпусках в 1994 – 1998 годах подлежат включению в педагогический стаж, поскольку в эти периоды за ней сохранялась средняя заработная плата, с которой производились необходимые страховые отчисления, в том числе и в Пенсионный фонд. В случае включения периодов нахождения в дополнительных, оплачиваемых, учебных отпусках в её педагогический стаж, продолжительность этого стажа на 26 октября 2009 года превысит 25 лет. В связи с этим ей (истице) должна быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости на основании п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 26 октября 2009 года.

Также с УПФ РФ по г. Галичу и Галичскому району необходимо взыскать в её пользу -- рублей уплаченной ею государственной пошлины.

Представитель ответчика УПФ РФ по г. Галичу и Галичскому району Кузнецова И.Б. исковые требования Антуфьевой И. В. не признала, считая их необоснованными, и в судебном заседании указала следующее.

Действительно 26 октября 2009 года истица обратилась в УПФ РФ по г. Галичу и Галичскому району с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии, предоставив требуемые документы.

05 ноября 2009 года комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ по г. Галичу и Галичскому району (далее комиссия) отказала истице в назначении досрочной трудовой пенсии по причине отсутствия требуемого педагогического стажа 25 лет.

По документам, истребованным УПФ РФ И представленным Антуфьевой И.В. её стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии составил 24 года 09 месяцев 04 дня. При этом в педагогический стаж истицы не были засчитан период её работы в должности педагога дополнительного образования <данные изъяты> с <дата> года по <дата> года. В педагогический стаж Антуфьевой И.В. дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости были включены: период её работы в должности воспитателя детского сада <данные изъяты> с <дата> года по <дата> года, период её работы в должности музыкального руководителя детского сада <данные изъяты> с <дата> года по <дата> года, период с <дата> года по настоящее время в должности учителя музыки <данные изъяты> за исключением периодов забастовок с <дата> года по <дата> года, с <дата> года по <дата> года, отпусков без сохранения заработной платы с <данные изъяты> года.

Решение комиссии о не включении в специальный стаж истицы указанных периодов и отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости было законным и обоснованным.

Периоды нахождения истицы в дополнительных учебных отпусках во время заочного обучения в педагогическом университете в 1994 – 1998 годах, не подлежат включению в её (Антуфьевой И.В.) специальный стаж, поскольку это не предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516. В данные спорные периоды истица не преподавала – непосредственно по своей специальности не работала.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования о включении в специальный трудовой стаж спорных периодов и назначении досрочной трудовой пенсии подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определённых законом случаях.

В соответствии со статьёй 198 Кодекса законов о труде РСФСР утверждённого Законом РСФСР от 09 декабря 1971 года студентам и учащимся, успешно обучающимся в заочных высших и средних специальных учебных заведениях, на период выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов ежегодно предоставляется отпуск на первом и втором курсах - 30 календарных дней, на третьем и последующих курсах - 40 календарных дней. Студентам и учащимся вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведений на период сдачи государственных экзаменов предоставляется отпуск 30 календарных дней. За время отпусков, предоставляемых в связи с обучением в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, за работниками сохраняется средняя заработная плата.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред. от 30.06.2009 г.) трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от возраста.

Пунктом 2 указанной правовой нормы предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 во исполнение ст. 28 ФЗ № 173-ФЗ были утверждены, в том числе и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Согласно п. 5 указанных выше Правил в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Как установлено судом, следует из документов отказного пенсионного дела и трудовой книжки Антуфьевой И.В., она работала с <дата> года по <дата> года воспитателем детского сада <данные изъяты>, с <дата> года по <дата> года музыкальным руководителем детского сада <данные изъяты>, с <дата> года по <дата> года педагогом дополнительного образования средней школы <данные изъяты>, с <дата> года по настоящее время учителем музыки средней школы <данные изъяты>.

В 1994 году во время работы музыкальным руководителем детского сада <данные изъяты> истица поступила в <данные изъяты> В данном учебном заведении Антуфьева И.В. обучалась заочно с <дата> года по <дата> год, во время работы музыкальным руководителем детского сада <данные изъяты>, педагогом дополнительного образования и учителем музыки средней школы <данные изъяты>.

За время заочного обучения истице предоставлялись следующие дополнительные оплачиваемые учебные отпуска. С <данные изъяты> года.

Вышеуказанные дополнительные, оплачиваемые учебные отпуска предоставлялись Антуфьевой И.В. во время её работы музыкальным руководителем детского сада <данные изъяты> и учителем музыки средней школы <данные изъяты>.

26 октября 2009 года истица обратилась в УПФ РФ по г. Галичу и Галичскому району с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии, предоставив требуемые документы.

05 ноября 2009 года комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ по г. Галичу и Галичскому району (далее комиссия) приняла решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Антуфьевой И.В. по причине отсутствия у неё требуемого педагогического стажа 25 лет.

Согласно данному решению комиссии в педагогический стаж истицы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости были включены периоды её работы воспитателем детского сада <данные изъяты> с <дата> года по <дата> года, музыкальным руководителем детского сада <данные изъяты> с <дата> года по <дата> года и учителем музыки школы <данные изъяты> с <дата> года по настоящее время в должности, за исключением периодов забастовок – с <дата> года по <дата> года, с <дата> года по <дата> года, отпусков без сохранения заработной платы – с <данные изъяты> года.

Также в педагогический стаж Антуфьевой И.В. не был засчитан период её работы в должности педагога дополнительного образования средней школы <данные изъяты> с <дата> года по <дата> года.

В соответствии с данным решением педагогический стаж Антуфьевой И.В. дающий право на назначение ей досрочной трудовой пенсии по старости составил на 26 октября 2009 года 24 года 09 месяцев и 04 дня, вместо требуемых 25 лет.

Решение комиссии в части не включения в педагогический стаж периода работы в должности педагога дополнительного образования средней школы <данные изъяты> периодов забастовок и нахождения в отпусках без сохранения заработной платы Антуфьева И.В. не обжаловала, считая законным.

Решение комиссии в части не включения в педагогический стаж Антуфьевой И.В. вышеуказанных периодов нахождения в дополнительных, оплачиваемых учебных отпусках и отказа в назначении досрочной трудовой пенсии суд считает незаконным.

Ответчик, приняв решение об отказе во включении спорных периодов в педагогический стаж истицы, не учёл того, что согласно п. 5 указанных выше Правил в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Также ответчик не принял во внимание то, что в качестве льгот для работников, совмещающих учебу с обучением на основании ст. 198 КЗоТ РСФСР, действующей в рассматриваемый период (1994 – 1998 г.г.), лицам, успешно обучающимся в заочных высших и средних специальных учебных заведениях, на период выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов ежегодно предоставлялся отпуск с сохранением заработной платы.

Учитывая, что в вышеуказанные периоды дополнительных учебных отпусков истица работала на должностях и в учреждениях, работа в которых подлежит включению в специальный стаж, суд полагает возможным включить период нахождения Антуфьевой И.В. в дополнительных оплачиваемых учебных отпусках (всего 6 месяцев и 3 дня) в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Поскольку вместе с данными периодами, подлежащими включению в специальный стаж истицы, продолжительность её педагогической деятельности составит более 25 лет, ей надлежит назначить трудовую пенсию по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Пенсию истице необходимо назначить с 26 октября 2009 года – времени её обращения с заявлением в УПФ РФ.

Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает другой стороне возместить все понесённые по делу судебные расходы.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Антуфьевой И. В. удовлетворить.

Признать неправомерным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области от <дата> -- об отказе Антуфьевой И. В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в части не включения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периодов её нахождения в дополнительных оплачиваемых учебных отпусках: <данные изъяты> и назначении с 26 октября 2009 года досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области включить Антуфьевой И. В. в стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды её нахождения в дополнительных оплачиваемых учебных отпусках: <данные изъяты> и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости на основании п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 26 октября 2009 года.

Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области в пользу Антуфьевой И. В. -- рублей государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение 10 суток.

Судья – Воробьёв А.Л.

.в