№2-154/2010, решение вступило в законную силу 28.06.2010 г.



Дело № 2-154/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 июня 2010 года Галичский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Лыткиной А.Н.,

при секретаре Сухаревой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серебряковой Т. А. к Областному государственному учреждению «Центр социальных выплат» о признании отказа в назначении субсидии неправомерным и возложении обязанности начисления субсидии,

установил:

Серебрякова Т.А. в соответствии с договором купли-продажи от <ДАТА>, зарегистрированном <данные изъяты>. <ДАТА> за № -- (свидетельство о государственной регистрации права серия --), является собственницей двухкомнатной квартиры № -- дома № -- по улице <АДРЕС>.

23 января 2010 года Серебрякова Т.А. обратилась в филиал Областного государственного учреждения «Центр социальных выплат» (ОГУ «ЦСВ») по городу Галичу и Галичскому району с заявлением о предоставлении по данной квартире субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, сдав при этом все необходимые документы.

Однако решением филиала ОГУ «ЦСВ» Серебряковой Т.А. отказали в предоставлении указанной субсидии, о чём ей было сообщено письмом от <ДАТА> --. Причиной отказа послужил тот факт, что Серебрякова Т.А. в указанной выше квартире не зарегистрирована по постоянному месту жительства.

Не согласившись с указанным выше решением филиала ОГУ «ЦСВ» по гор. Галичу и Галичскому р-ну, Серебрякова Т.А. обратилась с иском в суд. Она просила признать решение об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от 27.01.2010 года неправомерным, и обязать ответчика назначить ей названную субсидию с момента обращения за её назначением, то есть с 23.01.2010 года.

В обоснование требований Серебрякова Т.А. сослалась на то, что как собственник спорной квартиры в соответствии с ч.2 ст.159 Жилищного кодекса РФ имеет право на получение субсидии. С 2004 года она (истец) преимущественно проживает в <АДРЕС>, согласно свидетельства № -- в спорной квартире зарегистрирована с 04.07.2008 года по 04.07.2013 года; с 14 декабря 2004 года и по настоящее время работает в <данные изъяты> по бессрочному трудовому договору в должности <данные изъяты>; как налогоплательщик состоит на учёте в межрайонной инспекции ФНС России <данные изъяты>.

По её (Серебряковой) мнению, согласно Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713, граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства, однако регистрация является техническим действием, установленным в целях исполнения гражданами обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Регистрация в силу специфики правовой природы не является, как она считает, основанием для возникновения гражданско-правовых (жилищных) отношений. Она является административным актом, не порождающим жилищных отношений.

Определением суда от 14 апреля 2010 года с согласия истца Серебряковой Т.А. ненадлежащий ответчик филиал ОГУ «Центр социальных выплат» по городу Галичу и Галичскому району, являющийся структурным подразделением Центра без права юридического лица, был заменён надлежащим ответчиком – Областным государственным учреждением «Центр социальных выплат» (ОГУ «ЦСВ»).

В ходе рассмотрения дела Серебрякова Т.А. поддержала заявленные требования по изложенным выше основаниям. При этом заявила, что в силу ст.20 ГК РФ квартира № -- дома № -- по ул. <АДРЕС> в настоящее время является её местом жительства. В <АДРЕС> постоянно она проживает с 2004 года, в данной квартире – с 2006 года. В <данные изъяты> работает с 2004 года, режим рабочего времени – с 8 до 17 часов при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями.

Квартира № -- дома № -- по <данные изъяты>, где она (истец) зарегистрирована, принадлежит на праве собственности матери И** Последняя за предоставлением субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствующее учреждение <АДРЕС> никогда не обращалась, поскольку исходя из совокупного дохода семьи и стоимости жилищно-коммунальных услуг, права на получение данной субсидии у неё не возникает.

Терять регистрацию в <АДРЕС> она (истец) не желает по ряду личных причин, в том числе из-за медицинских услуг, которые она может там получать.

Она в настоящее время имеет право на получение субсидии по месту жительства в <АДРЕС>, поэтому считает, что наличие или отсутствие регистрации в спорной квартире не может служить основанием для ограничения этого права.

При изложенных обстоятельствах полагает, что ответчик необоснованно отказал в предоставлении данной субсидии.

Директор ОГУ «Центр социальных выплат» Х** явку представителя учреждения в суд не обеспечила, просила рассмотреть дело без участия представителя.

В отзыве сообщила, что требования, заявленные Серебряковой Т.А., ОГУ «ЦСВ» не признаёт, считает, что филиалом в гор. Галиче и Галичском районе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ей отказали правомерно.

Серебрякова Т.А. в соответствии с подпунктом «б» пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761, обязана представить в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением копий документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования жилым помещением, в котором она зарегистрирована по месту постоянного жительства.

Исходя из документов, представленных истцом, она зарегистрирована по месту постоянного жительства в <АДРЕС>, следовательно, право на получение субсидии может реализовать, обратившись в соответствующий орган социальной защиты этого города.

Исследовав материалы дела, заслушав истца Серебрякову Т.А., выслушав заключение главного специалиста-руководителя филиала ОГУ «ЦСВ» по гор. Галичу и Галичскому р-ну Т**, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

В соответствии с ч.2 ст.159 ЖК РФ право на субсидии имеют граждане:

1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;

3) члены жилищных кооперативов;

4) собственники жилых помещений.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.7 ст.159 ЖК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года за № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, разработанные в соответствии со ст. 159 ЖК РФ и определяющие порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам Российской Федерации.

В соответствии с п.3 Правил право на субсидии имеют собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (п.6 Правил).

Как следует из материалов дела, Серебрякова Т.А. является собственником квартиры № -- дома № -- по ул. <АДРЕС>, задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по данному адресу она не имеет.

Как сообщила в судебном заседании главный специалист-руководитель филиала ОГУ «ЦСВ» по гор. Галичу и Галичскому р-ну Т**, истец, при условии регистрации в этой квартире по постоянному месту жительства, исходя из представленных ею документов, имеет право на получение субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в период: с 01.02.2010 года по 30.04.2010 года в размере <данные изъяты>. ежемесячно; с 01.05.2010 года по 30.07.2010 года в размере <данные изъяты> ежемесячно.

Подпунктом «б» пункта 8 указанных выше Правил предоставления субсидий определено, что для получения субсидии граждане или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, должны представить в уполномоченный орган по месту постоянного жительства помимо заявления о предоставлении субсидии, в том числе и копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства.

В соответствии со ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу статьи 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 (ред. от 18.07.2006 года, с изменен. от 25.12.2008 года) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»

каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

Статьей 2 указанного Закона определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Местом пребывания является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.

Таким образом, место жительства отличается от места пребывания характером проживания, типом жилого строения и основаниями занятия помещения.

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 05.10.2000 года № 199-О, понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в статье 20 ГК Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25.06.1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и других нормативных актах. Место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

В суде установлено, что истец Серебрякова (до расторжения брака Гасанова) Т.А. с 2004 года постоянно проживает в городе Галиче.

14 декабря 2004 года истца приняли на работу в <данные изъяты> на должность <данные изъяты>, заключив с ней трудовой договор на неопределённый срок.

Данный факт подтверждается справкой <данные изъяты>» от <ДАТА> --, из которой следует, что Серебрякова Т.А. с 14 декабря 2004 года и по настоящее время действительно работает в ОАО «Галичский автокрановый завод» на данной должности.

Из трудового договора усматривается, что режим рабочего времени определён для Серебряковой Т.А. – с 8 до 17 часов при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями

14 июня 2006 года Серебрякова Т.А. приобрела в собственность квартиру № -- дома № -- по ул. <АДРЕС>, в которой зарегистрировалась, как считает суд, на длительный срок, с 04.07.2008 года по 04.07.2013 года.

Как следует из представленных квитанций, истец пользуется всем перечнем коммунальных услуг, которые регулярно оплачивает. По мнению суда, это обстоятельство также свидетельствует о постоянном проживании Серебряковой Т.А. в спорной квартире.

Оценивая имеющиеся по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что постоянным местом жительства Серебряковой Т.А. является <АДРЕС>, где она постоянно проживает.

Ссылка представителя ОГУ «ЦСВ» на возможность обращения истца для предоставлении субсидии в соответствующий орган социальной защиты населения в <АДРЕС>, по мнению суда, не состоятельна.

Как уже выше указано в решении, квартира, расположенная по адресу: <АДРЕС>, где зарегистрирована Серебрякова Т.А., принадлежит на праве собственности её матери И**, которая в силу ч.2 ст.159 ЖК РФ, а также Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и имеет право обратиться в соответствующие органы за предоставлением названной субсидии.

В соответствии с п.4 Правил субсидия может быть предоставлена И** с учётом постоянно проживающих с ней членов её семьи.

Как установлено в судебном заседании, матери истца по месту жительства в <АДРЕС> субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предоставлялась.

Согласно сообщению Государственного учреждения <данные изъяты>» от <ДАТА>-- И**, Серебрякова Т.А. и В** (брат истца), зарегистрированные в <АДРЕС>, не обращались по вопросу оформления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в <данные изъяты>, субсидия им не предоставлялась.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к твёрдому выводу, что у Серебряковой Т.А. возникло право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту её постоянного жительства по адресу: <АДРЕС>.

Как усматривается из п.43 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, при предоставлении всех документов, предусмотренных настоящими Правилами, с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при предоставлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца – с 1-го числа следующего месяца.

В суде установлено, что с заявлением о предоставлении субсидии Серебрякова Т.А. обратилась в филиал ОГУ «ЦСВ» по гор. Галичу и Галичскому району 23 января 2010 года.

Таким образом, указанная субсидия должна ей быть предоставлена с 1 февраля 2010 года.

На основании ст.ст.1-3 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 (ред. от 18.07.2006 года, с изменен. от 25.12.2008 года) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации», Определения Конституционного Суда РФ от 05.10.2000 года № 199-О, Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года за № 761, ст. 159 ЖК РФ, ст.20 ГК РФ, руководствуясь ст. ст.12,198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Серебряковой Т. А. удовлетворить.

Признать неправомерным решение филиала ОГУ «Центр социальных выплат» по городу Галич и Галичскому муниципальному району от <ДАТА> -- об отказе Серебряковой Т. А. в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Обязать Областное государственное учреждение «Центр социальных выплат» назначить Серебряковой Татьяне Анатольевне с 1 февраля 2010 года субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <АДРЕС>.

Взыскать с ОГУ «Центр социальных выплат» в пользу Серебряковой Т.А.. государственную пошлину в сумме <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение 10 дней.

Судья А.Н.Лыткина

Мотивированное решение изготовлено 15.06.2010 года

Судья