Дело № 2- 189 / 2010 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 04 мая 2010 года г. Галич Галичский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Лебедева В.К., с участием прокурора Ермоловой Т.В. при секретаре Соловьевой Ж.Р. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галичского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Ореховского сельского поселения Галичского муниципального района о возложении обязанности постановки на учет бесхозяйного скотомогильника, У С Т А Н О В И Л: Галичский межрайонный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Ореховского сельского поселения Галичского муниципального района о возложении обязанности постановки на учет бесхозяйного скотомогильника, мотивируя тем, что по заданию прокуратуры Костромской области была проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с биологическими отходами. В ходе проверки было установлено, что на территории ... на расстоянии 150 м. от д. ... с 1959 года расположен сибиреязвенный скотомогильник, площадью xxx кв.м. Согласно информации ОГУ «Галичская районная станция по борьбе с болезнями животных» от *** г. № xxx вышеуказанный сибиреязвенный скотомогильник в настоящее время ни у кого на балансе не числится, ни за кем не закреплен. Пунктом 6.1. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ 4.12.1995 г. (зарегистрированы Минюстом РФ 5.01.1996 г.) определено, что скотомогильники и биотермические ямы, принадлежащие организации, эксплуатируются за их счет, остальные являются объектами муниципальной собственности. Правовую основу для возникновения муниципальной собственности на скотомогильник, который не имеет собственника, дают положения ст. 225 ГК РФ. В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от прав собственности на которую, собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Вопросы, касающиеся принятия не учет бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580. Согласно п. п. 4, 5 Положения на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственник которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались в порядке, предусмотренном ст. ст. 225, 236 ГК РФ. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Однако, администрацией Ореховского сельского поселения Галичского муниципального района вышеуказанные действия не выполнены, собственник вышеуказанного скотомогильника до настоящего времени не определен. В соответствии с п. п. 8 п. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 15 ВЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» полномочия по предупреждения чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района предполагают осуществление организационно-технические мероприятия по защите населения от эпидемий, эпизоотий, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям. В соответствии со ст. 1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае возникновения. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников с учетом их назначения является составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на местную администрацию вышеуказанными нормами Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. Согласно п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. Согласно п. 5. 6 Правил территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором, высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0, 8 - 1,4 м. и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост. Однако, вышеуказанный скотомогильник не соответствует данным требованиям. Неудовлетворительное состояние скотомогильника является следствием его бесхозяйственности. В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в собственности поселений может находиться имущество для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Проверкой было установлено, что в собственности муниципального образования Ореховского сельского поселения скотомогильника не имеется, в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет скотомогильника, расположенного на территории муниципального образования Ореховского сельского поселения, обращений не поступало. Указанное бездействие администрации Ореховского сельского поселения, способствует дальнейшему ухудшению устройства, санитарного состояния и оборудования скотомогильника, в результате чего возможно возникновение вспышек заболеваний сибирской язвой, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде. Бездействие администрации Ореховского сельского поселения по определению собственника сибиреязвенного скотомогильника у ... и непринятие мер по постановке бесхозяйного скотомогильника на учет в соответствии со ст. 225 ГК РФ может быть оспорено в порядке гражданского судопроизводства. 12 мая 2008 г. в адрес главы администрации Орехивского сельского поселения направлялось представление об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с биологическими отходами. В ответе на представление от 13.07.2008 г. № 62 глава администрации Ореховского сельского поселения согласился с доводами прокурора и указал, что меры по постановке на учет скотомогильника предпринимаются. Однако в результате данной проверки установлено, что мер по постановке на учет бесхозяйного скотомогильника администрацией Ореховского сельского поселения не предприняты. На основании ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Так как, данное нарушение затрагивает право на защиту жизни, здоровья, личного имущества неопределенного круга лиц, интересы Российской Федерации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, закрепленное ст. 18 ФЗ от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц. Просил возложить на администрацию Ореховского сельского поселения обязанность по постановке на учет бесхозяйного скотомогильника, расположенного на расстоянии в xxx м от д. ... площадью xxx кв. м. В судебном заседании помощник Галичского межрайонного прокурора Ермолова Т.В. иск поддержала. Представитель ответчика - Глава администрации Ореховского сельского поселения Транчуков А.А. исковые требования не признал и пояснил, что по рассказам местных жителей он знает, что в 1959 году на территории приусадебного участка, принадлежащего жителю ... Ц**, было произведено захоронение останков больного животного. В каком точно месте было сделано захоронение, сейчас указать никто не может. Ц** умер. В 2007 году на основе указаний старожилов деревни было определено примерное месторасположение захоронения. Оно оказалось в месте, где длительное время после захоронения производились посадки картофеля. Это место было огорожено, вкопан столб и сделана предупреждающая надпись. Земля в этом месте относится к землям Ореховского сельского поселения. Полагает, что органам ветеринарного контроля надо установить точное место захоронения, с этой целью взять пробы земли на анализ. Без этого возлагать на представляемую им администрацию какие-либо обязанности не имеет смысла. Администрация Костромской области и администрация Галичского муниципального района полномочий по содержанию скотомогильников в администрацию Ореховского сельского поселения не передавали. Представитель третьего лица - Главный государственный ветеринарный инспектор Галичского района Карнаухова А.Н. пояснила, что каких-либо документов, достоверно указывающих на точное место захоронения в д. ... больного животного, не сохранилось. Место захоронения установлено с точностью +/- 50 м. Производить раскопки в этом месте категорически запрещено, поэтому пробы земли взять невозможно. Исковые требования прокурора считает обоснованными. Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: В соответствие со ст. 72 Конституции Российской Федерации, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На основании статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация определена как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Исходя из этого, правовое регулирование Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ не может быть распространено на оборудование и содержание скотомогильников администрациями муниципальных образований, а оборудование и содержание скотомогильников при указанных в заявлении обстоятельствах не может быть отнесено к вопросам местного значения муниципального образования в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает. Согласно пункту 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу пункта 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. Судом установлено, что имеющееся на территории Ореховского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области место захоронения биологических отходов на балансе Ореховского сельского поселения не состоит. Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращения в собственность сельских поселений имеющихся на их территориях бесхозяйных мест захоронения биологических отходов. Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника Ореховскому сельскому поселению Галичского муниципального района Костромской области не передавались. Таким образом, законных оснований для возложения на администрацию Ореховского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области обязанности оборудовать указанный скотомогильник без передачи ей необходимых полномочий и денежных средств от администрации Костромской области и администрации Галичского муниципального района, не имеется. На основании изложенного и руководствуясь 197, 198 ГПК РФ, районный суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении иска Галичского межрайонного прокурора к администрации Ореховского сельского поселения Галичского муниципального района о возложении обязанности постановки на учет бесхозяйного скотомогильника - ОТКАЗАТЬ. Решение может быть обжаловано или на него может быть внесено кассационное представление в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение 10 суток со дня его принятия. Судья: Лебедев В.К.