Дело № 2-56/2010 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Галич Костромская область 19 февраля 2010 года. Галичский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Воробьёва А.Л. с участием истца Усова А.Н., при секретаре Смекаловой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усова Александра Николаевича к Областному государственному учреждению «Центр социальных выплат» Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области об индексации ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда, причинённого здоровью в связи с участием в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, увеличении размера данной ежемесячной компенсации с учётом произведенной индексации и взыскании задолженности по этой компенсации, У С Т А Н О В И Л: Усов А.Н. обратился в суд с иском к Департаменту службы занятости населения г. Галич и Территориальному отделу социальной защиты населения, опеки и попечительства по Галичскому муниципальному району и по городскому округу – город Галич, об индексации ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда, причинённого здоровью в связи с участием в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и увеличении размера данной ежемесячной компенсации с учётом произведённой индексации. Также истец просил взыскать задолженность по данной компенсации за период с января 2002 года по август 2009 года в размере xxx. При подготовке дела к судебному разбирательству с согласия истца ненадлежащие ответчики – Департамент службы занятости населения г. Галич и Территориальный отдел социальной защиты населения, опеки и попечительства по Галичскому муниципальному району и по городскому округу – город Галич, были заменены надлежащим – Областным государственным учреждением «Центр социальных выплат» Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области. При рассмотрении данного гражданского дела Усов А.Н. изменил первоначально заявленные исковые требования и указал дополнительные основания для их удовлетворения. Истец просил взыскать с ответчика задолженность по выплатам ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью, причинённого в связи с участием в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, за период с 2000 года по 2009 год в размере xxx. Также Усов А.Н. просил установить с 01 ноября 2009 года размер указанных ежемесячных выплат в xxx копеек и обязать ответчика производить эти ежемесячные выплаты в размере, определяемом путём индексации данной суммы в установленном законом порядке. В новом исковом заявлении и судебном заседании Усов А.Н. обосновал свои требования следующим. С декабря 1986 года по март 1987 года он (истец) участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и подвергся воздействию радиации, вследствие чего со *** является <данные изъяты> и получает ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда причинённого здоровью. Вопреки требованиям закона ответчик на протяжении длительного времени выплачивал и выплачивает в настоящее время данную ежемесячную денежную компенсацию в заниженном размере. Так сумма выплаты возмещения вреда здоровью первоначально была установлена с учётом заработка на ЧАЭС, и далее пересчитана из расчёта заработной платы за 12 месяцев. С мая 1999 года указанная ежемесячная денежная компенсация составляла xxx, а с января 2001 года с учётом индексации xxx С февраля 2001 года стали выплачивать xxx. При этом размер данной выплаты не был проиндексирован с июля 2000 года на коэффициент 1.581, а с января 2001 года на коэффициент 1.515. С учётом такой индексации на момент выхода Федерального закона от 12.02.2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размер указанной выплаты должен был составить xxx При переходе на твёрдые суммы возмещения вреда здоровью по ФЗ от 12.02.2001 года данный размер указанной выплаты был больше установленного в твёрдой сумме размером xxx. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ № 11-П от 19.06.2002 года он (истец) имел право выбора между получением данной выплаты в твёрдой сумме или в размере который исчисляют из заработка. Поскольку последний вариант для него более выгодный он стал бы получать не xxx рублей, а xxx Федеральным законом от 12.02.2001 года был изменен критерий индексации сумм возмещении вреда гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы. Законодатель отказался от повышения сумм возмещения вреда пропорционально росту МРОТ и избрал в качестве критерия индексации рост прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Однако в силу п.5.4 Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 № 11-П, а также п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 года № 35 (в ред. от 05.04.2005 года) допускается индексация компенсационных выплат в зависимости от роста прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. Федеральным законом № 31-ФЗ от 26.04.2004 года был установлен новый критерий индексации сумм возмещения вреда исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ. Статья 3 указанного закона предусматривает, что данный критерий индексации применяется с 19.06.2002 года, т.е. по существу закону придана обратная сила. Однако с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 04.10.2005 года по запросу Верховного Суда РФ о проверке конституционности ряда положений ФЗ «О внесении изменений в ст.5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в ст.2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», о равенстве граждан перед законом, уже получающих выплаты, тех, кто в суд не обращался, но которым выплаты полагались, и недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы, и применении наиболее благоприятного для получателей выплат критерия их индексации, необходимо проиндексировать указанные компенсационные выплаты с 1 января 2002 года по индексам роста прожиточного минимума в Костромской области. В соответствии с п. 6 Постановления Пленума ВС РФ № 35 от 14.12.2000 г. в редакции от 5.04.2005 г. № 7 суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4. Исходя из ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума для пенсионеров, установленных соответствующими постановлениями губернатора Костромской области, среднегодовые величины прожиточного минимума для пенсионеров составляют за 2000 год xxx., за 2001 год xxx., за 2002 год xxx., за 2003 год xxx С учетом изложенного подлежат применению индексы роста величины прожиточного минимума равные с 1.01.2002 г.-1.712 (966.08:564.35), с 1.01.2003 г.-1.289 (1245.75:966.08), с 1.01.2004 г -1.189(1481.50:1245.75). Поскольку более выгодным для него (истца) является вариант ежегодной индексации за 2004 год по индексу роста прожиточного минимума, нежели по индексу определенному в соответствии с Федеральным законом № 31-ФЗ от 26 апреля 2004 года, Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года из уровня инфляции (1.1), следует произвести индексацию за 2004 год по индексу роста прожиточного минимума (1.189). С 1 января 2005 года в соответствии с ч. 3 ст. 5 базового Закона в редакции ФЗ от 26.04.2004 г. № 31 размеры выплат, установленные базовым Законом, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. На 2005 год такой индекс установлен в размере 1.11, на 2006 год – 1.09, на 2007 год -1.08, следовательно, с 1.01.2005 г. выплаты должны индексироваться с применением коэффициента 1.11, с 01.01.2006 года - с применением коэффициента 1.09, а с 01.01.2007 года-с применением коэффициента 1.08. 7 мая 2005 года Правительством РФ было принято Постановление « Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС которым указывается на осуществление с 1 января 2005 года индексации компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с применением коэффициента 1.08 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год». Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2006 года № 163 в указанное Постановление Правительства РФ от 7 мая 2005 года внесены изменения, указано на применение индекса в размере 1.1 вместо 1.08. Решением Верховного Суда РФ от 14 июня 2006 года № ГКПИ06-445 признан недействующим абзац первый п. 1 Постановления Правительства РФ от 7 мая 2005 года № 292 в редакции от 24 марта 2006 года № 163 в части, ограничивающей возможность осуществления индексации размеров названных в абзацах втором и третьем данного пункта компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с применением коэффициента 1.11, показывающего верхний уровень инфляции, установленный Федеральным законом от 23 декабря 2004 года № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» в редакции Федерального закона от 4 ноября 2005 года № 141-ФЗ. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2006 года № 246 «Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС указано на осуществление с 1 января 2006 года индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с применением коэффициента 1.085 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год». Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2006 года № 246 «Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» указано на осуществление с 1 января 2006 года индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с применением коэффициента 1.085 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год». 1 декабря 2006 года Федеральным законом № 197-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год», указан уровень инфляции в размере 9 процентов. 19 декабря 2006 года был принят Федеральный закон № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год», ст. 1 которого установлен прогнозируемый уровень инфляции на 2007 год в размере 6.6 – 8.0 процента. Соответственно, с 1 января 2005 года компенсационные выплаты должны быть проиндексированы с применением коэффициента инфляции в размере 1.11, с 1 января 2006 года в размере 1.09, с 1 января 2007 года в размере 1.08. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2007 года № 914 «Об индексации в 2008-2010 годах размеров компенсаций иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.03.2008 № 181) определен коэффициент индексации выплат исходя из уровня инфляции, установленный Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", который с 1 января 2008 года составил 1.085. Исходя из уровней инфляции, установленных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" в Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2007 года № 914 внесены соответствующие изменения Постановлением Правительства от 3 сентября 2008 года № 655 с 1 января 2008 года установлен коэффициент для индексации указанных выплат 1.105. С 01 января 2009 года установлен коэффициент для индексации указанных выплат 1.13. Таким образом, размер указанной ежемесячной компенсации должен был составлять: с 01 января 2002 года xxx; с 01 января 2003 года xxx с 01 января 2004 года xxx; с 01 января 2005 года xxx); с 01 января 2006 года xxx); с 01 января 2007 года xxx с 01 января 2008 года xxx; с 01 января 2009 года xxx Вместо выплаты данной ежемесячной компенсации в указанных размерах ему (истцу) выплачивалась с 15 февраля 2001 года по май 2004 года xxx рублей, с июня 2004 года по декабрь 2004 года xxx рублей, с 01 января 2005 года xxx, с 01 января 2006 года xxx, с 01 января 2007 года xxx, с 01 января 2008 года xxx, с 01 января 2009 года xxx Таким образом, задолженность по указанным ежемесячным выплатам с учётом их размера и произведённых выплат составила. С июля по декабрь 2000 года xxx За январь 2001 года xxx. За период с 01 по 14 февраля 2001 года xxx. За период с 15 по 28 февраля 2001 года xxx. С 01 марта по 31 декабря 2001 года xxx. За 12 месяцев 2002 года xxx. За 12 месяцев 2003 года xxx. За период с января по май 2004 года xxx. За период с июня по декабрь 2004 года xxx. За 12 месяцев 2005 года xxx За 12 месяцев 2006 года xxx. За 12 месяцев 2007 года xxx За 12 месяцев 2008 года xxx. За 10 месяцев 2009 года с января по октябрь xxx. Общая сумма задолженности по указанным выплатам, подлежащая взысканию с ответчика составила xxx До октября 2009 года включительно ответчик выплачивал ему данную ежемесячную компенсацию в указанном размере. При выплате данной ежемесячной компенсации за ноябрь и декабрь 2009 года ответчик должен исходить из её размера в xxx, а затем при производстве её выплаты в 2010 году индексировать в установленном законом порядке. Ответчик - Областное государственное учреждение «Центр социальных выплат» Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области было надлежащим образом извещено о месте и времени судебного заседания, своего представителя для участия в рассмотрении данного гражданского дела не направил. Ответчик ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, данное ходатайство судом удовлетворено. Своё отношение к заявленным исковым требованиям ответчик выразил в письменном возражении, указав следующее. В соответствии с пунктом 15 части первой статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Усову А.Н. как инвалиду второй группы были назначены ежемесячные выплаты в возмещение вреда здоровью, размером 2500 рублей. Далее эта сумма ежегодно индексировалась согласно ч. 3 ст. 5 данного Закона – исходя из уровня инфляции устанавливаемого федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год. Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 года № 326 были утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Согласно данным Правилам ежемесячные денежные компенсации, выплачиваемые Усову А.Н. в счёт возмещения вреда здоровью подлежали индексации за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года с применением коэффициентов 1.12 (2002 год), 1.12 (2003 год), 1.1 (2004 год). Данные коэффициенты определены исходя из уровня инфляции установленного федеральными законами о федеральном бюджете на 2002, 2003 и 2004 годы. В соответствии с п. 6 размеры сумм, подлежащих возврату гражданам в результате индексации размеров ежемесячных денежных компенсаций и ежемесячной денежной суммы, рассчитываются как разность между размером проиндексированной компенсации (размером проиндексированной суммы) и размером ежемесячной денежной компенсации (ежемесячной денежной суммы), назначенной (выплаченной) за соответствующий период. В связи с этим расчёт суммы индексации указанных выплат с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года для Усова А.Н. таков: <данные изъяты>. Таким образом, размер индексации выплат за указанный период должен составлять для Усова А.Н. xxx. В настоящее время истец получает указанную ежемесячную компенсацию в размере, предусмотренном Постановлением Правительства РФ на 2009 год, и оснований для её индексации не имеется. Исследовав материалы дела, выслушав истца Усова А.Н., суд находит его требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства. Выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС предусмотрена пунктом 25 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 24.11.95 № 179-ФЗ). Выплаты денежных сумм производятся в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В соответствии с частью третьей статьи 5 данного Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда. Судом установлено, что Усов А.Н. являлся участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Со 02 февраля 1992 года был признан <данные изъяты> по заболеванию, возникновение которого связано с исполнением обязанностей воинской службы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В соответствии с п. 25 ст. 14 базового Закона истцу была назначена и выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда причинённого здоровью, размер которой был исчислен из суммы его заработка. Как установлено судом с 01 июля 2000 года данная ежемесячная денежная компенсация, размер которой на тот момент составлял xxx Усову А.Н. не была проиндексирована. Поскольку минимальный размер оплаты труда вырос с 01 июля 2000 года в 1.581, данный коэффициент необходимо было применить при индексации указанной выплаты. Таким образом, для истца размер данной компенсации увеличивался до xxx С июля 2000 года по декабрь 2000 года включительно Усов А.Н. должен был получать xxx а не xxx копеек как ему выплачивали. Таким образом, задолженность по данной компенсации за шесть месяцев, с июля по декабрь 2000 года составила xxx С января 2001 года с учётом индексации Усову А.Н. стали выплачивать xxx Поскольку минимальный размер оплаты труда с 01 января 2001 года вырос в 1.515, данный коэффициент необходимо было применить при индексации ежемесячной денежной компенсации, которая для истца должна была составить на тот период xxx Таким образом, задолженность по данной компенсации за январь 2001 года составила xxx С февраля 2001 года истцу стали выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в твёрдой денежной сумме размером xxx 15 февраля 2001 года вступил в действие Федеральный закон от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которым были установлены твёрдые суммы ежемесячной денежной компенсации указанной категории граждан и новые критерии индексации этих выплат. На момент выхода Федерального закона от 12 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размер указанной компенсации для истца должен был составить xxx То есть при переходе на твёрдые суммы возмещения вреда здоровью по ФЗ от 12.02.2001 года размер указанной ежемесячной денежной компенсации, которую должен был получать истец, был больше, чем размер этой выплаты, установленный в твёрдой денежной сумме равной 2500 рублям. Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении № 11-П от 19 июня 2002 года, истец имел право выбора между получением указанной компенсации в твёрдой денежной сумме или в размере который был исчислен из его заработка. Поскольку последний вариант был для него более выгодным, Усов А.Н. после принятия указанного Федерального закона должен был в течение 2001 года продолжать получать xxx не xxx рублей, которые ему стали выплачивать. Таким образом, задолженность по указанным выплатам составила: за период с 01 по 14 февраля 2001 года xxx, за период с 15 по 28 февраля 2001 года xxx, за период с 01 марта по 31 декабря 2001 года xxx Как уже указывалось выше, Федеральным законом от 12 февраля 2001 года был изменен критерий индексации сумм возмещении вреда гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы. Законодатель отказался от повышения сумм возмещения вреда пропорционально росту МРОТ и избрал в качестве критерия индексации рост прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. По смыслу ч. 3 ст. 2 данного Федерального закона, предусматривающей ежегодную индексацию сумм ежемесячных выплат пропорционально росту величины прожиточного минимума, первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена по истечении данного календарного года, т.е. с января 2002 года, а с учетом правовой позиции, высказанной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 19 июня 2002 года № 11-П, суммы возмещения вреда, назначенные истцу, с указанного времени подлежали индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в том субъекте РФ, где он проживал, то есть в Костромской области. Данный механизм индексации указанных выплат предусматривался как правовой позицией Конституционного Суда РФ выраженной в Постановлении от 19.06.2002 года № 11-П, так и п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 года № 35 (в ред. от 05.04.2005 года), согласно которому индексация компенсационных выплат производиться в зависимости от роста прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. Федеральным законом № 31-ФЗ от 26 апреля 2004 года был установлен новый критерий индексации сумм возмещения вреда исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ. Статья 3 указанного закона предусматривает, что данный критерий индексации применяется с 19 июня 2002 года, т.е. по существу закону придана обратная сила. Однако с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 04.10.2005 года по запросу Верховного Суда РФ о проверке конституционности ряда положений ФЗ «О внесении изменений в ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в ст.2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», о равенстве граждан перед законом, уже получающих выплаты, тех, кто в суд не обращался, но которым выплаты полагались, и недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы, и применении наиболее благоприятного для получателей выплат критерия их индексации, необходимо проиндексировать указанные компенсационные выплаты с 1 января 2002 года по индексам роста прожиточного минимума в том регионе, где проживает получатель этих выплат, в данном случае в Костромской области. Как указано в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35, в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05 апреля 2005 года № 7 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", до внесения соответствующих изменений в законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 года ориентированы вышеуказанным Постановлением Конституционного Суда РФ на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует, на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти. Поскольку федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено определение лишь абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью, то суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4. Таким образом, в соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005 года № 7, индекс роста величины прожиточного минимума в Костромской области, подлежащий применению с 1 января 2002 года, должен быть определен как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров Костромской области за 2001 год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров Костромской области за 2000 год. Данное правило применимо и к расчету индексов изменения прожиточных минимумов, подлежащих применению с 1 января 2003 года, и с 1 января 2004 года. Исходя из ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума для пенсионеров, установленных соответствующими постановлениями губернатора Костромской области, среднегодовые величины прожиточного минимума для пенсионеров составляют за 2000 год 564.35 руб., за 2001 год 966.08 руб., за 2002 год 1245.75 руб., за 2003 год 1481.50 руб. С учетом изложенного подлежат применению индексы роста величины прожиточного минимума равные с 1.01.2002 г.-1.712 (966.08:564.35), с 1.01.2003 г.-1.289 (1245.75:966.08), с 1.01.2004 г -1.189(1481.50:1245.75). Поскольку более выгодным для истца является вариант ежегодной индексации за 2004 год по индексу роста прожиточного минимума, нежели по индексу определенному в соответствии с Федеральным законом № 31-ФЗ от 26 апреля 2004 года, Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года из уровня инфляции (1.1), следует произвести индексацию за 2004 год по индексу роста прожиточного минимума (1.189). Таким образом, размер указанной ежемесячной компенсации для Усова А.Н. должен был составлять: с 01 января 2002 года xxx с 01 января 2003 года xxx); с 01 января 2004 года xxx Вместо выплаты данной ежемесячной компенсации в указанных размерах истцу выплачивалась с 15 февраля 2001 года по май 2004 года xxx, с июня 2004 года по декабрь 2004 года xxx Таким образом, задолженность по указанным ежемесячным выплатам с учётом их размера и произведённых выплат составила: за 12 месяцев 2002 года xxx За 12 месяцев 2003 года xxx За период с января по май 2004 года xxx. за период с июня по декабрь 2004 года xxx С 1 января 2005 года в соответствии с ч. 3 ст. 5 базового Закона в редакции Федерального закона от 26.04.2004 г. № 31 размеры выплат, установленные базовым Законом, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря Ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются исходя из уровня инфляции, установленного Федеральными законами "О федеральном бюджете" на соответствующий год, в данном случае на 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 и 2009 годы. На 2005 год такой индекс установлен исходя из уровня инфляции в размере 1.11, на 2006 год – 1.09, на 2007 год – 1.08, следовательно, с 1.01.2005 г. выплаты должны индексироваться с применением коэффициента 1.11, с 01.01.2006 года - с применением коэффициента 1.09, а с 01.01.2007 года-с применением коэффициента 1.08. 7 мая 2005 года Правительством РФ было принято Постановление «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС которым указывается на осуществление с 1 января 2005 года индексации компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с применением коэффициента 1.08 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год». Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2006 года № 163 в указанное Постановление Правительства РФ от 7 мая 2005 года внесены изменения, указано на применение индекса в размере 1.1 вместо 1.08. Решением Верховного Суда РФ от 14 июня 2006 года № ГКПИ06-445 признан недействующим абзац первый п. 1 Постановления Правительства РФ от 7 мая 2005 года № 292 в редакции от 24 марта 2006 года № 163 в части, ограничивающей возможность осуществления индексации размеров названных в абзацах втором и третьем данного пункта компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с применением коэффициента 1.11, показывающего верхний уровень инфляции, установленный Федеральным законом от 23 декабря 2004 года № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» в редакции Федерального закона от 4 ноября 2005 года № 141-ФЗ. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2006 года № 246 «Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС указано на осуществление с 1 января 2006 года индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с применением коэффициента 1.085 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год». 1 декабря 2006 года Федеральным законом № 197-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год», указан уровень инфляции в размере 9 процентов. 19 декабря 2006 года был принят Федеральный закон № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год», ст. 1 которого установлен прогнозируемый уровень инфляции на 2007 год в размере 6.6 – 8.0 процента. Соответственно, с 1 января 2005 года компенсационные выплаты должны быть проиндексированы с применением коэффициента инфляции в размере 1.11, с 1 января 2006 года в размере 1.09, с 1 января 2007 года в размере 1.08. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2007 года № 914 «Об индексации в 2008-2010 годах размеров компенсаций иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.03.2008 № 181) определен коэффициент индексации выплат исходя из уровня инфляции, установленный Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", который с 1 января 2008 года составил 1.085. Исходя из уровней инфляции, установленных Федеральным законом "О федеральном бюджете, на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" в Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2007 года № 914 внесены соответствующие изменения Постановлением Правительства от 3 сентября 2008 года № 655 с 1 января 2008 года установлен коэффициент для индексации указанных выплат 1.105. С 01 января 2009 года установлен коэффициент для индексации указанных выплат 1.13. Таким образом, размер указанной ежемесячной компенсации для Усова А.Н. должен был составлять: с 01 января 2005 года xxx с 01 января 2006 года xxx; с 01 января 2007 года xxx; с 01 января 2008 года xxx); с 01 января 2009 года xxx Вместо выплаты данной ежемесячной компенсации в указанных размерах истцу выплачивалось: с 01 января 2005 года xxx, с 01 января 2006 года xxx, с 01 января 2007 года xxx, с 01 января 2008 года xxx, с 01 января 2009 года xxx. Таким образом, задолженность по указанным ежемесячным выплатам с учётом их размера и произведённых выплат составила: за 12 месяцев 2005 года xxx16. За 12 месяцев 2006 года xxx. За 12 месяцев 2007 года xxx. За 12 месяцев 2008 года xxx. За 10 месяцев 2009 года с января по октябрь xxx Предъявляя исковые требования, Усов А.Н. произвёл расчёт размеров указанной ежемесячной компенсации, суммы задолженности подлежащей взысканию. Данный расчёт проверен судом и является правильным. Так сумма задолженности определена следующая. <данные изъяты> Таким образом, общая сумма задолженности по указанным выплатам, подлежащая взысканию с ответчика в пользу Усова А.Н. составила xxx. В течение десяти месяцев 2009 года ответчик выплачивал Усову А.Н. данную ежемесячную компенсацию в размере xxx, вместо xxx подлежащих выплате. Истец просил взыскать задолженность по данной ежемесячной компенсации по октябрь 2009 года включительно, указав на то, что при наличии решения суда вступившего в законную силу и определяющего новый размер компенсации ответчик выплатит ему за ноябрь и декабрь 2009 года определённую судом сумму, то есть xxx в месяц. При определении размера указанной компенсации на 2010 год, ответчик должен производить индексацию установленной судом суммы данных ежемесячных выплат в xxx Изложенные в отзыве на исковое заявление доводы ответчика, указавшего на отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований Усова А.Н., суд не принимает, считая их ошибочными, основанными на неправильном толковании законодательства регулирующего спорные правоотношения без учёта правовой позиции Конституционного Суда РФ. При вышеизложенных обстоятельствах суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объёме. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Взыскать с Областного государственного учреждения «Центр социальных выплат» Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области в пользу Усова Александра Николаевича xxx задолженности по выплатам ежемесячной компенсации вреда причинённого здоровью в связи с его участием в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, за период с июля 2000 года по октябрь 2009 года включительно. Установить размер ежемесячной компенсации вреда причинённого здоровью в связи с участием в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС для выплаты Усову Александру Николаевичу за ноября 2009 года в xxx и обязать ответчика Областное государственное учреждение «Центр социальных выплат» Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области в последующем производить выплату указанной ежемесячной компенсации в размере, определяемом путём индексации данной суммы в установленном законом порядке. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение 10 суток. Судья – Воробьёв А.Л. ФИО10