Дело № 2-511/2010 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ гор. Галич «27» декабря 2010 года Галичский районный суд Костромской области в составе: председательствующего федерального судьи Воронцовой Е.В. с участием помощника Галичского межрайонного прокурора Смирновой Н.С. при секретаре Шубаевой Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галичского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Галич Костромской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по созданию нормативных запасов топлива, у с т а н о в и л : Галичский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа - город Галич Костромской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по созданию нормативных запасов топлива. Свои исковые требования Галичский межрайонный прокурор мотивировал тем, что в ходе проверки исполнения законодательства, регулирующего предоставление коммунальных услуг - теплоснабжения, в части создания органами местного самоуправления нормативных запасов топлива для обеспечения населения городского округа бесперебойной и качественной поставкой теплоэнергии, были выявлены нарушения в деятельности администрации городского округа - г. Галич, выразившееся в неисполнении требований п.4 ч.1 ст. 16 ФЗ №131-Ф3 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа теплоснабжения населения, снабжения населения топливом. А именно, администрацией не созданы нормативные запасы топлива - угля (дров) на отопительный сезон 2010-2011 г.г. В соответствии с п.4 ч. 1 ст. 16 ФЗ № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими органшапиями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, а также выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду. В соответствии со ст. 7 вышеуказанного Федерального закона органы местного самоуправления городских округов должны обеспечить достаточность средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения. В Уставе Администрации городского округа - г. Галич закреплены полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении» (п. 1.14 ч. 1 ст. 9 Устава). Администрацией городского округа - г. Галич принято Распоряжение от <дата> ---р о начале отопительного сезона 2010-2011 по объектам соцкульбыта города с 20.09.2010 г., а также Распоряжение -- по началу отопительного сезона в жилых домах г. Галича с 27.09.2010 г. Таким образом, обеспечение нормативных запасов топлива, дров, должно быть обеспечено Администрацией городского округа - г. Галич до 27.09.2010 г. На территории г. Галича находятся 38 котельных отапливающих жилой фонд и объекты соцкульбыта, из них 33 находятся в муниципальной собственности обслуживаются ООО «ГУО», 2 принадлежат ОАО «Галичский автокрановый завод», 1 котельная принадлежит ОАО «ЦентрТелеком», I котельная - ФБУ ИЗ 44/2 УФСИН России по Костромской области, 1 котельная - ООО «Лидер». По данным Администрации городского округа г. Галич потребность в топливе на отопительный сезон 2010- 2011гг. составляет: уголь - 15000 тн., мазут - 250 тн, дрова - 5000 куб. м. Практика показывает, что отопительный сезон на объектах социальной сферы обычно начинается в 20-х числах сентября текущего года. Таким образом, обеспечение нормативных запасов топлива, дров, должно было быть обеспечено Администрацией городского округа - г. Галич в летний период, что не было сделано в полном объеме. По состоянию на 29.11.2010г. запас топлива имеется в размере уголь - 72, 5 тн. (запас топлива в сутках - 1 день), мазут - 132,5 гн., дрова - 225 куб.м. (запас топлива в сутках -15 дней). Администрацией городского округа - г. Галич заключен муниципальный контракт -- от <дата> на поставку каменного угля на отопительный период 2010-2011 годов для муниципальных заказчиков Костромской области с ООО «Татнефть-Архангельск» в количестве 9000 тн., в настоящий момент не поставлено ООО «Татнефть - Архангельск» еще 6000 тн. каменного угля, поскольку имеется задолженность перед данным поставщиком. ООО «Галичская управляющая организация» является ресурсоснабжающей организацией, а также исполнителем по договору на оказание услуг по теплоснабжению, по которому ООО «ГУО» обязуется предоставлять услуги по теплоснабжению, а потребитель обязуется оплатить предоставленные услуги. И.о. первого заместителя администрации городского округа - г. Галич Соловьев А.В. в своих объяснениях пояснил, что в связи с тем, что поставщики не отвечают по своим обязательствам, а именно не осуществляют поставку топлива, вопрос об обеспеченности котельных и населения твердым видом топлива не ниже 70% потребности отопительного сезона в настоящий момент разрешить нет возможности. Также Администрация в дальнейшем намерена осуществлять закупку топлива через ООО «Галичская управляющая организация» без восполнения запасов топлива до нормативов, предусмотренных законодательством РФ исходя из потребности отопительного сезона. Дрова закупаются самостоятельно ООО «Галичская управляющая организация в целях снижения себестоимости теплоэнергии. Согласно ч.2, 3, 4 Порядка расчета и обоснования нормативов создания запаса топлива на тепловых электростанциях и котельных, утвержденных приказом Минпромэнерго России от 4 октября 2005 г. (далее - Порядок) N 269 норматив создания технологических запасов топлива на котельных является общим нормативным запасом топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса основного или резервного видов топлива (далее - НЭЗТ). ННЗТ обеспечивает работу электростанции и котельной в режиме "выживания" с минимальной расчетной электрической и тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года и составом оборудования, позволяющим поддерживать плюсовые температуры в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях. НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы электростанций и котельных и обеспечивает плановую выработку электрической и тепловой энергии. Часть 14 Порядка говорит о том, что топливо, входящее в НЭЗТ, накопленное к 1 октября - началу ОЗП, вовлекается в расход для выработки электрической и тепловой энергии в течение ОЗП в соответствии с энерготопливными балансами для каждой котельной. Общий нормативный запас топлива и его составляющие (без учета госрезерва) для каждого теплоисточника или групп теплоисточников муниципальных образований определяются для расхода топлива до 150 т/ч для расхода топлива свыше 150 т/ч раздельно. Суточный расход топлива определяется для режима самого холодного месяца. На основании п. 2.6.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно - коммунальному комплексу от 27.09.2003г. № 179 (зарегистрировано в Министерстве Юстиции РФ 15.10.2003г. № 5176) (далее - Правил) целью подготовки объектов жилищно- коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период. В соответствие с п. Правил 2.6.10. готовность объектов жштищно- коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждаетсяI наличием: обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода. Согласно пп. а. п 2. 6. 13 Правил влетний период должны быть проведены следующие работы: по котельным: осуществлен завоз топлива:твердого - в расчете 70% потребности в отопительном сезоне, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного запаса. Расчет потребного количества топлива следует производить в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами. Хранение топлива следует производитьв соответствии с установленными требованиями. Таким образом, создание минимального запаса топлива строго обязательно. Неснижаемый нормативный запас твердого топлива фактически на текущую дату не создан. Согласно п. 14 п. 15 Приложения №1 Правил должно быть обеспечено бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного сезона в жилых помещениях не ниже +18С (в угловых комнатах + 20С). На конец сентября 2010 года, а также в настоящее время, на ноябрь 2010 г., необходимых запасов топлива (дров, угля) Администрацией городского округа - г. Галич в соответствии с законодательством Российской Федерации сделано не было. На начало отопительного сезона, по данным Администрации городского округа - г. Галич запасов топлива, которые необходимы для беспрерывной поставки тепловой энергии в отопительный сезон не создано. Поставка топлива на 2010-2011 гг. не была организована вовремя - до начала отопительного сезона, что не обеспечило устойчивую деятельность коммунального хозяйства в целом. Со стороны Администрации городского округа - г. Галич не принято должных мер к своевременной поставке топлива. В начале октября каждого года начинается отопительный сезон - до этого времени администрация имела возможность предпринять определенные меры, которые бы обеспечили своевременность доставки топлива поставщиками. По мнению прокурора, бездействие органов местного самоуправления Администрации городского округа - г. Галич нарушает право граждан, на качественную, своевременную, бесперебойную, в необходимых объемах поставку коммунальных услуг, что может повлечь перебои с поставкой теплоэнергии, что в свою очередь может привести в условиях осеннее - зимнее эксплуатации чрезвычайной ситуации, к реальной угрозе жизни и здоровью граждан, к возникновению аварийных ситуаций в системе теплоснабжения. В своем исковом заявлении прокурор просит признать незаконными бездействие администрации городского округа - город Галич Костромской области, выразившееся в неисполнении требований п. 4 ч. 1 ст. 16 ФЗ № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ где к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа, теплоснабжения, в части несоздания нормативных запасов топлива (угля, дров) до начала отопительного сезона 2010- 2011гг. в размере 70%., а также обязать администрацию городского округа - г. Галич Костромской области принять организационно- хозяйственные меры к созданию установленных законодательством запасов топлива в размере 70%, от необходимых запасов для потребности оставшейся части отопительного сезона. В судебном заседании исковое заявление Галичского межрайонного прокурора поддержала помощник прокурора Смирнова Н.С., уточнила исковые требования, просила суд указать срок - до 20 января 2011 года, в течение которого администрация обязана принять организационно - хозяйственные меры к созданию установленных законодательством запасов топлива в размере 70% от необходимых запасов для потребности оставшейся части отопительного сезона. Представитель ответчика, действующая по доверенности Смирнова Г.Т.- заместитель начальника юридического отдела администрации городского округа- город Галич Костромской области, исковые требования не признала, считала, что со стороны администрации приняты необходимые меры, направленные на организацию обеспечения теплоснабжения населения городского округа. Функция по созданию нормативного запаса топлива до начала отопительного сезона 2010-2011 годов возложена на ООО «Галичская управляющая организация». С начала отопительного периода 2010 года чрезвычайных ситуаций по срыву и предоставлению услуг по теплоснабжению населению города, предприятиям и организациям не зафиксировано. Со стороны администрации права граждан на своевременную, бесперебойную поставку тепловой энергии не нарушены. Фактов, повлекших перебои с поставкой теплоэнергии и реальную угрозу жизни и здоровью граждан, не выявлено. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими органшапиями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, а также выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду. Как указано в ст. 7 вышеуказанного Федерального закона органы местного самоуправления городских округов должны обеспечить достаточность средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения. В Уставе Администрации городского округа - г. Галич закреплены полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении» (п. 1.14 ч. 1 ст. 9 Устава). Судом установлено, что на территории г. Галича находятся 38 котельных, отапливающих жилой фонд и объекты соцкульбыта, 33 котельные находятся в муниципальной собственности и обслуживаются ООО «Галичская управляющая организация». Судом установлено, что услугу по теплоснабжению жителей г. Галича оказывает ООО «Галичская управляющая организация». Согласно данных администрации городского округа - город Галич Костромской области потребность в топливе на отопительный период 2010-2011 гг. составляет: уголь-15000 тонн, мазут- 250 тонн, дрова -5000 куб.м. Судом установлено, что на конец сентября 2010 года - начало отопительного периода, установленных законодательством запасов топлива администрацией городского округа - город Галич Костромской области сделано не было. 70% от потребности в топливе составляет: от 15 000 тн. угля - 10 500 тн., от 5 000 куб.м. дров - 3 500 куб.м., таких запасов топлива на начало отопительного сезона 2010-2011 гг. администрацией городского округа - город Галич Костромской области обеспечено не было. Судом установлено, что на момент подачи иска в суд на 29 ноября 2010 года запас топлива имелся в размере: уголь - 72,5 тн. (запас топлива в сутках - 1 день), мазут - 132.5 тн., дрова - 225 куб.м. (запас топлива в сутках - 15 дней). На момент рассмотрения дела в суде, на 24 декабря 2010 года согласно ежедневной информации о наличии и поставке топлива на отопительный период 2010-2011годов в городском округе - город Галич Костромской области, которая была предметом обозрения и исследования в суде, имелся запас топлива: уголь - на 1 сутки, мазут - на 64 суток, дров - на 4 суток. Данные факты представитель администрации в суде не оспаривала. Данные факты ещё раз свидетельствуют о бездействии администрации городского округа - город Галич Костромской области в части несоздания нормативных запасов топлива на отопительный период. Распоряжениями Главы администрации городского округа - город Галич от <дата> ---р и от <дата> ---р «О начале отопительного сезона 2010-2011 года» установлены момент начала отопительного сезона по объектам соцкультбыта города и жилым домам, отапливающимся от муниципальных котельных - с 20 сентября 2010 г., в городском округе город Галич - с 27 сентября 2010 г. Таким образом, обеспечение нормативных запасов топлива, дров, должно было быть исполнено администрацией до 27 сентября 2010 года. Правилами и нормами технической эксплуатация жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно - коммунальному комплексу от 27.09. 2003 г. № 179 (зарегистрировано в Министерстве Юстиции РФ 15.10. 2003 г. № 5176) предусмотрено обязательное создание минимального запаса топлива. Судом установлено, что в нарушение п. 2. 6. 13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, администрацией городского округа - город Галич Костромской области не обеспечен завоз топлива в котельные до начала отопительного сезона в размере 70% от установленной потребности в твердом топливе. Судом установлено, что неснижаемый нормативный запас твердого топлива фактически создан не был. Предметом оглашения и исследования в суде был муниципальный контракт -- от <дата> на поставку каменного угля на отопительный период 2010-2011 годов для муниципальных заказчиков Костромской области, из которого следует, что этот контракт заключен между поставщиком ООО «Татнефть-Архангельск» и заказчиком администрацией городского округа - город Галич Костромской области на поставку каменного угля в количестве 9 000 тонн Доводы представителя администрации о том, что функция по созданию нормативного запаса топлива до начала отопительного сезона 2010-2011 годов возложена на ООО «Галичская управляющая организация» судом во внимание не принимаются, так как противоречат исследованным в суде доказательством и материалам дела. ООО «Галичская управляющая организация « является ресурсо снабжающей организацией, а также исполнителем по договору на оказание услуг по теплоснабжению, по которому ООО «ГУО» обязуется предоставлять услуги по теплоснабжению, а потребитель обязуется оплатить предоставленные услуги. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ N° 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Суд приходит к выводу, что со стороны администрации городского округа - город Галич Костромской области не принято должных мер к своевременному заключению договора на поставку топлива. В конце сентября - начале октября каждого года начинается отопительный сезон - до этого времени администрация имела возможность предпринять определенные меры, которые бы обеспечили своевременность заключения договора поставки твердого топлива. Бездействие органов местного самоуправления г. Галича, нарушает право граждан на качественную, своевременную, бесперебойную, в необходимых объемах поставку коммунальных услуг, что может повлечь перебои с поставкой теплоэнергии и в свою очередь может привести в условиях осеннее - зимней эксплуатации к чрезвычайной ситуации, к реальной угрозе жизни и здоровью граждан, к возникновению аварийных ситуаций в системе теплоснабжения. Руководствуясь ст. 206 ГПК РФ суд считает, что должен быть установлен срок для исполнения необходимых мероприятий. С учетом разумности суд считает возможным установить его до 20 января 2011 года. На основании ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (в редакции от года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6 ФЗ «О теплоснабжении» от 27.07.2010 года № 190-ФЗ, руководствуясь ст.ст.12,173,198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Признать незаконными бездействие администрации городского округа - г. Галич Костромской области, выразившееся в неисполнении требований п. 4 ч. 1 ст. 16 ФЗ № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 г. № 190 - ФЗ, в части несоздания нормативных запасов топлива (угля, дров) до начала отопительного сезона 2010- 2011гг. в размере 70% от потребности. Обязать администрацию городского округа - город Галич Костромской области в срок до 20 января 2011 года принять организационно- хозяйственные меры к созданию установленных законодательством запасов топлива в размере 70%, от необходимых запасов для потребности оставшейся части отопительного сезона. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение 10 дней с момента получения решения в окончательной форме. Федеральный судья Е.В.Воронцова