Дело № 2-33/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 8 февраля 2011 года Галичский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Лыткиной А.Н., при секретаре Сухаревой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудрявцевой Антонины Николаевны к ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области о признании неправомерным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, и возложении обязанности назначения досрочной трудовой пенсии по старости, установил: Кудрявцева Антонина Николаевна - учитель химии и биологии МОУ Пронинская средняя общеобразовательная школа Галичского муниципального района - <дата> обратилась в комиссию по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по гор. Галичу и Галичскому р-ну Костромской обл. с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако решением указанной комиссии от <дата> -- в назначении данной пенсии Кудрявцевой А.Н. отказали. При этом комиссией не были приняты к зачёту в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, период её работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ <данные изъяты> с <дата> по <дата>, периоды нахождения в учебных отпусках: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, а также все имевшие место отпуска без содержания и день семинара <дата>. Не согласившись с указанным выше решением комиссии ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по гор. Галичу и Галичскому р-ну, Кудрявцева А.Н. обратилась с иском в суд. Она просила признать решение комиссии об отказе в назначении досрочной пенсии от <дата> неправомерным, включить в трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости, указанные выше период её работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ <данные изъяты>, а также периоды нахождения в учебных отпусках, и возложить на Управление Пенсионного фонда по гор. Галичу и Галичскому р-ну обязанность назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с даты обращения за её назначением. В обоснование требований сослалась на то, что с выводами комиссии Пенсионного фонда не согласна, считает исключение указанных периодов работы из льготного стажа неправомерным. В судебном заседании истец Кудрявцева А.Н. уточнила заявленные требования, просила включить в специальный стаж период работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ <данные изъяты> с <дата> по <дата>. Включение в спецстаж периодов нахождения в учебных отпусках: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> истец из заявленных требований исключила, пояснив, что данные учебные отпуска имели место при получении ею второго высшего образования, в настоящее время доказательствами, в достаточной степени подтверждающими, что эти отпуска оплачивались, она не располагает. Кудрявцева А.Н. считала, что ей необоснованно не включили в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, период её работы в должности секретаря ВЛКСМ <данные изъяты>. По ранее действующему законодательству данная работа включалась в педагогический стаж. Работая секретарём ВЛКСМ училища, она фактически осуществляла педагогическую деятельность: руководила рядом кружков, вела воспитательную работу среди учащихся, занималась с отстающими учениками, организовывала внеклассные мероприятия и спортивные соревнования, периодически дежурила по общежитию, контролировала дисциплину и т.п. По совместительству при этом вела ряд учебных часов, поскольку имела высшее образование. Она (Кудрявцева) считает, что период работы в должности секретаря ВЛКСМ <данные изъяты> должен быть включён в специальный стаж. С учётом спорного периода её педагогический стаж по состоянию на <дата> - день обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии - составляет более требуемых 25 лет. Представитель ответчика Кузнецова Ирина Борисовна-ведущий специалист-эксперт (юрисконсульт) ГУ-Управление ПФ РФ по гор. Галичу и Галичскому р-ну, действующая по доверенности, исковые требования Кудрявцевой А.Н. не признала, пояснив, что при определении права на досрочную пенсию по основаниям подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» используются Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утверждённые Постановлениями Правительства РФ от 06.09.1991 года № 463, от 22.09.1999 года № 1067 и от 29.10.2002 года № 781. Должность «секретарь комитета ВЛКСМ» данными Списками не предусмотрена. Таким образом, период работы Кудрявцевой А.Н. секретарём комитета ВЛКСМ <данные изъяты> с <дата> по <дата> не подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность. На момент обращения Кудрявцевой А.Н. в Пенсионный фонд - <дата> - её стаж, дающий право на назначение названной выше пенсии, составил <данные изъяты>, поэтому она права на досрочную пенсию не имеет. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск Кудрявцевой А.Н. обоснованным и подлежащим удовлетворению. Согласно ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ (в ред. от 27.07.2010 года) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 данного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Пунктом 2 указанной правовой нормы предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В настоящее время действуют Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённые Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (в редакции Постановления Правительства от 26.05.2009 года № 449). В разделе «Наименование должностей» этого Списка должность секретаря комитета ВЛКСМ не указана. Не предусматривалась эта должность и действовавшими до 1 января 2002 года нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Вместе с тем, как считает суд, требования Кудрявцевой А.Н. о включении периода её работы с <дата> по <дата> в должности секретаря комитета ВЛКСМ <данные изъяты> в специальный стаж для назначения пенсии оснований не лишены. В силу ч.1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Как следует из ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации. В основе международно-правовых стандартов в сфере образования и труда учителей лежат равенство всех перед законом, равенство прав на социальное обеспечение, равное внимание к улучшению материальных условий преподавательского персонала. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Ранее, в период работы Кудрявцевой А.Н. с <дата> по <дата>, пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения назначались по Перечню учреждений, организаций и должностей также учителям и другим работникам просвещения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет (Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»). Согласно подп. «а» п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого указанным выше Постановлением Совета Министров СССР, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. Данная работа подлежала включению в стаж при определённом условии. В силу п.4 названного Положения период работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в указанном выше Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П, а также в ряде его определений, ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.18 и ч.1 ст.55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Законодатель же не принял мер для создания правовой определённости, в результате чего педагогические работники, в том числе и Кудрявцева А.Н., не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа периоды работы в должности секретаря комсомольской организации. С учётом этого обстоятельства и исходя из приведённой выше правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации спорный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, при условии соблюдения правила зачёта, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию. Из дела усматривается, что Кудрявцева А.Н. имеет два высших педагогических образования. Её педагогический стаж без времени работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ составил <данные изъяты>, то есть не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии. Таким образом, суд приходит к выводу, что истец имеет право на зачёт периода работы с <дата> по <дата> в спецстаж. То обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о её (Кудрявцевой) праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило её в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать права последней. Иное толкование и применение пенсионного законодательства, по мнению суда, повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение. При изложенных обстоятельствах суд приходит к твёрдому выводу, что у Кудрявцевой А.Н. возникло право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку стаж её педагогической работы, засчитанный ответчиком (23 года 11 месяцев 25 дней), с учётом спорного периода работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ ССПТУ-23 (1 год 6 месяцев 15 дней), составляет более 25 лет. Такая пенсия должна быть назначена Кудрявцевой А.Н. с момента обращения с заявлением о её назначении, то есть с <дата>. На основании ст.ст.19,39 Конституции Российской Федерации, ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ (в ред. от 27.07.2010 года) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», руководствуясь Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П, ст. ст.12.198 ГПК РФ, суд решил: Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области от <дата> -- в части невключения Кудрявцевой Антонине Николаевне в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода работы с <дата> по <дата> в должности секретаря комитета ВЛКСМ <данные изъяты>, и в части отказа Кудрявцевой А.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости - признать неправомерным. Включить Кудрявцевой Антонине Николаевне в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период её работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ <данные изъяты> с <дата> по <дата>. Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области назначить Кудрявцевой Антонине Николаевне с <дата> досрочную трудовую пенсию по старости по основаниям подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Взыскать с ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по городу Галичу и Галичскому району Костромской области в пользу Кудрявцевой А.Н. государственную пошлину в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение 10 дней. Судья А.Н.Лыткина